Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 октября 2018
«Самое страшное — умереть в расколе…»

«Самое страшное — умереть в расколе…»

Синод канонической Церкви на Украине высказался по поводу автокефалии
Матвей Славко
07.06.2018
«Самое страшное — умереть в расколе…»

25 мая в резиденции Предстоятеля УПЦ МП на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, на котором было принято Обращение к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви на Украине». Информационно-просветительский отдел УПЦ на сайте news.church.ua опубликовал текст документа на русском и украинском языках.

По благословению Блаженнейшего Митрополита Онуфрия текст указанного Обращения зачитан во всех храмах Украинской Православной Церкви.

Блаженнейший митрополит и иерархи УПЦ твердо стоят за каноническое православие на Украине. Обращение отражает всю проблематику по этой актуальной теме на сегодня. Самое главное: в Обращении говорится о том, что Украине, прежде всего, нужен мир. Каждый день гибнут люди в гражданской войне, остановить братоубийство — вот главная задача для всех, живущих в этой стране. Государственная власть не говорит о тех последствиях, которые могут наступить для граждан от необдуманных действий в связи с рассмотрением вопроса о Томосе. Для единства нужна не агрессия, а миролюбие, которого не видно со стороны тех, кто готов к автокефалии.

В Обращении сообщается, что в течение последних недель на Украине активно обсуждается возможность одностороннего предоставления Константинопольским патриархатом «Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». Однако Украинская Православная Церковь до сих пор не получала от Константинопольского патриархата никаких официальных сообщений по этому вопросу. Вместе с тем известно, что и Поместные Православные Церкви мира также не получали из Константинополя официальных писем, которые касались бы данного вопроса.

По просьбе Предстоятелей Поместных Православных Церквей Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обратился к ним с письмами, в которых проинформировал о текущей ситуации в украинском Православии, а также изложил отношение Украинской Православной Церкви к инициативам предоставления «Томоса об автокефалии».

На сегодняшний день известно, что Предстоятели и Соборы епископов Поместных Православных Церквей выражают настороженное и негативное отношение к предоставлению упомянутого Томоса как средства преодоления раскола в украинском Православии.

В частности, среди Поместных Церквей общим является мнение о необходимости возврата схизматических церковных групп в лоно канонической Церкви, что позволит обсуждать вопрос статуса единой канонической Церкви.

Такая позиция Поместных Православных Церквей мира совпадает с позицией УПЦ МП.

«Украинская Православная Церковь от начала возникновения раскола последовательно выступала за восстановление церковного единства, — говорится в Обращении. — Однако, по нашему глубокому убеждению, путь к восстановлению церковного единства и к возможному автокефальному статусу не должен пролегать через легализацию раскола и замену им Церкви Христовой. В частности, в Постановлении Юбилейного Собора УПЦ, который состоялся в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 8 июля 2011 года, было отмечено, что “…восстановление единства украинского Православия должно происходить согласно канонам Православной Церкви, без вмешательства политических сил и через возвращение тех, кто отошел, в лоно канонической Украинской Православной Церкви” (пункт 11).

Главным критерием в принятии всех церковных решений является польза для Церкви, а метод принятия таких решений должен заключаться в соборном обсуждении важных и актуальных как для отдельной Поместной Православной Церкви, так и для всего мирового Православия вопросов. Любые единоличные или односторонние действия в среде Церкви являются нарушением принципа соборности и угрожают единству Церкви.

Из новейшей истории Православной Церкви на Украине можно сделать вывод, что нарушение принципа соборности, отсутствие чувства пульса настоящей внутренней церковной жизни, а также вмешательство политических и других нецерковных сил во внутренние дела Церкви собственно и привело к возникновению раскола в украинском Православии».

Дискуссия о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви на Украине, отмечается в Обращении, длится уже почти 100 последних лет. Однако за все это время всем инициативам в этом направлении не хватало духа соборности и соблюдения церковных правил, что привело к самовольным образованиям неканонических структур: сначала «Украинской Автокефальной Православной Церкви», а затем — «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата».

