Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 ноября 2017
Адмирал Айвазовский

Адмирал Айвазовский

К 200-летию со дня рождения великого художника
Татьяна Корсакова
28.07.2017
Адмирал Айвазовский

Великой Октябрьской социалистической революции грех волокиты присущ не был. Всего на 10-й день своего существования Советская власть в лице Наркомпроса опубликовала воззвание «К рабочим, крестьянам, солдатам, матросам и всем гражданам России». В нем говорилось: «Кроме богатств естественных, трудящийся народ унаследовал еще огромные богатства культурные: здания дивной красоты, музеи, полные предметов древних и прекрасных, поучительных и возвышающих душу, библиотеки, хранящие огромные ценности духа, и т.д. Все это теперь воистину принадлежит народу. Все это поможет бедняку и его детям быстро перерасти образованностью прежние господствующие классы, поможет ему сделаться новым человеком, обладателем старой культуры, творцом еще невиданной».

99 лет спустя правнуки и праправнуки упомянутого в документе бедняка и другие «элементы» российского общества в летний зной и промозглость московской осени часами стояли в многотысячной очереди в залы Третьяковки на Крымском валу, чтобы попасть на выставку знаменитого художника – мариниста и баталиста Ивана Айвазовского. Сбылось пожелание большевиков... А в эту субботу, 29 июля 2017 года, все почитатели таланта художника отметят 200-летие со дня его рождения.

... Все долгое южное лето в окрестностях Феодосии главенствуют пять-шесть цветов дикой природы: синий блеск неба, скромный малахит пополам с нежной бирюзой или аспидный ужас Черного моря, хрупкая желтизна ракушечного берега и багровый окрас травы пустынь и пляжей – солянки. Если с любовью и вниманием вглядеться в полотна живописца Айвазовского, можно понять, что за чрезвычайно долгую - более 60 лет со дня начала учебы в Санкт-Петербурге – жизнь в искусстве Иван Констатинович так и не изменил природным краскам своей родины, юго-восточного Крыма. Нет в его картинах безудержного буйства всей палитры – зато какое богатство оттенков самых нужных цветов! Красный цвет появляется в работах Айвазовского только по необходимости, а фиолетовый еще реже. Никогда не перепутает художник изображение сверкающих отражений солнца на воде (жемчужный оттенок) и лунной дорожки (расплавленное серебро). Зеленая краска не так часто используется им для изображения листьев, травы и хвои, как для передачи цвета волн и неба на пейзаже: зеленоватые небеса – к холодам. А вот оранжевый цвет у Айвазовского всегда великолепен и точен: по краям заката или пламени пожара на гибнущем в морской битве корабле он обязательно «подернут пеплом», а в самом центре огненного события всенепременно обнаружится золотой след.

Сын разорившегося армянского купца из Феодосии, Иван Айвазовский окончил Императорскую Академию художеств и уже в 27 лет стал живописцем Главного морского штаба Российской империи. Он получил сначала личное, а затем и потомственное дворянство.

Добился высочайшего чина Российской империи – «действительный тайный советник» (адмирал по-морскому). Побывал более чем в ста странах и городах, в том числе – причем в 75 лет, в сопровождении молодой жены Анны Саркисовой-Бурназян – даже в США, где разумеется, не мог не посетить самую видную водную достопримечательность Северной Америки: его любимая, обычно горизонтально раскидывающаяся вода там падает высокой отвесной стеной. Айвазовский, разумеется, написал «портрет» и этого явления – картину «Ниагарский водопад».

За долгую жизнь в искусстве И.К. Айвазовский стал автором 6000 картин, это очень много, почти по сотне произведений в год. Он умел работать, не отвлекаясь. Был по-восточному спокоен и вальяжен в чем угодно – в одежде, манерах, в выражениях, но только не в отношении к живописи. Да, он поражал трудолюбием. Всем бы так. Но трудолюбию в творчестве ни у старших товарищей, ни у сокурсников научиться невозможно, потому что это ценнейшее для творческой личности качество по природе своей тождественно ничему иному, как энергии. Кому-то Бог дал, кому-то – увы. Так же, как талант.

