Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 октября 2019
Он явил себя России…

Он явил себя России…

Сегодня день памяти игумена земли Русской, великого чудотворца Сергия Радонежского
Александр Калинин
08.10.2019
Он явил себя России…

Перед своей кончиной он завещал братии хранить единомыслие, блюсти чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную и просил схоронить себя на общем кладбище. Однако митрополит Киприан по просьбе монахов благословил их на погребение старца в храме Живоначальной Троицы, где и поныне находятся его чудотворные мощи. Более шести веков к ним не зарастает людская тропа.

Он не истязал свое тело веригами, не претерпел за веру того, что претерпели другие. Не был ни книжником, ни философом-богословом, не оставил после себя наставлений. Но нравственные и духовные принципы, исповедуемые им, на много веков определили духовные и нравственные приоритеты нации.

Его мирское имя было Варфоломей. Во времена, в которые довелось ему родиться, жизнь человека, его положение в обществе были чрезвычайно зыбки. Он мог быть пленен, убит, унижен, разорен. Не только татарские чиновники, но купцы и просто бродяги относились к русским, как к презренным рабам. Терпели и от чужих, и от своих. То там, то здесь смертельным катком прокатывалась междоусобица. В обществе царили смятение и страх. Материальное благополучие, служебная карьера  походили на дом на песке, готовый в любой момент рухнуть, погребя под собой усилия многих лет. На это нельзя было опереться.

Но и без опоры тоже нельзя. Без опоры душа увязала в трясине жизни, растворялась в ней, и человек, примирившись с ярмом раба, становился мелким, хитрым, корыстолюбивым и бесчувственным умирал человек.

Одна надежда на Бога. Но Бог ждет, когда ты сам разовьешь или не разовьешь свои добродетели. Выходит, опираться надо на самого себя, на свою душу? Она зорче разума, но менее криклива, чем он. И голос ее услышишь разве что в тиши уединения. И с многогрешным телом связана она одной тонюсенькой ниточкой совестью. Значит, чтобы сохранить душу, надо жить по совести? А чтобы жить по совести, надо научиться слушать душу?

К месту его отшельничества идут другие монахи. Они признают Сергия за старшего. Но тот удивляет их. Он сам рубит кельи для братии, носит воду, шьет одежду, обувь. Живет скромно и покойно. Избегает почестей, уклоняется от власти. Ест то, чего уже никто не может есть. Одевает то, что другие отказываются одевать. Незлобив, благостен, неприхотлив. Невесть как удерживает в постоянной, удивительнейшей гармонии душу, разум и тело ту троицу, что составляет суть человека, не позволяя им присваивать то, что по праву принадлежит другому. И то, что для него было естественным, для других оставалось чудом.

Сколько служителей до и после Сергия работали во имя Христа, а к духовным вершинам подобно ему поднялись немногие. Сколько духовных поводырей, пастырей учило и продолжает учить, как жить, а авторитет имеют не все. Потому что проповедуют одно, а живут по-другому.

В том и состоит подвиг Сергия, что он не просто учил заповедям Христа, а учил собой, как следует жить по Его заповедям. Довольствовался малым. Сам беспрестанно трудился и духовно, и физически. Не празднословил. Уберегся от тщеславия и сребролюбия.

...В монастыре голод. Три  дня у Сергия не было во  рту ни крошки. Силы и терпение  стали покидать его. На четвертый  день пошел он к монаху Даниилу  наниматься в плотники пристраивать  сени к келье. На вопрос, дорого  ли возьмет за работу, отвечает:

Хочется хлебца гнилого, а у тебя он есть, больше  этого не потребую.

А когда Даниил вынес ему хлеб в решете, сказал:

Побереги, я не беру  платы прежде работы.

Человек живет в постоянном конфликте между двумя сущностями телесной и духовной. И разум вечный посредник далеко не всегда может их примирить. Чаще всего верх берет падкий на соблазны, нетерпеливый физический человек. Здесь наоборот. Варфоломей голоден, требует пищи, но подчиняется Сергию и отправляется не просить, а зарабатывать. Ему хочется съесть хлеб, не приступая к работе, для которой у него, кажется, и сил-то нет. Но он уступает воле Сергия и берется вначале за топор. Варфоломей мог унизить Сергия, как Сергий мог не удержать Варфоломея, однако они распорядились между собой так, что один не был обижен, а второй не только не претерпел унижения, но поднялся на еще более высокий духовный уровень.

