Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Какая сила в нём сокрыта...»

«Какая сила в нём сокрыта...»

К 300-летию со дня рождения создателя «Медного всадника» – Э. Фальконе
Станислав Зотов
08.12.2016
«Какая сила в нём сокрыта...»

Есть символы России, непреходящие в веках, несмотря на все потрясения, включая и такой глобальный катаклизм, как революция 1917-го…

Это – Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, памятники архитектуры, пережившие Батыево нашествие. Это – храм Покрова на Нерли, памятник древней Руси, золотой эры начала русской цивилизации. Есть причудливый и дивно украшенный храм Василия Блаженного в Москве – памятник эпохи расцвета Московского царства при Иване Грозном. А девять церквей Московского Кремля, соединённые в единую композицию, словно девять частей России, наконец-то объединившихся совокупно в единую страну, – разве это не памятник, не символ вечной России? Недаром его так стремились снести, перестроить…

Просвещённой Европе зачастую чужды были памятники русского духа, но волею судьбы именно из Европы прибыл в Россию мастер, которому было дано сотворить непреходящий символ России – конную статую Петра I, которую сразу же стали именовать «Медным всадником». Имя этого мастера Этьен Морис Фальконе. Сегодня, 1 декабря отмечается 300-летие скульптора.

XVIII век во Франции – это пышный, но уже подёрнутый дымкой увядания век последнего расцвета культуры рококо – изящного, вычурного и несколько помпезного стиля в архитектуре, скульптуре, музыке. Век пышных великосветских салонов, галантных кавалеров, изящных дам. Символом этого века была маркиза де Помпадур – бессменная фаворитка короля Людовика XV. Она во многом диктовала придворный стиль и вкусы. А тесно связанная с королевским двором парижская Академия художеств на лету ловила все запросы двора. Доминировали гламур и изящество, лаковый блеск отделки и игривость поз беломраморных статуй. Скульпторы и художники, освоившие этот стиль, были почитаемы парижской знатью.

Одним из таких творцов был скромный сын парижского столяра Этьен Морис Фальконе (Фальконет – как называли его в России). С детства, следя за работой отца, научился вырезать фигурки из дерева и достиг в этом большого совершенства. Особенно ему удавались фигурки коней.

Впоследствии Фальконе по праву был признан лучшим скульптором конных статуй. Сын простого ремесленника даже помыслить не мог о такой перспективе… Но в дело вмешался случай. Как-то в мастерскую столяра зашёл известный придворный художник-портретист Жан-Батист Лемуан, и увидел фигурки, сделанные рукой юного Этьена. А Этьен между тем уже пытался что-то творить и из мрамора, его дядя был ремесленником-мраморщиком, отделывал статуи для великосветских салонов, придавал им блеск и лоск. Лемуан взял Фальконе в ученики. Через его посредничество Этьен получил доступ в королевский парк в Версале, где мог изучать многочисленные статуи французских скульпторов, многие из которых были скопированы с творений античных ваятелей. Вскоре и сам Фальконе принялся за творческую работу.

Героем его первого большого произведения стал античный богатырь Милон Кротонский. Согласно мифу, Милон гордился своей силой перед богами, и боги наказали его – послали огромного льва, который и растерзал героя. Милон Кротонский, терзаемый львом – известная классическая тема в искусстве, но Фальконе смог решить её по-своему, придав необычайную экспрессию фигуре героя. Уже в этой работе он нашёл свой стиль: порыв, экспрессия, необычайно бурное, сильное выражение чувств. Высшего своего развития этот метод достигнет у Фальконе в разработке темы конной статуи Петра Великого. Обычно скульпторы только лепят гипсовую модель статуи, а в мрамор её переводят высококвалифицированные рабочие-мраморщики. Но Фальконе лично изваял своего Милона Кротонского из мрамора, и за эту работу в 1745 году был избран в парижскую Академию художеств.

Законодательницей мод в то время, как мы уже отмечали, была маркиза де Помпадур. Для её будуара Фальконе изготовил несколько изящных статуй купальщиц и амуров. Особенный восторг у маркизы вызвала статуя, получившая название «Грозящий Амур»: очаровательный юный ангел грозит пальчиком всем любителям нежных утех...

Выполнял Фальконе и гораздо более серьёзные работы: он создал ряд композиций для церкви святого Роха в Париже, в том числе и статую Христа распятого, которую поместил на постамент из дикого камня, символизирующего Голгофу.

Интересно, что впоследствии пьедесталом для «Медного всадника» в Петербурге также послужит дикий камень необычайных размеров, целая скала, найденная в лесах под Петербургом. Только символизировать она будет не Голгофу, а Россию… Впрочем, это сопоставление тоже глубоко символично.

При посредничестве маркизы де Помпадур Фальконе долгое время возглавлял художественные работы на Севрской фарфоровой мануфактуре, но бесконечный блеск и глянец фарфоровых безделушек надоел ему. Он мечтал о великой, грандиозной работе, которая обессмертила бы его имя. И такая работа нашлась для него. В 1766 году в Париж прибыл из России князь Д.А. Голицын. Он искал мастера для создания конной статую Петра Великого, открыть которую планировалось в 1782 году – к двадцатилетию восшествия на престол императрицы Екатерины II, ведь её тоже называли великой.

