Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 января 2020
Если ты не у себя, ты нигде

Если ты не у себя, ты нигде

Балканские европеизмы: возможности и вызовы
Валентин Вацев
24.04.2012
Если ты не у себя, ты нигде

Все балканские государства переживают последствия кризиса – собственно общеевропейского и глобального, который грозит перерасти в «нечто» еще более неприятное в непосредственной близости к нам, на Ближнем Востоке...

Нетрудно заметить, что балканский европеизм - это даже не столько европеизм, сколько обыкновенный американизм, глубокий и искренний. Под симпатичным термином «европеизм» сегодня на Балканах сформировался полуевропейский, но, по сути, совсем американский блок с откровенно антироссийской направленностью. А это значит, дело идет к повторению старой трансисторической схемы (цикла): объединение Европы, натиск на Восток, конфликт, примирение, а затем все опять по тому же кругу. Ницше, наверное, увидел бы здесь «вечное возвращение к старому».

Действительно, нынешнее еврообъединение далеко не первое в истории Европы. Взять хотя бы Наполеона, который в зените славы и военного могущества во главе 600–тысячной армии двинулся на Россию якобы для того, чтобы принести в Россию демократию и прогресс. Принести на штыках, поскольку тогда не было крылатых ракет.

И Гитлера тоже можно назвать «великим объединителем Европы». Он, кстати, тоже видел себя спасителем Европы от русско-азиатских варваров и до конца своих дней не сомневался в «европейском смысле своей миссии».

А крестоносцы? Они ведь тоже возлагали на себя объединительно-спасительные функции, вторгаясь в наши земли, чтобы принести нам «высокую культуру».

Вспомним высказывание отца европейской цивилизации Аристотеля «Будущее прошлому подобно», этот фундаментальный принцип исторического познания. Именно этот принцип – «трансцедентальное основание» Истории – делает ее возможной. Но как бы хотелось, чтобы сегодня Аристотель оказался не прав...

Европейский союз начал складываться в середине ХХ века как ответ на вопрос о мире. Первая его форма отвечала на, казалось бы, непосильно трудный вопрос: смогут ли сесть за один стол побежденные и победители? Найденная формула взаимоотношений составила основы долгого и успешного тридцатилетия. Сегодня, к сожалению, все не так: европейский мир стар, утомлен, хрупок, объят тревогами, сомнениями, полон опасностей и подозрений. Возможна ли некая разумная и исторически выверенная формула для решения этой проблемы? Можно ли, вообще, предпринять какие-либо спасительные меры?

Думаю, ничто не поможет, кроме обращения, прежде всего, к своей исторической памяти, самосознанию, идентичности. Необходимо вспомнить, что ЕС – это уже не цивилизация, а цивилизационный союз, которому до недавнего времени удавалось находить баланс между своими внутренними противоречиями.

И потому нет ничего более бессмысленного, ненормального, тупого, вредного и разрушительного, чем отождествлять вступление в ЕС с неким «цивилизационным выбором» (именно так представляли дело правящие круги Болгарии, а сегодня то же самое делают и сербские).

Более того, объединенная Европа – не цивилизация, а форма взаимопроникающего общения трех различных цивилизаций:

- романо-германской континентальной цивилизации, которая начала новый этап своей истории после того, как была найдена успешная формула мира между Германией и Францией;

- англосаксонской цивилизации, которая на первом этапе объединения выжидала в стороне и включилась в интеграционный процесс сравнительно поздно. Сохраняя, конечно же, свою специфику. Но в ЕС полноценно участвует только Великобритания, другие акторы англосаксонской цивилизации членами Союза не являются, только общаются с ним;

- славяно-греко-православной цивилизации, ядром которой является Россия. Мы хорошо помним, что без этого ядра наша общая цивилизация слаба и уязвима, склонна к размыванию и потере идентичности, т.е. к цивилизационному краху.

Именно по этой причине абсурдны все попытки доказать, что необходимо выбирать по методу «или-или»: между славянством, православием и русофильством, с одной стороны, и Европой - с другой. Мы, болгары, не верим, что нам надо делать какой-то цивилизационный выбор. Свой выбор Болгария сделала уже давно, более тысячи лет тому назад.

Наша цивилизация участвует в ЕС – через Кипр и Грецию, теперь и через Болгарию и Румынию. А завтра, возможно, - и через Сербию. Разумеется, сербы сами должны решать, где их место – в ЕС или вне него. Хочу только подчеркнуть, что те, кто привел в смятение болгарское общество криками «Европеизм или смерть», конечно же, лгали, и сегодня это очевидно.

В ЕС можно участвовать, а можно и не участвовать – это крайне ответственный вопрос исторического выбора. Но выбора рационального. Проще говоря, в союзы вступают и покидают их сообразно национальным интересам. А из своей цивилизационной идентичности выйти нельзя, если только не деградировал окончательно и безвозвратно. Единственный выход из своей сущности – это не-существование, небытие.

