Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 сентября 2019
Главный русский летописец

Главный русский летописец

«Повесть временных лет» сохраняет свою актуальность и в наши дни
Матвей Славко
10.11.2014
Главный русский летописец

Алфавит, грамотность, просвещенность — без этих понятий невозможно, пожалуй, ни развитие духовности, ни, тем более, цивилизации. Это способы, с помощью которых передаются из поколения в поколение как сакральные, так и нравственные, интеллектуальные, эстетические знания. Вся святость и книжность по Руси пошли, прежде всего, из Киева, матери городов русских, ныне претерпевающего тяжелые испытания.

Один из известнейших монахов, почивающих в Ближних (преподобного Антония) пещерах Киевской лавры, - Нестор Летописец (чествуется Церковью 9 ноября по нов. ст.), оставивший нам «Повесть временных лет» — самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений XII века, описывающее в основном историю восточных славян, где повествование начинается от Всемирного потопа, охватывая исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. Иначе памятник называют Летописью Нестора или Первоначальной летописью.

Именно здесь мы читаем волнующие сердце каждого русского православного человека слова о том, как на земли будущей Руси пришел святой апостол. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра … и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…».

А вот еще один фрагмент из Повести: «По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч.

И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель".

И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день».

* * *

В этом году - 900-со дня кончины выдающегося писателя и сохранителя русской истории, подвижника веры. «Киево-Печерский патерик» утверждает, что преподобный Нестор Летописец родился в 1050-х годах в Киеве. Юношей пришел к преподобному Феодосию, основателю киевской печерской Успенской обители, и стал послушником. Постриг Нестора преемник Феодосия, игумен Стефан.

Преподобный Нестор говорил: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Напомним, что это было сказано в те времена, когда книга была воистину лишь источником духовной мудрости и просвещения. За тысячу лет многое изменилось.

Станок Гуттенберга напечатал, увы, мегатонны также самой разнузданной литературы, когда книжность включила в себя «светскую» литературу, изощрившуюся и извратившуюся порой до умопомрачения и бесовщины.

Преподобный Нестор нес в монастыре послушание летописца. В 1080-х он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» — после перенесения мощей братьев-мучеников в Вышгород в 1072 г. Напомним, что братья-князья стали первыми на Руси святыми, их канонизировали в лике святых — как заступников Русской земли и небесных помощников русских князей.

Тогда же преподобный Нестор составил и Житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 г., накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения празднуется 14 августа). Историки утверждают, что при торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) инок Нестор был одним из главных действующих лиц, и на большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, наряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец, Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, — стоит и Нестор, «иже написа летописец».

Большая биографическая энциклопедия утверждает: «Главнейший труд — Житие Феодосия Печерского, составленное в промежуток времени между 1077 и 1088 годами: оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как писателе. Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. Феодосия имеет довольно сложную литературную историю, которую можно проследить при более или менее внимательном отношении к различным редакциям Киево-Печерского Патерика, в составе которого это Житие издавна занимает видное и почетное место. Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковнославянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение…».

Но главным подвигом жизни преподобного Нестора все же было составление к 1112—1113 гг. «Повести временных лет». На основании тех историко-литературных данных, какими располагает наука в настоящее время, есть основания считать, что в состав предполагаемой Несторовой Летописи входили «Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь», «Слово о первых черноризцах Печерских»; «Слово о перенесении мощей преп. Феодосия», а также несколько мелких заметок.

Преподобного справедливо считают автором истории Руси как составной части всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Нестор определенно был русским патриотом, о чем можно судить хотя бы о тех событиях, которым он посвятил страницы своего повествования. Он рассказывает о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии. Повествует также о создании славянской грамоты святыми равноапостольными «учителями словенскими» Кириллом и Мефодием. Именно от него мы узнаем о Крещении в Елену святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ и о первом православном храме в Киеве (945 г.), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983 г.), о знаменитом «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и воспоследовавшем после этого Крещении Руси (988 г.).

Нестору мы обязаны и сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители на Киевских надднепрянских холмах, о ее основателях и подвижниках. Преподобный был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 г.

Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений нашей национальной и мировой письменности.

