Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 апреля 2020
И все равно он – первый...

И все равно он – первый...

К 185-летию со дня рождения русского изобретателя самолета А.Ф. Можайского
Ярослав Бутаков
22.03.2010
И все равно он – первый...

Двадцатого июля 1882 года (дата предположительная) в Красном Селе под Петербургом состоялись испытания первого в мире летательного аппарата тяжелее воздуха. Сохранившиеся о них сведения противоречивы. Согласно одним, самолёт сумел оторваться от земли и пролететь несколько десятков метров, прежде чем из-за нарушения центровки свалился на крыло. Согласно другим, уже во время разбега он накренился, повредил крыло и не смог взлететь.

Но, как бы то ни было, самолёт Можайского остался первым в истории реально построенным и испытанным летательным аппаратом тяжелее воздуха, на который, к тому же, изобретатель получил патент.

Александр Фёдорович Можайский родился 9 (21 по н.ст.) марта 1825 года в городе Роченсальм Выборгской губернии (ныне Котка, Финляндия) в семье потомственного моряка. Его карьера складывалась довольно обычно: Морской кадетский корпус, плавания на различных военных кораблях, кругосветное плавание, участие в научных экспедициях. Начало Крымской войны застало Можайского на борту фрегата «Диана», совершавшего плавание к берегам Японии. Кстати, оттуда Можайский привёз два десятка отлично выполненных собственноручных рисунков, отразивших быт малоизвестной европейцам страны. По возвращении оттуда служил на бриге «Антенор», охранявшем вход в Финский залив от набегов английских и французских кораблей. В 1858 году руководил экспедицией в Аральское море и составил научное описание этого водного бассейна.

Трудно сказать, когда именно Можайского увлекли актуальнейшие в том веке научно-практические проблемы воздухоплавания. Попытки создать управляемый летательный аппарат предпринимались давно, начиная с первого полёта воздушного шара в конце восемнадцатого века. Но только в 1852 году во Франции был испытан первый дирижабль (название как раз и происходит от французского «управляемый»). Тяжёлая паровая машина невероятно утяжеляла летательный аппарат, поэтому для серийного использования он оказался непригоден. Однако он дал толчок весьма перспективным работам над созданием дирижаблей последующих поколений. С изобретением относительно лёгкого двигателя внутреннего сгорания в конце девятнадцатого века проблема была в принципе решена.

Но одновременно с этим развивалось другое теоретическое направление аэронавтики – работы над созданием летательного аппарата тяжелее воздуха. Сторонники этого направления руководствовались простейшим примером, взятым из природы – птицы-то летают, в том числе и против ветра. Первые патенты на самолёты стали выдаваться ещё в 1840-е годы. Правда, то всё были чисто теоретические схемы, без попыток воплотить их в жизнь, даже без научных обоснований того, что эти конструкции могут подняться в воздух.

Первой реально воплощённой в жизнь моделью самолёта стал «прибор» Можайского.

Между тем карьера Александра Фёдоровича продолжала развиваться. Правда, в 1860 году он временно оставил (в чине капитан-лейтенанта) военную службу ради общественной. Дворянство Грязовецкого уезда Вологодской губернии, где у Можайского было поместье, избрало его мировым посредником для проведения в жизнь положений крестьянской реформы. Но возвратиться на флот удалось далеко не сразу. В 1863 году, на волне либеральных реформ, происходило сокращение вооружённых сил России, и Можайский оказался за штатом флота.

Он поселился в имении Вороновицы на Украине (близ Винницы), где продолжал свои теоретические работы над летательным аппаратом. Через некоторое время обстоятельства заставили царя Александра II вновь обратить внимание на вооружённые силы и, в частности, приложить усилия (после отмены Парижского договора 1856 г. и победы над Турцией в 1878 г.) для восстановления российского флота. В 1879 году Можайский вновь был зачислен на службу (в чине капитана 1 ранга) и направлен на преподавательскую работу в Морской кадетский корпус.