Став игуменом монастыря начальником, старшим, он старшинствует только у алтаря, начальствует только в области духа, во всем остальном по-прежнему «купленный раб». С радостью берется за самую неблагодарную, черновую работу, которая другого привела бы в уныние. Когда в монастыре вспыхнуло недовольство введенным им уставом, он не стал применять имеющуюся у него власть, а встал ночью и, не сказав никому укоризненного слова, ушел в леса рубить себе новую келью. А когда за ним пришли, не стал куражиться, передал топор новым братьям и вернулся к прежним обязанностям, каясь и принимая вину за случившееся на себя.

Русь времен Сергия уже жила идеями объединения. Но объединение народа не означает лишь то или иное государственное устройство или военное строительство. Это прежде всего некие духовные принципы, нравственные ценности и приоритеты.

Объединять следовало что-то. То, что, объединившись, и следовало защищать. Не территориальные границы, которые без этих принципов утрачивают всякий смысл. Не богатство удельных князей, что могло привести лишь к междоусобице. А какие нравственные приоритеты могли быть у народа, не одно поколение которого родилось и выросло в рабстве?

Подвиг Сергия в том, что он не только возродил из пепла эти приоритеты и ценности, но поднял их на новую высоту и этим обеспечил нравственное превосходство над завоевателями-иноверцами.

Обеспечил «самим собой», «тихим деланьем». Потому великий князь Дмитрий и поехал перед походом на татар к радонежскому старцу, что понимал: для победы у русского воинства есть все - и решимость, и боевой опыт, и оружие, не уступающее татарскому. Необходима была духовная крепость. Ее и обеспечил Сергий своим благословением.

Вот и нынешняя Россия жаждет Воскресения. И опять не помешает вспомнить ту истину, которую открыл нам своей жизнью радонежский чудотворец.

Она состоит в том, что Воскресение Руси начинается не с реформ, не с переворотов, а с воскрешения Человека каждого в отдельности и всех вместе. А это работа скорее души, чем разума. Хватило бы только на это духовных сил...


