Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Паисий Святогорец

Паисий Святогорец

О фильме, посвященном великому святому нашего времени
Ирина Ушакова
16.08.2016
Паисий Святогорец

Своим образом жизни, неотступным следованием Евангелию, любовью к людям этот святой напоминает нам о том, что мир пребывает в руках Божиих и что святость возможна в наше время.

Фильм «Паисий Святогорец» режиссёра Александра Куприна, снятый при поддержке духовно-просветительского центра «Покров», рассказывает о жизни святого XX века, явившегося в греческой земле, принявшего схиму от своего русского духовника отца Тихона и ставшего добрым пастырем для тысяч людей всего православного мира.

Семь серий фильма вместили повествование о жизни святого Паисия Святогорца (1924–1994) – от начала его земного пути, крещения преподобным Арсением Каппадокийским и его предсказания о будущем монашестве Арсения (мирское имя старца Паисия) до праведной кончины святого и канонизации ввиду нескончаемого потока свидетельств о совершённых им чудесах.

Ещё в детстве, проведённом в горах Коницы, будущий святой Паисий явно проявлял склонность к благоговейной жизни и жертвенному служению ближнему. К этим годам относится явление Христа отроку Арсению, когда тот, усомнившись, что Иисус Христос есть единородный Сын Божий, молился в храме и просил Господа разрешить его сомнение.

В основу фильма положена книга о житии старца Паисия Святогорца, написанная в 2004 г. иеромонахом Исааком. Афонский старец Евфимий благословил экранизировать житие святого Паисия Святогорца на основе книги о. Исаака.

Игумен Киприан (Ященко), директор Центра дополнительного образования Московской духовой академии – генеральный продюсер фильма, ведёт разговор со зрителем, пребывая в святых местах, где подвизался Паисий Святогорец. Следуя за ним, мы можем увидеть современную жизнь греческих монастырей и их насельников. Использованные в картине документальные кадры 1960–1970-х гг. также помогают передать атмосферу в обществе, которую остро чувствовал старец Паисий.

На юность будущего святого выпала война: и Вторая мировая, и Гражданская 1946–1949 гг., когда в Греции боролись прокоммунистически настроенные партизаны и правительственные войска монархического режима. Арсений не мог не исполнить свой долг перед Родиной, но он дал обет Божией Матери: если останется жив на войне, отстроит Её обитель.

«Бог очень помогает тем, кто жертвует собой ради других. Война всё расставляет по своим местам», – позже напишет старец.

В фильме рассказано, как будущий святой смог пройти войну, не убивая, но молясь, веруя, помогая ближним. Его служение земному царю стало неким прологом к служению Царю Небесному.

Был ли лёгок земной путь праведного человека и как он принимал трудности, можно судить по его дневниковым записям: «Мы должны быть более благодарны тем, которые нас смиряют, обижают и огорчают, нежели тем, которые кормят нас почестями и сладкими словами или вкусной едой и сладостями…».

О святом его современники вспоминают: «Посмотрев в глаза Паисия, я увидел свет, свечение, выдержать которое невозможно». Верно, для того, чтобы нам увидеть это духовное свечение, Господь и посылает в мир святых.

В одной из серий фильма есть эпизод из жизни святого Паисия, рассказанный митрополитом Черногорским и Приморским Сербской церкви Амфилохием, о том, как Паисий, встав на молитву, заметил на пороге кельи жабу и позвал её, мол, давай тоже молиться, раз пришла. И жаба, сидя рядом со святым, клала вместе с ним поклоны! Были в жизни старца моменты, когда он угощал просфорой медведя, поил змею из своей миски, и животные отвечали ему благодарностью.

Все, кто знал старца Паисия, ощущали его страдания за весь мир, его любовь к людям, видели его аскетическую жизнь, абсолютное послушание – в больнице он оказывал послушание врачам и ел мясо. Господь сподобил его воспринять дар исцеления и прозрения.

Старец замешивал без закваски тесто для просфор – крестил тесто, и оно поднималось, мог отвечать на неоткрытые письма, являться на дальние расстояния, не уходя со святой горы Афон.

К святому Паисию шли нищие и богатые, неграмотные и образованные, полицейские и сенаторы, епископы и патриархи, анархисты и революционеры, и обо всех он знал, с какими мыслями они идут к нему. Архиереи и священники, знавшие святого Паисия, говорят, что он был великим пророком, подобным библейским.

Ко времени начала монашеского пути старца Паисия относится явление ему Божией Матери, когда Царица Небесная подала молитвеннику, истощённому в трудах, хлеб и кисть винограда.

Из фильма мы узнаем, каким образом Божия Матерь направила святого Паисия в монастырь Стомион Коницкой епархии, чтобы он исполнил обет, данный на войне. Увидим иконы, пред которыми молился старец, а также построенные им братские кельи, двери, окна, крышу, сделанные им своими руками. Его миссия пребывания в монастыре Стомион, как потом оказалось, состояла ещё и в том, чтобы местных жителей, обратившихся в протестантизм, вернуть в Православие.

