Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 октября 2020
Главком сильнейших в мире ВВС

Главком сильнейших в мире ВВС

К 100-летию со дня рождения Главного маршала авиации П.С. Кутахова
Николай Бодрихин
15.08.2014
Главком сильнейших в мире ВВС

16 августа 2014 года исполняется сто лет со дня рождения выдающегося Главкома Советских ВВС, дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Павла Степановича Кутахова (1914-1984). При нём советские ВВС достигли наибольшей мощи в истории, они были способны в значительной (если не сказать в исключающей) степени противостоять средствам поражения потенциального противника и нанести сокрушительный удар по любым целям.

Значимость любого военачальника определяется как чисто военными успехами, достигнутыми под его руководством, так и степенью готовности войск, достигнутой при его самом непосредственном участии. Получив первую геройскую Золотую Звезду №1026, он стал в число известнейших асов Великой Отечественной войны. Но свой главный потенциал Павел Степанович сумел реализовать в 70-е годы XX века, когда благодаря его неустанным заботам, объективно сформированной, постоянно действующей системе контроля были созданы могучие советские ВВС – сильнейшие ВВС в мире. Сильнейшими они были не только в количественном, но и в качественном отношении – самолётов подобных Су-27, МиГ-31, Ту-160 не имела ни одна страна в мире.

Сын бедных крестьян, потерявший отца в раннем детстве, сумевший первый раз в жизни досыта наесться только став курсантом лётной школы, он в совершенстве осваивает современные истребители, участвует в советско-финской и Великой Отечественной войнах, становится командиром звена, эскадрильи, полка. В 1943 году он был назван в числе лучших лётчиков Карельского фронта, 1 мая ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Тогда же, в 1943 году он сбил Ме-109 Генриха Эрлера – одного из результативнейших «экспертов» Германии, кавалера Рыцарского креста с дубовыми листьями.

Даже не всем любителям авиации известно, что П.С. Кутахов был первым среди советских лётчиков, кто поднял в воздух знаменитую американскую «Аэрокобру» (14 апреля 1942 года) и одержал на ней первую победу (15 мая 1942 года).

Войну гвардии подполковник П.С. Кутахов окончил известным асом, одержавшим 14 личных и 24 групповые победы, командиром 20-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Вот как отзывается о своём однополчанине Иван Дмитриевич Гайдаенко, впоследствии генерал-полковник авиации, Заслуженный военный лётчик СССР, начальник ГК НИИ ВВС: «Он как летчик был отличный, но характер у него был жесткий. Помню, прислали 837-й полк на «Харрикейнах». Они сели в Мурмашах, а мы были в Шонгуе. Кутахов считался опытным, даже в полку все лётчики звали его «отец», хотя некоторых он был младше по возрасту. Командующий приказал ему вылететь туда и рассказать летному составу о театре военных действий. Прилетел Кутахов, собрали летчиков. Объявляют: «Командир эскадрильи Кутахов расскажет, какие тут идут бои, что представляет из себя противник». Некоторые зашикали: «Подумаешь, что, мы сами не знаем?» Кутахов возмутился: «Ах, так?! Да пошли вы…» Поворачивается, за шлемофон, и улетает обратно. Через два дня от полка ничего не осталось: расколошматили в пух и прах...

Да, Кутахов — он мог и послать, и даже в морду дать, если что. Но за дело он болел всей душой, боец он был настоящий, себя не жалел, умел руководить полком. Это умеют немногие.

У нас с ним были хорошие отношения – сошлись на том, что почти не употребляли спиртного и не курили, но нельзя сказать, что он мне давал какие-то поблажки…».

Неизменно высоко оценивало Кутахова и командование.

«Тов. Кутахов высоко грамотный в тактическом отношении лётчик-командир. Своевременно разгадывает замыслы воздушного противника и умело противопоставляет ему свой маневр, в результате которого наносит поражение противнику и всегда выходит победителем. Тов. Кутахов дисциплинированный командир. Требователен к себе и к подчинённым. В результате прекрасной боевой выучки и отличного лётного мастерства тов. Кутахов принадлежит к числу передовых советских асов», - даёт ему оценку в боевой характеристике от 1943 года командир 19–го гвардейского ИАП гвардии подполковник А.Е. Новожилов.