Преподобный Нестор Летописец скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего детища. В целом, в окончательном виде, «Повесть временных лет» является совокупным трудом нескольких монахов Киево-Печерской Лавры. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).

Между прочим, под именем «Нестор Летописей Печерский» русский святой входит в список святых и Римско-Католической церкви.

Украинская православная церковь Московского Патриархата учредила орден имени этого святого.

Главный русский летописец увековечен и в скульптурных памятниках многих городов Руси. Назовем лишь некоторые.

В первую очередь, знаменитый памятник М. Микешина «Тысячелетие России» (1862).

10 июня 1988 г. неподалеку от Киево-Печерской обители был открыт памятник Нестору Летописцу — как дар скульптора Ф. Согояна (архитектор Н. Кислый) городу, в связи с 1000-летием Крещения Руси.

Имеется памятник Нестору Летописцу и в Новгороде-Северском, и в Прилуках, где был установлен в честь 900-летия города на территории старинного Вала.

В Любече памятник летописцу имеет примечательно объединительный характер: он установлен в 1997 г. в честь знаменитого первого съезда древнерусских князей, прошедшего здесь в 1097 г. Русская объединительная тема, как видим, болезненна уже почти тысячу лет.

Святый отче Несторе, моли Бога о нас!

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.
Марфа
19.11.2014 11:51
Для Акскл, не надо так много писать, то, что можно прочесть во многих источниках, посвященных цивилизации тюрков, особенно в ложной географии. Нельзя события, происходившие в географии Древнего мира, помещать в географические ландшафты карты, созданной после 16 века, в исторический период "Новое время"!. География Древнего мира соответствует древним круглым картам, которые были обнаружены в древнескандинавских сагах, Е Мельниковой, есть в Мюнхенском музее Германии. Эта география присутствует в географических источниках арабо-персидских географов Средневековья. Именно им и надо доверять, а не путать современный Урал с древним, который был у озера УРмия (совр.Иран) Древний Днепр вытекал! (см. ПВЛ) из древнего Черного=смолистого=Хаммар моря (совр. Ирак), Дунай - означает просто река на угорском языке, т.е. любая река. Константинополь был на территории совр. Кувейта, на море Рум=северо-западе Персидского залива (см. арабские карты и описания).Без правильной географии, соответствующей историческим событиям, из описание оказываются лишенными смысла.Так и ПВЛ - описывает расселение наших пращуров в Земном Круге (по круглым картам, а нам постоянно внушали, что это списано с Библии, так для красоты.
ВЕРА
17.11.2014 16:27
\\  А любовь к каким традициям проявлял Нестор-летописец...\\

Предполагаю: выполнял политический заказ своего времени, а возможно его значительно подправили последующие переписчики. Каждая эпоха подправляет историю.
Юрий Петрович
15.11.2014 18:35
У Льва Гумилёва есть суждение, что патриотизм - это жертвенная любовь к традициям своего народа. С этой точки зрения советский патриотизм - это жертвенная любовь к традиции жить в обществе, где реализуются права на труд и отдых, на образование и жилище, на медицинскую и социальную помощь, где поощряется товарищество и порицается индивидуализм. Антисоветский патриотизм -это,видимо, жертвенная любовь к традиции уничтожения перечисленных выше прав, к традиции поощрения эгоизма и порицания солидарности. В этом последнем случае в жертву приносится, наверное, совесть...
  А любовь к каким традициям проявлял Нестор-летописец и в чём жертвенность этой любви?
Акскл
13.11.2014 18:43
фрагмент из Главы 4 книги Рене Груссе "Империя Степей"

