Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 августа 2019
«Не подниму руки на брата своего…»

«Не подниму руки на брата своего…»

Украинские хроники: в Переяслав-Хмельницком отметили 1000-летие мученической кончины благоверного князя Бориса
Олег Мономах
10.08.2015
«Не подниму руки на брата своего…»

Есть на Руси малые реки, которые протекают через нашу историю, петляют, то мелеют и заболачиваются, то вновь наполняются водами... В западной части Переяславля (Переяслав Русь, Переяславль-Русский, с 1943 Переяслав-Хмельницкий), одного из древнейших наших городов, есть поселение, называемое Борисовка. По преданию, здесь, на берегу реки Альта, 6 августа (24 июля по церковному календарю) 1015 года был убит князь Борис, любимый сын Владимира Святославича, Крестителя Руси.

Злодеяние было совершено на девятый день после смерти великого князя. На протяжении столетий это место так или иначе оставалось памятно людям и отмечено – то крестом, то столбом и колодцем, то часовенкой–«божницей». В ХVII веке на месте пролития крови страстотерпца был установлен каменный крест, в ХIХ – возведён храм. В конце ХХ века в дни памяти князей Бориса и Глеба в Переяславле возобновлена традиция проведения крестных ходов в Борисовку, к Борисоглебскому храму.

6 августа 2015-го, в день тысячелетия убиения Бориса в Борисоглебской церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич) совершил торжественную литургию. Владыка в иерархии УПЦ, вероятно, может считаться вторым лицом после митрополита Онуфрия. Митрополит Антоний – ректор Киевских духовных академии и семинарии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Его встречали, как и принято встречать правящего архиерея, выражая свою любовь, колокольным звоном, цветочной дорожкой. Владыке сослужили колоритнейшие переяславский благочинный архимандрит Нил и настоятель Борисоглебского храма протоиерей Анатолий, а также клирики из Киева, Переяслава и других благочиний УПЦ, всего более 20 священнослужителей. Во время литургии настоятель храма о. Анатолий за многолетнюю (20-летнюю) усердную службу был награждён правом ношения митры. «Аксиос!» (Достоин!) – возгласил архиерей, и это слово многократно и многоголосо повторили молящиеся и пропел хор. Во время литургии был рукоположен в иерея дьякон благочиния о. Владимир. Вновь под куполом храма разнеслось: «Аксиос!..».

Живой портрет князя Бориса начертан словом в древнем сочинении «Сказание страстей и похвала об убиении святых мучеников Бориса и Глеба»: «Сей благоверный Борис был потомок благого рода, послушлив отцу, всем покорен, телом был прекрасен, высок, широк в плечах, тонок в поясе, лицо у него было круглое, веселое, глаза добрые, борода и усы небольшие, ибо был он еще юн. По-царски сиял он, был украшен как цвет цветущей юностью своей. На рати был он храбр, в совете мудр и разумен, благодать Божия цвела в нем». Владимир умер, Святополк пожелал княжить. Боярам и войску нужна была определённость. Когда Борис сказал боевой дружине своего отца, которой командовал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца», - воины разошлись от него: он отказался от власти. С Борисом осталась его небольшая дружина, а Святополк, как сказано в летописи, «исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову» и отправил на Альту убийц.

История сохранила имена убийц, бояр вышгородских, среди которых мгновенно запоминается - Ляшко. «А отец им всем сатана», - говорит Нестор летописец и разъясняет: «Ибо такие слуги подобны бесам: бесы ведь посылаются на злое, ангелы же посылаются для добрых дел».

Сохранила история и имя верного слуги Бориса, который пытался прикрыть своего князя от копий: Георгий, родом – венгр.

…После литургии владыка Антоний в церковном саду совершил чин освящения величественного поклонного креста, который уставлен в память 1000-летия успения первых русских святых Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Высота дубового креста грандиозна…

Убив Бориса, Святополк стал думать об устранении остальных потенциальных соперников: Глеба, Ярослава… Летописец говорит: «Святополк же окаянный стал думать: "Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?».