Но и это не все. После Бога за дело берутся (или не берутся) люди. Судьба Ивана Айвазовского была выстроена еще в те моменты, когда в него, Ованеса Гайвазовского, маленького армянского парнишку из старинного рода Гайвазянов, и в его недюжинный талант поверили не только родители и соседи, но и феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев, по приезде в Петербург – профессора Императорской Академии художеств, а затем и сам император Николай I, который обожал художника Айвазовского и был готов приобрести, кажется, все его картины.

Мы, хочется надеяться, успешно освобождаемся от многолетнего послеоктябрьского пренебрежения по отношению к августейшим особам, их манере обращения с публикой и способам управления обществом.

Жизнь Айвазовского ценна, собственно говоря, не только сама по себе как жизнь большого мастера живописи – она очень ярко показывает, как относились к талантам в императорской России.

Совсем неплохо относились, между прочим, потому что обращали внимание только на истинные таланты, которые невозможно было не заметить. Наверное, поэтому из маленьких русских Иванов, а также армянских Ованесов, или из грузинских Вано, или иных иноязычных российских Константинов (как осетин Коста Хетагуров, поэт и художник), или Исааков (как литовский еврей Исаак Левитан), или Миколаюсов (как литовец Миколаюс Константинас Чюрлёнис) все-таки вырастали гиганты, гении искусства, а не какая-нибудь безрукая или безголосая, словом, бездарная... попса.

Ну, не исключено, конечно, что над неимоверно плодовитым Айвазовским его товарищи по профессии слегка подтрунивали. В конце 1875 года добрейший Павел Петрович Чистяков, художник и, главное, учитель художников – адъюнкт-профессор Академии художеств, писал одному из своих любимых учеников Василию Дмитриевичу Поленову: «Я член общества выставок ("Общество выставок художественных произведений" – Т.К.), странного общества, но хорошего в будущем... конечно, если умеючи вести дело. ...Айвазовский, приглашенный в это общество, с великой благодарностью вступил и уже открывает выставку в пользу общества. Еще у него есть идея – выстроить в Крыму павильон для художников; тоже от имени общества. Вот видите, какой славный юноша появился».

«Юноше» Ивану Константиновичу было в ту пору под 60. И он мог строить не только павильоны. Айвазовскому предстояло еще стать инициатором строительства железнодорожной ветки от Джанкоя через весь степной Крым до Феодосии, возведения в родном городе крупного торгового порта, а в конце жизни он подарил Феодосии картинную галерею с немалым количеством своих произведений и других экспонатов.

Но, может, в том и состоял секрет Ивана Константиновича, рецепт его лекарства от старости: никогда не останавливаться, двигаться, ездить, работать? Только действие выстраивает и сохраняет жизнь, бездействие ее отменяет.

Художник, кстати, довольно редко писал штиль, отдыхающее от бурь море.

Он изобразил в своем собственном стиле столько морских видов, что они легко становятся метафорами для описания людских характеров, достижений, а то и пороков. Его по праву знаменитый, талантливо и мощно написанный «Девятый вал» является не только и не столько живописным образом трагедии неких несчастных путешественников – картина, переполненная миллионами тонн беспощадной соленой воды, даже не кричит, а вопиет об опасности любой неуправляемой стихии, любой «критической массы», ведущей к неотменяемому взрыву, в том числе и массы людской, находящейся под влиянием цвейгова «амока» или иной неподвластной человеку силы...

Размышляя о безудержности русского бунта и конкретно – российской социалистической революции и последовавшей за ней гражданской войны вековой давности, я всегда представляю именно эту картину Айвазовского.

Она, в силу приведенных обстоятельств, не относится к моим любимым.

