Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 марта 2019
«Пора сказать, что разбойники взяли власть…»

«Пора сказать, что разбойники взяли власть…»

Пророчества священномученика Философа Орнатского
Владимир Малышев
31.08.2018
«Пора сказать, что разбойники взяли власть…»

«Жизнь как подвиг». Так называется выставка, посвященная протоиерею Философу Орнатскому, которая открылась 29 августа у Казанского собора в Санкт-Петербурге в связи со 100-летием со дня мученической кончины выдающегося церковного и общественного деятеля, протоиерея Философа Орнатского и его сыновей – Бориса и Николая, расстрелянных большевиками в 1918 году в Петрограде. В 2000 году о. Философ был причислен Русской православной церковью к лику святых.

На выставке представлен уникальный материал, собранный из фондов шести российских архивов и библиотек, а также документы, фотографии и рукописи, переданные потомками отца Философа. Экспозиция насчитывает свыше 100 документов, многие из которых никогда ранее не публиковались. На открытии присутствовали составитель экспозиции Валерий Филимонов, видные общественные деятели, историки, представители православных организаций и местных властей.

Философ Николаевич родился в семье священника на погосте Новая Ёрга, Новгородской губернии в 1860 году. Окончил Кирилловское духовное училище, а затем духовную семинарию и – с блестящими успехами – Санкт-Петербургскую Духовную академию. По окончании Академии в числе лучших студентов был оставлен в Петербурге, и, по ходатайству принца Ольденбургского, определен на вакансию священника в церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» детского приюта.

С первых дней служения он заслужил всеобщее уважение. Как отмечают его биографы, «неподдельная детская вера молодого священника, его нелицемерная любовь и сострадание к ближним поражали окружающих, его слова согревали души человеческие».

Вскоре отец Философ был назначен настоятелем вновь возведенного храма во имя преподобномученика Андрея Критского, где прослужил более 20 лет. Здесь он произнес дивное «Слово о значении святого храма в жизни христиан», которое много раз потом переиздавалось многотысячными тиражами. «Церковь, – проповедовал отец Философ, – лучшей представительницей которой является часть ее, посещающая свой храм, составляет душу и сердце русского народа. Она есть его родная мать, помощница и наставительница его. В ней почерпал он силы для перенесения горя и страданий, ею воодушевляем и благословляем был на все великое…».

Отец Философ принимал активнейшее участие в общественной жизни города. Был гласным от духовенства Петербургской городской Думы, членом думских комиссий по народному образованию и благотворительности. В течение 26 лет был председателем петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Участвовал в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен; его неутомимыми стараниями в Петербурге и окрестностях было возведено 12 замечательных храмов.

В качестве председателя комитетов по строительству этих церквей отец Философ распоряжался огромными деньгами, но при этом сам жил очень скромно, давал частные уроки, чтобы прокормить большую семью – у него было десять детей.

Напряженные усилия немало отражались на его здоровье, но об этом никто не знал, все всегда видели отца Философа бодрым и радостным, благодарившим Бога за всё.

Он отлично понимал силу печатного слова в борьбе за души людей, особенно на переломе исторических эпох, и писал: «Когда сняты были замки и опоры с печатного слова, из тюрьмы духа вырвались на улицу ядовитые, удушливые газы; из источников хлынули не кристальные воды горных ручьев, а гнилостные помои городских клоак…». Был редактором и цензором ряда петербургских духовных журналов, таких как «Санкт-Петербургский Духовный вестник», «Отдых христианина», «Православно-Русское слово» и др.

Во время революции 1905 года отец Философ призывал рабочих Нарвского района — места особой активности революционных пропагандистов — к верности императору Николаю II. Был одним из ближайших сподвижников митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского).

Узы духовной дружбы связывали его и с патриархом Тихоном. Почти двадцать лет он был духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания.

В 1913 году отец Философ был назначен настоятелем Казанского собора, где находился знаменитый список с чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Это также еще и собор русской воинской славы, в котором находится могила полководца Михаила Кутузова. Собор часто посещали члены императорской семьи, для которой было устроено особое царское место.

А когда началась Первая мировая война, отец Философ неоднократно выезжал в районы боевых действий, сопровождая транспорты с вещами и продуктами для воинов, горячо молился за победу русского оружия. Отдал свою квартиру под лазарет для раненых солдат, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение.

