Царский живописец
Россия всегда была богата художественными талантами, оставившими своим потомкам дивные творения, ставшие шедеврами не только отечественной, но и мировой живописи. Последним великим иконописцем допетровской Руси стал Симон Ушаков, часто именуемый российским Рафаэлем.
В XVII столетии привычный ритм и уклад русской жизни стал меняться. Так при царе Алексее Михайловиче в России создаются новые школы, типографии, возникает театр, в изобразительном искусстве появляются первые образцы парсунной (портретной) и "ленчавтной" (ландшафтной, то есть пейзажной) живописи, начинается выпуск печатных гравюр. Человеком, прочно соединившим древнерусскую художественную традицию с новым реалистичным искусством, стал Симон Ушаков.
Домашнее прозвище
Пимен (Симон) Федорович Ушаков родился в 1626 году, в богатой купеческой семье. При рождении он получил имя Пимен, а Симон – это его второе, поначалу домашнее прозвище.
В юном возрасте Ушаков в совершенстве освоил сложное искусство "знамения" (рисования). Долгое время он работал в Серебряной и Золотой палатах при Оружейной палате и в 1648 году, когда ему исполнилось всего 22 года, стал царским "жалованным" живописцем.
#comm#Позднее служил в самой Оружейной палате, где был поставлен во главе царских мастеров и образовал собственную школу иконописцев. За выдающиеся заслуги на ниве художества Ушаков был возведен в дворянское звание.#/comm#
Ранние работы Симона Ушакова до нас не дошли. Первой иконой, бесспорно принадлежавшей его кисти, является "Богоматерь Владимирская", авторская копия знаменитой иконы, доставленной когда-то на Русь из Византии. Симон Федорович написал ее в 1652 году. Хотя Ушакову и исполнилось тогда 26 лет, но он уже был опытным и зрелым мастером, со своей только ему присущей манерой письма. Работая над этим образом, иконописец придал светлый, телесный цвет лику Богородицы, отказавшись от традиции "темновидного" изображения лиц святых на иконах и фресках.
В ходе работы над другой иконой "Великий архиерей" кисть Ушакова становится еще смелее. Лик Христа мастер вновь делает светлым, но, не ограничиваясь этим, использует и светотеневую моделировку. Тем самым в русскую живопись оказался привнесен метод передачи светотени. На иконе сохранились надпись: "Архиерей Великий прошедый небеса" и подпись: "написан царским мастером Симоном Ушаковым в 7165 лето в царство царя Алексия Михайловича".
Спас
Икона "Великий архиерей" стала первым шагом к созданному через год великому шедевру Симона Ушакова его "Спасу Нерукотворному" (на фото). Эта икона – популярное воспроизведение величайшей христианской реликвии Св. Мандилиона, то есть льняного плата или убруса, соприкасавшегося с ликом Иисуса Христа и сохранившим Его образ. С реликвии делались списки (копии). Некоторые из них попали и на Русь, где Первообраз Христа получил широчайшее распространение, став популярным сюжетом у иконописцев.
Ушаков повторил сюжет "Спаса" в нескольких вариантах (самый ранний относится к 1658 году), но не замкнул ими свое творчество. Среди других его работ отметим икону "Владимирская Богоматерь, или Насаждение древа государства Российского".
#comm#Художнику удалось воплотить в законченную форму очень сложную композицию - за кремлевской стеной на фоне Успенского собора изображены фигуры московского князя Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих из кувшинов корни большой виноградной лозы, символизирующей собой древо жизни. #/comm#
Проросло оно на фоне Успенского собора. На ветвях лозы, оплетающих образ Богоматери с младенцем, помещены 20 медальонов с изображением портретов выдающихся лиц русской истории – митрополитов, патриархов, князей и царей, а также несколько "блаженных", пророчествующих и юродивых. Кроме Богоматери с младенцем и медальонов на иконе с одной стороны древа изображен царь Алексей Михайлович, а с другой – его первая жена царица Мария Ильинична Милославская и их сыновья царевичи Алексей и Федор.
Идея преемственности старой и новой Руси, воплощенная Ушаковым в иконе "Насаждение древа государства Российского" глубоко символична. Создатель этого произведения продемонстрировал не только глубокое знание отечественной истории, но и умение толковать ее в духе государственной целесообразности, прославив запечатленный им триумф созидательной деятельности великих правителей и духовных пастырей.
Троица
В 1671 году Симон Ушаков обращается к знаменитому в русской иконописи сюжету "Троицы". Взяв уже ставшую канонической рублевскую условную схему, он привнес в нее не использованные ранее детали – пышную ордерную архитектуру на втором плане, обилие посуды на стоящем перед ангелами столе, застеленном белой скатертью, вполне реалистично изображенный Мамврийский дуб. Фигуры трапезничающих ангелов он сделал объемными, но по-своему прекрасными.
Многие исследователи были склонны критиковать "Троицу" Ушакова, считая ее произведением уровнем ниже классического образца, то есть от одноименной иконы Андрея Рублева.
#comm#Однако эти претензии лишь подчеркивают успех замысла Симона, сумевшего привнести в русскую иконопись новое видение достаточно проработанного своими предшественниками сюжета.#/comm#
Ушаков также расписывал московские храмы, в том числе и Архангельский собор. Однако храмовой росписью Симон не ограничился, вместе с дьяком Клементьевым он украсил Грановитую палату, запечатлев события российской истории, в которых проявилось торжество и величие дела русских государей. Расписывал Ушаков и роскошные терема деревянного дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.
Мастер создавал не только поразительной красоты иконы и фрески, он украшал в Рождественские праздники личные покои государя, сочинял рисунки для предметов церковной утвари и царского обихода, для монет и украшений на ружьях, работал как гравер. Рисунки Ушакова гравировал обычно Афанасий Трухменский, но известно несколько самостоятельных работ Симона, особенно знаменит среди них офорт "Семь смертных грехов". Иллюстрируя "Псалтирь в стихах" Симеона Полоцкого, Ушаков повторил архитектурный пейзаж, воплощенный им в своей "Троице".
Первый теоретик
В заключение стоит отметить, что Симон Ушаков стал первым теоретиком живописного искусства. Им были созданы два наставления: "Слово к люботщателям иконного писания" и "Алфавит художества". В своем "Слове" Ушаков первым среди русских художников обоснованно потребовал от живописи правдивого изображения - "как в жизни бывает".
#comm#Но Симон Ушаков видел в изобразительном искусстве нечто большее, чем простое воспроизведение действительности. #/comm#
По его мнению, "иконотворение везде было в великом употреблении ради великой своей пользы", так как "образы – это жизнь памяти, памятник прежде жившим, свидетельство прошлого, возглашение добродетелей, изъявление силы, оживление мертвых, бессмертная хвала и слава, возбуждение живых к подражанию, воспоминание о прежних делах".
Умер Симон Ушаков в 1686 году, прославленным еще при жизни изографом. Он замкнул собой плеяду замечательных русских иконописцев, став последним в знаменитом ряду: Феофан Грек – Андрей Рублев – Дионисий – Симон Ушаков.