Любимая – совсем другая. На ней, вопреки пристрастиям мариниста, нет никаких морей или заливов Мирового океана. Всей воды там – только высыхающие лужицы. Местность гористая, вернее, предгорье одной из величайших вершин мира. Солнце – ласковое. Утро – яснее и оптимистичнее которого никогда и не было на земле. Лучезарный ландшафт напоен радостью жизни, счастьем спасения. Семья человека, образ которого тысячелетиями служит миллиардам землян эталоном мудрости и спасительной для многих деятельности, только что спустилась с горы и возвращается домой, к нормальной жизни, о возможности которой возвестила им, по сведениям из Библии, птичка с зеленой веточкой в клюве. Вслед за семьей шагают, ползут и летят вереницей тысячи и тысячи животных, спасшихся от беды благодаря этому известному человеку. Почва под ногами, копытами и лапами «возвращенцев» мягка и податлива, потому что еще совсем недавно была дном грандиозного наводнения – Всемирного потопа...

«Сошествие Ноя с горы Арарат» – вот как называется это величественное даже для масштабов Айвазовского полотно, хранящееся ныне в Национальной галерее Армении. Несколько лет назад в составе большой экспозиции оно приезжало «на гастроли» из Еревана в Москву. Тогда-то, увидев полотно на выставке в музее, я в него и влюбилась.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом пенсионеров России».



Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.
Неравнодушный
12.08.2017 8:48
Александру из Од. От Троцкого отказываюсь, к Марксу отношусь положительно,но критически,ведь учение Маркса не догма, перед названными Вами святыми защитниками и освободителями земли Русской преклоняюсь. Вам для справки:«Единение с Христом состоит в самом тесном и живом общении с ним, в том, что мы всегда имеем его перед глазами и в сердце своем и, проникнутые величайшей любовью к нему, обращаем в то же самое время сердце наше к нашим братьям, которых он теснее связал с нами, за которых он также принес себя в жертву… Таким образом, единение с Христом дает радость, которую эпикуреец напрасно стал бы искать в своей поверхностной философии».

Эти благочестивые рассуждения принадлежат не кому-нибудь, а Карлу Марксу. Они взяты из его выпускного гимназического сочинения, написанного на тему «Единение верующих с Христом по евангелию от Иоанна». Будущему основоположнику научного коммунизма и не менее научного атеизма на момент окончания гимназии в 1835 году было 17 лет". Маркс был крещен в шестилетним возрасте. А вот отношение Энгельса к Богу.
"Спустись, о Божий сын, Христос,

Я жду тебя в юдоли слез,

О, унеси все беды!