В саду и у колодца новые кресты. В храме – старинный. Гранитный крест, который после постройки церкви в 1839-1841 годы оказался в левом приделе, с возобновлением богослужений в конце ХХ века начал мироточить. Вначале на кресте появилось небольшое масленичное пятно величиной с куриное яйцо. Женщины, которые впервые это увидели, подумали, что кто-то пролил масло из лампадки и принялись выводить пятно утюгом через бумагу. Пятно с годами расширялось, растекалось. И через несколько лет дотекло до самого основания, начертав как бы арабскую цифру «1». Некоторые видят в этом начертании фигуру молящегося человека. Полоса расширяется и вверх. На кресте 350 лет назад был выбит текст, а с обратной стороны - гербовный щит с литерами «Г» и «Б». В 1845 Тарас Шевченко в качестве штатного художника, выполняя государственную работу в Археографической комиссии при Киевском университете, сделал описание этого креста: «Сей крестъ здЂ на мЂстЂ семь убіенно святаго страстотерпца Христова Бориса великого князя російськаго, водрузи Григорій Бутовичъ протопопъ переяславскій споспЂшествовалъ во ономъ Селивана Кириловича Билого, головы стрЂлецкого, лЂта отъ сотворенія міра ≠зро̃а (7171) отъ Р.Х. ≠ахξ̃а (1661) маія в̃ (2) дня». На обороте указан авторский коллектив: «а дЂлалъ крестъ сей Харько безпалчій мельникъ съ товарищемъ своимъ Мартыномъ».

Вспоминают, что в первые годы после Чернобыльской катастрофы, в конце 1980-х, в 1990-е церковь была полна народа. В Борисовке две площадки, на которых построены дома для переселенцев из Чернобыля. Живут обособленно. Местные их плохо встретили. Звучало и такое: «Чего приехали!». Разные менталитеты. Объясняют: люди в Полесье привыкли много работать – в поле, на огороде, в лесу. Здесь – степь. Чернобыльцы хоть и землю брали больше местных, но зимой-то им делать было нечего. Мужчин из Зоны смерть здесь как косой косила. Потом говорили, что если бы на родине, в Полесье остались, где свои вода, почва и воздух, приспособились бы и жили. Здесь же – как косой. Местные не разрешали и хоронить на «своём» кладбище. В обиде были: чернобыльцам внимание, деньги, детям фрукты – бананы, апельсины. «А наши смотрят, тоже хотят. Как им объяснить?». Обособленность до сих пор осталась.

Митрополит Антоний за время торжеств произнёс три проповеди. Все они для нынешней Украины исключительно актуальны. Он говорил о любви. О том, что когда возникает вопрос – действовать по любви или по правде, нужно действовать по любви.

Правда у каждого своя и не всегда эта правда согласуется с Божественной правдой, с истиной. Владыка напомнил, что у человека может быть лишь одно достоинство – хранить в себе образ Божий. Говорил он и о том, что ненависть, которая теперь так обыкновенна стала на Украине, в первую очередь разрушает самого ненавидящего, его душу. Поэтому в наше время даже желательно, говорит владыка, ограничивать себя в получении негативной информации.

В день 6 августа в Борисовке происходили разные праздничные события. С утра под перезвон колоколов Борисоглебской церкви встречали крестный ход, пришедший из Троицкого храма Переяслава. В это же время у колодца на берегу реки Альта, под особым крестом, совершался чин освящения воды. Белые цапли сидят на засохших деревьях на той стороне болотистой альты, словно прислушиваются... Вода, 1000 лет назад взявшая в себя мученическую кровь князя Бориса, почитается как целебная. В этот же день, но уже после праздничного обеда, по заведённому обычаю верующие обливались, не снимая одежд, колодезной водой из вёдер. День был жаркий и одежда, даже и после трёх вёдер, медленно вылитых на макушку и за шиворот рубах и платьев, высыхала достаточно быстро.

Проповедь одного из священников, произнесённая во время торжеств, утверждала мысль, что убийцы, совершившие 1000 лет назад политическое убийство, навеки несут на себе каинову печать. Но убитые, исполнившие заповедь Христа, снискали мученический венец и жизнь вечную.

Переяслав – «город музеев», в нём 27 музеев! Самые замечательные: «Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины» и археологический подземный в Михайловском монастыре, на территории древнего «детинца» и резиденции первых русских епископов. За крепостными валами здесь смыкались реки Альта и Трубеж…

В 1019 году на Альте Ярослав Мудрый окончательно разбил дружину Святополка Окаянного, убийцу святых братьев.

«Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле», - сказал Господь Каину. И вот как по писанному: Святополк, потерпев поражение, в безумии начал свой бег. Бежал на запад. «Гонится ли кто за нами? – вопрошал он своих слуг. - Вот уже гонятся, ой, гонятся, бегите!» Нестор передаёт нам: «Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою… Есть могила его в том пустынном месте и до сего дня. Исходит же из неё смрад ужасен».

