Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 сентября 2019
Поющее сердце Ивана Ильина

Поющее сердце Ивана Ильина

К 60-летию со дня кончины русского мыслителя
Мария Закорецкая
22.12.2014
Поющее сердце Ивана Ильина

Сегодня имя Ивана Ильина стало поминаться часто — не в малой степени в связи с тем, что его теперь цитирует Владимир Путин. Ильина стали даже называть «любимым философом президента». И в связи с этим, разумеется, недоброжелатели Путина стали поносить, перевирать, бессовестно вырывая цитаты из контекста, и обвинять философа во всех возможных грехах, как будто он спичрайтер или советник президента.

Те, кто сегодня вспоминает Ильина, чаще всего цитируют его пророческие суждения, связанные с развитием России, ее местом и ее ролью в мире, духовными поисками, отношениями с Западом. Мыслитель утверждал, что «Россия есть величина, которую никто не осилит, на которой все перессорятся». Тексты, написанные более полувека назад, сейчас звучат невероятно актуально, будто автор чуть ли воочию видел все, что будет происходить с нами сегодня. Но поскольку политико-философские суждения русского мыслителя сегодня повторяются и звучат на самом высоком уровне, а также в СМИ и блогах, хотелось бы обратить внимание на Ильина «лирического».

Мое знакомство с Ильиным началось с книги «Поющее сердце», которую мне подарила одна добрая пожилая женщина. «Книга тихих созерцаний» — так сам автор определил жанр. Я не сразу оценила подарок по достоинству, и несколько лет книга пылилась на полке. Но однажды совершенно явно — почти мистически — ощутила, что хочу ее прочитать. И действительно, почти каждое прочитанное тогда слово очень живо отозвалось в моем сознании, и с тех пор я делюсь этими тихими созерцаниями с теми, кто нуждается в утешении.

Попробуем открыть книгу на любой странице.

«Какою глубиною светятся глаза страдающего человека! Как будто бы расступились стены, закрывавшие его дух, и разошлись туманы, застилавшие его сокровенную личность... Как значительно, как тонко и благородно слагаются черты лица у долго и достойно страдавшего человека!».

И далее: «Как элементарна, как непривлекательна улыбка, если она совсем не таит в себе хотя бы прошлого страдания! Какая воспитательная и очистительная сила присуща духовно осмысленному страданию! Ибо страдание пробуждает дух человека, ведет его, образует и оформляет, очищает и облагораживает... Духовная дифференциация, отбор лучшего и всяческое совершенствование были бы невозможны на земле без страдания. Из него родится вдохновение. В нем закаляется стойкость, мужество, самообладание и сила характера. Без страдания нет ни истинной любви, ни истинного счастья. И тот, кто хочет научиться свободе, тот должен преодолеть страдание.

Страдающий человек вступает на путь очищения, самоосвобождения и возврата в родное лоно — знает он о том или не знает. Его влечет в великое лоно гармонии; его душа ищет нового способа жизни, нового созерцания, нового синтеза, созвучия в многозвучии. Он ищет пути, ведущего через катарсис к дивному равновесию, задуманного лично для него Творцом. Его зовет к себе сокровенная, творческая мудрость мира, чтобы овладеть им и исцелить его. Простой народ знает эту истину и выражает ее словами “посещение Божие”... Человек, которому послано страдание, должен чувствовать себя не “обреченным” и не “проклятым”, но “взысканным”, “посещенным” и “призванным”: ему позволено страдать, дабы очиститься. И все евангельские исцеления свидетельствуют о том с великой ясностью».

Кажется, это та самая книга — которая стала лучшим подарком. И которая может научить, поддержать и хотя бы на какое-то время подарить душевный мир. Да попросту — утешить.

На мой взгляд, «Поющее сердце» вполне достойно включения в школьную программу. Быть может, его даже необходимо в нее включить. Полагаю, что внимательное чтение этой книги будет одинаково полезно всем: и школьникам, и учителям.

