Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2020
Постник Иоанн Крестьянкин

Постник Иоанн Крестьянкин

Из детских воспоминаний писателя о встречах с великим старцем
Валерий Сергеев
16.03.2016
 Постник Иоанн Крестьянкин

Первым моим детским церковным впечатлением был древний храм Рождества Христова в подмосковном тогда селе Измайлове. Под низкими сводами его северного придела в июле 1942 года меня крестили в возрасте двух лет.

Столь позднее совершение таинства объясняется следующим: моя мама, Дмитриева Наталия Яковлевна, врач по профессии, долго откладывала крещение, как потом сама объясняла, из-за профессионального предрассудка – боязни, что я ненароком простужусь, или заражусь от общей ложки во время причастия. Думается, причиной тому был еще и элементарный страх. Главврач местной амбулатории, человек заметный, она боялась возможных за это преследований, так как в то время еще не произошел известный поворот в политике советского государства по отношению к Церкви. Причиной страха, очевидно, было и то обстоятельство, что мой отец Николай Федорович Сергееев, по профессии юрист, был арестован. Будучи верующей, мама и многие годы спустя причащалась только в других городах, куда уезжала в отпуск. Так запуганы были тогда многие православные люди.

Но возвращаюсь к истории моего крещения. Однажды я тяжко заболел корью. Надежд на выздоровление не было никаких. Укоряемая совестью, что ребенок умрет некрещеным, мама горячо молилась о моем выздоровлении и дала обет в случае благополучного исхода болезни незамедлительно меня крестить. Вскоре болезнь чудесным образом миновала.

Несмотря на малый возраст, я хорошо запомнил тот жаркий солнечный летний день и совершавшего таинство Крещения старенького батюшку отца Алексия Демина с длинными распущенными волосами, про которого я спросил: «Это Бог?»…

Кажется, именно с тех пор церковь Рождества Христова в Измайлове стала приходом всей нашей семьи. Это был ближайший к нам действующий храм – с началом немецких бомбардировок Москвы семья покинула город и переехала в подмосковную усадьбу Раисино, располагавшуюся на закрытой территории Центральной научно-исследовательской лаборатории звероводства (на месте нынешнего выхода из метро «Щелковская», автовокзала и начала Уральской улицы).

Прошло без малого четыре года после моего крещения. В феврале 1946 года тяжело заболела моя бабушка Епистимия Евграфовна, и встал вопрос о ее немедленном соборовании. Взяв меня с собой, мой дедушка Яков Дорофеевич отправился в измайловскую церковь договариваться о совершении требы.

Так, как будто это было вчера, помню себя перед свечным ящиком и стоявшую за ним интеллигентного вида старушку в очках, которая объявила, что в ближайшие дни все духовенство занято.

«Впрочем, – добавила она, попробуйте договориться завтра с нашим новым священником, отцом Иоанном, только учтите, что он какой-то странный и ни с кого не берет денег за требы».

Дедушка понял намек и заплатил в церковную кассу. На следующее утро, когда я еще спал, он отправился на поиски этого «странного» священника, и вернувшись, сказал маме, что тот придет завтра, и что батюшка «очень худой и заморенный», и его хорошо бы как следует угостить.

В то время было очень трудно с продуктами, но мама в тот же день достала где-то по блату большого судака, который решено было подать заливным. Под вечер следующего, очень холодного и промозглого дня в дверь нашего деревянного жилища постучали, и на пороге появился весь продрогший, худенький, небольшого роста темноволосый священник в каком-то легоньком, «подбитом ветром» пальтишке, с маленьким меховым воротничком «шалькой» (в то время духовенство обычно одевалось уже добротно и даже богато в меха, драпы и габардины).

Пришедший батюшка по своей худобе и «прозрачности» показался мне очень молодым, хотя, как теперь понимаю, ему было далеко за тридцать. Таким я впервые увидел отца Иоанна Крестьянкина.

