Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 июля 2018
Победный крест Иринарха

Победный крест Иринарха

О малоизвестном герое Смутного времени
Владимир Максимов
14.03.2012
Победный крест Иринарха

В 16-ти верстах от Ростова Великого, на берегу реки Устье, былинным богатырём стоит древний величественный Борисоглебский мужской монастырь. Основан он был во времена Дмитрия Донского в 1363 году по благословению игумена Земли Русской Сергия Радонежского. Ежегодно 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, Русская Православная Церковь отмечает общую память преподобных Фёдора и Павла - первостроителей и святых подвижников Борисоглебского монастыря. С днём Казанской иконы связано также освобождение Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году и духовный подвиг старца Иринарха, затворника Ростовского, благословившего на победу ополчение Минина и Пожарского.

Святой подвижник Земли Русской преподобный Иринарх, затворник Ростовский (1547-1616) родился в Ростовском уезде, в селе Кондаково, в простой крестьянской семье. Нареченный при святом крещении Ильей (что означает – «крепость Божия»), он рано начал проявлять наклонности к духовной и монашеской жизни. В возрасте шести лет он однажды сказал своей матери: "Вот вырасту - постригусь, буду носить на себе железо и трудиться для Бога. Буду всем наставником". Слова эти оказались пророческими.

Детство и молодость Илья провёл с родителями в родном селе и был простым пастухом, а в 19 лет в голодные годы ушёл на заработки в Нижний Новгород. Спустя два года вернулся на родину, поселился в Ростове Великом, где вёл тихую благочестивую жизнь и занимался торговлей. В возрасте 30 лет, желая уйти от суетного мира, постригся в Борисоглебском мужском монастыре под именем Иринарха, что означает на греческом "мироначальник". Он усердно нёс возложенное на него послушание - работал день и ночь в пекарне, ревностно стоял на молитве в храме, звонил на колокольне. Спал он на голой земле по два-три часа в день. Свои единственные сапоги отдал нищему и стал ходить босой и в рубище зимой и летом. Но и этого могучему иноку казалось недостаточно...

Душа Иринарха искала крестного подвига, страдания во Христе и строжайшего аскетизма. Он смиренно переносил всё - насмешки и нападки братии, грубость настоятеля, лютые морозы и голод, физические страдания и изгнание из любимой обители, укрепляя свой дух постом и молитвой. Вернувшись в Борисоглебский монастырь и надев на себя железные вериги, Иринарх затворился от мира сего в тесной и холодной келье, приковав себя железной цепью к берёзовой колоде. Предаваясь духовным подвигам, он повесил себе на вериги 100 медных крестов, затем прибавил ещё 42.

Среди вериг и "праведных трудов" угодника Божьего значились - ручные и ножные оковцы, железный пояс, оплечья и железное кольцо на голову, большой молитвенный камень. железная палица и множество тяжёлых цепей - всего 9 пудов 34 фунта или 158 килограммов!

В цепях и веригах он провёл 25 лет, день и ночь иссушая плоть в посте, непрестанных трудах и молитвах...

Духовной силе подвижника, твёрдой вере и святости поражались все видевшие его. Большую часть времени проводил он в молитве. В другие часы шил для монастырской братии власяницы, клобуки и другие облачения. А деньги, вырученные от продажи, раздавал нищим, Необычайно строгая монашеская жизнь одного казалась обличением для других. «Удивляясь его молитвенным трудам, самоотречению и дару прозорливости, множество людей приходило к нему за советом и исповедью, беседуя со старцем через маленькое окошечко в монастырской стене». "Мимо старца, прославившегося своими подвигами-трудами, конечно, ни пеший не прохаживал, ни конный не проезживал. Все приходили к нему благословиться на путь и на подвиг и побеседовать об общем горе, облегчить сердце и душу упованием на Божий Промысел.

Старец, сидя даже и в крепком затворе, отнюдь не удалял своих мыслей и от общих дел государства. Он чутко стерёг ход народных событий.

Очень хорошо мог знать и понимать, как и какими нитями завязывались смутные узлы и как, какими событиями они будут развязываться", - отмечал известный русский историк Иван Забелин (1820-1908) в своем очерке "Безвестный герой Смутного времени".