«Жизнь несется и проносится в нас, как поток всевозможных ощущений, желаний и страстей; или как множество всяческих забот и занятий; или же как туча пыли, состоящая из разрозненных и ничтожных содержаний. В этом потоке, в этой мгле мы теряем себя и смысл нашей жизни. Нас одолевают, нами овладевают единичные пустяки, лишенные всякого высшего смысла. Пыль жизни засоряет нам глаза и лишает нас верного видения. Нас засасывает болото страстей и особенно тщеславия и жадности. Нам надо непременно освобождаться от всего этого, хотя бы только от времени до времени. Нельзя гибнуть в этом болоте. Нельзя отдаваться этому потоку. Надо иметь минуты и часы для свободного дыхания и созерцания, когда заботы умолкают, повседневные жизненные содержания забываются, и мы освобождаем себя от всего мелкого, слишком человеческого и пошлого. Наши душевные силы,— помыслы, желания, чувствование и воображение,— освобожденные от обыденного и ничтожного, ищут иного, лучшего, обращаются внутрь и сосредоточиваются на том, что составляет самую сущность нашей личности; что есть главное в жизни человека; на том, что священно и светоносно, что определяет самый смысл нашего бытия. И это есть первый шаг к молитве».

Светлая, жизнеутверждающая книга «Поющее сердце» была написана в 1943 г., в тяжелейшее для человечества время. Причем писалась она на немецком языке, а впоследствии автором была создана русская версия. Что интересно, «поющим» сердце стало именно в русском варианте, в немецкой версии оно было «замирающим». На тот момент Ильин находился в Швейцарии — после революции он был вынужден уехать из России, хотя это решение далось ему очень нелегко.

Позже он писал: «Уходят ли от постели больной матери? Да еще с чувством виновности в ее болезни? Да, уходят — разве только за врачом и лекарством. Но, уходя за лекарством и врачом, оставляют кого-нибудь у ее изголовья. И вот — у этого изголовья мы и остались. Мы считали, что каждый, кто не идет к белым и кому не грозит прямая казнь, должен оставаться на месте».

После ряда арестов и судов Ильин и его жена вместе с большой группой высылаемых из CCCР за границу ученых, философов и литераторов отплыли из Петрограда в Штеттин, в Германию. Там философ вел активную религиозно-философскую деятельность, выступал с докладами, читал лекции, преподавал, становился соредактором журналов. Однако со временем Германию поразил тяжкий недуг, и Ильин не смог существовать в условиях торжествующего нацизма.

В 1934 г. (через полгода после прихода Гитлера к власти) за отказ следовать партийной программе национал-социалистов Ильин был отстранен от преподавания, а в 1938 г. гестапо наложило арест на все его печатные труды и запретило ему публичные выступления.

Выезжать из страны ему тоже было запрещено, но благодаря счастливому стечению обстоятельств чете Ильиных удалось пересечь границу. Свой последний дом философ обрел в небольшом швейцарском городке Цолликон под Цюрихом, где ему удалось обосноваться с помощью друзей и знакомых, в частности, композитора Сергея Рахманинова.

Именно здесь, в Швейцарии, и создавалось «Поющее сердце». Эта книга вошла в триптих философско-художественной прозы — «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» (в русской версии — «Огни жизни. Книга утешений»), «Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний» (1943), «Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований» («О грядущей русской культуре», 1945).

Ученик Ильина Р.М. Зиле писал: «Эти три книги представляют собой совершенно своеобразное литературное творчество: это как бы сборники не то философических эскизов, не то художественных медитаций, не то просветительно-углубленных наблюдений на самые разнообразные темы, но проникнутые одним единым творческим писательским актом — “во всем видеть и показать Божий луч”».

При жизни Ильина триптих опубликовать не удалось, его издала вдова философа Наталия Николаевна только в 1958 г.

И.А. Ильин скончался после частых и продолжительных болезней 21 декабря 1954 г., не успев завершить многие начатые труды, и был похоронен в Цолликоне.

Книга «Поющее сердце» заканчивается послесловием, которое я каждый раз перечитываю с большим душевным подъемом.

«Есть только одно истинное “счастье” на земле — пение человеческого сердца. Если оно поет, то у человека есть почти всё; почти, потому что ему остается еще позаботиться о том, чтобы сердце его не разочаровалось в любимом предмете и не замолкло.

