Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024

Русская иордань

Наши обычаи и храмы в честь Богоявления Господня
Матвей Славко
19.01.2022
Русская иордань

19 января по новому стилю мы отмечаем Крещение Господне, великий праздник Православной Церкви. Он называется также Богоявлением и Просвещением. Богоявлением — потому что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия, а Просвещением и «Праздником Светов» потому что Бог — это вечный свет, просвещающий мир.

Христиане говорят: «Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными».

Но не очиститься сошел в воду Спаситель, а очистить ее. Все более и более прозревал Иоанн Креститель (Предтеча) у реки Иордан, пока, наконец, великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно: отверзлись небеса, и пророк увидел Духа Божия, который как голубь нисходил на Христа; и раздался небесный глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф. 3.7)

Когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло соприкосновение Богочеловека с материей. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. Не подверженная присущим обычной воде процессам распада, по своим физическим свойствам крещенская вода будет сохранять свои свойства на протяжении года, а то и большего времени.

Христиане свято верят, что крещенская вода есть одно из свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной. И совершающееся в ней преодолевает законы природы.

Чудесность крещенской воды невозможно объяснить рационально. Дело не в ионах или катионах серебра или каких-то иных металлов, которые якобы попадают в чашу с богослужебных крестов и богослужебных сосудов, после чего вода не портится. Никакой катион не освятил бы городской водопровод и никакие частицы драгоценных металлов не дали бы возможность нашим предкам в прежние века преобразить на Крещение воду в освященных источниках, в больших и малых реках и озерах.

Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой причащающегося ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и уже приготовленную пищу. Когда кто-нибудь сильно болел, старец благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов. Берегут ее — весь год. В храмах, у иорданей освящают воду, которая набирает особой силы и целебности. Крещенской водой лечат раны, она помогает отвернуть любое бедствие. Придя утром после ночной церковной службы домой, нужно окропить каждый уголок вашего жилья священной водой, тогда в вашем доме будут порядок и покой.

На Руси в канун праздника принято было делать «иордань» (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов. Такая практика распространена и сегодня.

В русских селах в канун Крещения, называемый также навечерием Богоявления, воду освящали в храмах, в колодцах или прямо на реке. Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные хозяйственные принадлежности и подсобные.

Совершались накануне Богоявления и другие ритуалы, в основном из числа тех, которые приурочивались также к кануну Рождества и Нового года. Например, во многих местах принято было в « Крещенский вечерок» ходить по домам колядовать.

А вот языческими всегда признавались Церковью гадания, совершаемые в сочельник (как на Рождество, так и на Крещение) как в последний срок присутствия на земле нечистых духов и время активности потусторонних сил вообще.

И несмотря на многочисленные и многообразные народные традиции, имеющие свои корни в языческом и околохристианском мире, можно со всей определенностью говорить о том, что русский народ, как и все славянские народы, несомненно считал гораздо более важной и значимой для него религиозную сторону этого праздника.

Почему все же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Иоанн Креститель не знал Христа до того дня? «И аз, — говорит он, — не ведех Его: но Пославый мя крестити водою. Той мне рече: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом святым» (Ин. 1, 33).

* * *

Богоявленских храмов возведено по всей Руси немало. Самый известный, пожалуй, — кафедральный Богоявленский собор в Елохове (Москва), который даже называют сердцем духовной жизни православной России последних десятилетий.

Храм никогда не закрывался, его авторитет особенно возрос в период тяжелых атеистических советских десятилетий. Бирюзовый, величественный, с огромным куполом, напоминающим Собор Святого Петра в Риме, и высокой колокольней, собор украшает старинный район российской столицы. Грандиозный, он увенчан пятью главами, в нем установлен пышный и разнообразно украшенный иконостас 18-метровой высоты, резьба которого сочетает формы классицизма с барочными мотивами. Храм этот был освящен 18 октября 1853 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). Тем самым, что столь достойно ответил на пушкинское известное «стихотворение уныния» — «Дар напрасный, дар случайный / Жизнь, зачем ты мне дана?..» Занимателен в этом свете факт, что 8 июня 1799 г. в метрической книге храма сделана запись № 73 о крещении Александра Пушкина (восприемниками были гр. А. И. Воронцов и О. В. Пушкина). 26 мая 1899 г. (в день рождения поэта, по ст.ст.) в храме отмечалось пушкинское 100-летие. Панихиду совершил митрополит Московский и Коломенский священномученик Владимир (Богоявленский) в присутствии генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и великой княгини священномученицы Елисаветы Феодоровны. (Все трое были впоследствии зверски казнены большевиками.) В 1992 г. у входа в собор установлена мемориальная доска в память о крещении Пушкина. В соборе покоится прах митрополита Московского св. Алексия, а также Патриарха Сергия (1944). 9 декабря 2008 г. в Благовещенском приделе Богоявленского Елоховского кафедрального собора погребен пятнадцатый Предстоятель Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Существует много храмов и обителей Богоявления, таких как Богоявленский Никольский собор в Санкт-Петербурге, Богоявленские соборы в Томске, Рязанском кремле, Богоявленские монастыри в Угличе и Ростове Великом, Богоявленские церкви в Орле, Костроме, Калуге, Коломне, д. Бородино и других.