Позже впитанная в детстве вера вступила в противоречие со все более  усваиваемыми рационалистическими принципами. Он пишет Греберам через два года: «Я молюсь ежедневно, даже почти целый день об истине; я стал так поступать с тех пор, как начал сомневаться, и все-таки я не могу вернуться к вашей вере; а между тем, написано: просите и дастся вам. У меня выступают слезы на глазах, когда я пишу это, я весь охвачен волнением, но я чувствую, что не погибну; я вернусь к Богу, к которому стремится все мое сердце».
Интересно, что Маркс, как и его будущий соратник Ф. Энгельс, сначала был атеистом и революционным демократом, оставаясь при этом идеалистом. Материалистом и коммунистом Маркс станет лишь позже. Видите, как трудно шел разрыв с Богом у основоположников Марксизма. Это не для спора, для справки и понимания насколько сложна жизнь.Приятно было с Вами общаться. С уважением.
Александр из Од.
11.08.2017 20:49
Неравнодушному.
То что вы не отрицаете существование Бога, это уже хорошо.
Я ни в коем случае не буду даже пытаться доказывать Вам Его присутствие. Но если вы неравнодушны к истории России, то обратите внимание, что главными героями Ее являются люди святые т.е. люди глубокой веры в Бога. Это их подвигами создавалась святая Русь -св. князь Владимир,св князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский и многие другие.
А сокрушали православную державу именно пошляки и хамы.
Вам должно быть не все равно в какой компании вы окажетесь. Необходимо определиться - или вы с Александром Невским и Сергием Радонежским или с К.Марксом и Л.Троцким...
Александр Мясникян-Неравнодушному и Александру из Одинцово
11.08.2017 19:44
Дорогие русские братья, крепко Вас обнимаю-как бы там ни было, мы БРАТЬЯ, помните об этом и детям своим заповедуйте. Как там говорят русские? За Царем служба, а за Богом молитва не пропадут! Делай, что должно и будь, что будет! Мудры русские пословицы.
Неравнодушный
11.08.2017 9:57
Александр из Од.
10.08.2017 17:04
Уважаемый Александр, я не отрицаю существование бога, потому что не могу это доказать. Но и Вы не можете доказать мне его существования. Существование бога не требует доказательств, нужна ВЕРА В БОГА. Я же уважая Вашу веру в бога не считаю это пошлостью, а Вы мои атеистические взгляды на мироздания считаете пошлостью. Почему? А ведь все честные люди живут по заповедям божьим. "По́шлость:
Пошлость — непристойность, скабрезность, безвкусная и безнравственная грубость.
Пошлость — вульгарность, низкопробность в духовном, нравственном отношении.
Пошлость — банальность, плоская шутка". Где Вы нашли в моем поведении признаки пошлости. А в прочем, пусть это останется на Вашей совести. Для меня Вы честный человек,не лицемерите,говорите что думаете,в чем убежденны.
Александр из Од.
10.08.2017 22:13
Александру Мясникяну.
Уважаемый Александр! Вы пишете очень эмоционально, с кавказским темпераментом, а я русский православный монархист и характер у меня нордический.-))
(Это я намекаю, что безпощаден к врагам рейха)
Я не пытаюсь меряться древностью или правотой. Это пытался делать уважаемый Неравнодушный.
Я заинтересован в самых добрых и гармоничных отношениях между русскими и армянами.Можно дружить и при религиозных отличиях, а зачем сохранять эти отличия?
Напомню азбучные истины:
1) "Человек - это его вера"              ( П.Киреевский)Если с этим утверждением согласиться, то атеист - это пустое место.
2)Именно Православие сделало русский народ великим народом, хотя мы и приняли христианскую веру позже многих народов.
Крепко жму вашу руку и надеюсь на доброе отношение и понимание.
Александр Мясникян-Александру из Одинцово
10.08.2017 20:34
Уважаемый Александр, думается мне что ныне мир подошел к той черте, когда уже действует убийственная в своей простоте и истинности  формула: "по делам узнаете их".
А какие дела добра скажите мне на милость совершает, скажем, православный человек, государственный чиновник, г-н Рогозин поставляя тяжелое наступательное русское вооружение басурманской стране, заведомо зная что басурманин этим самым русским оружием будет испепелять его христианского армянского брата, который, между прочим, в карабахских окопах защищает и южные рубежи России в том числе? Какие дела христианского добра этот человек совершает, когда в ответ на резонное возмущение своего союзника высокомерно советует последнему "подтереть сопли, если не нравится"?    
Догматы и постановления соборов хороши конечно, да только ведь мы уже с вами жители периода заката человеческой истории. Беспощадный серп жатвы скоро будет послан на землю и мерилом будет одно простое правило: живешь ли ты простыми категориями нелицемерного добра и нравственного отношения к космосу и ближнему или не живешь.
Да, православный русский святой Феофан Затворник Вышинский как то сказал: " не верьте новоявленным филантропам кинувшим клич-мол отбросьте весь этот навязываемый церковью труд и обряд и просто облекитесь в любовь, мол. Но как заставить сердце закаленное эгоизмом облечься в любовь?...Нужен труд и постепенное восхождение" Это верно все. Но также верно и то, что в бесконечных распрях кто древнее и правее (а наша с вами история показала что все эти прения и преткновения действительно имеют бесконечное свойство!) мы не только не находим консенсуса, но мы еще и тратим драгоценное наше время на большее отчуждение и дистанцирование  друг от друга. Истина хороша, но не для твердолобых-а таковых в наших двух народах с лихвой хватает. Надо об'единяться прежде всего, а дальше при тесном соседском существовании наши народы быстрее быстрого разберутся в общих духовных точках соприкосновения и поверьте мне каждый возьмет от духовного опыта соседа все самое лучшее-так и произойдет восстановление истинного Православия.
Крепко жму вашу руку!  
  