(Кстати, в то время под солдатский лазарет сам Николай II отдал Зимний дворец. И когда в октябре 1917 года его штурмовали революционеры-большевики, то к своему удивлению обнаружили в нем, кроме Временного правительства, и раненых солдат на койках).

В армии служили все взрослые дети церковного иерарха. А в Казанском соборе собирали средства для помощи фронту, был организован сбор теплых вещей, женщины шили белье для воинов.

Пророческие предупреждения

В Петрограде отец Философ Орнатский был одним из самых уважаемых священнослужителей, во время его проповедей храм всегда был полон верующих, которые, затаив дыхание, внимали каждому его слову. Он обладал великим даром духовного утешения. Его появления всегда с нетерпением ждали в лазаретах и приютах, богадельнях и тюрьмах. Везде, где появлялся этот замечательный пастырь, царила атмосфера благожелательности и мира.

Еще в 1894 году отец Философ, обращаясь к образованной части общества, предостерегал: «Смотрите: вот, жизнь христианская расшатывается в самых ее устоях. Религия и вера объявляются отжившими свой век, на место Бога люди ставят человечество и служением ему хотят заменить служение Богу. Мир духовный объявляется несуществующим, и Ангелы добрые и злые, о которых прямо и решительно свидетельствует Святое Писание, признаются только нашими понятиями о добром и злом… Находятся люди, которые брак не признают союзом нравственным, заключаемым для обоюдного спасения мужа и жены и христианского воспитания детей, но обращают в простую сделку ради чувственных наслаждений и выгоды…

В то время как мы спали духовно, устремляясь, кто на село свое, кто на куплю свою, враг рода человеческого уловлял в свои сети простодушных и, указывая им на наши слабости, распалял их ненавистью к нам. И вот мы стоим лицом к лицу с врагом, который через наших же плененных греху собратий наносит нам раны».

И далее следуют такие слова: «Нам предстоит борьба подлинная не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Воспоминания внучки

В Санкт-Петербурге до сих пор живет внучка священномученика Татьяна Константиновна Орнатская. Она окончила в Ленинграде Политехнический институт, многие годы работала инженером, а потом – программистом, а сейчас на пенсии. Когда рухнул СССР, и открылись архивы, она стала собирать документы, восстанавливать историю жизни своего знаменитого предка. Как она сообщила «Столетию», имя отца Философа в советские времена упоминать было опасно, сама же она узнала, кто на самом деле был ее дед, только после краха СССР, когда родственники из Канады стали разыскивать потомков отца Философа в России. Бабушка, которая умерла во время блокады, бережно хранила его вещи, однако в войну многое было утрачено. Но кое-что все-таки осталось. Есть семейные иконы: Философ и Елена, святые всех детей. Сохранился крестик, медальоны со святыми, иконочки тех времен. Однако личных вещей отца Философа не сохранилось.

«Особое чувство я испытала, – говорит Татьяна Константиновна, – когда в первый раз присутствовала на службе в Казанском соборе. Он тогда только открылся, большую часть еще занимал устроенный там в советские времена музей атеизма, но службы уже начали совершать. Иконостаса не было, не было преграды, все открыто взору. А каменный пол и ступени, ведущие на солею, старые… Я представила, как дедушка ходил по этим камням, входил в алтарь. И мне было страшно смотреть…».

Трагедия революции

Когда в России грянула революция, для Русской церкви наступили трагические времена. Во времена СССР скрывалось, что насильственное насаждение большевиками в стране безбожного атеизма и варварский разгром церквей вызвали ожесточенное сопротивление верующих и священнослужителей, которое было подавлено только беспощадным террором. Многие, в их числе и Философ Орнатский, за свою веру взошли на Голгофу. Особенно упорным сопротивление было в Петрограде. 13 января 1918 года в Александро-Невскую лавру – цитадель православия – прибыл отряд вооруженных матросов и солдат, которые предъявили бумагу за подписью народного комиссара Коллонтай, где объявлялось об ее реквизиции.

Возмущение было всеобщим.

Состоялось многолюдное собрание духовенства всех приходов Петербурга, на котором настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский внес предложение устроить Крестный ход всех храмов столицы к Александро-Невской лавре. Предложение было единогласно принято.

