Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 октября 2021
Отец Александр: «Этот мир дан нам для возделывания»

Отец Александр: «Этот мир дан нам для возделывания»

Как приходской киноклуб стал культурным центром заволжской глубинки
Наталья Дегтярёва
27.09.2021
Отец Александр: «Этот мир дан нам для возделывания»

«Хорошее растёт медленно и требует большого усилия. Тот, кто занимается огородничеством или садоводством, знает: для того, чтобы вырастить баклажан или яблоню, нужно столько сил, столько времени, а чтобы выросла амброзия ̶ двухметровый сорняк, вообще никаких усилий не требуется, просто перестань возделывать почву и эта амброзия так вымахает, что потом трактором корчевать будешь. Так и с человеческой душой», ̶ убеждён настоятель новоузенского храма во имя святой великомученицы Екатерины протоиерей Александр Милованов.

Восемнадцать лет назад отец Александр впервые приехал в Новоузенск нести духовную службу в этом заволжском городке на самом краю не только Саратовской области, но и России (до Москвы – тысяча с лишним километров, до границы с Казахстаном – полчаса езды). Единственный новоузенский православный храм располагался тогда в переданном общине историческом, почти столетнем аварийном деревянном здании городской библиотеки. И хотя к моменту приезда отца Александра оно уже было укреплено, обложено кирпичом и к нему была пристроена колокольня, но в целом храм находился в плачевном состоянии. И двадцатишестилетнему священнику пришлось принять на себя обязанности и прораба, и завхоза: навешивать двери, перекрывать крышу, обустраивать подворье, расположенное в самом центре городского парка…

Помощники в обустройстве прихода нашлись: старые горожане ещё хорошо помнили, как в конце тридцатых годов прошлого столетия разобрали на стройматериалы гордость города – красавец собор Покрова Пресвятой Богородицы, полвека после этого в городе храма не было.

Целое поколение выросло, пока не создали в Новоузенске в конце девяностых приход и не начали проводить службы – сначала в выкупленном епархией частном доме, а потом в этом, выделенном городом историческом здании. Так в совместных делах и молитвах собиралось и объединялось приходское сообщество.

Среди всех приходских дел особое старание и рвение отец Александр уделял воскресной школе. Несколько лет спустя на официальном портале Новоузенской администрации начнут появляться такие объявления: «Школа радости» при храме вмц. Екатерины приглашает ребят и родителей на детский Рождественский бал, который состоится 7 января в 11.00, в здании духовно-просветительского центра (старый храм, Новоузенск, ул. Пролетарская, 10). Для создания праздничной атмосферы желательно, чтобы гости (в том числе и родители) были в бальных (праздничных) нарядах и удобной обуви. Вход бесплатный».

Такие пользующиеся большой популярностью у прихожан мероприятия стали проводиться позже, а в начале – помочь ему в ответственном деле, в работе с самым младшим поколением новоузенцев молодой батюшка попросил опытного педагога, учительницу математики Валентину Ивановну Асоскову.

«Я не была ещё в то время глубоко воцерквлённым человеком, ̶ рассказывает Валентина Ивановна. ̶ Лишь незадолго до этого начала ходить в храм, да и то скорее для того, чтобы найти успокоение своей душе, перенёсшей страшное горе, а не для того, чтобы постичь глубину веры.

А отец Александр словно понял, что мне для крепости духа дело нужно, и попросил: вы, говорит, педагог с большим опытом, мудрый человек, помогите. Ну как тут откажешь! И стала я под руководством батюшки постигать веру вместе с ребятишками.

Вместе учили церковнославянский, чтобы читать молитвы. Вместе обсуждали детские православные книги, собирали школьную библиотеку. Изучали историю и сущность религиозных праздников, устраивали праздники для себя и для родителей. Я и преподавателей Дома детского творчества упросила помогать ставить спектакли с нашими учениками, и педагогов школы искусств уговорила проводить занятия пения в воскресной школе. Все помогали. И как наши дети пели на клиросе! Заслушаешься! А вслед за детьми в храм начали всё чаще приходить и их родители».

Как мама двух дочек и как преподаватель Дома творчества пришла в воскресную школу и её нынешний директор Юлия Антоновна Титова. «Бывают такие моменты: работаешь, работаешь, а каких-то выдающихся, видимых результатов не видишь, порой даже руки начинают опускаться. И вдруг именно в этот момент присылает тебе сообщение бывшая наша воспитанница, девочка, которая окончила школу и живет теперь где-то в Керчи или в Питере. И она пишет: "Юлия Антоновна, а помните, мы спектакль ставили (или куда-то ездили)? Знаете, мне так этот опыт сейчас пригодился!"

Одно время много в воскресной школе было различных кружков, дети действительно многому здесь учились, приобретали опыт общения а, главное, духовный опыт. Я за ними слежу. Удивительно, но они сразу же, выйдя из школы, покинув Новоузенск для продолжения образования, в поисках работы, оказались очень востребованы, потому что, я уверена, они умеют слушать людей и откликаться на их нужды.