Восстановление в штате флота открыло перед Можайским возможности для воплощения в жизнь своего проекта. Он неоднократно обращался в военное и морское министерства, в другие ведомства за финансовым содействием. По большей части изобретатель встречал непонимание и отказ чиновников. Однако было бы неверным изображать эти коллизии свидетельством «тупости и косности реакционной царской бюрократии», как это делалось одно время.

Можайский встречал не больше препятствий, чем большинство изобретателей подобного масштаба в других странах в любую эпоху. Во всяком случае, ему удалось довести свой проект до стадии практических испытаний, а это уже что-то значит.

В 1876 году, ещё до возвращения на флот, Можайскому удалось добиться первой субсидии в 3 тысячи рублей благодаря содействию Д.И. Менделеева, также активно интересовавшегося вопросами воздухоплавания. Вторая субсидия, от военного министерства, в 2500 рублей, была получена в 1880 году. Эти деньги пошли как на строительство летательного аппарата, так и на покупку в Англии новых, относительно лёгких и совершенных по тем временам, паровых двигателей. Кроме того, военное министерство отвело Можайскому участок земли под Красным Селом для постройки и испытаний самолёта.

Первое испытание, состоявшееся летом 1882 года, как уже отмечалось, закончилось явной неудачей. Спустя сто лет ЦАГИ произвёл подробные расчёты и испытания на моделях самолёта Можайского. Было установлено, что при мощности двигателей 30 л.с. и весе самолёта почти в одну тонну даже при идеальной конфигурации крыла (каковая в то время ещё не могла быть рассчитана) самолёт едва бы мог оторваться от земли, разве что при сильном встречном ветре. В свободном полёте он никак находиться не мог.

Неудача испытаний повлекла за собой отказ военного министерства в дальнейших субсидиях. Впрочем, как отмечают ныне исследователи, отказ носил обоснованный характер. Комиссия министерства, изучавшая в 1883 году этот вопрос, постановила отказать изобретателю на том основании, что представленная в проекте мощность двигателей при их высоком удельном весе явно недостаточна для подъёма летательного аппарата в воздух.

Впрочем, нужно отметить, что и отказ, и расчёты самого Можайского носили в высшей степени умозрительный характер, так как аэродинамической теории в то время ещё не существовало.

Изобретатель действовал типичным методом так называемого «научного тыка».

Чтобы иметь возможность довести до конца свой проект, Можайский уволился из флота (несмотря на это, спустя некоторое время ему присвоили звание контр-адмирала). С течением времени ему пришлось заложить свои имения в Вологодской губернии и на Украине. Однако самолёт Можайского продолжали преследовать неудачи.

Следующее испытание состоялось в июле 1885 года. На самолёте были установлены более мощные силовые установки. Для соблюдения равновесия аппарат разбегался по деревянным рельсам. Однако и на этот раз изобретателя постигла неудача. Расчёты, сделанные в ЦАГИ, показали, что в силу экранирующего эффекта самолёт мог на короткое время оторваться от земли, но вслед за этим экранирующий эффект исчезал, и аппарат неизбежно должен был свалиться.

Неудача не остановила Можайского. На собственные средства он приступил к восстановлению самолёта. На Обуховском заводе для него были заказаны новые двигатели общей мощностью 50 л.с.

Как показывают современные расчёты, с новыми силовыми установками самолёт мог бы взлететь.

Но нехватка средств, а самое главное – пошатнувшееся здоровье – не дали Можайскому довести проект до конца. В 1890 году изобретатель скончался. Военное ведомство отказалось купить недостроенный самолёт, и он был разобран. Ныне его конструкцию представляют по немногим сохранившимся эскизам, сделанным изобретателем.

В научно-исторической литературе вопрос о том, можно ли считать Можайского создателем первого в мире самолёта, чаще всего решается отрицательно. Основанием для этого служит то, что аппарат Можайского так и не сумел отправиться в полёт. Однако мы уже видели, что, согласно расчётам, его последний вариант мог подняться в воздух.

