Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 апреля 2021
Деловые батюшки

Деловые батюшки

На поддержание своих приходов священники решили зарабатывать сами
Сергей Иващенко
12.03.2021
Деловые батюшки

На Ставрополье все больше появляется священнослужителей, которые ради обеспечения нужд храмов и богоугодных дел стали заниматься предпринимательством.

Я долгие годы проработал в аграрной журналистике и потому побывал во многих селах и хуторах Ставрополья, где общался и с руководителями сельхозпредприятий, и с фермерами, и просто интересными людьми, каковых в нашей глубинке немало, и рассказывать о них одно удовольствие. Сводила меня работа и со священниками. Будучи человеком светским, я с интересом общался с батюшками как с людьми из особой социальной среды. Как они мыслят, какими заботами живут, как несут по жизни эту свою особость?

Как и все люди, батюшки разные. Многие из них весьма осторожны в высказываниях, в силу соблюдения церковных канонов, особо и откровенничать не будут. А есть и открытые люди, всегда готовые к общению, просто по-человечески излучающие искренность и доброжелательство. Но вот появилась и еще одна, очень интересная категория священнослужителей, которых я бы назвал – деловые батюшки. Они считают, что содержать приход только на пожертвования паствы не совсем правильно. На нужды храмов можно и нужно зарабатывать трудами праведными, как это делают монастыри, например.

Такие священники, не оставляя основного своего призвания, становятся фермерами, сыроварами, виноделами, пчеловодами. Часть доходов от своего малого бизнеса батюшки, конечно, и для своих семей оставляют, но основная часть средств идет на строительство и ремонт храмов, их содержание, просветительскую, миссионерскую деятельность.

Нынешний руководитель епархии митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл поощряет такую позицию, благословляя батюшек на добрые дела.

О двух таких священниках я и хочу рассказать.


Отец Петр

С отцом Петром Гриценко из села Высоцкого я знаком уже лет десять. А познакомились мы с батюшкой, когда я приехал в Высоцкое, чтобы рассказать о его Доме милосердия «Архангельский глас» для пожилых. Это единственный на Ставрополье частный интернат для людей в возрасте. Зданию, в котором располагается «Архангельский глас», уже более ста лет. Когда-то здесь был колхозный дом престарелых, где жили ветераны хозяйства, оказавшиеся без поддержки родных. Но колхоз обанкротился, доживавшие свой век в «стардоме» люди оказались никому не нужны. А батюшка, выкупивший это здание, собирался открыть в нем воскресную школу, но оказалось, что стариков пристроить некуда. Решил досматривать. А пока досматривал, прошла молва, что в Высоцком одиноким старикам очень хорошо, и стали сюда ехать люди отовсюду. Так и решил отец Петр не закрывать богадельню, а создать здесь нормальные человеческие условия и помогать страждущим и немощным.

На что содержать приют?

Стал батюшка фермерствовать. Сейчас у отца Петра несколько десятков коров, бычков, свиней, своя пасека. Часть продукции, полученной в хозяйстве, он направляет на питание стариков. Другую часть продает, а на вырученные деньги обустраивает богадельню.

Первый раз, когда я был у отца Петра, «Архангельский глас» представлял собой скромную обитель, где было чисто, сытно, уютно, но с минимумом удобств. Старики и этому были рады и очень тепло отзывались о батюшке, давшему им приют и окружившему заботой. Недавно отец Петр завершил длившийся несколько лет ремонт, и «Архангельский глас» преобразился. Сейчас это современное благотворительное заведение, вполне вписывающееся в требования, предъявляемые к подобным учреждениям.

Нашел отец Петр и еще один источник дохода для своих добрых дел. Пригласил на ремонт храма Архангела Михаила, в котором он служит, кстати, одного из старейших в крае деревянных храмов, Сергея Абраменко. Бывший спецназовец оказался таким рукастым, что батюшка пришел в восторг. Сергей, например, красил колокольню, по часу вися на веревке вниз головой. Отец Петр предложил ему попробовать делать купола для храмов. Сергей с помощниками быстро освоили и это ремесло, поставив дело на поток. Теперь отец Петр в этом бизнесе играет роль менеджера, находя заказы, добывая нужные материалы, а рукастые мужики создают замечательные купола. По ходу Сергей Абраменко, фактически в одиночку еще построил в соседнем селе Ореховка небольшой храм из камня, оставшегося от хозяйственной постройки.

