Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 марта 2019
«Познай свою страну»

«Познай свою страну»

Проблемы, которые решал в XIX веке Н.Н. Страхов, актуальны и сегодня
Николай Головкин
28.10.2018
«Познай свою страну»

28 октября – 190 лет со дня рождения выдающегося русского философа, литературного критика, публициста Н.Н. Страхова.

Есть мыслители, у которых надо не искать готовых решений, но учиться самостоятельному поиску верных ответов на самые трудные вопросы. Николай Николаевич Страхов (1828 — 1896) занимает среди этих мыслителей почётное место. Ему принадлежит неоспоримо важная роль в формировании духовной атмосферы России второй половины XIX века.

Страхов был широко известен читающей России как публицист, оригинальный философ и литературный критик патриотического и почвенного направления мысли, тонкий ценитель художественного слова.

Он был близким другом и обстоятельным собеседником лучших умов России XIX столетия: Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.А. Фета (редактировал его стихотворения и переводы немецких философских работ).

Весь цвет русского общества был в переписке со Страховым: Д.И. Менделеев и В.П. Боткин, И.А. Аксаков, Н.Я. Данилевский, В.В. Розанов, В.С. Соловьёв, десятки известных имён.

Страхов много сил и энергии отдавал увековечиванию памяти своих друзей. Он организовал издание первого собрания сочинений А.А. Григорьева (1876), написав к нему вступительную статью. Николай Николаевич издал первую биографию Ф.М. Достоевского. Его перу принадлежат также воспоминания о Ф.М. Достоевском и Л.Н. Толстом.

Страхов считал, что у России свой, отличный от западноевропейского, путь развития, поэтому брать Запад за образец не стоит.

Он не побоялся резко критически отозваться о Герцене, «идоле передовой интеллигенции». Николай Николаевич саркастически называл его «отчаявшимся западником», который в итоге, оказавшись на Западе, превратился, подобно многим западникам, в «нигилистического славянофила».

Страхов критиковал и автора романа «Что делать?» Чернышевского.

Девизом жизни Николая Николаевича было знаменитое изречение античной философии: «Познай самого себя». Он данное выражение перефразировал как «Познай свою страну».

Удивительно, но в наше время перед российским обществом стоят те же философские и нравственные проблемы, проблемы воспитания и образования – в глубоком смысле основ народного бытия, — что и во второй половине ХIХ века, на которые обращал внимание Страхов.

Сейчас его труды изучают не только в России, но и во многих других странах — США, Канаде, Китае.

* * *

Николай Николаевич Страхов родился в Белгороде в семье священника. Его отец был высокообразованным человеком, магистром Киевской Духовной академии, преподававшим словесность в белгородской гимназии.

Когда отец внезапно умер, маленького Николая стал воспитывать дядя со стороны матери, также высокообразованный представитель русского духовенства. Переехав к нему в Кострому, будущий русский философ в 1840-1844 годах учился здесь в духовной семинарии, ректором которой был дядя.

«С детства я был воспитан, – читаем мы в воспоминаях Страхова, – в чувствах безграничного патриотизма, я рос вдали от столиц, и Россия всегда являлась мне страною, исполненной великих сил, окружённою несравненно славою: первою страною в мире, так что в точном смысле благодарил Бога за то, что родился русским».

И далее: «Поэтому я долго потом не мог даже вполне понимать явлений и мыслей, противоречащих этим чувствам; когда же я, наконец, стал убеждаться в презрении к нам Европы, в том что она видит в нас народ полуварварский и что нам не только трудно, а просто невозможно заставить его думать иначе, то это открытие было мне невыразимо больно, и боль эта отзывается до сегодня. Но я никогда и не думал отказываться от своего патриотизма и предпочесть родной земле и её духу – дух какой бы то ни было страны».

…В 1858 году он знакомится с замечательным русским поэтом, литературным критиком и мыслителем почвеннического направления мысли А.А. Григорьевым, а уже в следующим году с вернувшимся из ссылки Ф.М. Достоевским.

В 1861 году Фёдор Михайлович вместе со своим братом Михаилом и А.А. Григорьевым начали издавать журнал «Время», в который был приглашён и Страхов. Он отвечал сразу за два отдела — философский и естественнонаучный.

* * *

Как тонкий литературный критик, Николай Николаевич отличался, по справедливой оценке Василия Розанова, исключительной чуткостью ко всякому новому и талантливому слову в художественной литературе и общественно-политической мысли, а также редким умением отделять вечные ценности от преходящих.

В 1867 году Страхов редактировал «Отечественные записки». Здесь он напечатал одну из своих лучших статей – о романе Достоевского «Преступление и наказание».

В 1869-1871 годах Николай Николаевич редактировал журнал «Заря», где в 1869 году опубликовал знаменитую работу Н.Я. Данилевского «Россия и Запад».

Именно он открыл Толстого как уникального русского писателя. Там же, в «Заре» была опубликована статья Страхова о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «...Он станет настольною книгою каждого образованного русского, классическим чтением для наших детей», — так писал о романе Толстого Страхов.