Сравнивая испытания самолёта Можайского с первыми испытаниями самолёта братьев Райт в декабре 1903 года, необходимо отметить, что при первой попытке взлёта самолёт братьев Райт также свалился на крыло, а при второй – оторвался от земли лишь на 12 секунд и пролетел всего 36,5 метра.

Далеко не сразу, а только за три года работы братьям Райт удалось создать пригодный к практическому использованию летательный аппарат. И это при том, что испытаниям самолёта с двигателем братьев Райт предшествовали длительные испытания планеров.

Безусловно, идея использования на самолёте паровых двигателей с присущими им большим удельным весом и низким КПД была бесперспективной. Остаётся пожалеть, что Можайский не попытался использовать изобретённые уже в то время двигатели внутреннего сгорания, относительно лёгкие и эффективные по сравнению с паровыми машинами. Первый двигатель внутреннего сгорания, работавший на природном газе, был изобретён в 1873 году. В 1878 году Карл Бенц получил патент на двигатель внутреннего сгорания, работавший на бензине. Это изобретение со временем и стало поворотным в истории, обеспечив создание как автомобиля, так и самолёта. К сожалению, Можайский, по-видимому, просто не придал значения этому изобретению, которое могло бы принести успех его собственному проекту.

Вместе с тем в проекте самолёта Можайского были заложены конструктивные идеи, использованные при дальнейшем развитии авиации. К их числу следует, в первую очередь, отнести прогрессивную конструкцию моноплана (самолёт братьев Райт – биплан) и расположение винта на носу самолёта. Опыт Можайского оказал большое влияние на развитие работ по созданию в России аэродинамической теории, а впоследствии и на практику авиации.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Michael_1812
12.10.2010 23:52
Предыдущему оратору:

Многоуважаемый Аксакал (как Вы сами себя обозначили) !

В своём длинном посте Вы смешали в кучу сразу много всего.

С одной стороны, пресловутый тост Сталина действительно стал сигналом для омерзительнейшей ксенофобской кампании, развернутой его холуями типа Багирова. Одним из результатов этой националистической вакханалии стало и печально известное "Дело Врачей" и борьба с "космополитизмом" и уйма других гадостей.    

А с другой стороны имеет место быть следующий непреложный факт. Для многих азиатских, сибирских и отчасти кавказских народов включение их в российскую империю послужило началом их приобщения к цивилизации. И как Вы справедливо написали (или процитировали) в своём посте, отсталый Восток был действительно спасён от своей адской жизни именно Русскими, которые научили своих братьев всему - от плотницких работ до языка и морали.

На всякий случай напомню Вам, что до прихода войск Скобелева в Средней Азии существовал институт рабства (это к вопросу о морали). А, скажем, таких вещей как канализация или водопровод в среднеазиатских городах не было - арык сочетал в себе и то и другое; отсюда непрекращающиеся эпидемии. Параллельно с борьбой против басмачества Советской Власти приходилось слать в Среднюю Азию десанты врачей-гигиенистов.

Своим рывком из мрачного средневековья в ХХ век Средняя Азия целиком и полностью обязана русским. Это же касается и народов Северного Кавказа, с той лишь разницей, что для некоторых племён (прежде всего, чеченских) рывок происходил не из средневековья, а из неолита.  