«…Его полк сплочён в единую дружную семью и всегда готов выполнять боевые задания. Лично командир полка пользуется всеобщим уважением и авторитетом. Им лично за период пребывания в полку переучено и введено в стой на самолёте «Аэрокобра» 9 лётчиков.

За умелое руководство полком, личную боевую работу в разгроме немецких захватчиков представляю тов. Кутахова к правительственной награде – к ордену Александра Невского.

Командир 1-й гвардейской смешанной авиационной Свирской дивизии гвардии полковник Пушкарёв».

В 1949 году П.С. Кутахов оканчивает Липецкие офицерские лётно-тактические курсы и продолжает службу, неустанно осваивая всё новые и новые типы теперь уже реактивных истребителей: Як-17, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б. Его лётные книжки включают собрание восторженных оценок его лётного труда самых именитых лётчиков: Тимофея Хрюкина и Пётра Покрышева, Арсения Ворожейкина и Фёдора Шинкаренко, Александра Силантьева и Ивана Лавейкина, Алексея Пахомова и Георгия Берегового, Прокопия Акуленко и Аркадия Ковачевича…

Общий налёт Заслуженного военного лётчика СССР генерал-лейтенанта авиации П.С. Кутахова составил 2 300 часов.

С конца 1950 года он командует истребительной авиационной дивизией, затем корпусом, а окончив Академию Генерального штаба назначается заместителем командующего, а затем и командующим воздушной армией. В июле 1967 года он был назначен первым заместителем Главкома ВВС Вершинина, а в марте 1969-го сам был назначен на должность Главкома. В 1972 году ему было присвоено высшее воинское звание в ВВС – Главный маршал авиации.

Он всегда был готов на равных заинтересованно обсуждать проблемы авиации и с начинающим курсантом лётного училища, и в споре с первыми лицами государства – всесильными министрами и Генеральными секретарями.

Ещё при назначении первым заместителем Главкома начала реализовываться исключительная одарённость П.С. Кутахова, как инженера широкой квалификации. Это проявлялось, прежде всего, в работе по принятию на вооружение и эксплуатации новых систем вооружений, новых единиц авиационной техники. Во многом благодаря его технической хватке, точности оценок и требований, настойчивости, трудолюбию, при народной поддержке, удалось возродить мощь советских ВВС, в значительной степени утраченную при Хрущёве. А впоследствии и поднять боевую мощь СССР до максимального в своей (да и в мировой) истории уровня: свыше 13 тысяч боевых самолётов и 6 тысяч вертолётов насчитывали ВВС к середине 80-х годов! При нём был поднят в воздух первый серийный Ту-160 и опытный Ка-50, при его неустанном внимании и контроле были приняты на вооружение Ту-22М2 и М3, Ту-95МС, Су-24 и Су-25, Су-27, МиГ-23 и МиГ-25, МиГ-29 и МиГ-31, Як-38 и Ил-76, Ми-24 и Ми-26, Ка-25 и Ка-27, созданы системы авиационной техники, часто превосходящие лучшие мировые образцы, разработаны эскизные проекты новых, вовсе не имеющих аналогов в мире, мощнейших систем авиационных и ракетных вооружений.

Основным и исключительным интересом Павла Степановича всегда оставалась работа – служение Отечеству. На какие-либо хобби, развлечения, порой даже на отдых его уже просто не хватало.

Это был человек, буквально живший проблемами, задачами, перспективами отечественной военной авиации, - подчёркивают Генеральные конструктора дважды Герой Социалистического Труда Г.В. Новожилов и Герой Российской Федерации С.В. Михеев.

«Работал главком – без преувеличения – с запредельным напряжением, не чуя ни времени суток, ни бремени лет. Рядом с ним «тише» работать было нельзя», - писал один из соратников П.С. Кутахова, командующий Дальней авиацией, а позднее заместитель Главкома Герой Советского Союза В.В. Решетников.

Имя Павла Кутахова навсегда останется примером служения Родине, когда в условиях мирного строительства, упорного взвешенного и последовательного труда на благо укрепления обороноспособности, была создана боевая мощь, надёжно удержавшая агрессора от прямого военного вызова. В итоге противник перешёл на путь последовательного (не всегда прямого материального) подкупа отдельных фигур из советского руководства, раскола страны, изощрённого науськивания на государствообразующую Россию некоторых смежных территорий, попытки создания нового «санитарного кордона»... Вся эта, с позволения сказать «политика», велась в условиях информационной войны, ведь большую часть войны «холодной», то что касалось создания новых средств вооружений, противник к тому времени проиграл.