БОЛГАРЫ И МАДЬЯРЫ
После упадка Аваров, главная роль в Тюрко-монгольской Европе принадлежала какое-то время Булгарам.(20) Этот народ Тюркского происхождения имел отношение с Гуннам-Кутригурам, в течение второй четверти 7-го столетия, создал мощное царство к северо-западу от Кавказа, между долиной Кубани и Азовским морем, при хане Куврате (ум. 642 г.), лидера Булгарского племени Оногундур. После смерти Куврата, продвижение Хазар разделяет Булгарские племена на две части. Одна часть, во главе с Баяном, одним из сыновей Куврата, осталась на прежней территории под Хазарским сузеренитетом. (считается что потомки этой части позже передвинулись к северу в направлении Камы и Казани, и там основали Большую Булгарию, которая в тринадцатом столетии была разрушена Чингизидами; их самые последние потомки, по-видимому, являются сегодняшние Чуваши. Вторая Булгарская группа, во главе с ханом Аспарухом - другим сыном Куврата - переместилась на запад, пересекла Дунай в 679 г., и обосновалась в древней Мезии. Император Юстиниан II (705-711 гг.), получивший защиту и помощь во время Византийских гражданских войн от хана Тервела (701-718), преемника Аспаруха, официально признал это новое образование. Столетием позже, Булгары Мезии и их хан Телец (приблизительно 762-764 гг.), пошли на Константинополь; но Византийский император Константин V сокрушил их в при Анхиале (Anchalus), около современного Бургаса (30 июня, 762 г.). В 811 г. другой Булгарский хан, Крум, победил и убил императора Нисефоруса I и сделали кубок из его черепа по древнему Гуннскому обычаю; но в 813 г., когда он осадил Константинополь, он потерпел неудачу подобно Аварам до него. Его преемник, хан Омуртаг (814-831 гг.), заключил мир с Византией. Обращение царя Бориса (852-859 гг.) в середине 9-го столетия и увеличивающееся Славянское влияние, которому Булгары были подвергнуты отделило этот народ от основной части Тюркских наций и объединило их с Христианской Европой.

Древняя территория Аваров была занята в конце 9-го столетия Мадьярами или Венграми. Венгерский язык принадлежит не к Тюрко-Монгольской, а к Угро-Обской подгруппеы Финно-угорской группы, и между этими двумя лингвистическими группами никакой близкой связи до сих пор не было найдено. (21). Однако, возможно, что в рассматриваемый период Венгры были политически организованы Тюркской аристократией. Арабские географы типа автора Худуд Аль-Алам (982 г.) и Кардизи (1084 г.), по-видимому, различают (или путают) две группы Мадьяр, одна из которых осталась в Уральских горах, где Вогулы живут еще и сегодня, (22), в то время как другая группа мигрировала сначала в "Леведию" к северу от Азовского моря и позже в "Ателкузу", что является равниной между низовьями Днепра, Карпатами, Серетом, дельтой Дуная, и Черным морем. В это время, те же самые Арабские географы (а также Константин Порфироген) говорят о "Мажгарах" как о Тюрках, несомненно потому что обе группы этих Угро-Финнов были организованы Булгарами: Уральские - Булгарами Камы, а группа в Ателкузу - Оногундурами или Оногурами, которые в 9-м столетии занимали юго-восточную часть Карпат. (23). Название Хунгари, обозначающее Мадьяр, возможно, произошло от этих Оногуров, которые смешались с ними во второй половине 9-го столетия. Другие источники связывают эти Угро-Финнских Мадьяр с другим Тюркским племенем - Кабарами, которые имели отношение к Хазарам и которые, как считается, дали Мадьярам их королевскую династию - Арпад. Присутствие Оногурской или Кабарской Тюркской аристократия среди Мадьяр объясняло бы Византийский протокол, в соответствии с которым, при обмене послами при Константине Порфирогене на Мадьярских лидеров всегда ссылались как на "Принцев Тюрков " (24). Около 833 г., Мадьяры жили в Леведии, между Доном и Днепром, в пределах владений большой Тюркской империи Хазар. К 850 г. или 860 г. изгнанные из Леведии Тюрками-Печенегами они вступили в Ателкузу. Они достигли дельты Дуная около 880 г. В их новой Дунайской области Венгры продолжали быть поддаными Тюркского королевства Хазар (см. ниже), и, по всей видимости, это был именно Хазарский хан который, как верховный правитель, назначил молодого благородного представителя племени Кабар, названного Арпад, принцем у Венгров. Вскоре после этого, Византийский император Лев VI, будучи тогда в состоянии войны с Симеоном, Булгарским царем, призвал на помощь Венгров. Венгры, во главе с Арпадом, пересекли Дунай и прошлись по Болгарии огнем и мечом. Но Болгары тогда обратились к Печенегам, теперь хозяевам Русской степи (русские стали там хозяевами через 1000 лет - в конце 18 века - прим.А.), которые напали на Венгров с тылы и вынудили Арпада и его людей искать убежище в горах Трансильвании. В тот момент Арнульф, король Германии, воюя со Славянским правителем Святополком, королем Большой Моравии (Чехословакия, Австрия, и западная Венгрия), решил, подобно Византии, обратиться к Венграм. Арпад быстро пришел и одолел Святополка, который и исчез в этом конфликте (895 г.). Большая Моравия была разрушена, и Венгры обосновались на постоянное жительство в стране, которая была впоследствии названа их именем (899 г.). Оттуда они стали совершать нападения дальше чтобы разорять Запад. Они вторглись в Италию до Павии (900 г.). В Германии они сокрушили последнего Каролингского короля - Луи Ребенка (910 г.). Они совершили набег в Лотарингию (919 г.), подожгли Павию, прошли за Альпами к Франкскому королевству Бургундии и Прованса (924 г.); другой набег последовал к Аттиньи в Шампани (926 г.); они разграбили регион Реймса и Сенс до Берри (937 г.), и опустошили Лотарингию, Шампань и Бургундию (954 г.). Опять наступили времена Аттилы, и никогда, казалось, это не закончится. Наконец, 10 августа 955 г., Отто I, король Германии, одолел Венгров около Аугсбурга - победа, которая положила конец вторжениям. В этом случае Германский мир спас Европу. Обращение в Христианство Венгерского короля Ваика, крещенного как Стефан, должно было изменить судьбу его народа. Во время правления "Cвятого Стефана," сначала как герцога и затем как короля (997-1038 гг.), Венгрия вступила в новую роль. Будучи до того ужасом Европы, она должна была стать ее вернейшей защитой против нападений от стороны Азии - "щитом Христианского мира." От вторжения "Монголов" тринадцатого столетия и до изгнания Оттоманов в семнадцатом, жизнь Мадьярского народа должна была стать одним длинным, героическим и великолепным крестовым походом.