А когда в Лавру снова прибыл до зубов вооруженный отряд матросов и красногвардейцев, то с колокольни раздался набатный звон, и к монастырю устремились разгневанные толпы народа. Налетчиков разоружили и выпроводили за пределы Лавры. Тут же из Смольного прибыло подкрепление с пулеметами. Раздались выстрелы. Протоиерей Петр Скипетров был смертельно ранен. Однако в Лавру прибывали все новые толпы верующих, а рабочие Стеклянного и Фарфорового заводов заявили, что будут ее защищать до последней возможности. Растерявшимся большевикам пришлось снять пулеметы и ретироваться.

20 января к Александро-Невской лавре потянулись крестные ходы от всех столичных церквей. По подсчетам прессы, численность верующих доходила до полумиллиона человек. К часу дня около 200 шествий слились в один Крестный ход. На Лаврской площади перед несметной толпой митрополит Вениамин прочитал воззвание патриарха Тихона. Был совершен молебен, пел весь народ. Затем величественный Крестный ход направился по Невскому проспекту к Казанскому собору при непрерывном пении. Огромная Казанская площадь была заполнена народом. Слезы текли по лицам людей. Многие опускались на колени.

Перепуганные большевики укрылись в Смольном. По указанию Бонч-Бруевича по всем улицам города было разбросано извещение от ЧК, что патрулям предписано везде поддерживать порядок и немедленно арестовывать тех, кто обнаружит намерение помешать Крестным ходам. Так мудрое предложение отца Философа Орнатского о проведении всегородского Крестного хода помогло сплотиться верующим и почувствовать свою силу.

Расправа

Однако, временно отступив, большевики и не думали отказываться от своего намерения разгромить Русскую православную церковь. Был издан декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Начались жестокие репрессии. У стен Киево-Печерской лавры был расстрелян митрополит Киевский и Галицкий Владимир. А отец Философ в те дни бесстрашно обличал:

«Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души — Святая Церковь… На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать…».

Таких дерзких речей Орнатскому новая власть простить не могла. 19 июля 1918 года (по старому стилю) поздно вечером в доме священника раздался звонок. «Мы сели ужинать, мой отец и мать, три моих брата», — вспоминала Лидия Философовна, дочь Орнатского. — Раздался звонок, и в дверях появились вооруженные матрос и два красноармейца. Матрос приказал сделать обыск; обыск был поверхностный. Затем предложили отцу ехать с ними, пообещав, что он скоро вернется. Старший брат Николай — военный доктор, сам вызвался сопровождать отца. Тогда матрос обратился ко второму брату, Борису, тоже офицеру, чтобы и он ехал с ними».

К утру они не вернулись. Верующие возмутились, у Казанского собора собрались тысячи прихожан, которые с пением молитв и хоругвями направились к зданию ЧК на Гороховой улице. Там приняли делегацию и уверили, что отец Философ и его сыновья будут скоро освобождены.

На другой день обеспокоенная дочь отправилась в комиссариат, чтобы выяснить судьбу отца и братьев. Там ей сказали, что «никаких Орнатских не знают». Выйдя из здания, Лидия вдруг услышала за своей спиной тихий голос: «Сестра Орнатская, идите, слушайте и не оборачивайтесь: ваш отец и братья были здесь, и теперь увезены и расстреляны в числе других арестованных на одной из дамб Финского залива…».

Судя по всему, священника вместе с сыновьями расстреляли в первую же ночь после ареста безо всякого суда. Такого авторитетного пастыря, имеющего громадное влияние на сотни тысяч жителей города, им надо было уничтожить в первую очередь. Казнь была произведена в глубокой тайне. Место расстрела неизвестно до сих пор. По одной из версий, их расстреляли на бетонном молу в Стрельне под Петроградом, а трупы палачи потом сбросили в воды залива. До нас дошло свидетельство водителя, перевозившего по приказу чекистов арестованных к месту казни. Начальник расстрельной команды спросил отца Философа: «Кого расстреливать первым – тебя или сыновей?». Батюшка ответил: «Сыновей».