Павлу Степановичу довелось «тянуть свою лямку» до конца. Ему не выпало ни года, ни, наверное, даже месяца, чтобы подвести какие-то итоги. Кроме того, он был, прежде всего, человек военный, то есть дисциплинированный, а предмет, которым он занимался, был в высшей степени секретен, что исключало какие-либо, даже сугубо личные заметки на служебную тему. Весьма характерно, что сегодня, во втором десятилетии XXI века, целый ряд вопросов авиационных вооружений, которыми занимался ещё П.С. Кутахов более тридцати лет назад, вновь стоит на повестке дня и настоятельно требует скорейшего разрешения.

Павел Степанович пробыл на своём посту почти 16 лет, с марта 1969 по конец ноября 1984 года – срок рекордный для Главкома ВВС.

…C 1981 года на вооружение начали поступать истребители XXI века – МиГ-31. Эта машина была способна на расстоянии до 200 км (сегодня до 350 км) обнаружить до 24 целей и автоматически атаковать дальними ракетами «воздух-воздух» четыре (сегодня восемь, впоследствии 10) приоритетных целей. Основой системы управления вооружением МиГ-31 – «Заслон», является уникальная РЛС с фазированной решёткой. В начале 90-х РЛС была доработана в отношении дальности и разрешающей способности, образовав новую систему управления вооружением «Заслон-М», принятую на вооружение в 2008 году. Модернизирован также и сам самолёт: увеличена дальность, проведена работа по снятию скоростных ограничений.

МиГ-31 было выпущено более 500 штук. В своё время он составлял элемент «конвейера» ПВО (взлёт-подход-работа-возвращение – перезарядка, заправка), способного в длительном непрерывном режиме осуществлять непрерывную оборону рубежей страны, уничтожая более 90 процентов воздушных целей.

Фронтовыми истребителями советских ВВС являлись Су-27, с 1982 года поступающий в авиационные части и МиГ-29, принятый на вооружение в 1983 году.

Маневренность Су-27, в частности, знаменитая «кобра» выполняемая В. Пугачёвым, произвела на иностранных наблюдателей в Ле-Бурже и в Фарнборо, впечатление разорвавшейся бомбы, чему автор был непосредственным свидетелем.

В то же время Су-27 способен брать на борт до 9 т боевой нагрузки.

Ударный ракетоносец Ту-160 стал «лебединой песней» советских ВВС. Этот самолёт, с двухмаховой скоростью, на высоте до 30 км, способен нести 12 крылатых ракет Х-55 или Х-555 или 24 сверхзвуковые ядерные ракеты Х-15С, способные поражать удалённые цели с высокой точностью.

В состав Военно-воздушных сил США в 1985 году входили около 9000 боевых самолётов и вертолётов, из них около 2000 – в резерве. В число самолётов входило 365 тяжёлых бомбардировщиков B-52D, G и H (из них 142 в резерве), 66 средних бомбардировщиков FB-111A, 43 стратегических самолёта-разведчика, около 3000 тактических истребителей F-4, F-15, F-111, штурмовиков A-7A и A-10, самолёты-разведчики RF-4C, самолёты ДРЛО и управления Е-3A, некоторые другие типы самолётов и вертолётов; под командованием воздушно-космической обороны находилось 140 перехватчиков F-106A, около 180 F-4C, D и F, одна эскадрилья РЭБ. В боевом составе военно-транспортной авиации находилось свыше 900 самолётов и вертолётов: 70 тяжёлых стратегических С-5, 234 стратегических С-141, 231 С-130 и 23 транспортно-медицинских С-9. В частях и учреждениях командования подготовки кадров находилось около 1500 учебно-тренировочных самолётов, из них: 680 самолетов Т-37, 731 Т-38, 52 Т-41.

По поводу качества американской техники очень характерно высказывание бывшего Главкома ВВС, генерал-полковника А.Н. Зелина: «В свое время нам говорили, что F-15 – это непревзойденный самолет... А когда мне судьба позволила полетать на последней модификации этой машины F-15Е, мы летали в Рамштейне с генералом Харчевским – он на одной машине, я – на другой, я тогда понял, что даже на МиГ-23МА в то время можно было спокойно драться с этим самолетом. Спокойно».