В результате между двумя этими русскими мыслителями возникла активная переписка, которая привела позже к их личному знакомству. Сам Лев Николаевич признавал, что именно Страхов лучше, чем кто-либо, понимает его сочинения.

* * *

Значительное место в широком спектре научных интересов и направлений деятельности Страхова занимала философия.

Его философия — это философия традиции и здравого смысла. Страхов — настоящий нравственный подвижник, отстаивавший христианские ценности и протестовавший против радикализма во всех сферах жизни.

По оценке Страхова, «философия между науками есть самая высокая и трудная», она соединяет элементы строгой науки и поэтического вдохновения, что особенно занимало Страхова-литературоведа.

В книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания Николай Страхов называл религию, критикуя современный ему материализм, спиритизм.

В своей статье «Справедливость, милосердие и святость» Страхов рассуждает о том, что справедливость есть необходимый минимум, без которого невозможна жизнь человека. Справедливость, милосердие и святость — это три ступени нравственного развития человека, и до последней из них дано дойти очень немногим.

* * *

У Страхова мы находим – в таких работах, как «О наглядно-звуковом методе обучения грамоте» («Русская школа», 1897), «Задачи и приемы обучения чтению» («Народное Образование», 1897), «О письменных упражнениях при начальном обучении» («Церковно-приходская школа», 1898) и других, – критику современной ему педагогики, рассматривавшей процесс обучения механически. 

Учебные заведения, считал Страхов, подобны машине, в которой всё задано и рассчитано: определены предметы для изучения, методы преподавания, время для каждого предмета... В эту машину, «заводимую посредством жалованья и других подобных средств», вводятся, в необходимом объёме, материал, ученики. Через известное время из учебного заведения должны выйти ученики, получившие определённые навыки и знания.

В основе такой педагогики, справедливо считал Страхов, лежит некая концепция человека, в которой «живые души рассматриваются как однородный сырой материал». Она не учитывает индивидуальность каждого учащегося. В этой педагогической антропологии сознание человека рассматривается как пассивный результат внешних воздействий механистического подхода к личности.

Человек же, по мнению Страхова, обладает способностью к саморазвитию, избирательному восприятию внешних воздействий. Прежде чем стать членом общества, он должен пройти процесс социализации, сформироваться как личность. Человека необходимо воспитывать, образовывать, и сложность состоит в том, что результат трудно предугадать и почти невозможно исправить.

* * *

С именем Страхова связан тот период в становлении русского самосознания, который был назван почвенничеством.

Сам он никогда не спорил с теми, кто считал его представителем почвенничества и славянофильства, при этом, правда, делая следующую, весьма показательную оговорку:

«Всякого славянофила подозревают в том, что он сочувствует деспотизму и питает ненависть к иноземцам. И вот я хочу сказать, что я, как бы ни был грешен в других отношениях, от этих грехов свободен».

Свою мировоззренческую позицию Страхов наиболее последовательно выразил в книге «Борьба с Западом в русской литературе» (1883). Основной объект его критики – европейский рационализм («просвещенство»), который он определял как культ рассудка и преклонение перед естествознанием. Итогом подобного «идолопоклонства» становятся мировоззренческие догмы, далёкие от какой бы то ни было подлинной научности. К такого рода идеологиям Страхов относил, прежде всего, материализм и утилитаризм.

Его яростная борьба против идей «просвещенства», которую он, называл «борьбой с Западом» роднит Страхова с Ф.М. Достоевским, Ф.И. Тютчевым, Н.Я. Данилевским, К.Н. Леонтьевым, В.В. Розановым...

«На святой Руси, – писал Страхов, – никогда этого не будет; ни французская мода, ни немецкий прогресс никогда не будут у нас иметь большой власти и серьёзного значения. Не такой мы народ, чтобы поверить, что глубокие основы жизни могут быть сегодня открыты, завтра переделаны, послезавтра радикально изменены».

В своей критике рационалистического Запада Страхов опирался на теорию культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, изложенную в книге «Россия и Европа». В этой теории Страхов справедливо видел блестящее научное и философское опровержение европоцентризма.

Единственным противоядием против заразы «просвещенства», по мнению Страхова, является живое соприкосновение с родной почвой, с народом, сохранившим в своём быту здоровые религиозно-моральные начала.

«Наше время, — отмечает он в одной и своих статей, — поражает… оскудением идеала… уже почти полвека в умственной жизни Запада явственно обнаружилось, и всё более обнаруживается, отсутствие руководительных начал… Определённого идеала развития, твёрдого сознания целей нет в Европе, и она мечется… она приходит к сознанию, что вовсе потеряла дорогу».

Страхов поднимает вопрос о духовной самобытности нашей Отчизны, считает необходимым изменить суть просвещения в России, проникнуться тем духом, который искони живёт в нашем народе, который и даёт то самое «направление государственному кораблю, несмотря на ветреность кормчих и капитанов».

«Нам не нужно искать каких-либо новых ещё не бывалых на свете начал, – пишет он по этому поводу, – нам следует только проникнуться тем духом, который искони живёт в нашем народе и содержит в себе всю тайну роста, силы и развития нашей земли».