Все наше довольно большое семейство ютилось тогда в одной–единственной комнате, где лежала больная бабушка. Пока отец Иоанн совершал долгое соборование, мы все сидели в узком коридоре на расставленных в ряд стульях.

По окончании таинства была предложена трапеза, но батюшка, выпив стакан чаю с одним сухариком, от рыбы вежливо, но твердо отказался – должно быть, мои взрослые не учли, что время было постное.

Той же весною 1946 года бабушка умерла. С дедом они прожили более полувека. То были совсем простые люди, из зажиточных крестьян, но настоящие верующие христиане. Перед свадьбой они, по обету, пешком ходили из своего воронежского села Дроскова на поклонение мощам киевских угодников, вырастили шестерых детей и воспитали шестерых сирот – бабушкиных племянников. Это был подвиг, если учесть, что их время пришлось на Первую мировую и Гражданскую войны, две революции, зверскую коллективизацию, террор 30-х годов, жертвой которого стал их старший сын Ипатий, и наконец, трудные годы Великой Отечественной, когда на их плечи частично легли заботы о внуках.

Пишу так подробно о своих родственниках, чтобы дать хотя бы маленький «срез» судеб тех людей, которых довелось духовно окормлять отцу Иоанну Крестьянкину во время его служения в Измайлове…

На Пасху 1946 года мы с дедушкой вдвоем пошли на утреннее богослужение в нашу церковь и увидели там бледного как тень, исхудавшего от поста отца Иоанна. Совершая каждение храма, он с трудом шел, держась одной рукой за стену и едва не падая…

От тех пасхальных дней 1946 года у меня сохранилась фотография, снятая бродячим фотографом: я, шестилетний, сижу на большом камне – валуне, который лежал около деревенских домов, прямо за оградой измайловского храма, напротив входа в церковь, и с которого был виден маленький деревянный домик, где отдыхал между службами отец Иоанн.

За те пять лет, которые он прослужил в Измайлове, среди верующего народа все больше распространялась слава о его абсолютном бессребреничестве, постнических и молитвенных подвигах.

Среди прихожан Рождественского храма о нем ходили легенды, иногда, быть может, и вздорные. Так, священники-целибаты были тогда для многих в диковинку, и про отца Иоанна рассказывали, будто бы он кровью подписал клятву умирающей матери никогда не жениться. Подобные слухи (сам слышал) распространяли досужие старухи, сидя на скамейках в церковном дворе. Такова была обратная сторона заслуженной его славы великого аскета уже в ранние времена священнического служения. Теперь почти не осталось в живых людей, которые помнят батюшку в период его служения в церкви Рождества Христова в Измайлове.

Как известно, в 1950 году отец Иоанн был арестован, около этого времени подвергся аресту и настоятель храма отец Виктор Жуков. Вскоре сюда был назначен новый настоятель (помню, но не хочу называть его имени), импозантного вида священник из обновленцев, при котором в церкви пошли новые порядки: возрос до неприличия интерес к церковным доходам, сильно стало сокращаться богослужение. И дедушка, хорошо его знавший (в молодости он пел в церковном хоре), и я вместе с ним, все реже посещали этот приход.

С тех пор я ничего не слышал о судьбе отца Иоанна. Кажется, в 1968 году я вместе с друзьями посетил на праздник Успения Божией Матери Псково-Печерский монастырь. И здесь произошло, как считаю, чудо. В бодром седовласом иеромонахе, произносившем вдохновенную проповедь, я сразу же узнал дорогого батюшку из далекого своего детства…

Валерий Николаевич Сергеев – искусствовед, член Союза писателей России.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Светлана*
22.03.2016 3:35
ortodox
18.03.2016 12:03

"Сколько было святых в прежние века, а что теперь ?"