Таким образом, исторический опыт указывает на то, что отсутствие канонического сознания и послушания Церкви, отсутствие соборного обсуждения важных церковных вопросов, недостаток терпения и взаимопонимания, гордость, а также вмешательство политических факторов в церковные вопросы — все это ведет не к церковному единству, а только к расколам. А потому, это ошибочный путь, которым не должна идти Церковь Христова. История Церкви свидетельствует о том, что те попытки единения, которые проводились «сверху», часто не воспринимались церковным народом, поскольку имели политические причины и не принимали во внимание особенностей внутренней церковной жизни. После таких «объединений» по инициативе и с активным участием государственной власти храмы становились пустыми, потому что церковный народ чувствовал искусственность таких «объединений». Вмешательство в этот процесс посторонних для Церкви сил может еще больше разделить наш народ, и вместо желаемого для всех нас единства мы можем получить еще больше разделения».

«Автокефальный статус имеет сугубо технический церковный характер, который заключается в содействии проповеди Евангелия на территории отдельного государства, и не может быть инструментом в геополитической борьбе, — настаивает Обращение. — Вместе с тем, автокефальный статус предоставляется всей Церкви в рамках определенной территории.

В связи с этим необходимо осознавать, что появление другой параллельной юрисдикции на Украине может породить новые противостояния внутри нашего народа, что не только будет угрожать безопасности государства, но и поставит под вопрос возможность будущего единства Церкви на Украине. Наш народ может быть разделен надолго, если не навсегда.

Выход из этой ситуации видится в восстановлении церковного единства на Украине, а не в закреплении церковного разделения путем установления параллельной церковной юрисдикции. Мы разделяем обеспокоенность государственной власти Украины наличием церковного раскола в нашей стране. Впрочем, считаем, что для успешного решения этой проблемы нужны другие условия, в частности мир и стабильность в нашем Государстве. Мы всегда способствовали и будем способствовать Государству в вопросах нравственного и патриотического воспитания, но выступаем против использования Церкви в геополитической борьбе. Подтверждаем открытость и готовность к любому конструктивному сотрудничеству и диалогу с целью достижения церковного единства».

В этой связи следует помнить и слова, сказанные не столь давно митрополитом Тернопольским и Кременецким Сергием: «Испытания продолжаются. На каждом новом уровне у каждого свои испытания. Главное — сохранить веру, главное — быть с Богом. И одно испытание пройдет, и другое. Нам нужно оставаться людьми в любых условиях при любом устроении. В испытаниях мы возвращаемся к Господу, в испытаниях проявляется любовь человеческая, ее качество: и во время болезни, страданий, и на войне. Испытания показывают, какая наша вера, какая наша любовь. … Нужно уповать только на Всевышнего, что бы ни было. … Но люди не идут в церковь, а сидят дома и занимаются своими делами. А должны бежать к Богу.

Бездействие тревожит. Люди не желают прийти к Творцу, покаяться. И как Господу помочь нам, если мы Его не просим, если мы к Нему не обращаемся, если не хотим жить Его заповедями, а требуем, чтобы Он дал только то, что нам нужно. Важно покаяние, осознание нашей греховной жизни.

Не паникуйте, не углубляйтесь в социально-политические конфликты, а позаботьтесь об устроении сердца и души!».

* * *

Уместно также вспомнить слова, некогда сказанные Патриархом Московским и всея Руси Кириллом — во время посещения Украины, в канун празднования дня Крещения Руси: «Самое страшное — умереть в расколе…»

В тот самый день состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре, в резиденции Блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира.

Патриарх призвал заблудших к максимально быстрому возврату в лоно канонической церкви, которое возможно лишь через покаяние.

Напомним, что Священный Синод РПЦ, заседание коего прошло тогда под председательством Святейшего Патриарха, в тот день опубликовал Обращение к православным христианам Украины, пребывающим в расколе.

«Уже более двадцати лет продолжаются нестроения, порожденные церковным расколом на Украине, — говорится в документе. — Раздоры и смущения, распри и обиды, которые он принес с собой, не могут не сказываться на жизни украинского Православия и общества в целом. Раскол прошел через судьбы людей, нарушил семейное и общественное согласие. Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати. Согласно первому правилу святого Василия Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо… отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали».

«В последнее время мы получаем все больше свидетельств о том, что многих ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение. Еще более горестно оно для нас, по слову Апостола: Уста наши отверсты к вам,… сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно (2 Кор. 6, 11-12). Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно настанет», — говорилось в обращении Св. Синода.

* * *

Несомненным актом единения нашей Церкви, осуществленным вопреки политическим распрям, стали торжества в Харькове, прошедшие 1 июня с.г., по случаю 25-летия Собора святых Слобожанского края.