Сердце поет, когда оно любит; оно поет от любви, которая струится живым потоком из некой таинственной глубины и не иссякает; не иссякает и тогда, когда приходят страдания и муки, когда человека постигает несчастье, или когда близится смерть, или когда злое начало в мире празднует победу за победой, и кажется, что сила добра иссякла и что добру суждена гибель. И если сердце все-таки поет, тогда человек владеет истинным “счастьем”, которое, строго говоря, заслуживает иного, лучшего наименования. Тогда все остальное в жизни является не столь существенным, тогда солнце не заходит, тогда Божий луч не покидает душу, тогда Царство Божие вступает в земную жизнь, а земная жизнь оказывается освященною и преображенною. А это означает, что началась новая жизнь и что человек приобщился новому бытию.

Тогда начинается настоящее пение; оно не исчерпывается и не иссякает, потому что течет из вечно обновляющейся радости. Сердце зрит во всем Божественное, радуется и поет; и светит из той глубины, где человечески личное срастается со сверхчеловечески-божественным до неразличимости: ибо Божии лучи пронизывают человека, а человек становится Божиим светильником. Тогда сердце вдыхает из Божиих пространств и само дарит любовь каждому существу, каждой пылинке бытия и даже злому человеку».

Дальше Ильин говорит о том, что должно являться константой, неотменимой ценностью для любого человека. Эти строки в эпоху девальвации фундаментальних ценностей, когда ценность человеческой жизни для преступающих закон не стоит ничего, читаются словно высеченные на скрижалях.

«У каждого из нас сердце раскрывается и поет при виде доверчивой, ласковой и беспомощной улыбки ребенка. И может ли быть иначе?

Каждый из нас чувствует навертывающуюся слезу в оке своего сердца, когда видит настоящую человеческую доброту или слышит робкое и нежное пение чужой любви.

«Каждый из нас приобщается высшему, сверхземному счастью, когда повинуется голосу своей совести и предается ее потоку, ибо этот поток уже поет ликующую мелодию состоявшегося преодоления и потустороннего мира», – утверждает философ.

И далее развивает свою «мелодичную» мысль: «Сердце наше поет, когда мы созерцаем в живописи подлинную святыню; когда мы сквозь мелодии земной музыки воспринимаем духовный свет и слышим голоса поющих и пророчествующие ангелов.

Сердце наше поет при виде тайн, чудес и красот Божьего мира; когда мы созерцаем звездное небо и воспринимаем вселенную как гармоническую целокупность; когда человеческая история являет нам сокровенную тайну Провидения и мы зрим шествие Господа через века испытаний, труда, страданий и вдохновения; когда мы присутствуем при победе великого и правого дела...

Сердце наше всегда поет во время цельной и вдохновенной молитвы...».

Но созерцательностью высказывание русского мыслителя не ограничивается. Он говорит о действенном нашем участии в «реализме действительной жизни» (как сказал бы другой наш великий мыслитель, Федор Достоевский), в которой и над которой, как мы помним, «Бог сохраняет всё».

«А если нам сверх того дается возможность в меру любви участвовать в событиях мира и воздействовать на них, то счастье нашей жизни может стать полным, — утверждает Иван Александрович Ильин. — Ибо, поистине, мы можем быть уверены, что в развитии этого мира ничто не проходит бесследно, ничто не теряется и не исчезает — ни одно слово, ни одна улыбка, ни один вздох... Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил тем самым весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот становится художником жизни»…

И ещё: «Каждый божественный миг жизни, каждый звук поющего сердца влияет на мировую историю больше, чем те “великие” события хозяйства и политики, которые совершаются в плоском и жестоком плане земного существования и назначение которых нередко состоит в том, чтобы люди поняли их пошлость и обреченность»...

Далее Ильин утверждает: «Нам надо увидеть, и признать, и убедиться к том, что именно божественные мгновения жизни составляют истинную субстанцию мира; и что человек с поющим сердцем есть остров Божий — Его маяк, Его посредник. Итак, на земле есть только одно истинное счастье, и это счастье есть блаженство любящего и поющего сердца: ибо оно уже прижизненно врастает в духовную субстанцию мира и участвует в Царстве Божием».

Можно ли было еще совсем недавно представить, что любящее и поющее сердце Ивана Ильина будет пребывать меж нас в новой реальности, в новой полноте, что слова мыслителя, некогда гонимого и родиной, и бесами нацизма, войдут в наш сердечный и духовный обиход — русского исцеления ради.