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Александр Мясникян- Николаю П.Т.
13.10.2019 9:26
Дорогой Николай, здравствуйте! Неизменно рад Вас приветствовать! Извините пожалуйста за поздний ответ, катастрофически не хватает времени...Вы совершенно правы,. И мне вспоминается в этой связи одно из изречений св. правед. Иоанна Кронштадского, одного из моих любимых русских святых....В частности то, где он писал о жизненном пути, как о горниле, (сиречь искушениях) где,/посредством чего/ переплавляется человек, ибо Господу нужно чистое серебро и чистое золото (души) и совсем не нужен шлак, который по видимому по своим "ттх" противоестественен/нежизнеспособен в условиях жизни будущего века. Здесь, думается, не каприз некоего требовательного и деспотичного Вседержителя, а действительно суровая реальность вечного бытия, когда существование в Свете просто невозможно после посмертного выхода тонкой материи души из физического тела, если первая в состоянии оскудения относительно обладания тонкой и мощной энергии добра и любви. Это как ракета-носитель с бракованным топливом-старт произвела, но отклонилась от курса и устремилась к земле... Мне даже кажется, что действительность настолько ужасна, что законы несоответствия законам духовного мира (точно также как и физические для мира материального) попросту не позволят тонкой материи души растратившей земную жизнь на алчность и рождаемые ею ненависть и злобу, совершить эволюционный скачок в высшие сферы вечного существования...заправленное в земной жизни топливо оказалось контрафактным...препод. Сергий это знал и являлся светочем миру, прежде всего собственным примером-куда идем и куда дойдем мы, большой вопрос. Мир стремительно теряет способность слышать Духа Святого и катится в апокалипсис. Я все чаще задумываюсь о Боге, а точнее о себе, своем, увы, бедственном внутреннем состоянии..Но у нас есть надежда и у нас есть утешение, -оно тоже снисходит и именно тогда, когда понимаешь в какой ты мягко-дыре.. Поэтому мы знаем, что Господь любит нас и помнит о нас, и мы помним как Отец выбежал навстречу блудному сыну...Будем жить!
Марина_-Николаю П.Т.
11.10.2019 9:00
Спасибо, Спасибо, что Вы с нами. Ваше благословение хранит и очень важно для нас!
limon333
10.10.2019 13:24
Спасибо за отличную статью!
Николай П.Т.
09.10.2019 21:56
Приветствую Вас, уважаемые мной Александр Мясникян, Марина и Александр из Од.! Приятно встретиться с Вами на одной теме, посвящённой молитвеннику о земле Русской, преподобному Сергию Радонежскому.
За последние три месяца я не оставлял своих комментариев на сайте.
Изредка заходя на сайт и далее в комментарии, я всякий раз внимательно обращал своё внимание на Ваши сообщения уважаемая Марина. Под каждым из них я готов поставить своё согласие и одобрение.
Вы, уважаемый Александр из Од. заметили правильно —«Преподобный Андрей Рублев писал ее (икону) не для музея...»
Уважаемый Александр Мясникян, Вы скорбите о своём народе, а я о своём. Общая беда пришла в наши родные страны — безбожие, отступление от Христа Спасителя нашего. За внешней позолотой — нет ревности ко славе Божией, нет ревности ко спасению своей души и спасению ближних своих. Всё заменили слова, пустые красивые слова, говорящие ни о чём. Бог много прощает и долго терпит, но Его долготерпению может прийти конец.
История иногда повторяется, и, если сменится политический ветер, к власти могут прийти революционным или иным путём люди, которые в очередной раз зальют страну кровью. С другой стороны, во времена гонений Церковь очищалась от скопившегося в ней шлака.
---
Храни всех вас Господь!
Николай
09.10.2019 16:31
Отче Сергий, моли Бога о нас, о России нашей, помоги нам освободить землю нашу от разорения, от инородцев оккупантов во власти, уничтожающих народ русский "реформами".
Марина_
09.10.2019 10:35
Здорово, что Николай П.Т. дал о себе знать. И с мнением Александра 08.10.2019 23:31 согласна целиком и полностью. А вот насчет «Троицы» Андрея Рублева думаю, что ситуация не так однозначна. Ведь передали икону Божией Матери «Владимирская» в храм Николы в Толмачах (при Третьяковской галерее), но не очень много народа туда приходит её почтить, а ведь сколько добивались этого. Безусловно иконы должны быть в храмах, а в храмах совершаться Богослужения. И доступ к иконам в храмах бесплатный. Но, возможно, у «Троицы» пока иной путь: скольких она освещает и просвещает своим невидимым миру светом. Постоит человек перед ней минуту и что-то незримо изменится в его душе и жизни, но мы ведь этого не узнаем никогда, а можем только догадываться.
Александр
08.10.2019 23:31
Спасибо, Александру Калинину. Вроде бы и небольшое описание-размышление, а прочитал про духовное состояние царившем в то время и вздрогнул. А ведь действительно все так и было. Жизнь человека не стоила ни гроша. Богатство и положение в обществе ничего не значили. И этот липкий страх, разливающийся и превращающий жизнь в непреходящий кошмар, заставляющий людей дичать все больше и больше. И два исхода из этого, либо угасание в страхе, либо подняться над ним, осознав всю бренность своего бытия. И Святой Сергий поднялся и показал путь другим. Вот он живой пример, он рядом. И он, что-то зажег вокруг себя. И это абсолютно верно, что он собой явил другим ту Божью систему ценностей, о которой слышали многие, но мало кто видел. И уж тем более мало кто жил по ним. И оказалось, что это незримое и делает из раба человека и из множества единое целое. ...........
Еще раз спасибо Александру. Так редко кто пишет. Вы очень хорошо все написали.
Александр из Од.
08.10.2019 21:54
Преподобный Андрей Рублев написал свою "Троицу" в похвалу Сергию и нет в мире ничего выше этой великой иконы. Русский мастер превзошел византийцев. А секрет величия рублевской "Троицы в том, что автор не стал выписывать второстепенные персонажи - праотца Авраама с Сарой, слуг закалывающих тельца и др. Три Ангела явились как бы нам русским людям. И очень жаль, что эта величайшая святыня до сих пор находится в музейном пленении в третьяковской галерее. Преподобный Андрей Рублев писал ее не для музея...
Николай П.Т.
08.10.2019 17:24
Преподобный Сергий оставил нам завет: «Взирая на образ единения Святой Троицы побеждайте ненавистное разделение мира сего». Этот призыв актуален, как никогда в наше время, когда силы, враждебные Православию и России, стремятся разъединить русских людей, не дать святой Церкви совершать свое служения, когда дух розни и вражды проникает в сердца православных людей. Преподобный Сергий — наш учитель в деле спасения, собирания и соединения во Христе. Слова В.О.Ключевского из его замечательной статьи о преподобном Сергии Радонежском:
«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка... Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады над его гробницей погаснут лишь тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».
В 1920 г. Лавра закрылась, и казалось, что действительно этот запас растрачен. Но это было не так. Когда потребовалось призвать сынов России под знамена святых Александра Невского и Дмитрия Донского, вспомнили о преподобном Сергии, и ворота Лавры открылись вновь. Преподобный Сергий — один из духовных созидателей победы в Великой Отечественной Войне. Более того, в годы официального атеизма Лавра являлась одной из важнейших духовных крепостей в борьбе с безбожием. И сейчас она по молитвам преподобного Сергия является благодатным светильником Православия и не только для России, но и для всего мира.
Диакон Владимир Василик (18 июля 2014 г.)
Марина_
08.10.2019 15:27
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий, 1958
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».