«Монахи – это радисты Матери Церкви, – писал святой Паисий. – Если они уходят далеко от мира, то делают это из любви, ибо уходят от радиопомех мира, чтобы иметь лучшую связь, и больше и лучше помогать миру».

Святой Паисий имел два класса образования, но с удивительной простотой мог рассуждать на богословские темы, и профессоры Афинских и других семинарий ездили к нему взять благословение и попросить совета, как раскрыть тему монографии или статьи. Благодаря изданным в России книгам старца Паисия, мы можем увидеть образцы его каллиграфического почерка.

Важной составляющей духовной жизни, как монахов, так и мирян, является понимание природы и сущности дьявола, которую распознать дано подчас только святым отшельникам, да разве что великим поэтам, но об этом – не дай Бог рассуждать. Дано праведникам знать и о великой силе Иисусовой молитвы.

«Чёрные силы тьмы бессильны. Сами люди делают их сильными, поскольку, удаляясь от Бога, дают дьяволу права над собой», – писал святой Паисий.

Многие монахи и миряне рассказывают в фильме о том, как им являлась в различных образах чёрная сила и как одна лишь их мысленная просьба о заступничестве святого Паисия разрушала бесовские козни.

Трудная, непостижимая мирским сознанием, духовная работа Паисия Святогорца заключалась в том, чтобы преобразить человека, пришедшего к нему, открыть ему духовный мир, в котором и заключаются корни видимого, происходящего с нами, помочь человеку постичь волю Божию. «…Во время засухи молитва смиренного человека собирает дождевые тучи. Будем же всегда молиться о том, чтобы посланный Богом дождь обладал и духовным действием, чтобы он тушил тот духовный пожар, который по дьявольской злобе бушует в мире и опаляет души людей», – писал старец Паисий о смирении и молитве.

«Святому Паисию Божия Матерь дала откровение о болезни рака, о том, что Господь послал нам её на определённое время и те, кто претерпит раковую болезнь без ропота, тот попадаёт в рай… Он также сказал, что перед пришествием антихриста будет открыто лекарство от рака, оно очень лёгкое, о нём даже дети знают, но пока Господь заслонил это знание», – говорит игумен Киприан (Ященко).

Предпоследняя серия фильма «Паисий Святогорец», завершая повествование о земной жизни старца, посвящена разговору о пророчествах этого святого, о Православной Церкви и о всём мире: о судьбе России, Греции, Константинополя, Кипра… Последние годы жизни старца выпали на начало 1990-х. Тогда он говорил: «Нам нужно много и усердно молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее». Кто знает, может, молитвами святого Паисия – ученика русского монаха – Господь помиловал Россию в переломные 1990-е годы…

«Всё покрылось копотью, пылью и безразличием. Должно сильно подуть, чтобы стало чище», – говорил святой. В православном мире, особенно на Донбассе, за эти два года «подуло» весьма ощутимо...

И всё же, наверное, были счастливы те люди, которые слышали отца Паисия: «Насколько можешь, упрости свою жизнь, чтобы освободиться от мирского душевного беспокойства и чтобы твоя жизнь приобрела смысл».

Благодаря данному кинопроекту мы можем посмотреть на мир глазами старца Паисия, и по мере сил воспринять его отношение к происходящему в земной жизни: к болезни, страданиям, цивилизационному прогрессу, человеческим взаимоотношениям: «Во Вселенной я вижу себя крохотной пылинкой. Так пусть эта пылинка по крайней мере будет чистой». Так просто, по-доброму, обращается старец к нам, живущим сегодня, и нет сомнения, что его любовь нескончаема.

О старце Паисии в фильме рассказывают митрополит Ксанфийский Пантелеимон, митрополит Морфийский Неофит, схиархимандрит Поликарп (Зервос) (о. Корфу), митрополит Фиссалоникийский Анфим, митрополит Лангадинский, Литийский и Рентийский Иоанн (г. Салоники), митрополит Эдесский, Пеллский и Альмопийский Иоил (г. Эдесса), архимандрит монастыря Ставровуни Лазарь (г. Ларнака), митрополит Месогейский и Лавреотийский Николай, иеромонах Хризостом из монастыря Кутлумуш художник-иконописец Павлос Сидерис, настоятель храма святой Параскевы о. Сотирис Триандафилидис, иеромонах Исидор (русский монастырь св. Пантелеимона на Афоне), архиепископ Георгий и иеромонах Анасасий (Топозиус) (храм преподобного Паисия Святогорца в Новом Эфесе (Греция)), писатель Афанасий Раковалис и многие другие.

Фильм завершается съёмкой первого престольного праздника в честь новопрославленного Паисия Святогорца 11–12 июля 2015 г. и первого соборного богослужения на святой горе Афон в его честь. В нынешнем году это торжество приобрело особое звучание, совпадая с празднованием тысячелетия русского присутствия на Афоне.

Ныне самое обширное паломничество в Греции – это могила старца Паисия (80 тыс. паломников в день его памяти), что говорит о состоянии современного общества и даёт надежду на наше духовное оздоровление.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..