Страхов явился своего рода передаточным звеном между позднейшими славянофилами и деятелями русской религиозной философии начала ХХ века, так называемого русского религиозного ренессанса: В. Розанов, Н. Бердяев, В. Эрн, С.Н. Булгаков, отец Павел Флоренский и другие.

Расцвет почвенничества был одним из важнейших этапов развития России нового времени, ознаменовавшим решающий переход от славянофильства (имевшего огромную духовно-историческую ценность, но ещё не изжившего «общечеловеческие» иллюзии) к самоутверждению русского духа на национальной почве.

За прямое, страстное и плодотворное участие в осуществлении этого поворота Николай Николаевич Страхов ненавистен врагам России по сей день.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр
12.11.2018 14:20
Славянофилы конечно сделали великое дело, что пошли в народ и стали записывать сказки, песни. Мало кто до них это делал. Вот это реальное, что от них осталось. Правда потом было много переиначено.
Тузик
02.11.2018 14:12
"Прежде чем стать членом общества, он должен пройти процесс социализации, сформироваться как личность. Человека необходимо воспитывать, образовывать, и сложность состоит в том, что результат трудно предугадать и почти невозможно исправить." - золотые слова! Вот только кто в государстве этим озаботится, и как это осуществить, хотя бы для значимого числа детей?
"«На святой Руси, – писал Страхов, – никогда этого не будет; ни французская мода, ни немецкий прогресс никогда не будут у нас иметь большой власти и серьёзного значения. Не такой мы народ, чтобы поверить, что глубокие основы жизни могут быть сегодня открыты, завтра переделаны, послезавтра радикально изменены»" - а вот это, к сожалению, далеко не так оказалось. Триста лет смотрения в рот Западу, попыток "вписаться в цивилизованный мир", забвения собственного культурного кода - и мы видим то, что нас окружает. И, к сожалению, глобальный характер влияния на умы и мозги - оставляет ли нам хоть единый шанс устоять, без опускания реального " железного занавеса", а не выдуманного Черчиллем? Да и где те пласты народного сознания, на которые можно было бы опереться в отстаивании нашей самости?
Рус
01.11.2018 17:15
Нужно дать простое и чёткое определение справедливости:
Справедливость — это политика государства и деятельность гражданского общества, направленные на искоренение эксплуатации «человека человеком», путём построения культуры, в которой устройство психики большинства выражает человеческие качества вида Человек разумный, то есть — необратимо человечный тип строя психики (на наш взгляд — для человечного строя психики — нормально, если врождённые рефлексы и инстинкты являются основой, на которой строится разумное поведение, выбирающее какие программы психики отрабатывать в зависимости от советов совести; нормально, когда интуиция предоставляет информацию, которую возможно понять посредством интеллектуальной деятельности и опять-таки направить по-совести на благо. То есть для человечного строя психики нормально, когда в его иерархии совесть, выше интуиции, интуиция всегда выше разума, разум выше привычек и инстинктов, а все вместе они обеспечивают пребывание человека в ладу с биосферой Земли, Космосом и Богом.) будет достигаться всеми как единственно и безальтернативно нормальный к началу юности. Справедливость обеспечивает в обществе безусловную возможность для каждого члена общества реализовать свою судьбу (человеческий потенциал) наилучшим образом .
Рус
01.11.2018 17:09
К сожалению Страхов был инфицирован идеалистическим атеизмом. Атеизм идеалистический — формальное признание бытия Божия на словах, сочетающееся с подменой представлений о Боге истинном, едином для всех живущих на Земле Творце и Вседержителе, который есть, той или иной мистификацией, фальсификатом, тем богом, которого нет в действительности. (Данное явление характерно для земных церковных иерархий.)
Рус
01.11.2018 17:05
Русский вариант глобализации — это глобализация не «для русских», а вариант глобализации для всех, предложенный русскими людьми, которые хотят всем миром жить честно.
В отличии от господствующего варианта глобализации и восточных альтернатив , которые предлагаются с уровня различных мировых политических кругов, Русский вариант предлагается с уровня общественной инициативы — той части народа, которая осознавая объективность процесса глобализации и субъективность его управления — на основе главенства совести при принятии решений занимается разработкой и реализацией этого варианта в жизнь.

Эта альтернатива основывается на следующих принципах:

1) сохранение экологического баланса биосферы,

2) удовлетворение демографически обусловленных потребностей людей,

3) доступность высокого образования и любого знания для выходцев из всех социальных групп,

4) исключение эксплуатации человека человеком,

5) возможность реализовать индивидуальный познавательно-творческий потенциал, самоактуализироваться,

6) мирное сосуществование разных народов и культур, построенное на принципах конструктивного диалога.
Правильно писали товарищи
28.10.2018 14:02
Бороться надо с Европой, а не с Азией. Из Европы на Русь приходит всё плохое, а из Азии всё хорошее.

Эксклюзив
16.03.2019
Кристиан Д. де Фулуа
О легитимности признания республики размышляет известный французский политик.
Фоторепортаж
10.03.2019
Мария Максимова
В музее храма Христа Спасителя открылась выставка «Святая гора и сокровенная Россия».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».