А отец Петр идет дальше. Уже несколько лет он организовывает в Высоцком 1 июня в День защиты детей слеты казачьей и православной молодежи «Будущее России – это мы». На одном из таких праздников мне довелось побывать. Получил массу положительных эмоций. И теперь смело могу поспорить с теми, кто утверждает, что наша молодежь бездуховна и равнодушна, что это не так. Прекрасная молодежь!

На эти слеты приезжают ребята из Донбасса, куда отец Петр ездит по нескольку раз в год с гуманитарной миссией. Кстати, пока пишу эти строки, отец Петр проводит в Домбае очередной слет для детей Донбасса «Дети – посланники мира».

Однажды спросил батюшку, откуда он находит средства на эти дорогостоящие мероприятия? «На свете много добрых людей, которые помогают нам. Но и на мой карман это ложится в значительной степени», – улыбнулся в ответ.


Отец Игорь

о. Игорь.jpgУже несколько лет в храме Архангела Михаила в городе Михайловске 14 февраля проходит праздник весеннего обрезания виноградной лозы, посвященный святому великомученику Трифону. Этот святой считается покровителем виноградарства и виноделия. Организатором праздника стал отец Игорь Подоситников, благочинный церквей Михайловского округа. Уже четвертый год батюшка выращивает виноград, чтобы делать из него церковное вино – кагор. Познакомившись с отцом Игорем на последнем праздновании, я напросился посетить его фермерское хозяйство.

Мысль заняться серьезно виноградарством появилась у отца Игоря благодаря основному занятию – служению в храме. Всем известно, что для церковных таинств используется красное вино – кагор. Есть и особые критерии, определяющие, каким должно быть это вино, имеющее сакральный смысл и символизирующее собой кровь Христову.

Оно должно быть красным, сладким, а главное, натуральным, из винограда и без каких либо добавок. А где найти такое вино? В магазинах сейчас полно некачественной винной продукции. Вот батюшка и решил делать свое вино, чтобы иметь стопроцентную гарантию его качества.

Начинающий фермер Подоситников приобрел 15 гектаров земли в окрестностях хутора Кожевников недалеко от Михайловска. В 2017 году посадили лозу на пяти гектарах. Через год еще три, потом еще четыре. В резерве осталось шесть гектаров, которые в скором будущем будут тоже освоены. Уже получил первый урожай.

Едем с отцом Игорем на его плантацию. Виноградник расположен на южном склоне холма. Это то, что нужно: солнцелюбивая ягода легче перенесет засуху, чем недостаток света и тепла. Земля на этом пригорочке бедная, песчано-глинистая. Неудивительно, что здесь уже 40 лет ничего не возделывали, попросту забросили этот клин. А для винограда – это замечательное место, ему здесь комфортно.

Первые пять гектаров, уже давшие урожай, смотрятся солидно: каждый кустик подвязан к бетонному столбику, вдоль рядов натянута проволока, чтоб лозе было за что зацепиться. Междурядья вспаханы. Как раз в этот день трактор дисковал ссохшуюся от засухи почву.

– Вот недавно купили технику, – не без гордости сообщил отец Игорь, – а вон видите деревянные колышки, там уже всходы новые пошли. И за столбики, и за деревянную школку нам положена компенсация от государства.

Я почувствовал, какой-то особый дух на этом склоне, ощущение такое, что ты приобщился к чему-то древнему, какому-то первородному таинству.

– Меня это чувство тоже переполняет, – согласился со мной отец Игорь, – особенно весной, когда цветет лоза. Здесь такой дух! Красиво, хорошо, радостно! Душа ликует!

Я пробовал этот кагор. Сладкий, но в нем нет ни грамма сахара. Сладость достигается благодаря особым сортам винограда и их длительной выдержкой на ветках, чтобы ягоды набрали максимальную сахаристость. Такого кагора, действительно, не купишь в магазине, поэтому вино от отца Игоря охотно покупают храмы не только Ставропольской и Невинномысской епархии, но и из соседних метрополий.