ХАЗАРЫ
В начале 7-го века, юго-западная часть Российской степи и Дагестана стали свидетелями возвышения Хазарской империи. Хазары были Тюркским народом поклонявшимся Тенгри (как и Чингиз хан, который был тюрком, а не халха-монголом - прим.А.) и управлявшимся каганами и тарханами. Бартольд предполагал, что они представляли собой ветвь западных Тюрков, или, что по-видимому более точно - западных Гуннов. 25. Они были уже могущественной нацией когда в 626 г. их хан Зиебил, по просьбе Гераклия на встрече в Тифлисе, предоставил Византийскому императору 40,000 людей, для войны с Персией - подкрепление с помощью которого Гераклий покорил Сассанидскую провинцию Азербайджан. Союз таким образом сформировавшийся между Византией и Хазарами был возобновлен много раз королевскими браками. Император Юстиниан II, во время его изгнания (695-705 гг.), получил убежище у Хазар и женился на одной из сестер кагана, которая стала Императрицей Феодорой. Константин V в свою очередь в 732 г. женился на дочери Хазарского кагана, которая стала Императрицей Ириной. Их сын, Император Лев IV, известен под прозвищем Лев Хазар (775-780 гг.). Эта система мер союза была наиболее полезна для Византийцев в их сражениях против Арабов, на которых Хазары нападали с тыла в Закавказье (например, в 764 г.) в то время как Византийская армия атаковала в Малой Азии.
Сердечное отношение Византийского двора к Хазарам может быть объясняно и с другой стороны. Хазары были наиболее цивилизованны народом Тюркской Европы, так же как и Уйгуры - среди Тюрков Центральной Азии. Хотя они никогда не приняли оседлый образ жизни, как иногда говорят, они создали свое последовательное государство обогащающееся торговлей и с относительно высокой культурой благодаря их контактам с Византией и Арабским миром. Это государство, по всей видимости, было расположено сначала в области Терекских степей. Первая Хазарская "столица", Баланджар, по мнению Маркварта, находилась у истоков Сулака - южного притока Терека. После ее разрушения Арабами в 722-723 гг., королевское место жительства было перенесено в город известный Арабам как Аль-Баида - Белый Город, название которое Маркварт стремится исправить на Саригшар - Тюркское «Желтый Город» (или еще лучше, как считает Минорский - Сарыг-шин, то есть Саксин). Маркварт помещает этот город на том же самом месте, где была и более поздняя столица Итиль, в устье Волги. Итиль, в данном случае, был только зимним местом жительства Хазарских каганов. Летом они кочевали, подобно их кочевым предкам Хунну, по степи, наиболее вероятно, в направлении Кубани. В 833 г. желая иметь ставку менее уязвимую для кочевых орд, они обратились к Византийскому императору Теофилу за инженерами, для того чтобы те им построили укрепленную столицу. Теофил послал им "протоспатаира" (главного инженера) Петрона, который помог им построить эту третью столицу - Саркел, которая стояла или в устье или, что более вероятно, на большом изгибе Дона. (26). На руинах старой Фанагореи на Таманском полуострове напротив Крыма Хазары затем установили торговый форт Матарку.