И этот очень дорогой опыт приобретён ими, я считаю, в воскресной школе»

Педагоги, преподававшие в воскресной школе, постигали основы православной веры, а бывший офицер, выпускник семинарии протоиерей Александр Милованов тем временем изучал педагогику и получал диплом о высшем педагогическом образовании, а затем закончил магистратуру философского факультета Саратовского государственного университета. И сегодня отец Александр не только настоятель прихода храма во имя великомученицы Екатерины, но ещё и – как бы это странно ни звучало – педагог дополнительного образования Новоузенского агротехнического техникума. Будущие ветеринары, автомеханики, повара еженедельно занимаются вместе с ним очень непривычным для них делом –смотрят и учатся обсуждать серьёзные некоммерческие фильмы, художественные и документальные. А в семейном приходском киноклубе «Единение» батюшка обсуждает с прихожанами православные фильмы.

Почему именно кино, причём кино некоммерческое, в том числе и документальное, не пользующееся, скажем прямо, особой популярностью у нынешней молодёжи сельский священник и педагог выбрал как повод для откровенного общения с молодым поколением? Отец Александр объясняет это так:

«Слово "культура" по своему происхождению означает то же самое, что означает и слово "культ" – возделываю, украшаю. Флоренский писал: "Большинство культур, сообразно своей этимологии (cultura есть то, что имеет развиваться из cultus), было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры"».

«Этот мир дан нам для возделывания», – говорю я всегда, общаясь со своими прихожанами и студентами. Человеку Богом даётся талант, чтобы он прославлял Творца. Прославлял через разные сферы деятельности. Кто-то может прекрасно приготовить, и мы его благодарим, потому что, благодаря ему, прикасаемся к эстетике кулинарного искусства. Кто-то снимает фильм, заставляющий каждого задуматься о той или иной проблеме, ведь кино очень часто опосредованно говорит о тебе самом, показывая и пороки, и добродетели ставит тебя перед выбором: «А как бы ты поступил на месте героя?» Я остерегаюсь задавать своим студентам, воспитанникам воскресной школы, молодым прихожанам вопросы очевидные, по самой ситуации требующие однозначные и очевидные ответы. Нет. Людям, особенно людям молодым, духовно развивающимся, стоит задавать вопросы, требующие размышления, и помогать им искать в окружающем мире, а ещё больше – в своей душе те ответы, которые подсказывает им их совесть, сознание. Для меня всегда важно, чтобы после встречи, после совместного обсуждения фильма мои учащиеся, собеседники несли сделанные нравственные выводы в повседневную жизнь. И киноклуб для меня является неким средством для достижения этой цели», – замечает о. Александр.

Киноклуб – это площадка, где люди учатся размышлять, сопереживать, сострадать. Наша встреча с отцом Александром состоялось именно в связи с этой его кропотливой работой. Благодаря документальному кино мы с ним познакомились.

Восемнадцать лет назад саратовская журналистка, главный редактор Нижневолжской студии кинохроники Татьяна Зорина загорелась идеей проведения в Саратове – культурном центре Поволжья – фестиваля документальных фильмов. «Пусть это будет жанр документальной мелодрамы, – предложила она коллегам. – На конкурс будем принимать только фильмы, снятые как документ человеческой души. Это должна быть именно драма личности, познающей мир через сомнения, страдания, душевные, нравственные открытия. Эти фильмы могут быть и о жизни обычного человека, и о серьезных, общественно значимых явлениях и событиях, но при этом обязательно – по условиям жанра – должны проходить через душу героев и обращаться именно к душе зрителя, задевать его чувства, волновать до слёз, через сострадания заставлять задуматься о себе и мире. А назовем мы наш фестиваль "Саратовские страдания"».

В середине сентября этого года в Саратове проходил уже восемнадцатый Международный кинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». И до сих пор он остаётся единственным в мире фестивалем документальной мелодрамы.

В конкурсном показе участвовали ленты из 24-х стран мира – 83 документальных фильма, обращённых к душе зрителя. Просмотр фильмов и иные мероприятия фестиваля проходили в течение недели на разных площадках, самая удалённая из которых находилась почти в трёхстах километрах от Саратова: короткометражные фильмы конкурсной программы «Коротко» смотрели и оценивали члены семейного приходского киноклуба «Единение» города Новоузенска. Программу представлял настоятель прихода храма во имя святой великомученицы Екатерины протоиерей Александр Милованов.