Конечно, США обладают мощными союзниками, имеющими устоявшиеся авиационные традиции и создавшие собственные типы современных боевых самолётов: французы строили свои знаменитые «Миражи» 2000; немцы, совместно с англичанами и итальянцами – самолёт с крылом изменяемой стреловидности «Торнадо»; англичане – самолёт вертикального взлёта и посадки «Харриер». Однако, в 1985 году союзники могли повысить общую численность современных боевых самолётов западной коалиции не более, чем на 1000 штук.

Когда сегодня Россию упрекают в нарушении неких надуманных правил международного поведения, тем более, трактуемых в духе двойных стандартов, называя её при этом страной, якобы, потерпевшей поражение в «холодной» войне, это кажется автору удивительным.

CCCР потерпел поражение в войне информационной. А в войне «холодной», значительной частью которой была подготовка к войне «горячей», Советский Союз имел преимущество: и по составу могучих РВСН, и по авиации, и даже по вооружению флота.

Американские стратегические ракеты «Минитмен», размещаемые на территории США, вообще были блефом. По оценкам отечественных специалистов, а образцы пороха, на котором летали эти ракеты, у нас уже были, ракета со стартовой массой около 35 т никак не могла иметь дальность в 13 тысяч км. Российская «лёгкая» жидкостная ракета УР-100Н имеет массу за 100 т. То есть американцы могли рассчитывать только на ракеты, стартующие с территорий ближайших союзников: Великобритании, Германии, Турции, и с подводных лодок.

Да, у Советского Союза не было авианосцев, но любая из сотни подводных лодок двух десятков проектов, от 651до 955, называемых «убийцами авианосцев», по самым строгим расчётам специалистов ВМФ, залпом крылатых ракет одного корабля, с вероятностью 0,95 должна была поразить авианосец противника. Ну, а названных лодок у нас было много больше, чем у американцев авианосцев. Точность поражения неприятельских кораблей обеспечивалась космической системой глобальной морской космической разведки и целеуказания - МКРЦ, когда все потенциально опасные цели были поимённо поручены конкретным боевым советским кораблям.

Превосходство в авиации обеспечивалось за счёт таких машин как МиГ-31, Су-27, Ту-22М3 и Ту-160… У американцев машин с аналогичными характеристиками не было вовсе.

Сравнивать В-1В с заявленным стартовым весом в 216 т с Ту-160, с той же скоростью, вздымающим ввысь свои и «чужие» 277 т, не совсем правильно, как и сравнивать FB-111 с максимальной взлётной массой в 54 т и Ту-22М3 с тем же параметром в 126 т. Хотя, конечно, качества боевого самолёта, даже ударного, не определяются только взлётным весом и скоростью.

Конечно, американцы и их союзники ушли вперёд в создании технических и бытовых средств в условиях живой конкуренции, в том числе тяжёлых, прежде всего пассажирских самолётов, автомобилей, электрооборудования, но на создание средств вооружений, с точки зрения автора, квалифицированных творческих инженеров, «мозгов», у них уже не хватало. Уровень зарплат в военно-промышленном комплексе не превосходил выплаты в частных компаниях, занимавшихся созданием бытовой техники, и большинство талантливой молодёжи делало выбор в пользу последних.

Также, увы, не хватало творцов и в Советском Союзе при производстве легковых автомобилей, различного бытового электрооборудования, средств производства одежды, бытовой техники, продуктов питания… Уровень зарплат при работе на оборонку в СССР был несколько выше, чем в иных сферах народного хозяйства, ну, а о престижности работ нечего и говорить. 70% лучших выпускников сильнейших технических ВУЗов страны (МФТИ, МИФИ, МВТУ, МАИ, МЭИ) шло в оборонную промышленность или в отрасли, крепко с ней связанные. Кроме того, в СССР была создана и отработана великолепная система военной приёмки; равно далёкая от коррупции и близкая к самым современным «завтрашним» техническим решениям, реализованных в целом ряде авиационных проектов, систем ПВО, ПРО, в создании новых систем вооружений. Недаром, одним из главных деяний печально известного министра обороны А. Сердюкова было именно уничтожение военной приёмки.