Хазарская империя была центром оживленной торговли. Византийские, Арабские и Еврейские торговцы стекались в Итиль и Саркел в поисках шкур с севера. С ними Христианство, Ислам, и Иудаизм нашли распространение в стране. Между 851 и 863 гг., Византия послала Хазарам апостольского Святого Кирилла, который был тепло принят. Биографии Святого Кирилла показывают его дебаты с Еврейскими раввинами за столом каганов. В правление Льва VI Матарка была местом Византийской епархии, основанной для распространения Евангелия по всей Хазарии. Ислам, также представленный многочисленными Арабскими резидентами, обратил в мусульманство многих с 690 г. и, с 868 г. и прежде всего после 965 г. стал одной из главных религий региона. Иудаизм был даже в еще большем покровительстве. В 767 г. Исаак Сангари начал свою духовную деятельность среди Хазар. Мас'уди заявляет, что во времена халифа Гарун ар-Рашида (768-809 гг.) сам Хазарский хаган и его благородные люди приняли эту религию. Преследование Евреев, спровоцированное Византийским императором Романом Лекапеном (919-944 гг.) притянуло большое число Израелитских беженцев в страну.
Каган, который принял Библейское имя Иосиф, как считают, написал в 948 гг. раввину Шисдаи, чтобы описать процветающее состояние Хазарского Иудаизма; но Маркварт сомневается относительно подлинности этого известного письма, которое, по-видимому, датируется не ранее чем 11-м веком. (27). Согласно Рисала Ибн-Фадхан, каган, вице-король, и князь Самандара (в Дагестане), (28 ) и другие сановники исповедовали Иудаизм. В ответ на разрушение синагог на Исламской территории, один из каганов разрушил минарет. Однако среди народа, Мусульмане и Христиане, по всей видимости, превосходили по численности Евреев. Около 965 г. каган, как считают, принял Ислам по политическим причинам, но в 1016 г., ханом Таманского полуострова был Христианин Хазар по имени "Георгий Цул."
В 9-м веке Хазары начали политически слабеть. Эти цивилизованные Тюрки Еврейской веры должны были быть уничтожены ордами их собственной расы, которые остались неприрученными язычниками. Еще раз степь оказалась в состоянии движения. Огузские Тюрки из Аральских степей (Оузои Византийских авторов) заставили двигаться тюрков-Печенегов региона рек Эмбы и Урал на запад. Около 850-860 гг. Печенеги пересекая территории, которые были подчиненны Хазарской империи, вытеснили Мадьяр, которые были подданными Хазар, с северного побережья Азовского моря. Как был уже отмечено, Мадьяры тогда отошли к Ателкузу - области между Днепром и низовьем Дуная. Вскоре, между 889 и 893 гг., Печенеги возобновили преследование Мадьяр, вытеснив их с их нового места, и наконец поселились там сами, таким образом заняв всю ту часть Русской степи, которая находится между устьем Дона и Молдавией (тогда никакой Молдавии еще не было - прим.А.). Хазары сохранили только земли между нижним течением Дона, Волги и Кавказом.
В 965 г. Русский князь Киева Святослав напал на Хазар и овладел их столицей Саркелом на большом изгибе Дона. Однако, как полагает Бартольд, Хазарское ханство пережило это бедствие, или по крайней мере оно сохранило территории нижней Волги и степи Дагестана и Кубани. В 1016 г. Византийский император Василий II послал флот, поддержанный русской армией против последнего из Хазар. Эти объединенные силы захватили Таманский полуостров и Хазарские владения в Крыму. К 1030 г. Хазары исчезли как политическая сила. Византийцы, однако, страшно просчитались помогая Русским сокрушить этих цивилизованных Тюрков - самых старых и наиболее преданных союзников империи. Вместо Хазар теперь неистовые орды должны были захватить контроль над Понтийскими степями.