И что теперь русский человек может здесь поклониться могиле мыслителя: в 2005 г. прах Ильина и его супруги был перенесен в некрополь московского Донского монастыря, в ряд с могилами А.И. Деникина и четы Шмелевых.

На фото: Михаил Нестеров. «Мыслитель» (портрет философа И.А. Ильина).

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 46 найденных.
ВЕРА
22.01.2015 22:43
"
1890 год. Американский адмирал Мэхан публикует свою первую книгу, в которой...США и Великобритания, в целях обеспечения мирового господства должны неуклонно вести удушающее наступление подобно обхвату удава против Евразии, полагая главным противником Россию, а затем уже Германию и Китай.

1903 год. Знаменитый геополитик, британец МакКиндер, уточняет: – “В Евразии сосредоточено 75 % мирового населения и энергетических ресурсов, 60% промышленного производства. Коллективно потенциальная мощь Евразии значительно превосходит Америку. Ключ к Евразии находится в России. Тот, кто владеет Россией, владеет Евразией. Тот , кто владеет Евразией, владеет Миром.”

"Наша перестройка - часть всемирной перестройки...Возникает вопрос: почему Россия, 1/6 часть Земли, обладающая самыми богатыми ресурсами сырья и энергии, оказалась в положении сырьевой колонии наряду с Южной Африкой, а ее население - рабами стран с развитой рыночной экономикой?

Корень вопроса слишком глубок и тянется аж в XIX век. В конце XIX века в связи с развитием промышленного производства проблема сырья стала срочно на повестку дня. В 1884 г. в Берлине ведущими странами мира был принят "Акт Берлинской конференции", в котором закреплялся принцип эффективной оккупации, суть которого сводилась к тому, что каждая страна обязана была эффективно добывать сырье на своих территориях и пускать его в оборот, а если не позволяли технические средства, то допускать к эксплуатации другие страны и картели. Так Россия стала объектом совместной эксплуатации международных концернов. К концу XIX века Россия превратилась в банкрота.

Таможенная война, объявленная ею, к 1905 году вывела ее из тупика.  Стабилизировалась обстановка. Но революция 1905 года, финансируемая иностранным капиталом, явилась как бы "митингом", предупреждением русскому правительству.
Царь Николай II не внял угрозам, и был издан указ, в соответствии с которым иностранному капиталу позволялось свободно размещаться в России, но вывоз сырья и прибыли ограничивался до 12, 8 процента. Русские промышленники "отвоевали" 80 процентов нефтяного бизнеса, 100 процентов олова, половина передовой электротехнической промышленности германских трестов перешла в руки россиян. Многие иностранные предприниматели переходили сами в русское подданство и переносили свои капиталы в Россию. [К 13му году Россия была по ВВП на четвертом месте в мире, а по темпам его роста на первом.]
международные финансовые круги начали невиданную травлю ["Евреи всего мира объявили войну России.", - В.П. фон ЭГЕРТ, Тайная война с Россией, 1912г.]...

Англичанин Э. Торн в своей работе "Россия в 1914 году" писал, что если западные страны не сумеют удержать Россию, то к 1930 году ей не будет соперников, и Европа и США окажутся на коленях у сырьевого гиганта...
Развал российской империи, ее армии, развязывание гражданской войны - все это было делом рук международных коррумпированных элементов."
Про
21.01.2015 23:00
      оrtodox, так это же у него вот такие - "прямые методы".

   Я уже писал, что если Ульянов-Ленин, для них Бланк, то они же тогда должны именовать И. Ильина - Швейкерт фон Штадион.
   Ну уж, и дополню для их понимания (а,вдруг!) то, что уже неоднократно передавалось им. – Российские императоры, это - великие магистры Мальтийского Ордена (крестоносцы) Гольштейн-Готторп-Ольденбургские, а, не Романовы.
   Но, у них же двойные стандарты, и нетолько в понимании истории. Применять их для себя, в их понимании, это – норма.
   Да, и никак не хотят понять, на чью, в первую очередь, мельницу они воду льют. – Их, и нынешние реалии ничему не учат, не говоря уже об уроках истории.
ortodox
21.01.2015 9:55
Брат -3  20.01.2015 1:16