…Павел Степанович Кутахов стал основателем династии, продолжавшей и продолжающей службу в отечественных ВВС. Его сын, Владимир Павлович Кутахов, стал известным авиационным инженером, специалистом по системам вооружений, доктором технических наук, генерал-лейтенантом авиации. Внук - Павел Владимирович Кутахов – полковник в Министерстве обороны РФ.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
СЕРГЕЙ
22.06.2016 16:07
ВСПОМНИМ В ЭТОТ  ДЕНЬ... 22.06.  ВЕЛИКОГО ГЛАВКОМА... ОН ЭТОТ ДЕНЬ ПОМНИЛ ВСЕГДА...И ДЕЛАЛ ВСЁ ЧТОБЫ  ОН НЕ ПОВТОРИЛСЯ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ НИКОГДА... ВЕЧНАЯ СЛАВА И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ...  
начало и конец
16.08.2014 20:55
И это разве не была Россия, в которой жили достойно и свободно с такой силой и духом, с такими людьми, да настоящее держится на прошлом, и чтоб не потеряться нужно держаться этого своего прошлого Родного, жить в его свете, как и в советское время почитали героев русских. Вот и желаешь больше читать вот этого, а желание допустим церковников опустить, советское время, или постоянно говорить о гражданских войнах, террорах не совсем здорово воспринимается уже.
Что разве вся эта мощь не есть продолжение нашей истории общей.
Константин2
16.08.2014 18:30
"...разработаны эскизные проекты новых, вовсе не имеющих аналогов в мире, мощнейших систем авиационных и ракетных вооружений" - и где все это сегодня? ТУ-160 - уникальный самолет, на западе самолет с такими характеристиками собираются создать только в 2017 году! И МИГ-31 самолет,который значительно превосходил и до сих пор превосходит западные самолеты. Только из 500 МИГ-31 на сегодня осталось 122 самолета. В 90-е американцы сделали все возможное, чтобы мы перестали их выпускать. "Когда в 90-х годах акции Пермского моторного завода (ПМЗ), производившего двигатели к МиГ-31, очутились в их руках (американцев) – завод первым делом прекратил изготовление таких силовых установок" (Сайт "Свободная пресса"). В угоду американцам мы перестали выпускать и ТУ-160.  Произведено всего 35 самолета, на начало 2013 года осталось - 16. Где мы раньше были, почему об этих самолетах, и не только о них, вспомнили только сейчас. И как всегда обещания, что через энное количество лет мы наладим производство всего, что совсем недавно собственноручно уничтожали. Американцы не посмели бы сегодня с нами так разговаривать, если бы мы не вели такую бездарную политику. Хорошо, что они ввели санкции против нас, хоть это заставило задуматься...
Alexius
16.08.2014 12:43
Роман, пишите сразу - лично уничтожил полк. Чего мелочится то?
тимур
16.08.2014 12:46
человечище! гордитесь...у-ки!
1981 год
16.08.2014 7:45
Помнится в Чорткове, Тернопольской обл. Украинской ССР в 144 ШМАС был Як-25 с табличкой, что на нет летал сам Кутахов, самому приходилось посидеть в кабине этого легендарного самолета. После развала Союза не стало ни ШМАСа ни Полка в Чорткове, а судьба самолета скорей всего плачевна, какой-то местный прапор сдал на цветмет.
Виктор
16.08.2014 1:16
Лунтик "...кого будут вспоминать"-А что могут вспомнить поколение 1990-х.,поколение Пепси?  Базары,барахолки,стрельба на улицах,пенсионеры у мусорных баков...
лунтик
15.08.2014 19:25
таких самородков  можно перечислять и...ночи не хватит! Жалко...что все они жили, умирали, любили...в 19 и 20 веке! А вот про нынешних, кто , где и вообще будет ли читать и вспоминать...это  и обидно! С ТВ не сходят: хроники, публицистики, документалка...про опять- же , тех героев....из прошлого! Уйдут историки, журналисты...кого будут вспоминать ...
Парма
15.08.2014 18:53
Интересный биографический очерк. Да, были люди в то время. Наелся досыта только в учебке... Всю жизнь отдал ВВС, стране. В морду дать - прекрасное качество. Жаль его внук в МО не дал в морду Сердюкову. Дед вот мог...
Роман Гришко
15.08.2014 18:10
Вы восхищаетесь человеком, из-за самолюбия которого погиб полк лётчиков - НУ-НУ...
-----------------------------------
А сильнейшие ВВС - это прежде всего заслуга АВИАКОНСТРУКТОРОВ...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».