Александр из Од.
10.08.2017 17:04
Неравнодушному.
Вы человек образованный и хорошо информированный и это очень хорошо. Но для совершенства нет предела.
Было бы просто чудесно, если бы вы проявили "неравнодушие" к Церкви и к Богу и, отбросив пошлый атеизм, начали жить духовной жизнью в лоне православной Церкви.
Неравнодушный
10.08.2017 11:18
  Уважаемый А. Мясникян, меня всегда удивляют люди проявляющие безапелляционные суждения о явлениях о котором имеют поверхностные суждения, потому иногда пытаюсь помочь им хотя бы усомниться в своей правоте и начать путь к истине. Вот Александр из Од. искренне огорчен духовным разрывом между между армянами и русскими, но с ним не согласен  Святейший Патриарх Кирилл он  отмечает: «Наши отношения уходят вглубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений», это было на встрече с армянским послом. Ваш оппонент предполагает решить разногласия между церквами просвещением молодых армян, через учебу в православных семинариях. Задаюсь вопросом кто основал армянскую апостольскую церковь. Ответ нахожу в интернете: "Первыми проповедниками христианства в Армении и основателями церкви Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Первым, поставленным непосредственно апостолами епископом в Армении признается Закария (68—72). Согласно церковной традиции крещение Армении произошло в 301 году". Обращаю внимание Александра из Од., ААЦ основали Апостолы Христа, они наверное знали о учении христианства из первых уст,из уст Создателя, и крещение армян было проведено  согласно церковным  традициям. А что, инициатор созыва Халкидонского собора император Маркиан и Папа Лев I были лучше осведомлены о канонах церкви, чем Апостолы, зачем было,грубо говоря, лезть в церковные дела, руководствуясь политическими мотивами? Известно, что крещение и день рождения Христа являются одной датой, армяне так и празднуют, а вот православие разделило их празднование. Кто же прав? Признаюсь,я атеист, но с уважением отношусь к верующим, конечно,отмечаем и Пасху,и Рождество,и Крещение, поминаем усопших по традициям православия. Но я скажу, духовное родство скрепленное уважением к культуре, любовью к Родине есть нечто сродни религиозному, сакральному восприятию  жизни.  Передо мной книга стихов "До последнего дыхания" поэтов погибших в ВОВ, это люди разных национальностей и вероисповеданий, для меня они святые, я они мои духовные предки и стараюсь жить по их заповедям, в силу своих возможностей беречь то за что они погибли: Дружбу наших народов. Сегодня у нас общая беда, идет обнищание народов почти всех бывших союзных республик, а чтобы легче было грабить олигархи применяют известную тактику: разделяй и властвуй, и религиозную тему они используют на полную. Уважаемый Мясникян, с Вами мы не оппоненты, а единомышленники, побольше бы таких "националистов",и в мире закончились бы войны.
Александр Мясникян-Неравнодушному
09.08.2017 20:37
Ну, уважаемый Неравнодушный, что тут сказать: и шах, и мат мне)) Комментарий Вы конечно выдали апологетически- проармянский на все 100))) Прочитал с интересом, спасибо вам за об'ективность к моему народу. Кстати, великий Расул Гамзатов очень почитаем в Армении, среди тех моих соотечественников/я живу в Армении, не за ее пределами/ кто сохранил в себе понимание духовного, точнее, следование сердцем к духовному. Вы все правильно пишете о родстве настоящих русских и армян, родство это однозначно в духе, мы во Христе братья (здесь я имею ввиду ту особую тонкую материю человеческой нравственной чистоты, которая так свойственна настоящим русским людям, их большинству). Как зеницу ока нам всем людям Союза ССР, сохранившим особое очарование неизгаженной эгоизмом души советских (да! как ни парадоксально это звучит сегодня для либерального и хрен знает еще какого-то уха!) людей надо беречь то, что об'единяло нас всех вместе с русскими когда-то. А мы что сделали? Как тараканы уползли в свои национальные квартиры и позволили бездуховным людям взять нас в кабалу...Тут меня иногда уважаемый Петр Петрович националистом кличет, но люди не понимают одного-я националист ровно настолько, насколько сохранение национальной идентичности будет служить предохранительным заслоном перед смешением с другими нациями/не всегда "шелковыми" и бесхитростными, кстати/ которые неизбежно разрушат наш древний, традиционный базирующийся на христианских ценностях уклад. Отсюда мое неприятие коварной пантюркистской идеологии и непродуманное клеймо националиста. Отсюда же моя непоколебимая вера в то, что христианским народам постсоветского пространства нужно об'единяться в ЕДИНОЕ/уже нет времени на раздумья и нет места местечковым амбициям/ государство. Иначе, как курей всех передушат по одиночке. Мы не об'единяемся против мусульман, там много достойных людей и образований. Но мы не должны стесняться того, чтобы сказать миру-да, мы христианские братские страны, стоим в прочном союзе друг с другом и состоим в одном государстве-кто сказал что крепкие страны слитые в амальгаму, страны исповедующие Христа не языком а делами Правды, будут вести себя неправедно по отношению к мусульманам? Наоборот, если посмотреть назад на пройденный исторический путь, мусульмане России всегда уважали христианскую Россию когда она была на пике своего могущества. Так устроен исламский мир.
Я не знаю о чем думают лукавые и не очень  правители Армении, а может быть и определенные лукавые силы пробравшиеся и в Кремль, но я знаю одно точно-чем дальше мы будем вот так поодиночке зараженные бациллой "независимости и суверенитета" барахтаться в медленно затягивающей нас трясине все новых и новых хитроумных комбинаций разыгрываемых против нас-тем быстрее для каждого из нас состоится наш индивидуально-независимый же "кирдык".....
Я вот недавно пригласил к себе домой замечательную русскую семью-муж, жена, двое прекрасных синеоких детишек, сели за столом с шашлыком и водкой-хотите верьте хотите нет я почувствовал как же мы соскучились друг по другу, как же наши народы соскучились по простому человеческому духовному общению, как много у нас оказалось общего именно в человеческом и духовном плане. Я долго сидел и думал-как же так произошло, что беспощадная циркулярная пила предателей всего святого  прошлась именно по самому главному-по духовному мосту некогда соединяющему братские по духу народы...Ушли русские из нашего дома, а мы все еще долго оставались под впечатлением четырех русских душ согревших нас простотой и человечностью...Все так просто и понятно стало, чего же мы все лишились! В чем был ужас и ОСНОВНАЯ ПОДЛАЯ ЦЕЛЬ этой поганной истории распада братских народов....
Господь как то сказал, "..где двое во имя Мое, там и Я посреди них...."
Господь слышит нас, Неравнодушный, и я более чем уверен, что Слышаший есть и Действующий, даже когда Долготерпящий...Как бы там ни было с этим бардаком пора кончать, хватит уже "порезвились" 26 лет, пришел и наш черед сказать-мы хотим быть вместе со своими братьями по духу, всем честным и совестливым людям пришла пора об'единяться, тем более, что:

"...Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.

Настанет день и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле..."

Раз в Небесном Отечестве нам суждено быть вместе, почему у нас не хватает смелости быть вместе в отечестве земном?
Александр из Од.
09.08.2017 19:09
Александру Мясникяну.
Совершенно согласен с вашим анализом текущей обстановки в России и очень хотелось бы более решительных действий государства по обузданию олигархов и утечке капиталов за рубеж.
Сложнее дело обстоит с религиозными проблемами. Вражда между православными народами вплоть до военных действий - большой успех демонических сил. Отсюда следует неизбежный вывод, что Православие в Грузии и на Украине находится в упадке. Увы, но и у нас в России Православная Церковь не является "руководящей и направляющей силой".
Царь нужен! Тогда и социальные и религиозные проблемы могут гармонично разрешиться...
Армянская Церковь отпала от Православия не по политическим мотивам, а по некоторому недоразумению, отказавшись признавать решения 4-го Вселенского собора. А эти решения были привезены в Армению в еретическом варианте, в искаженном виде. В итоге произошел разрыв отношений с Византийской Церковью, а главное прекратились полноценные контакты. До настоящего времени Армянская Церковь признает решения только первых трех Вселенских Соборов, а всего их было семь.
Для разрешения тупиковой ситуации я бы предложил молодых армян, стремящихся к духовному поприщу, прислать для обучения в семинариях и духовных академиях в Россию.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.