А позвольте узнать, почему и с каких пор Вы стали известны, как сами признали,  "для тех, кто пребывает на Канатчиковой даче" ? Сочувствую. И КАК Я СРАЗУ НЕ ДОГАДАЛСЯ ПО ВАШИМ КОММЕНТАРИЯМ! Тем более, что эту Вашу реакцию на очевидную шутку (ortodox 19.01.2015 10:05) никто не назовёт вполне здравой.
    Насчёт "БРАТ-2"- не обижайтесь, но цитирование  давно затасканных высокопарных фраз типа:"сила в Правде"- не аргумент в дискуссии. Не в этом сила !  Сила,если ДОКАЗЫВАЮТ,а не изрекают штампы.
Брат -3
20.01.2015 1:16
ortoodx
19.01.2015 10:05

Для тех, кто пребывает на Канатчиковой даче, я - "агент ЦРУ, замаскированный под киногероя из "БРАТ-2", живу на территории США".
ortoodx для ПРО
19.01.2015 10:05
Брат-3  18.01.2015 17:08 "сила в Правде."

          Ни дать ни взять - агент ЦРУ, замаскированный под киногероя из "БРАТ-2".
Скорее всего и живёт на территории США. Это видно по тому, что он знает конкретику России по кинофильмам. На чём и бывал пойман и публично высечен розгами.  
        Работает в паре с ником " Вера", поскольку отвечает на вопросы ей заданные, а она- на вопросы, адресованныые к "БРАТ-3".       Предлагаю присвоить им  совместный псевдоним "Дети-2", как в известном советском телефильме.


Брат -3
18.01.2015 17:08
Про
"По поводу высказываний В. Острецова. Острецов очередной раскольник."
А Вера, его повбрасывала в комменты многократно, и не только здесь. Но, Брат-3 ей на это не указал, и не укажет".

Вера для ПРО
"Дорогой мой, это вы мне указали на этого автора, я решила ознакомиться с тем, что он пишет, а когда я вам стала цитировать его, вам не понравилось".


Ребяты, Про, Ортодокс и некоторые иные. Ну сколько можно ловить вас на всяких не очень, скажу мягко, прямых методах? Я же давно говорил, что когда сказать нечего, а очень хочется доказать свою правоту, то начинаются соблазны подтасовок и передергиваний всяких. Ладно бы либералами были, с ними всё ясно, они только этим и занимаются. Но вы же не они. Правду нужно искать, а не "блох ловить". Тем более эти "блохи" потом к вам же и перепрыгивают.
В чём сила? В передёргиваниях и в "ловле блох"? А я вот думаю, что сила в Правде.
Вера для ПРО
17.01.2015 17:22
\\ПРО: Вот, о нём у В.Острецова, читайте и хлопайте в ладоши, или, что правильнее, крепко думайте.
"По поводу высказываний В. Острецова. Острецов очередной раскольник."
   А Вера, его повбрасывала в комменты многократно, и не только здесь. Но, Брат-3 ей на это не указал, и не укажет.\\
Дорогой мой, это вы мне указали на этого автора, я решила ознакомиться с тем, что он пишет, а когда я вам стала цитировать его, вам не понравилось.
Про
16.01.2015 3:05
   "По поводу высказываний В. Острецова. Острецов очередной раскольник."
   А Вера, его повбрасывала в комменты многократно, и не только здесь. Но, Брат-3 ей на это не указал, и не укажет.

   Впрочем, я не о Вере. А о том, что вот, к примеру, и эта ситуация подтверждает о неоднократной применяемости двойных стандартов, в т.ч. и Братом-3. "О времена, о нравы"...
ВЕРА Ортодоксу
08.01.2015 18:53
\\ из них наши СМИ лепят всё что угодно, как из пластилина.  \\
А вас забетонировали большевицкой пропагандой.