Преподобному Иринарху-затворнику назначено было совершить великий духовный подвиг, благословляя в Смутное лихолетье ХVП века ратных вождей Отечества.

Однажды в тонком сне между трудами и молитвами увидел старец Государство Московское в великом разорении, в пламени пожара и во власти поляков. И услышал голос: "Иди в Москву с пророчеством". Выйдя из затвора, Иринарх отправился в столицу, чтобы предупредить Василия Шуйского. Зимой 1606-1607 годов он явился к царю и рассказал о страшном своём видении, добавив: "Будь твёрд и стой мужеством и правдой за веру Христову!" Его пророчество вскоре сбылось: польско-литовские интервенты и отряды "тушинского вора" Лжедмитрия П вторглись в Русскую Землю весной 1608 года, В октябре того же года польский воевода и гетман Ян Сапега стремительным маршем вошёл в Ростов Великий и, разорив город, подошёл к Борисоглебскому монастырю. Монахи были в великом страхе, а Иринарх усердно молился о спасении Отечества и святой обители.

Встав в дверях убогой кельи, удивлённо глядел гордый Ян Сапега на закованного в тяжёлые вериги босого затворника. "Как терпишь ты, старче, такую муку в темнице, Лютый холод у тебя?'" - спросил он. "Для Бога терплю, - отвечал согреваемый молитвами Иринарх. - А ты, пан, возвращайся домой в свою землю, довольно тебе разорять Русь. Если не выйдешь из Руси или вновь придёшь, Богом тебя уверяю: убьют тебя в Русской Земле". Что впоследствии и сбылось.

"Он не молится за короля польского, сколько ни принуждали. Говорит, я на Руси рождён, на Руси крещён, за русского царя и Богу молюсь", - жаловались воеводе приближённые поляки. Удивляясь непоколебимой вере и мужеству старца, гетман Сапега глубоко задумался и сказал: "Правда в батьке велика: в какой земле жить, тому царю и служить" и тут же добавил: "Не видал я нигде такого батьку бесстрашного пред нашим мечом!" Сапега подарил монахам пять рублей и строго запретил полякам тревожить и грабить монастырь.

Сила святых Иринарховых молитв распространялась по всей Руси. Шли в монастырь за душевным исцелением и помощью нищие и убогие, богатые купцы, всесильные князья и простые ратники. Отправляясь в поход на самозванца весной 1609 года, попросил благодатной помощи и юный воевода Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.

Прожив короткую и яркую жизнь, он успел заслужить от современников высочайшую оценку "великого заступника и избавителя”, "храброго и мудрого мужа", "оборонителя государства Московского". Данное при крещении имя Михаил - в память вождя небесных ратей Михаила Архангела (8 ноября) - оказалось пророческим. Юному вождю и герою Отечества на помощь в прогнании супостата старец Иринарх послал благословение, освящённую просфору и свой победный поклонный крест, сказав при этом: "Дерзай, князь Михаил, и не бойся. Бог тебе поможет!"

И вот в многолетней череде предательств и клятвопреступлений, зависти и лжи, боярских интриг и измен - благодатным лучом просияли в годину лихолетья первые русские победы.

Разгром тушинских, польских отрядов и "воровских воевод" у Торжка и Твери, под Калязином и Дмитровом, Переславлем и Александровской слободой, освобождение от 16-месячной осады Троице-Сергиевого монастыря и поражение польских отрядов и разбойничьих казачьих шаек на подступах к столице… 12 марта 1610 года, в первый день Крестопоклонной недели Великого поста, когда отмечалось значение креста Христова - как символа спасения человечества, состоялось незабываемое торжество. Под колокольный благовест, пушечный салют и радостные клики горожан народный заступник и герой с великим триумфом и победным Иринарховым крестом, надетым поверх боевых доспехов, входил в освобождённую и ликующую Москву. Прибыв в первопрестольную и белокаменную столицу, он первым делом помолился в Успенском соборе Кремля, где приложился к чудотворной святыне Государства Российского - Владимирской иконе Богородицы.