Самым древним из них является Богоявленский монастырь в Китай-городе в Москве, основанный в 1292 г. князем Даниилом Александровичем. Это — второй по древности московский монастырь, одним из игуменов которого был Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В 1693–1696 гг. построено существующее ныне здание Богоявленского собора, в нижней части которого сохранились стены более древнего сооружения.

И на Украине о Празднике Светов напоминают нам как храмы ушедшие на века в историю, так и ныне действующие.

Богоявленский Кременецкий женский монастырь был построен в 1636 г. волынскими обывателями — хорунжим Даниилом Малиновским и Лаврентием Древинским, по благословению Киевского митрополита Петра Могилы. При монастыре действовали братство, школа, типография и больница. В первой половине XVIII в. обитель оказалась в руках униатов, в ней находился иезуитский коллегиум, основанный в 1731—1743 гг. В 1807 г. обитель была переведена на свое нынешнее место, где с 1760-х гг. стояли костел и двухэтажные кельи католического монастыря. В 1839 г. униатский монастырь был упразднен, а костел обращен в православный приход. В 1865 г. при храме была учреждена православная обитель. В 1959 г. монастырь был закрыт, в 1990 г. возродился как женский.

Свято-Богоявленский собор Острожской крепости, жемчужине древнерусского архитектурного искусства, расположен в замке князей Острожских в Ровенской области, г. Острог. Князья Острожские – прямые наследники Рюриковичей.

Князь Василий-Константин (1526–1608) был кандидатом как на польский, так и на московский престолы. Впервые о замке говорится в Ипатьевской летописи под 1100 г. Именно в нем находилось здание, под крышей которого появилась знаменитая «Азбука» Ивана Федорова.

Острожский Богоявленский собор — типичный представитель крестовокупольной храмовой конструкции, популярной в домонгольской Руси. Когда именно появился этот храм, историкам неизвестно, но предполагают, что еще во времена Василия Красного. Церковь была частью оборонительных сооружений города: для этого ее северная стена, выходящая на глубокий искусственный ров, была уплотнена до 2,8 м и соединена с крепостными стенами, в нижней ее части появились бойницы, в верхней — довольно широкий уступ для часовых. После перехода местных князей в католицизм Богоявленский храм был подвергнут анафеме, более 200 лет пустовал и до середины XIX в. превратился в руины. Лишь в 1886 г. началась реконструкция, по проекту архитектора В. Токарева. В интерьере был установлен массивный «византийский» иконостас работы петербургских мастеров, а стены покрыты росписями.

Не доживший до наших времен Киевский Богоявленский собор входил в ансамбль Братского монастыря. Существует несколько версий относительно авторства храма. Самая распространенная гласит, что он был построен в 1690-1693 гг. архитектором Осипом Старцевым, в стиле украинского барокко.

Интерьеры собора были расписаны украинским художником И. Квятковским и итальянским мастером Скотти. На главном (западном) фасаде был помещен герб основателя — гетмана Мазепы, уничтоженный после 1709 г. Новый иконостас собора (взамен утраченного при пожаре 1811 г.) был собран по чертежам архитектора А. Меленского в 1825 г. Богоявленский собор, варварски взорванный в безбожном 1935 г. (тогда уничтожали самые знаменитые храмы Руси), стоял на месте, расположенном между 3-м и 4-м корпусами нынешней Киево-Могилянской академии (площадь Контрактовая, 4).

В Братском монастыре в 1622 г. был погребен умерший 10 апреля от ран, полученных в битве под Хотином, гетман запорожских казаков П. К. Сагайдачный. Но место его могилы теперь не найти: при постройке церкви в начале XVIII столетия она пришлась под помещение новой стены храма и исчезла. Считается, что изначально стоявшая здесь деревянная Богоявленская церковь была построена на средства этого гетмана. Теперь неподалеку, в центре площади ему установлен конный памятник.

Есть Богоявленский храм и при КНУВД в Соломенском районе Киева. Существует также Богоявленский храм в городе Николаеве.

Святитель Феофан Затворник говорил: «Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого».

И еще: «Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее».


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.