"Атмосферу тех лет, созданную положением печати в России, передаёт правый публицист П.Генц, член Союза Русских Людей, в брошюре «Против течения» (М, 1907):

« Хитрый еврей, забрав в свои руки газетное дело, зорко следит за тем, чтобы гасить и вытравливать всякую вспышку национального русского самосознания, и горе тому гражданину, который не может в своей душе подавить крик: «Я хочу быть русским, я люблю свою Родину со всеми её достоинствами и недостатками!» Брань, клевета, всевозможные инсинуации и доносы градом посыплются на его голову. Он будет преследоваться в обществе и на службе; тысячи послушных еврейскому гвалту «сознательных» идиотов будут травить его везде - на улицах, в общественных местах и на собраниях... А его семья будет получать анонимные угрозы с нецензурной бранью. Между тем, «передовая» русская публика ходит в красном колпаке только благодаря еврейским газетам: евреи владеют у нас почти всей печатью».
И.А.Генц цитирует «Русское Знамя» по этому поводу: «Выпускаемые евреями газеты именно такого направления. Они разжигают междоусобный раздор среди русских, возбуждают в них низменные страсти всяческими способами натравить одних на других». (№ 179.1907 год).

Коль скоро революция и классовая доктрина покоится на разжигании гражданской войны, то сомневаться в преступности такого рода печати у правительства не было никакого основания. И если мнение правой печати о том, что евреи являются носителями революционного разрушительного начала, считалось недопустимым, то отчего же разжигание розни между русскими считалось допустимым?
Особенное распространение приобретает газета «Копейка», рассчитанная на низшие слои общества и заражающая его дурманом насмешек над русским государственным строем. Получает широкое распространение, как еврейская отрасль культуры, кинематография, изображающая события в выгодном для оппозиции духе. Военнослужащим, учащимся, а по существу и чиновникам, было запрещено участвовать в каких бы то ни было политических партиях и собраниях, включая и... патриотические. Надо ли говорить, что левые вели свою пропаганду, не очень справляясь на этот счет с мнением правительства. Таким образом, монархические организации утратили возможность заниматься антиреволюционной пропагандой.
Как только спала первая революционная волна, к лету 1906 года в стране начинается воистину торжество революции с помощью правительства. 1906-1911 годы - это бесконечные судебные процессы над теми, кто вышел на улицы городов против краснофлажников, террористов и революционных бандитов.

Еврейско-революционные круги, вчера шедшие на штурм власти и столкнувшиеся на тех же улицах с черносотенцами, то есть, толпой народа, вышедшей на защиту порядка, когда войска и полиция безучастно взирали на революционные безобразия, теперь, придя в себя, срочно стали подавать судебные иски на своих победителей, защитников Самодержавия.
Судебному преследованию подверглись все энергичные градоначальники, полицмейстеры, не говоря уже о простых обывателях. Задавались вопросы, имел ли такой-то и такой-то право выхватить из забора кол и ударить такого-то, шедшего с револьвером в толпе мятежников. Имел ли право такой-то рабочий выхватить красную тряпку у такого-то (кацмана, шнейдера, баумана) и в ответ на угрожающее наведение на себя револьвера треснуть по голове знаменосца красной тряпки? Жалобщики прекрасно знали, что никто не спросит их на суде, а что они-то сами делали на улицах и площадях? Почему они-то имели оружие и стреляли в мирных людей, шедших с иконами и портретом Царя?

Не только русская правая и умеренная печать задавала недоумённые вопросы по этому поводу, но даже зарубежная.

Кто же в следующий раз выйдет защищать государственный строй, повторись вновь такая ситуация? "-В.Острецов

Вопрос риторический и актуальный и сегодня.

Брат - 3
08.01.2015 18:04
ortodox
08.01.2015 14:25

Нет, обозначенные вами персонажи - не большевики. Большевики приняли от них эстафету. Изменили методы, ввели стану в режим беспредела.

Я в России живу, разумеется. Хотя, если бы жил на Украине или в Беларуси или в Северном Казахстане, то тоже считал бы, что живу в России.  
А мой старший брат Данила, как вы помните, ездил в США с конкретными целями. Помните: "Вот скажи мне американец, в чём сила! Разве в деньгах? У тебя много денег, и чего?... Я вот думаю, что сила в Правде. У кого  правда, тот и сильней!".
После всего этого Данила вернулся в Россию.
И я вслед за братом своим всегда о Правде и правду говорю.

Извините, Оrtodox, за мою "скромность". Я намного вас сильнее.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 46 найденных.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».