ПЕЧЕНЕГИ И КИПЧАКИ
Печенеги (Пацанаки у Константина Порфирогена, и Бачанаки у Иштакри) были, как мы видели, Тюркским племенем, которое, согласно Маркварту, когда-то составляло часть конфедерации западных Т'у-куе, но было вытеснено назад к низовьям Сыр Дарьи и Аральскому морю Тюрками Карлуками. (29). Следуя в своем движении на запад они пасли свои стада между реками Урал (Яик) и Волга (Итиль), когда около 913 г. (согласно Константину Порфирогену), они были вытеснены оттуда объединенным нападением Хазар и Огузов. Дальше на запад Печенеги заняли "Леведию " - территорию к северу от Азовского моря, вырвав ее у Мадьяр. Вскоре после этого Печенеги, возобновляя свое движение на запад, вытеснили Мадьяр из Ателкузы, то есть западной часть Русской степи ("русской" она стала через примерно 900 лет - лишь в конце 18 века - прим.А,), между Днепром и низовьями Дуная. Таким образом, приблизительно около 900 г. Печенеги стали использовать пастбища между устьями Днепра и и Дуная. В 934 г. они присоединились к вторжении Византийской Империи против Венгров во Фракии; в 944 г. они были с князем Игорем в его походе на Византию. В 1026 г. они пересекли Дунай, но были отражены деятельным (императором) Константином Диогеном. В 1036 г. киевский князь Ярослав, нанес им кровавое поражение, которые положило конец их доминированию по степи и вынудило их нацелиться еще раз на Византийскую Империю. В 1051 г., под влиянием собственных амбиций и в результате давления Огузов, они снова вторглись в Империю. Вторжение было совершено в 1064 г. через Фракию к воротам Константинополя. Драма Византии состояла в том, что она завербовала себе наемников из числа языческих Тюрков Европы чтобы бороться с Мусульманскими Турками ' Азии, а чувства Тюркского родства язычников были часто сильнее, чем их лояльность императору. Это проявилось в 1071 г., накакануне сражения при Малазгирте [Манзикерте], когда Печенегский корпус покинул службу Императора Романа Диогена и перешел на службу Султана Альп Арслана. В 1087 г. в Европе, во время правления Алексия Комненуса, Печенеги еще раз вторглись во Фракию пройдя до Кула (между Еносом и Константинополем), где наконец они были обращены в бегство, оставив своего лидера Целгу на поле битвы. Алексий Комненус совершил ошибку начав их преследование и был разбит в Дристре (Дуросторум, провинция Силистра) осенью 1087 г.. Империя была спасена лишь благодаря появлению другой Тюркской орды - Кипчаков или Половцев, которые появились в Русской степи в тылу Печенегов и победили их на Дунае. Но как только все эти орды ушли обратно в Россию, как снова Печенеги, под давлением Кипчаков, опять вторглись во Фракию в 1088-89 гг., дойдя до Ипсалы, к югу от Адрианополя, где Алексий вынужден был от них откупаться. В 1090 г. Печенеги объединились с Сельджуками Малой Азии, для чтобы напасть на Константинополь по долине Марицы, от Адрианополя до Еноса, в то время как Селджукский флот, хозяин Смирны, напал на побережья, а от Никеи Селджукская армия угрожала Никомедии (Измиту).
Это было повторением ситуации времен Гераклия и Аваров, но теперь и в Азии и в Европе Византии противостояли Тюрки: языческие Тюрки в Европе, Мусульманские Турки в Азии, объединенной против империи связями родства. Печенеги перезимовали около Лулебургаза, напротив Византийских линий, которые были отведены назад к Корлу. Алексий Комненус еще раз обратился к Кипчакам, которые под командованием Тогортака и Маниаха, пришли во Фракию из России и взяли Печенегов с тыла. 29 апреля 1091 г., объединенные Византийские и Кипчакские силы сокрушили Печенегскую армию у горы Левюнион. Это было истреблением целого народа (30). Остатки Печенегов вновь сформировавшись в Валахии (территория современной Румынии –прим.А.) сделали новую попытку в следующем поколении - в 1121 г. Эта попытка ограничилась Болгарией, к северу от Балканских гор. Но они были захвачены врасплох и вырезаны Императором Иоаном Комненусом весной 1122 г. Освободившееся место Печенегов в Российской степи заняли Огузы и Кипчаки.