Всё это не оправдывает ксенофобские демарши Сталина и его банды. Тем не менее, история такова, какова она есть...
Akskl
13.06.2010 8:28
Kalpana Sahni “Crucifying the Orient – Russian Orientalism and the Colonization of Caucasus and Central Asia” - White Orchard Press, Bangkok, Thailand; The Institute for Comparative Research in Human Culture, Oslo, first published 1997

В 1945 г.Сталин поднял тост на банкете в честь армейских главнокомандующих:

«Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и прежде всего за Русский народ. Я пью прежде всего за здоровье Русского народа, потому что он - наиболее выдающаяся национальность среди всех национальностей, которые формируют Советский Союз. Я поднимаю тост за здоровье Русского народа не только, потому что он - ведущий народ, не только, потому что он имеет ясный интеллект, стоический характер, и терпение ... Русский народ доверял правильности политики его Правительства и принес жертвы, для того чтобы разгромить Германию. 146

Эта речь послужила первым сигналом для дальнейшего искривления межнациональных отношений. Многими годами позже писатель Владимир Тендряков вспоминал на сей раз с горечью и иронией:

«Все русское, даже русский мат, внезапно стали вызывать чрезвычайно патологическое чувство гордости. Все не русское или имевшее привкус чего-то иностранного было враждебно. Сигареты «Норд» были переименованы в «Север»; французская булка стала Московской, улица Эдисона в Ленинграде исчезла. .. Между прочим, почему они думают, что это Эдисон изобрел электрическую лампочку? Неправда. Инсинуации. Это – покушение на русский приоритет. Электрическая лампочка была изобретена Яблочковым, и самолет не был изобретением братьев Райт, а Можайского. Точно так же это был не Уатт, который изобрел паровой двигатель, а Ползунов... Были слухи, что один аспирант пытался доказать со всей серьезностью, что Россия - родина слонов, потому что и слоны и мамонты происходят от одного общего предка. И этот предок с незапамятных времен обитал на обширных пространствах нашей замечательной родины, а ни в коем случае не в далекой Индии.» 147
Региональные лидеры участвовали в этом хоре раболепия. Человек Сталина в Азербайджане, М. Багиров (секретарь Центрального комитета Коммунистической партии), дошел до того что заявил, что «Русский народ внес наибольший вклад в мировую цивилизацию и мировую культуру». Каждое предложение его речи в журнале «Коммунист» - панегирик Русским - их гений, их ведущая роль, их культура и их поведение. Он с готовностью подтверждает титул дарованный Русским как «первый среди равных, его право старшего брата в семье народов Советского Союза» 148. Но эта лесть не спасла Багирова от гильотины несколькими годами позже.

Хотя расизм и практиковался во времени Ленина, он был в камуфляже риторики братства. Сталин, с другой стороны, активно стремился взращивать Русские великодержавные предубеждения. «Гипноз пропаганды» захватил страну. Из нафталиновых персонажей истории был воскрешен и поднят до статуса национальных героев Иван Грозный - теперь выяснилось, что он больше не жестокий деспот, а большой государственный деятель, мудрый человек и патриот. Один из бестселлеров 1940-ых гг. был роман В. Костылева «Иван Грозный». Автор получил сталинскую премию по литературе за этот роман в 1948 г. Другие авторы, включая A. Толстого, Я. Сельвинского, В. Соловьева, следовали по стопам Костылева. Хвалебные речи Ивану были спеты историками И. Смирновым и С. Бахрушиным. Военные генералы царского периода, включая Суворова, были извлечены из забвения. Русские герои были навязаны нациям, чей исторический опыт с многими из них был далек от приятного. Как только сигнал о новой линии давался из центра, все, как ожидалось, должны были следовать этому. День ото дня в течение десятилетий официальные каналы информации (других там и не было) укрепляли стереотипы неадекватности нерусских. Голоса Других тщательно исключались из средств массовой информации. Это продолжилось даже после смерти Сталина, и не было удивительным читать заявления подобно следующему в журнале «Коммунист»:

«Великому Русскому народу принадлежит ведущая роль в борьбе за социализм и гарантии огромного экономического и культурного подъема национальных республик и областей. Братская и бескорыстная помощь Русского народа сделала это возможным - за самый короткий промежуток времени поднять экономику и культуру, решительно улучшить благосостояние трудящихся народов Украины, Белоруссии, Грузии и Азербайджана, Узбекистана и Туркмении, Казахстана и Киргизии, Таджикистана и Армении - всех наций и народностей нашей большой страны.»