На просмотр были приглашены студенты и преподаватели техникума, школьные педагоги и обычные прихожане. Люди ̶ совсем молодые и в возрасте. Отец Александр очень волновался перед показом. Не начнут ли уходить зрители со столь непривычных для них картин? Как будет воспринята в интерьере воскресной школы пятиминутная лента «Картины по номерам», в которой без единого слова австралийский режиссер Радейя Джегатева трансформирует шесть шедевров мирового изобразительного искусства – и вот уже перед зрителями современные коллажи, олицетворяющие смертные грехи? Поймут ли зрители, что хотел сказать автор данной короткометражкой? А как оценят историю молодого жителя провинциального российского города – героя фильма Софьи Левкиной «Мой друг Сашка», неприкаянно мечущегося в поисках самого себя и бросающегося из стороны в сторону: то в Москву, то в компанию собутыльников, то в монастырь с надеждой на обретение душевного покоя? Осудят? Посочувствуют? Поймут? Как примут другие фильмы? Что вынесут зрители из просмотра?          

Отец Александр волновался совершенно зря. О таком внимательном, сопереживающем, думающем зрительном зале могут только мечтать создатели модных блокбастеров. После каждой ленты он предлагал зрителям высказаться, и они с готовностью говорили о фильме, рассуждали, проводили параллели с собственной жизнью, порой не скрывая слёз.

«Это фильм про меня, это просто всё про меня…» , –повторяла и повторяла одна из зрительниц батюшке, имея ввиду коротенькую историю маленькой девочки, общающейся со своей уехавшей за границу мамой только по телефону. Лента «Приезжай к нам в гости, мама» режиссёра Анны Артемьевой – всего двенадцать минут, в кадре только маленькая девочка, не выпускающая ни на минуту из рук телефона и её мама на экране мобильника, а столько тоски, столько переживаний у зрителей! Страдания на экране и сострадания в зале…

Позже мы сидим и разговариваем с отцом Александром в опустевшем классе воскресной приходской школы, и он печалится: «Был в начале прошлого века Новоузенск процветающим городом, самым крупным в Заволжье торговым и культурным центром. Населением прирастал год от года. А сейчас что? Из города, имеющего замечательную славную историю, но не имеющего ныне градообразующих предприятий, катастрофическими темпами уезжает молодёжь. И ничего с этим поделать невозможно. Я на вокзале проповедую. Молодые люди, дети приходят в храм. Начинают понемногу приобщаться. А год-два, и они уезжают. Совсем. В другое место, в другую жизнь. Я сажаю семечко, чтобы никогда не вкусить плода дерева, но оно обязательно прорастет», – размышляет отец Александр, а его все время перебивают сигналы приходящих на телефон сообщений. Это пишут благодарные участники просмотра.

«Меня радует, – продолжает он, – что в последние годы горожане совсем по-иному, чем раньше, реагируют и на меня как на священника, и на церковь, и на дела, которые происходят вокруг церкви, в нашем приходе. Общество меняется, общество всё больше идёт нам навстречу. Мы живём в нашем городе, только опираясь друг на друга…»

Отец Александр с увлечением начинает рассказывать о своём городе, о том, какой замечательный праздник «Уездный самовар» решили они с прихожанами провести на приходском подворье на Рождество Пресвятой Богородицы, в честь 120-летия освещения ныне утраченного собора Покрова Пресвятой Богородицы. На его месте несколько лет назад и построен их новый храм во имя святой великомученицы Екатерины. И мы продолжаем нашу тихую беседу о духовности и нравственности, которые невозможно воспитывать, не сохраняя родные места, родную историю и не научая людей осознавать движения собственной души и сопереживанию другим душам.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Эдуард
02.10.2021 16:19
Знаю отца Александра более 10 лет. Это человек слова и дела. Всегда наставит на путь истинный и добрым словом поможет. И доводит до завершения все начатые проекты. Долгих лет, Вам, отец Александр!
Рок
27.09.2021 15:12
Россия борется вопреки всему, спасает души. Значит поживем ещё назло врагам.
ort
27.09.2021 13:56
"Как приходской киноклуб стал культурным центром заволжской глубинки"
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В Новоузенске работают также музыкальная, художественная и спортивная школы. Действует районный Дом культуры, есть богатый краеведческий музей-филиал Саратовского музея краеведения, много старинной архитектуры и памятников.

P.S. Построенные ранее маслодельный и кирпичный заводы- не работают с "нулевых годов". Строй- материалы от разобранного новоузенского собора в 1938 пошли на строительство новоузенского родильного дома.
Александр Искалиев
27.09.2021 12:30
Нелегко проводить такие мероприятия, спасибо О. Александру за терпение ,настойчивость.
Александр
27.09.2021 11:27
Отец Александр пусть не печалится, что люди в душах которых он посеял семя Веры разьезжаются по белому свету. Главное, чтобы они это семя несли и самое главное, чтобы это семя дало плод Веры ради чего оно собственно говоря и было посажено.

Эксклюзив
19.10.2021
Лариса Черкашина
К 210-летию дня пушкинского Лицея.
Фоторепортаж
19.10.2021
Подготовила Мария Максимова
Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми...


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.