Огузы, чьи Азиатские потомки теперь известны как Туркмены и которые были известны Арабам как Гуззы, обычно кочевали к северо-востоку от Каспия и к северу от Аральского моря (31). Один из кланов этой нации, Сельджуки, приняли Ислам и в 11-м веке пошли искать свое богатство в Персию, где они основало большую Тюркскую Мусульманскую империю Тогрул-бека, Альп Арслана, и Маликшаха (см. страницу 148). Также в 11-м веке, другой Огузский клан, язычники в этом случае - Оузои у Византийских историков - сверг Печенегское господство в Русской степи. Русские летописи впервые упоминают об этих Огузах - под простым именем - Торки - в 1054 г. - в то же самое время как и о появлении Половцев или Кипчаков.(32). Византийские историки сообщают, что в 1065 г., в время правления Византийского императора Константина Х Дукаса, эти Оузои пересекли Дунай в количестве 600,000 человек и опустошили Балканский полуостров до Салоник и северную Грецию, но что вскоре после этого они были уничтожены Печенегами и Булгарами. Последние из Огузских банд, которые перешли на запад от Волги, были наконец порабощены, уничтожены или ассимилированы Кипчаками.
Народ известный по-Тюркски как Кипчаки - это же самое что и Половцы у Русских, Команы у Византийцев, Куманы у Арабского географа Идриси, и Куны у Венгров.(83). Согласно Гардизи, они первоначально составляли часть группы Тюрков Кимаков, которые жили в Сибири вдоль среднего течения Иртыша, или возможно – как считает Минорский - вдоль Оби (24), Кимаки и Огузы были, в любом случае, близко связаны. (Кашгари отметил, что они отличались от остальной части Тюркских народов мутацией начального «й» в «дж».) Около середины 11-го века Кипчаки, отколовшись от основной части Кимаков, двинулись в направлении Европы.
В 1054 г. Русские летописи сначала обращает внимание на их присутствие в степи к северу от Черного моря, также как и Огузов, которых Кипчаки вытолкнули вперед. Кипчаки воспользовались победой Огузов над Печенегами и, когда Огузы были изрублены Византийцами и Булгарами в ходе злополучных экспедиций в Балканы (1065 г. и последующие годы), Кипчаки остались единственными хозяевами Российской степи. В 1120-1121 гг., Ибн Аль-Атир ссылается на них также как на союзников Грузин. Приблизительно в это же время несколько "Монгольских" кланов близко связанных с Киданями и смешавшиеся до некоторой степени с переместившимися на запад Кара-Китаями (Кара-Киданями), по-видимому, прибывшие от Китайско-Манчжурской границы к регионам рек Урал и Волга, там присоединились к основной массе Кипчаков, среди которых они, возможно, приняли статус и функцию правящего класса. Все же они должно быть очень скоро ассимилировались, сливаясь, поскольку они впитали Тюркский образ жизни, с чисто Кипчакским элементом (35). Кипчаки оставались хозяевами Русской степи до вторжения полководцев Чингиза Хана в 1222 г. (36). Тогда же, из-за Русского влияния, некоторые лидеры Кипчаков начали принимать Христианство. Также Кипчаки дали свое имя "Монгольской" России, так как Чингизидское владение, впоследствии основанное на этой территории стало известным как Кипчакское ханство.
Что должно запомниться из всего вышесказанного – это достижения Византийской Империи в сопротивлении в течение многих столетий ряду орд, которые бились на ее границах. От Аттилы до Огуза - эти Тюрки и "Монголы" представляли гораздо более огромную опасность для Христианской цивилизации чем кризис 1453 г.
Коба
13.11.2014 16:09
  Удивительный во всех отношениях памятник оставил после себя Нестор.