На вырученные деньги отец Игорь содержит храм, поддерживает воскресную школу. Доходы от виноделия пока невелики. Их, конечно, не хватает на многие дела, которые благочинный совершает во славу Божию. Но здесь дело даже не в доходах, а в той активной жизненной позиции, которой придерживается священник.

Благодаря соцсетям, в которых батюшка всесторонне представляет свое благочиние, я могу судить, насколько активно и плодотворно живет отец Игорь. В частности, особенно мне понравились записанные на камеру его беседы с интересными людьми, которые отец Игорь выкладывает на ютубе, и которые удачно назвал «Вера в маленьком городе». Толково, душевно. От одного только голоса отца Игоря, мягкого, проникновенного, становится тепло на душе.

…Вот такие батюшки служат в ставропольских храмах, словом и делом утверждающие высокий авторитет священнослужителя.


Ставропольский край

Фото автора.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

охранитель
18.03.2021 22:01
а между тем, спрашивается: может не пытаться призывать еще раскошелиться мирян, у которых и так денег не много, а просто призвать атеистов к ответу и взыскать с них тот ущерб, который они и их предшественники нанесли нашей Церкви? Не пора ли? Вообще, считал кто-нибудь какой ущерб нанесли русскому Православию атеисты за сто с лишним лет своего владычества? Брался ли кто-либо посчитать этот ущерб? Всё же очень просто. Например, хотя бы из тех расходов, что ныне требуется понести для восстановления. например, восстановление одного только Храма Христа Спасителя в Москве обошлось в 170 млн. долларов (по данным Фонда воссоздания храма). Сколько всего храмов было порушено на Руси? Ведь были храмы и меньше, но были разрушены и многие монастыри, много большие по размеру. Всеведущий интернет нам подсказывает: на 1914 год всего насчитывалось 54 174 храмов, 25 593 часовни, 1025 монастырей (всего 80792 священных сооружения). В 1987 году осталось всего 6893 храмов и 15 монастырей. Итого разрушено 73884 священных сооружения. Умножив 73884 на 170 млн. долларов, получим 12 560 280 млн. долларов, или 12 560 млрд. долларов. Предположим, что безбожник взяли у православных эти деньги в долг и не отдают уже 100 лет. Тогда возникает вопрос о проценте, он должен быть не меньше 36% годовых - стандартный процент по кредитной карте Русского стандарта, на лучшие условия атеисты, как показывает практика, рассчитывать не могут. Значит, 12 560 млрд. долларов на 100 лет под 36% годовых - это будет 464 720 млрд. долларов. Значит, считаем общее число наличных атеистов, делим эту сумму между ними и предъявляем каждому свою долю долга как к духовному наследнику богоборцев XX века. Не потому ли атеисты так рьяно ополчились на Церковь и прилагают огромные усилия чтобы привлечь к себе побольше сторонников, что интуитивно опасаются такого исхода и делают всё, чтобы распределить сумму долга между максимальным числом ответственных? Так время идёт, а проценты-то тикают!
печально
18.03.2021 21:41
что батюшкам приходится прибегать в физическому труду и коммерческой деятельности, не проповеди ради, а точно простым мирянам, чтобы прокормить себя, свою семью и поддержать дела прихода. Худо, что прихожане не способны обеспечить должное - чтобы их священник мог всецело отдавать все свои силы пастырскому служению, а не заботам о хлебе насущном. Между тем, еще апостолом было установлено обязанность мирян содержать своего пастыря, обеспечивая его всем необходимым.
Владимир
12.03.2021 16:19
Василь, в "добрые советские времена" Детей с крестиком на шее гнобили и исключали из пионерии и комсомолии
Виктор
12.03.2021 15:48
Слава Богу ,что есть такие Батюшки . Спаси Господи их и тех кто рядом с ними
Василь
12.03.2021 0:25
Священники-коммерсанты... Да, долго ещё будем с теплотой вспоминать добрые времена Советского Союза, где такого не было даже близко.

Эксклюзив
16.04.2021
Артем Леонов
Российско-иранский канал может обеспечить евроазиатские перевозки кратчайшим путем.
Фоторепортаж
13.04.2021
Подготовила Мария Максимова
В Московском планетарии открылась выставка фотографий, посвящённая первому космонавту Земли.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.