Вместе с отцом Философом и его сыновьями Николаем и Борисом были тогда расстреляны 30 петроградских офицеров, верных Отечеству. Перед началом казни отец Философ утешал павших духом сомучеников, и кротко произнес: «Ничего, к Господу идем. Вот, примите мое пасторское благословение и послушайте святые молитвы».

И, став на колени, начал спокойным, ровным голосом читать отходную…


Специально для "Столетия"


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 90 найденных.
ort- Гевара
15.11.2018 17:56
Гевара 15.11.2018 0:40 в процентном отношении восемьдесят процентов человечества сплошное болото.////
---------------------------

Как верующий и признающий первородный грех человечества- согласен с Вами. Но Вам известно, где и когда ещё такое было, чтобы в мирное время и без стихийных бедствий правители сами разделили свою страну ( причём богатейшую страну в мире !) и народ смолчал ?
Гевара
15.11.2018 0:40
ort
01.10.2018 13:45 маленькая поправка к вашему замечательному комментарию. "..всё-всё-всё, - и это Россия.." Ошибаетесь такое же всё постсоветское пространство --- одним словом болото. Скажу больше в процентном отношении восемьдесят процентов человечества сплошное болото.
ort
01.10.2018 13:45
Распад СССР стал трагедией всемирного масштаба. И виновник этой трагедии - мы все. Нам нечем оправдаться перед историей. И ее возмездие - неотвратимо.

Карикатурные правители, карикатурная независимость, карикатурная демократия, карикатурные зарплаты, карикатурное всё-всё-всё, - и это Россия?!! Разве такая страна способна взять на себя ответственность за судьбы мира, если она оказалась неспособной разумно распорядиться собственной судьбой?

Сирожа
13.09.2018 20:53
/А почему не было кворума? /
Гаспада монархисты носятся с Учредительным собранием, как с писаной торбой. Есть пару моментов, которые ковыряют из комментария в комментарий, с настойчивостью, достойной лучшего применения. "А почему?", "а зачем?" Нет бы обсудили индекс промышленного производства или уровень культуры и образования населения - так нет! "Учредительное собрание", "незаконно пришли к власти"... Можно подумать, что Романовы законно пришли к власти или тот же Ельцин. Так-то если копнуть, то у нас к каждому второму вопросы будут по поводу законности. А самое главное, как-то забывают о том, как белый патриот Колчак поступил с теми же законноизбранными "представителями народа".

/не хотели люди делегировать большевикам право выбора власти/
Не хотели бы - не делегировали. И уж если на то пошло, то УС собиралось для того, чтобы решить форму государственного правления. Однако ВП, не дожидаясь никакого УС, провозгласило республику. При кворуме в 400 депутатов от 700 избравшихся, после ухода ЛЭ и большевиков, осталось 270 депутатов. Они могли напринимать что угодно, однако собрание уже перестало быть легитимным, поэтому караул имел полное право "устать". Более 70% населения проголосовало за социалистические партии и монархистам там ничего не светило. А эсеры? Ну а что эсеры? Был бы Чернов поумнее - пошел бы на коалицию с Лениным и Свердловым, а так - звиняйте, бананов нэма! И еще раз - в октябре к власти пришли не большевики, а Советы!

/утверждает, что большевики начали аресты членов /
Утверждать можно что угодно. Помню в 90-е, пара клоунов, на полном серьезе утверждала, что Ленин - гриб. Незабываемая часовая передача на ТВ))

/даже обозначенный Лениным "кворум” в 400 депутатов было преодолеть вполне возможно./
Викки:
"К наиболее часто применяемым вариантам кворума относятся:
Собрание правомочно рассматривать какие-либо вопросы, если на нём присутствует более половины (или более 2/3) от его состава.