Переяслав разбросан во времени. Во времени и в пространстве. Буквально: расстояния здесь значительные, пешком не находишься, а с городским транспортом туго (знать кому-то это нужно). Ездят на такси. Такова особенность города.

Захолустный Переяслав в нашей истории время от времени приобретает исключительное значение. Так бывало во времена древней Руси, так бывало и в средневековье. Гетман Богдан Хмельницкий здесь провёл в 1654 году знаменитую казацкую Раду.

Здесь, перед лицом посольства Москвы была принесена присяга на верность русскому царю и состоялось воссоединение русского народа… Ныне площадь с величественным памятником тому славному событию пустынна. Рядом стоит разграбленная громоздкая руина недостроенного музейного комплекса. Пустынно вокруг. Лишь кто-то фотографирует огромный Успенский храм с пятью высокими куполами, в крестах которых когда-то были стёкла, да вот какая-то неопрятная собачка деловито пробежала мимо скамеек, свежевыкрашенных в цвета украинского флага.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

РОП
15.08.2015 14:01
Переяслав - милый пыльный городок,точнее местечко, некогда еврейское. Там кстати Шолом-Алейхем родился
wps
15.08.2015 8:55
В пользу Ярослава - против Сятополка - свидетельствует позиция Мстислава :
этот "рыцарь чести"  - который ТОЖЕ - как и Борис - НЕ претендовал на Престол,
который "по праву" принадлежал СТАРШИМ братьям -
оказался на стороне Ярослава - против Святополка...

А версия "Западных источников" -
которые обеляют Святополка и всё валят на Ярослава... -
так ведь Святополк для них "свой" -
он ориентировался именно на Запад - на Польшу энд Ватикан... -
точно как Порошенко энд Лукашенко и примкнувший Саакашвили !
Здесь - как с "малазийским Боингом" -
насколько можно верить "Западной" пропаганде ? !

Святополк - сукин сын -
но он - ИХ сукин сын.
А "свой" - всегда прав -
даже если он не прав...
С.М.
12.08.2015 13:11
Очень красноречивый заголовок, актуальный. Спасибо автору за материал и позицию.
JHG
11.08.2015 23:18
Anton, есть такая гипотеза. Но правды в ней нет.
Anton
11.08.2015 14:13
//Борис сказал боевой дружине своего отца, которой командовал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца», - воины разошлись от него: он отказался от власти// - т.е. даже из официальной летописи следует, что Борис не был конкурентом Святополка, следовательно, никакого мотива для убийства не было. Более того, из всех живых на тот момент сыновей Владимира только Борис и Глеб признали право Святополка на великокняжеский престол, т.к. были младшими братьями и от смерти Святополка ничего не получали.

Историю пишут победители. Ярослав Мудрый победил в гражданской войне 1015-1019 гг. и его (а так же его сыновей) придворные летописцы и сказители создали миф об убийстве Бориса и Глеба для обоснования власти Ярослава и его потомков (а потом и церковь подключилось). Хотя Святополк был старшим сыном Владимира и имел законные права на власть, а Ярослав всего лишь сепаратист и мятежник.

У нас многие сражаются за честь "оболганного" Николая II, а вот Святополк оболган уже тысячу лет, и никто ни слухом, ни духом.
Да
11.08.2015 11:44
Те кто пытается создать новое евро-
   пейское государство - идут против
   СВЯТОЙ РУСИ.
    
Артек
11.08.2015 9:28
"Бесы посылаются на злое" - эти бесы  теперь злобой скрежещут на Донбасс, убивая ежедневно мирных людей, продолжая Каиново дело
владимир
10.08.2015 20:21

   Спасибо за добрую статью.За то что
   вспомнили историю.Вспомнили и помянули
   святых братьев БОРИСА и ГЛЕБА - невинно
   убиенных - наемными убийцами посланными
   Святополком Окаянным.
   Вспомнили БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО -
   созвавшего знаменитую казацкую РАДУ.
   Для тех кто забывает историю -
   ИСТОРИЯ - повторяется.

   Те кто пытается создать новое евро-
   пейское государство - идут против
   СВЯТОЙ РУСИ.
    
рБ
10.08.2015 15:57
Святые статотерпцы Борис и Глеб, молите Бога о нас!

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».