А разве дело в количестве? Что-то изменилось? Разве войн не было? Разве жизнь народа от их присутствия легче была, чем теперь? Да, утешали, да подсказывали тем, кто приходил, но разве лучше было и стало? Дело не в старцах, а в той личности, которая берет на себя ответственность изменить жизнь всего народа! Нашему народу нужна именно такая личность. Властьимущие тоже вон все молятся, только вот почему-то не делают ничего из того, что надо именно сделать для нашего народа...вот хасиды, например, в Кремле благодарили нашего Президента, за то, что им никогда прежде так хорошо нигде не жилось прежде....а нам-то что так хреново?  Но ведь по сути именно им  созданы особые условия, за счет нас...это ж не само по себе получается...для этого подписываются соответствующие документы...на основании которых все и происходит....Но русскому, хоть лоб расшиби, все одно ничего не поможет, пока не проснется народ....Такие высокодуховные люди и сейчас есть среди нас...Лично знаю, паломников, общавшихся со старцами, но дело-то ведь в том, что старец за них их жизнь не может прожить и к каждому старца не приставишь..., народу просыпаться пора, а не на старцев надеяться...за людей старцы жизнь не проживут...а если учесть какая игра идет в геополитике, то вообще все понятно...
Надо нашему народу не молиться не понимая смысла, а для начала прочитать Ветхий завет, особливо, раздел, как ведутся войны... как территории завоевываются и "передаются" в руки тех, кто их не созидал и кому они не принадлежат...Донбасс просто отличный пример...это раньше не очень понятно было, а теперь все перед глазами...и захват территорий...и миграции...и уничтожение мужского населения...Ветхий завет просто практическое руководство оказывается, исходя из сегодняшних реалий....но кто ж хочет читать...проще обманываться, да и головы задурили....мол свечу поставил, исповедался и грехи замолил, вот к старцу сходил...и проблемы ушли...правда для того, чтоб понять это...нужно остановиться и подумать наедине с собой, т.е.  сделать то, чему учил наш и нас Христос:
"Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.(Евангелие от Матфея 6:6) тогда и прозрение придет...ибо противостоят нам те, о ком сказано было "44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(Св. Евангелие от Иоанна 8:44) Но кто ж читает, а тем более думает...не зря нас так в оборот взяли...Хорошо, когда есть старцы, их народ делает, ручейки стекаются к чистому источнику, но лучше, если б мы помогли этим старцам, став такими же, ведь для Человека, нет ничего невозможного...это и заповедовал нам Христос...
Александр из Од.
19.03.2016 17:19
Ортодоксу.
Не волнуйтесь по поводу святых земли Русской. Еще архимандрит(а теперь уже и епископ) Тихон(Шевкунов) написал чудесную книгу "Несвятые святые".
А сколько есть еще неизвестных ему подвижников благочестия?
СЛАВЯНКА
18.03.2016 16:19
ortodox -у
Не тщитесь, добрейший, разгадать замысел Его. Веры и твердости Вам и всем православным, спасемся молитвами заступников наших, которые всегда пребывают с народом.
ortodox
18.03.2016 12:03
   Сколько было святых в прежние века, а что теперь ?  В 20- м веке был Иоанн Кронштадский, была Матрона Московская, была Ксения Петербургская, были и другие. А сейчас ? Умер Иоанн Крестьянкин и церковь не может нам указать такого же.
       Святыми не становятся, святых назначает Бог. Раз Бог отнял у народа здравствующих святых и праведников, к чему бы это ?
Александр из Од.
17.03.2016 14:58
Замечательный пастырь земли Русской. Есть во многих храмах его книжечка "Опыт построения исповеди" - весьма нужное пособие для нас грешных, которые своих грехов не видят и не чувствуют...
Нина
17.03.2016 10:14
Я об отце Иоанне узнала из книги Несвятые святые,да,святой был человек!

Эксклюзив
30.11.2020
Татьяна Ольхова
В год 75-летия Победы в Орле появились «коллекционные» марки с изображением… А. Гитлера.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».