Обладавший богатырским ростом и статью, врождённым благородством и другими достоинствами Скопин-Шуйский словно был создан, чтобы быть объединителем Руси, государственным деятелем и великим полководцем. Даже враги-поляки отдавали должное его военным талантам и ратным подвигам. Однако стремительная слава, всеобщее восхищение и народная любовь стали причиной преждевременной его смерти. Став жертвой боярской неприязни, чёрной зависти и лютой злобы национальный герой Отечества в возрасте 23 с половиной лет был отравлен на "крестильном" пиру и скончался 23 апреля 1610 года, оплаканный всем народом.

Так над юным вождём был свершён самосуд,

Так загублен был тот в ослепленьи коварства,

Кто один от врагов, от раздора и смут

Мог спасти потрясённое царство…

Е.Н.Опочинин. Князь Михаил Скопин-Шуйский

Перед смертью умирающий князь возвратил преподобному Иринарху победный поклонный крест вместе со многими дарами. Своего избавителя и "освободителя Русской Земли" народ торжественно похоронил между гробницами царей в соборе Архангела Михаила, сделав одним из главных героев народных сказаний и исторических песен ХVII века.

После смерти Скопина-Шуйского Русь снова погрузилась в пучину смуты, погибели и великого разорения. Страшные междоусобицы раздирали Отечество, на просторах которого хозяйничали польские и шведские интервенты, наемники и шайки убийц, разбойников и грабителей. Одновременно с оккупантами на Русскую Землю пришло католичество с разорением святых храмов, поруганием Православной веры и осквернением национальных святынь.

"В это трудное время тесная келья затворника становилась для народа тою нравственною надёжною опорою, которая помогала людям больше, чем оружие", - отмечал историк Иван Забелин.

С новой силой в годы "великого разорения" и лихолетья проявился патриотизм Русской православной церкви, прочная связь её интересов с интересами государства. Из Свято-Троицкой обители раздался набатный призыв к всенародному покаянию и очистительному подвигу, созданию ополчения и смертельной битве с многочисленным лютым врагом. "Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались ещё крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество", - отмечал историк Василий Ключевский.

Была одна Вера, одна национальная идеология, одна задача - спасение Отечества. Русские люди знали, что они есть - Третий Рим… Вдохновителем всенародной борьбы за освобождение Москвы и очищение от врагов России стал несгибаемый и твёрдый в вере 80-летний Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Мужественный, бесстрашный и суровый, он зажег пожар народного восстания: "Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви!"

В грозные годы иноземного нашествия и гражданской войны от мужественного духом патриарха Гермогена и Троице-Сергиевой обители шли грамоты и пламенные воззвания к народу, русским городам и православным воинам о спасении Отчизны. И народ восстал в грозном своём величии. Могучим эхом прозвучал в русских сердцах христианский боевой девиз - "Сим победиши!"

В первых рядах всенародного ополчения находились воинский стяг князя Пожарского с изображением Спаса-Вседержителя и чудотворная Казанская икона - путеводительница и святая помощница в делах ратных. Вождями нижегородского ополчения и "Совета Всея Земли" стали воевода Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин, поднявшие и сплотившие русский народ во имя великой цели. Мощное патриотическое движение, родившееся на Волге, было призвано освободить Москву и очистить Россию от врагов, предателей и интервентов. Отныне сам народ решал свою судьбу. Поруганная честь Отчизны призывала к отмщению!

Всё отдадим, вождя найдём,

Освободим страну родную,

Или за Родину Святую

Все до единого умрём!

В. Чуфарин.Минин и Пожарский. 1897

Благословил народных вождей и преподобный Иринарх-Затворник, молившийся о спасении Державы Российской. С его благодатным медным крестом Минин и Пожарский победоносно дошли до Москвы, чтобы одолеть Смуту и "узреть славу Божию".

Вместе с чудотворным крестом святой подвижник передал вождям ополчения освящённую просфору со словами: "Дерзайте, не страшитесь ничего! Бог вам поможет!" Благословил нижегородское ополчение и настоятель Троице-Сергиевой обители Дионисий.