Так что Ленин еще сильно занизил планку.
Сирожа Кобе
13.09.2018 9:43
/Можете себе представить: В.В.Путин своим указом распустил Совет Федерации и Государственную Думу, а через неделю сам отрекся бы от должности президента. Что будет со страной в этой ситуации? Вот так господа монархисты./

Известное дело! Прибегут какие-нибудь навальные-проходимцы, пообещают всеобшие неполживые выборы, выберут через полгода тех же самых болтунов и пока страна по швам трещит, те будут внимательно засЯдать. Напринимают кучу важных и необходимых законов: "О переименовании полиции в милицию", "о смене часовых поясов", "о разрешении дуэли", "о переименовании Волгограда в Царицын"... только большевиков и Ленина уже не будет. Как-то так.
ort
12.09.2018 15:55
ВЕРА ОРТу
11.09.2018 20:55
Я процитировала Ленина. Его фраза наглядно демонстрирует, что большевики власть завоёвывали силой, их власть закреплена на крови народной, что лилась потоками, а не подбирали. Незнание этой ленинской фразы свидетекльствует, что плохо учились и Ленина не читали.\\\\
---------------------------------------

1. Вы что хотите доказать-то ?  То, что в мировой практике принципиальная смена экономического курса и формы собственности происходит "по мирной договорённости " ? Когда и в какой стране такое бывало ?

2. Или может то, что сто-миллионный народ, причём, с оружием в руках был покорён сотней "евреев- большевиков" ?
3. Насчёт того, что кто "процитировал": я вот процитировал Сталина. Вы у Сталина не всё читали. А если серьёзно -дело даже не в том, что ваша писанина гроша ломаного не стоит, пока не приведена ссылка, а в том, что НИКАКОЙ ОДНОЙ ФРАЗОЙ ВЫ СУТЬ ДЕЛА НЕ ПЕРЕЧЕРКНЁТЕ. А суть в следующем: был 25 окт 1917
2-й Съезд Советов, который передал исполнительную власть правительству Ленина.

4. В НАШЕЙ ИСТОРИИ НИЧЕГО ПОДОБНОГО ТАКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕ ВЛАСТИ НЕ БЫЛО С 1613 ГОДА . Разница в одном: в 1613 сначала пришлось выиграть Гражданскую войну , ПРОЛИТЬ МОРЯ КРОВИ и победить интервентов, а в 1917- интервенция с гражданской войной обрушились именно на новую власть. Не было бы этой новой власти с самого начала кризиса - крови было бы на порядок больше.