Подавление национальных устремлений и правительственные эксцессы шли рука об руку со спровоцированной государством кампанией раздувания мифических монстров. В 1930-ых гг. монстрами были Евреи, Троцкисты и националисты. На сей раз Русский шовинизм активно распространаялся вместе с систематической клеветой народных эпических поэм нерусских народов. Это сопровождалось «решающим сражением» с нападением на любые проявления регионального «национализма» среди нерусских. В общественных речах и средствах информации целые депортированные нации были помещены в черный список как предатели и враги. Сталин напал на «Турецких ассимиляторов», которые якобы «стремились сотни лет калечить, разрушать и уничтожать языки Балканских народов». 149. И снова, распространялись придуманные истории, чтобы отвлечь публику от ужасных преступлений, совершаемых против нерусских. То чего не смог достичь царский режим, было успешно выполнено при социализме Сталина. Раньше Евроцентризм был ограничен Русской аристократией. Теперь впервые это начало просачиваться до остальной части народа.

Центральное руководство пыталось скрыть смешанное происхождение Ленина. Мариэтта Шагинян в своей книге о Ленине и его семье «Билет по Истории» (1938 г.) упоминала о Еврейской и Немецкой родословной Ленина, и о том факте, что его бабушкой была Калмычка. Эта книга была запрещена во времена Сталина Ждановом, который хотел чтобы автор это «исправила». Биография не прошедшая цензуру была напечатана во время краткого периода Хрущевской «оттепели», но была снова запрещена во времена Брежнева.

Брежнев подал еще один миф, который был успешно усвоен Русскими. Он опять ввел миф Ленина о жертвах, которые понесли Русские, чтобы поднять периферию. В 1919 г., Ленин заявил относительно Русских: «.. .. Мы должны были принять главный удар ... являясь пионерами мировой борьбы против империализма.» 150 Эта идея была поднята партийными функционерами и экономистами; факты и цифры манипулировались и подтасовывались, и были представлены как неопровержимые истины. Эта лживая пьеса была заново поставлена чтобы оправдать бедный жизненный уровень на всем пространстве страны и отвлечь общественное внимание от растущего загнивания системы. Как и можно было ожидать, утверждение такого типа, которые повторялись снова и снова, приводили русских в негодование против восточных народов. Сегодня, несмотря на то что факты о новых независимых государствах бывшего СССР говорят об обратном - их территории эксплуатировались для извлечения сырья и без всяких выгод от этого - стереотип остается крепко въевшимся в сознание русских.

Бесстыдный (blatant) Русский шовинизм в Брежневский период простирался на исследования, беллетристику и журналистику. В книге Шошина, «Мы – Интернационалисты» более рание постулаты о Русском культурном превосходстве явно проектируются и подчеркиваются для того чтобы исключить Восток. Эта работа является заметно идеологической и turns to all the dehumanizing Oriental discourse (не знаю как перевести это место – А.), для того чтобы чтобы увековечить властные отношения. Брежнев теперь боготворится и свободно цитируется в попытке доказать отсталость Востока спасенного от адской жизни никем другими как Русскими, которые научили своих братьев (восточные народы) всему - от плотницких работ до языка и морали.

Государство подстрекало великодержавный шовинизм через систему образования, средства массовой информации и риторику - это было непременным и обязательным для того чтобы войти в саму душу населения. Это внедрило острое чувство неадекватности среди нерусских. Русские, наоборот, жили в невежестве о своих 'братьях', впитав поддерживаемое государством клише. У них развились ложные чувства и превосходства и антипатии к восточным народам, делая тех ответственными за беды общества.

Эксклюзив
02.04.2020
Лев Золотко
Киев выполнил все требования Международного валютного фонда.
Фоторепортаж
30.03.2020
Подготовила Мария Максимова
В связи с COVID-19 мировые музеи, театры и концертные залы сами придут к вам.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».