Статуя виделась Екатерине «колоссальных размеров»: Пётр Великий должен был предстать, подобно римским императорам, в тоге, в лавровом венке и с жезлом повелителя в правой руке. Мастеров в Европе было много, но требовался настоящий мастер-труженик, ведь объём работ предстояло выполнить огромный. Статуя ведь должна была соответствовать постаменту – той самой гранитной скале весом более 2 тысяч тонн (!), найденной в лесах около Лахты. Эту скалу переправляли в Петербург более года, прорубив специальную просеку через лес до побережья и прорыв особые колеи, в которые были положены медные шары. По этим шарам исполинский камень катился на деревянных волокушах, подталкиваемый совместными усилиями лошадей и русских мужиков, согнанных на эту невиданную работу. Далее камень «Гром» (так он стал именоваться в память разряда молнии, ударившего в него) был погружен на огромную баржу, специально для этого изготовленную. Баржу поддерживали с боков два корабля, чтобы она не затонула. И в таком виде постамент памятника был доставлен в Санкт-Петербург, к набережной Невы около Сенатской площади. Постамент к работе был готов и ждал теперь своего мастера. Говорят, сам философ Дени Дидро, бывавший в России, посоветовал князю Голицыну пригласить Фальконе. Ему ли, автору Энциклопедии наук, искусств и ремёсел, было не знать главного художника Севрской мануфактуры!

А Фальконе тема Петра I очень заинтересовала. Он прочитал «Историю Петра Великого», написанную Вольтером, и заранее уже знал, какой должна быть статуя. Она должна была быть вся – порыв, вся – остановленное движение. Никакой помпезности, римских тог и имперских жезлов.

Только вздыбленный конь, только простёртая рука, длань, указующая всему свету на новые пространства Севера, открытые Петром. И Россия, как огромная глыба, лежащая под копытами скакуна – символ необузданной мощи, которую обуздал неистовый император.

Фальконе перебрался в Россию надолго. В общей сложности он провёл в Петербурге 12 лет – с 1766 по 1778 годы. Для него была отведена специальная мастерская, на территории бывшего временного Зимнего дворца императрицы Елизаветы Петровны. К нему в мастерскую приводили лучших коней из императорских конюшен, и гвардейские наездники гарцевали перед мастером, выезжая на специальный помост и поднимая коней на дыбы.

Считается, что моделью для коня Петра Великого послужил жеребец по кличке Бриллиант, орловской породы. Кто же явился моделью самой фигуры Петра – неизвестно, может быть, и не было конкретного человека, ведь Пётр I был необычного телосложения – имел маленькие ступни ног при огромном росте. Образцом для лица императора послужила его посмертная маска, только облагороженная, с приданием лицу царя выражения несокрушимой воли. Не случайно А.С. Пушкин напишет в поэме «Медный всадник»:

Какая дума на челе,
Какая сила в нём сокрыта…       

Статуя Петра стала, по сути, настоящим символом России, олицетворением её несокрушимой воли, где в единой композиции слились и камень «Гром» – символ русской стихийной мощи, и необузданный конь – народ России, исполненный невероятной энергии, и всадник на коне – разумное волевое начало, покоряющее стихию:

Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?..

Любопытно, что лицо Петра лепила молодая девушка, француженка Мари-Анн Колло, ученица мастера. За эту работу императрица Екатерина пожаловала скульпторше пожизненную пенсию в десять тысяч ливров в год. Ваятельница была принята в Российскую Академию художеств.

Наконец, многолетняя работа была закончена. Гипсовая статуя высотой в пять метров готова, надо было найти мастера-литейщика. В Европе таковых не находилось – уж очень сложная задача. Толщина стенок статуи должна была быть неравномерной: вверху – тонкие, а внизу, где статуя весила больше, – и стенки должны были быть толще. Никто раньше такую работу не делал, и не знали, как лить такую статую. Взялся за дело русский мастер Емельян Хайлов, пушечных дел мастер. Он лил пушки, отлил и Петра. Когда во время заливки расплавленного металла в форму, произошёл разрыв трубы, по которому текла бронза, то все, кто был в мастерской, в ужасе выбежали наружу. Емельян Хайлов остался на месте, довёл дело до конца. Правда, пришлось всё-таки отливать заново верхнюю часть статуи. Отделывал отлитую статую сам мастер Фальконе.

Итак, к 1778 году статуя была готова, но открывать памятник было запрещено: ждали юбилея – 20-летия «восшествия на престол матушки Екатерины». Скульптор же Фальконе чувствовал себя всё хуже и хуже, он не мог ждать, и покинул Россию. Мастер так и не увидел своего главного творения жизни в полной красе на постаменте из дикого камня, которому он придал очертания волны, ведь Пётр I вывел Россию к морю – ещё один символ. Памятник Петру был открыт 7 августа 1782 года при огромном стечении народа.

Укрепил статую на пьедестале русский архитектор Гордеев. Он же придумал и бронзовую змею, извивающуюся у ног коня – ещё один скреп, удерживающий статую.

Императрица стояла на балконе Сената. Она взмахнула рукой, рухнул лёгкий забор, окружавший памятник и, как рассказывают очевидцы, бронзовый всадник словно взлетел на свой постамент...

Этьен Морис Фальконе скончался во Франции, в Париже, 4 января 1791 года. Последние десять лет он тяжело болел, был прикован к постели. Он умирал, а за окном бушевала Великая французская революция, чернь рушила и разносила по камешкам его скульптуры…

А далеко на севере, в загадочной России, восседал на коне его Пётр с поднятой рукой, и словно прощался со своим мастером. Вечная память!


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..