Торжества возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

По прочтении Святого Евангелия Предстоятель обратился к пастве со словом проповеди. Архипастырь напомнил верным историю существования Церкви в давние времена и объяснил, почему инициативы политиков по церковной жизни не принесут пользы ни Церкви, ни государству. Блаженнейший Владыка рассказал и о празднике, по случаю которого состоялось богослужение.

«25 лет назад был установлен праздник Слобожанских святых, — сказал Блаженннейший митрополит, — к которым вошли и древние святые, которые до революции были прославлены. Но большая часть святых, которые вошли в Собор, это те, которые пережили революцию, которые в этом человеческом хаосе были светильниками для людей, которые не потеряли ни себя, ни тот путь, которым должен идти священник и человек. Это священномученик Онуфрий Курский и другие священномученики, которые свою веру и любовь к истине, к Христу засвидетельствовали кровью.

И мы радуемся, что у нас такой Собор святых. И мы просим, чтобы эти угодники Божьи — они предстоят перед Престолом Божьим — чтобы они возносили свои молитвы за нас, чтобы мы не потерялись в этом безумном потоке, который куда-то мчится, но мчится, скорее всего, к концу — к концу света.

И чтобы мы в этом хаосе не потеряли себя, не потеряли Бога в своей душе, чтобы мы не потеряли тот путь, которые ведет ко Христу. Потому что много путей сегодня предлагается человеку: ты туда можешь пойти, и туда, и туда — а про Бога забываем, что надо идти тем путем, который ведет к Богу. Этим путем надо всем идти: и нам — мне первому — и всем священникам, и всем мирянам. Те, которые знают Бога, и те, которые не знают, — они все должны этим путем идти. Если человек пойдет иным путем, он будет несчастным».

За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине.

В завершение Блаженнейший митрополит Онуфрий поздравил верующих с 25-летием установления Собора святых Слободского края.

Уже насчитывается около 60 прославленных святых, связанных со Слобожанщиной — это местночтимые Харьковские святители, прославленные Церковью святители, ранее управляющие Харьковской епархией или викарные ее архиереи, новомученики Слободского края, собор святых Святогорской лавры и особое место занимают родившиеся в Харьковской губернии святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский и преподобный Иосиф Оптинский, а также другие святые, которые здесь родились, проживали, служили, пребывали в ссылке или заключении.

Следует помнить, что и Белогорье является исторической и духовной частью Слобожанщины. В Собор Слобожанских святых входит святитель Иоасаф Белгородский и другие святые архипастыри земель Белгородских и Курских.

Глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнес в дар Его Блаженству икону священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского с частицей его святых мощей. Белгородский архипастырь отметил символичность того, что в этот день также совершается память Собора новомучеников и исповедников земли Белгородской.

После Литургии состоялся крестный ход с участием детей, который завершился благодарственным молебном на территории епархиального управления.


Фото информационного отдела УПЦ МП

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.
ort
08.06.2018 15:55
Юрий 07.06.2018 18:02 Церковь Христова выстояла в годину лютых испытаний после октября 1917-го.////
----------------------------------

Церковь Христова выстояла даже в те времена , когда была законодательно запрещена в Римской Империи ! А не только в 1917- 1918, когда с согласия властей проводила Всероссийский Собор, одобривший свержение самодержавия в России и когда Патриарх Тихон служил литургии в Кремле рядом с местом работы Ленина.
Дмитрий Скворцов
08.06.2018 13:25
Пока что единственный канонический архиерей, который признал, что поставил подпись под обращением Порошенко, это митрополит Черкасский Софроний. Что не удивительно. Он с 2005 года открыто призывает к автокефалии, а с 2014-го является духовником местных правосеков. Вместе с Драбынко они не поминают на службе патриарха Московского.