Всё, успокойтесь ! Тема закрыта.
Коба - Вере
12.09.2018 15:35
Вера это Вы видимо плохо учили В.И.Ленина и историю. В Февральскую буржуазную революцию пролито крови на порядок выше, чем практически бескровную Великую Октябрьску. А уж о Первой русской революции 1905 г., со стрельбой по народу на улицах, баррикадах, после террором властей и говорить не приходится. Кстати, тогда и появились первые Советы, предвестники будущих. В октябре 1917 г. власти царя и аристократии уже не было. Сената и Госдумы тоже, их сам царь рапустил. Конституции провозглашенной республики не было. Не было власти в столицах, а уж что творилось в провинциях и говорить не приходится. Фронт открыт, дезертирство, армия разбежалась по деревням делить землю. Полное безвластие. Хотя нет было беспомощное, растерянное Временное правительство которое не имело реальной власти. Но были Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Они являлись реальной властью, хотя и не юридической в полном смысле этого слова. Большевизация Советов, т.е. процесс завоевания РСДРП(б) большинства в Советах во второй половине 1917 г., протекал особенно активно после Корниловского?мятежа в течение сентября — октября 1917 г. и сопровождался вытеснением из этих органов власти ранее доминировавших в них умеренных социалистов, в первую очередь эсеров и меньшевиков.
В ходе этих процессов к началу Октябрьской?революции большевики добиваются большинства, в первую очередь, в Советах рабочих и солдатских депутатов крупных промышленных городов, получают до 90 % мест в Петросовете и до 60 % в Москве. 17 сентября 1917 г. председателем Президиума Моссовета становится большевик В. П. Ногин, 25 сентября Петросовет возглавляет Л. Д. Троцкий.
Можете себе представить: В.В.Путин своим указом распустил Совет Федерации и Государственную Думу, а через неделю сам отрекся бы от должности президента. Что будет со страной в этой ситуации? Вот так господа монархисты.
Ответ Кобе
12.09.2018 14:24
А почему не было кворума? То, что большевики, поняв, что они в меньшинстве (не хотели люди делегировать большевикам право выбора власти) и им ничего не светит, демонстративно покинули заседание - общеизвестный факт.
Об активном сопротивлении созыву Учредительного собрания известно меньше. Д-р ист. наук,
Л.Г.Протасов в своей работе "Всероссийское учредительное собрание. История рождения и гибели" утверждает, что большевики начали аресты членов избиркомов и избранных депутатов Учредительного Собрания больше чем за месяц до дня открытия (05.01.1918), провозгласив, что не признают депутатской неприкосновенности.
Так, были арестовали члены Всевыборов (Всероссийской комиссии по делам о выборах в Учредительное собрание) – аналога нынешнего Центризбиркома, - в конце ноября 1917-го, когда выборы в Учредительное собрание были ещё в самом разгаре. После этого начались аресты и членов низовых избиркомов. После чего большевики стали сами исполнять обязанности членов этих комиссий. Во главе процесса подсчёта голосов встал Урицкий.
28.11.1917 большевики издали декрет, поставивший партию кадетов вне закона, в тот же день большевики арестовали уже избранных депутатов-кадетов.
16.12.1917 большевиками начались аресты депутатов-эсеров.
На 04.01.1918 большевиками были арестованы известнейшие по всей России люди-депутаты Учредительного Собрания: кадеты – Ф.Ф. Кокошкин (был убит большевиками 07.01.1918 г. в тюрьме), Н.Н. Кутлер, А.И. Коновалов, П.Д. Долгоруков; эсеры - Н.Д.Авксентьев, А.И.Гуковский, П.А. Сорокин.
Всего по данным Протасова на 05.01.1918 было избрано 767 чел. Депутатов-большевиков - 180 чел, депутатов–левых эсеров - от 30 до 40 чел, поставленных вне закона (и потому не могших присутствовааседании) депутатов-кадетов – 15 человек, "украинских” депутатов приехало 10 чел (из 90). Таким образом, 06.012018 на заседание Учредительного Собрания могло прийти 440 депутатов, т.е. даже обозначенный Лениным "кворум” в 400 депутатов было преодолеть вполне возможно.
ВЕРА ОРТу
11.09.2018 20:55
Я процитировала Ленина. Его фраза наглядно демонстрирует, что большевики власть завоёвывали силой, их власть закреплена на крови народной, что лилась потоками, а не подбирали. Незнание этой ленинской фразы свидетекльствует, что плохо учились и Ленина не читали.
Сирожа. часть 2
11.09.2018 17:07
Власть повернулась лицом к народу - анафема! Впервые в истории государство стало представлять интересы простых людей! Анафема? А чо так? Не давали проповедовать? Давали. Таких гонений как в Риме не было. Кто хотел - тот проповедовал. Кто хотел - тот верил. Так в чем дело? Сейчас повторяется ситуация 1917 года. Опять кричат о духовной деградации, опять народ не торт. Доля правды в этом конечно есть, но зачем вы поддерживаете тех, кто делает этот народ не тортом? Зачем вы в телевизоре рядом с ними? Зачем вы все одобрямс? Я вот что-то не помню, чтобы наши духовные отцы, с таким же энтузиазмом, как обвиняют Сталина и Союз, выступали против монетизации льгот, пенсионной реформы, обнуления сберкнижек, повышения налогов... Почему?
P.S. "насаждение протестанства"
Вспомнил. Нашему дорогому государю-императору Николаю II, в каком-то году был представлен доклад о насаждении католичества в нонешней внаукраине и в Белоруссии. Там были цифры, статистика, но сводилось все к тому, что на деревенских жителей оказывает сильное воздействие величественность и монументальность сооружений. Так вот, как я понял, католики не жалели денег на сооружение грандиозных (по тем меркам) костелов, а противостояли им кривые деревянные православные церквушки, причем в количественном соотношении их было на порядок меньше. В конце доклада была сумма, которую необходимо выделить на исправление ситуации. Как водится, никто ничего не выделил. Год был эдак 1900. Результат - налицо. Но это большевики виноваты, что украина плахая. Поэтому если уж и выдвигать какие-либо тезисы, то историю действительно надо учить "вдумчиво и неспешно".
Отображены комментарии с 1 по 10 из 90 найденных.

Эксклюзив
16.03.2019
Кристиан Д. де Фулуа
О легитимности признания республики размышляет известный французский политик.
Фоторепортаж
10.03.2019
Мария Максимова
В музее храма Христа Спасителя открылась выставка «Святая гора и сокровенная Россия».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».