В августе 1612 года рати Минина и Пожарского подошли к русской столице и осадили её. В ожесточённых сражениях войско гетмана Ходкевича было отброшено от Москвы. "И был бой зело крепок, - записал летописец,- хватались за руки с врагами и секли друг друга без пощады…» Перед штурмом Китай-города православные воины наложили на себя трёхдневный пост и усердно молились Спасителю, Богородице и святым воинским покровителям. Документы и сказания ХVII века свидетельствуют о множестве чудес, явленных чудотворным Казанским образом. С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма 22 октября 1612 года. За ним последовали капитуляция Кремля и сдача польского гарнизона.

"И Бог утоли гнев свой: Москву очисти 1612 октября 22-го. И сия подобно древнему чюду..» - так говорит летопись. В день всенародной победы у Кремлёвской стены стояли две великие святыни - чудотворная Казанская икона Богородицы и победный Иринархов крест. Вручённый князю Пожарскому в помощь на одоление супостата медный поклонный крест был вскоре возвращён святому старцу вместе с грамотой от руководителей ополчения. Эта грамота освобождала Борисоглебский монастырь от воинских налогов и сборов - по причине опустошения и разорения обители польскими интервентами.

После освобождения Москвы на просторах Государства Российского продолжали бесчинствовать разрозненные отряды польской шляхты и многочисленные воровские шайки казаков, грабителей и разбойников. Для очищения рубежей Отечества молодой царь Михаил Фёдорович в 1614 году направил князя-воеводу Бориса Михайловича Лыкова со значительным войском с приказом "промышлять над казаками" ратной силой. Воевода Лыков также получил просфору и медный крест старца Иринарха, который благословил его на святое ратное дело. Разбив "воровские" отряды и обратив их в бегство, многих казаков взяв в плен, воевода заехал в Борисоглебский монастырь, чтобы поклониться святым князьям-воинам Борису и Глебу и лично поблагодарить Иринарха-Затворника за молитвенный подвиг и дарованную победу.

"Слезами, молением, благословением, - по словам Ивана Забелина, - он ратоборствовал против врагов Отечества. При всяком значительном случае он отдавал воеводам своё единое и неодолимое оружие, родной поклонный крестьянский крест, с которым русские полки всегда достигали полного успеха в низложении смутной вражды".

А когда наступили в России мир и спокойствие - тихо покинул земную обитель святой воинский покровитель и победный вождь Иринарх. Ушёл он 13 января 1616 года - после 38-летнего молитвенного подвига на 69-м году жизни и был погребён в им же самим выкопанной могиле. В том же году скончался и спаситель Отечества Кузьма Минин. Уходя в Царствие Небесное, святой борисоглебский старец призвал братию и дал им наставление жить всегда в молитве, воздержании, трудах, любви и соборности. Просил молиться за себя и умер на молитве...

В последние годы почти забытое имя святого подвижника снова заблистало на русском небосклоне. С каждым годом увеличивается число желающих приехать на родину преподобного Иринарха, чтобы прикоснуться к русским святыням, испить воды из родников патриотизма, открыть для себя путь к вере, к Богу.

400 лет назад, укрепившись крестом и молитвой, народ русский поднялся на спасение гибнущего Отечества. Народ сам выдвинул из своих рядов национальных героев и вождей – Скопина-Шуйского, Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского, благословлённых медным крестьянским крестом Иринарха Ростовского.

Посетив Борисоглебский монастырь, известный русский писатель XIX века Александр Нечволодов сказал: "На сём месте начинались победы почти над каждой Русской Смутой!"

Владимир Максимов – руководитель военно-исторического объединения «Россия молодая».

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Павел (Владивосток)
17.03.2012 7:06
Свтый отче, Иринарх, моли Бога о спасении России. Аминь.  
Александр из Од.
16.03.2012 11:30
Свтый преподобный отче, Иринарх, моли Бога о нас! И твоими святыми молитвами помоги отче исцелить Россию от дьявольского наваждения - демократии и просвети светом христовой истины сердца русские и вымоли нам Царя - полновластного хозяина земли Русской!
лесник
14.03.2012 16:40
   Знаем мы тех кто сейчас за нас, за нашу Родину молится?

Эксклюзив
03.07.2018
Людмила Рябиченко
Зачем нас массово понуждают к передаче личных данных в руки транснационального капитала.
Фоторепортаж
11.07.2018
Подготовил Олег Павлов
В России настало время футбольных чудес.