Владыка оговаривает то, что имел в виду, ставя подпись: «Когда в свое время давали автокефалию Чехословакии… тогда было обращение ко Вселенскому Патриарху со стороны чехословацких епископов. У нас пока епископы молчат. Если президент хочет делать такое дело, то ему нужно было не кричать, а собрать всех нас – епископов, посмотреть и спросить «как ты хочешь?». Это было бы делом, правильной постановкой вопроса… Он делает шаги только со своей стороны. А мы здесь не причём, что ли? В нашей церкви более 80 епископов в Украине. Нас не спрашивают, с нами не советуются, нам ничего не предлагают. Это очень большая ошибка, политически неправильный подход к этому вопросу… Я поставил свою подпись за то, что у меня есть желание создания такой церкви. То есть подпись означает, что я не против, что я хочу, чтобы наша церковь была независимой».
Следовательено, владыка Софроний даёт понять, что он исключительно за законную автокефалию, но не за Томос, который может быть предоставлена Фанаром вопреки позиции канонической УПЦ (МП).
Читатель
07.06.2018 18:04
Как всегда глубоко, обстоятельно.
Юрий
07.06.2018 18:02
Церковь Христова выстояла в годину лютых испытаний после октября 1917-го. Испытаний казнями, расколами, насаждения воинствующего атеизма. Нет сомнения в том, что и ныне Господь управит, а верные не сдадутся.
Игнат
07.06.2018 17:07
Замечательно и в корне верно, что владыка Белгородский был приглашен и принимал участие в харьковских торжествах!
Очевидец
07.06.2018 16:56
Предстоятеля Сербской Православной Церкви внесли в базу как «преступника против национальной безопасности Украины».

На сайте «Миротворец» сообщается, что «Сербская Православная Церковь публично озвучила категорическое неприятие требования Киева предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви».

«Сейчас мученическая Украинская церковь – там, где святой князь Владимир крестил народ Святой Руси, – оскверняется кощунством раскольников, насилием и кровопролитием, – говорил Патриарх Сербский Ириней на церемонии вручения премий Международного общественного фонда единства православных народов в Храме Христа Спасителя. – Всякий, кто помогает украинским раскольникам, это враг не только Русской Церкви и русского мира, но также и всех православных славянских народов и всего православного мира».
о. Геннадий Шкиль
07.06.2018 16:47
«Обращение» Херсонского облсовета к Патриарху Варфоломею о создании ЕПЦ (единой поместной церкви украины) подписало 37 депутатов. Из 64...
Депутаты – противники таких неприемлемых для облсовета шагов, были готовы к обсуждению и подготовили выступления, которые могли бы уменьшить и эти 37 голосов.
Вот почему не поставили на голосование…
Один из депутатов мне сообщил, что голосования не было. Просто прочитали и все…И «огласили весь список»…
Те, что подписали… Из них – 9 госчиновников и 8 руководителей бюджетных организаций. Т.е., понятно, почему подписались…
Нет, ну может, они и реально поддерживают. Но все же… Кто знает, как бы они поступили, если бы не занимали свои должности…
Остальные 20 депутатов практически все принадлежат к фракциям «Укроп», БПП, Радикальной Партии Ляшка.
Теперь голосование по фракциям. Эта информация для мирян УПЦ – избирателей на следующих выборах.
БПП – из 18 депутатов подписало 16, Укроп – из 6 подписало 4, Батькивщина – из 9 подписало 2, Наш край – из 7 подписало 5, Радикальная Партия Ляшка – из 6 подписало 6, Самопомич – из 5 подписало 4, Оппозиционный Блок – из 13 не подписал ни один депутат.
Тамара Артамонова
07.06.2018 16:41
Мы -то,прихожане начинаем с себя, а священник-образец для народа. А что являет собой "патриарх Филарет"? Познакомьтесь с "биографией" "святейшего" и подумайте,куда приведет такой "пастырь"?
Елениэлль Элль
07.06.2018 16:35
Елениэлль Элль А он всё прекрасно понимает!
Филарет знает слова Иисуса:
"А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновой камень на шею и бросили его в море."
А Филарету помирать "на днях" и стоять перед Господом ответ держать...
Он очень грамотный - всё понимает. Раскол и создание еретической церкви это ужас
Все крещеные не крещены, всем исповедующимся не отпущены грехи. А Филарет за это ответственный!
Поэтому Патриарху письмо написал, под утро, после ночи слёз...покаянное... а потом на него опять бесы как насели, он заднюю врубил.
Максим Горожанкин
07.06.2018 16:32
Филарет здравомыслящий человек который прекрасно знает и историю Церкви и ее догматику. Естественно ему хочется под конец жизни единения и евхаристического общения со всеми верными. Дай то Бог...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.

Эксклюзив
17.10.2018
Беседа с автором сценария фильма «Революция. Западня для России».
Фоторепортаж
17.10.2018
Подготовила Мария Максимова
В Центре им. И.Э. Грабаря проходит выставка «Век ради вечного».