  А еще удивительнее, что он ни разу не упомянул об украх,а ведь этот народ, по мнению украинских историков и авторов украинских учебников, жил на территории современной Украины аж 140000 лет тому назад. От них пошли обезьяны, а затем люди. Какой пробел однако у Нестора.
Марфа
13.11.2014 13:43
И все бы хорошо, только есть большое НО...Повесть временных лет - прекрасное летописное собрание, время написания -12 век н.э. Однако, правильно ли его понимают и растолковывают наши уважаемые историки? Где жили древляне? Стоит взять географические источники арабских авторов, как узнаем, чт они жили между двумя морями, на очень увлажненной земле, из-за чего не занимались выращиванием зерновых, только ближе к западному Загроссу или Большому Кавказу (до 16 века)выращивали геллоны просо. В основном древляне изготавливали изделия из дерева, были лучшими мастерами во всем Земном Круге (по круглым древним картам со 2 тысячелетия ДО н.э.) Славились своими медами, которыми торговали, поставляя в основном в Византии, которая находилась на северном побережье Персидского залива. География Древнего мира, как и Средневековья - фальсифицирована, с целью скрыть массовое переселение католиков Земного Круга на территории северного материка, Евразия, в 14 веке, в русской истории 1382 год, освобождение Москвы от поляков ханом Тохтамышем.Отрицание связи арабской цивилизации с русской приводит к большим глупостям в изложении русской истории. Русских не пускали любыми способами на территорию Ближнего Востока (покупка небольших земельных участков в Святой Земле для монастырей - не считается). Поэтому русские историки были лишены возможности побывать на исторической родине наших пращуров, Руси и предков русских в Средневековье. Во второй половине 15 века православные христиане, после гибели Трапезундского православного царства в 1462 г, под руководством Ивана III были вынуждены покинуть Переднюю Азию =Земной Круг =Землю Обетованную, Противостояние на Угре =Чорух произошло в 1463 году,против войск Мехмеда II,затем войско Московского Великого князя отправились через Тамань н современный Дон (древний Дон = пролив Киммирийский между древним Черным=Смолистым морем (озеро Хаммар)и древней Меотисой (западный Иран, всед ха ханом Ахматом к современной реке Оке. Ценность Повести Временных лет в правильной Географии, в правильном понимании, что начало летописи соответствует древним пращурам, Руси, которые пришли в Ханаан = Израиль в 24 веке ДО н.э., о чем есть запись в русских летописях(см. ПСРЛ т.27 стр 137 - историками воспринимается, как сказка?)В 60 годах 20 века русские пришли на Ближний Восток, за 40 лет, до конца 20 века были раскрыты все тайны, так тщательно скрываемые от русских. Была восстановлена реальная география Древней Руси и Средневековой Руси. Еще очень познавательны 5 томов "Древняя Русь в свете зарубежных источников", начиная с античных времен.
Валентина
12.11.2014 11:11
А какой удивительный язык в "Повести временных лет"! Не случайно её проходят в курсе истории древнерусской литературы. Эта летопись повествует нам и о "делах давно минувших дней", и сама она - память о слове русских книжников Древней Руси.
Осторожный летописец
11.11.2014 18:29
Вовану
11.11.2014 0:47                                          РФовских хазар никто не не посчитает. Они сами кому хочешь косточки пересчитают.
Вован
11.11.2014 0:47
А какой летописец опишет нынешних хазар? Беню Каломойского, Вальцмана-Порошенко, Тягныбока-Фротмана, Кличко-Этинзона, Тимошенко-Капительман и прочие!!!!!!
Василию
11.11.2014 0:43
Да уж, хазаре нынче возглавили мировые процессы. И на Руси тоже.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.

Эксклюзив
18.09.2019
Алексей Чичкин
Заметки экономиста и публициста о пройденном и пережитом.
Фоторепортаж
20.09.2019
Подготовила Мария Максимова
Обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда открыл двери для посетителей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».