Союзы появляются и исчезают, развиваются и приходят в упадок, в них можно входить и выходить. Они исторический продукт своего времени, а цивилизации – трансисторичны. Они обитают не во Времени - в Вечности.

И во мне крепнет уверенность, что мы в Болгарии будем иметь редкий (правда, не очень радостный) исторический шанс наблюдать изнутри процесс глубинного и радикального преобразования ЕС, который, увы, напоминает разруху. А до того времени нельзя допустить, чтобы западноевропейский латинизм душил византийскую половину европейского мира. Потому нельзя не сказать хотя бы несколько слов о возвращении России на Балканы.

Хотя о каком, собственно, возвращении можно говорить, если оно никуда не исчезало: русское политическое дыхание, экономический интерес ощущаются везде в балканских странах. Но, подчеркну, я видел и министров, и послов Великой России, которые были русофобами. Исключительно верна арабская поговорка: если ты не у себя, ты нигде. Так что, если Россия сумеет вернуться к себе, прежде всего, то она вернется не только на Балканы. Но пока в Москве будут думать о России, как о «маленьком уютном европейском домике», наши дома здесь, на Балканах, будут гореть.

Перевела Ольга Решетникова 



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
РАДЕВ38
23.07.2012 4:47
А где же Ваш /Руский / Горбачев!?! Америка уже "наш" большой братушка!?!
В конце ІІІ Мировой будет и ІІІ Революция! Первая в ХХІ в.!?!
Тогда перевертиши снова будут на "месте", в нормалном положение!?!
И Руские ТОЖЕ!?!
Москвичка
02.05.2012 10:06
Агенту 997.Рада, что ссылка оказалась полезной. Позволю себе чуть-чуть пояснить смысл filioque.Казалось бы, какое значение имет догмат, принятый католической церковью и отвергнутый православными о том, что Святой дух исходит и от Отца, и от Сына( правосланые считают, что только от Отца).Но оказывается, все гуманитарные понятия, философские  и политические доктрины несут печать той религии, из которой выросли.Вот и получается, что противоречия с защитниками либеральной доктрины развития России,уходят корнями в глубинные богословские понятия, которые для  многих темный лес, но интуитивно, генетически государственники противодействуют тем, кто насаждают в качестве новой религии культ золотого тельца.
Агент 997 - Москвичке
01.05.2012 14:17
Спасибо за статью - нашел ее на указанном сайте. Действительно статья очень интересная и понравилась. Правда Вацев очень умная голова и не все про filioque понял - это явно у меня пробелы в знаниях по вопросу, но они не помешали понять все в целом.
Москвичка
28.04.2012 8:24
Агенту 997. На сайте РИСИ (riss.ru) помещена статья В.Вацева, которая, как мне кажется,будет вам очень интересна.Автор пытается объяснить, как и почему  разошлись пути России и Европы.С философской и богословской точки зрения Вацев показывает, почему нам НЕ НАДО тянуться за Европой.Наши беды от того, что мы покинули берег свой родной, а к другому так и не пристали.
Петр Петрович - Агенту 997
27.04.2012 22:35
\\\ Говорите "Россия часть Европы" - да, это понятно всем кто проходил уроки (объективной науки) истории.

Согласен.

Только в *самом* Брюсселе так не думают.
\\\

Конечно не думают. Вот поезжайте в страну третьего мира и попробуйте почуствовать себя дома. Не получится. Вот и Европа чувствует эту разницу с нами. Оттого-то Петр 1 и старался сократить разрыв между Европой и Россией. Однако инерция народа столь сильна, что радикально изменить ментальность народа не смог царь реформатор, не смогли  и большевики.

Очень интересная картина открывается вашему взору, если вы путешествуете из России в Европу на поезде. Мой опыт относится ко временам СССР, но он актуален и по сей день.
Итак, едем по территории СССР. В окно видны серые некрашенные покосившиеся заборы и столь же неприглядные домишки. Грустно.
Наконец пересекли границу Польши. Заборы уже не столь кривые, хотя и до идеального состояния им далеко. Домики тоже так ничего себе.
И вот наконец долгожданная Германия. Что сказать - лубок. Все ровненько, покрашено, прибрано. А когда летишь на небольшом самолете над полями, над лугами, а там внизу серпантин дорог, коровки, лужайки, домики, аж дух захватывает от такой красоты.

Как-то нашел инструкцию для граждан канады, отъезжающих на работу в Россию. Очень любопытный документ, жаль где-то его потерял. Весьма поучительно знать, как тебя воспринимают со стороны. Особенно, если этот взгяд не очень дружественный, ведь правду о себе можно узнать только от врага.

Нам надо тянуться за Европой. Не бездумно, конечно, стараясь брать от них все лучшее и передовое.
Агент 997 (Петру Петровичу)
27.04.2012 15:26
Говорите "Россия часть Европы" - да, это понятно всем кто проходил уроки (объективной науки) истории.

Согласен.

Только в *самом* Брюсселе так не думают.

И это со времен церковной схизмы, крестовых походов, и разграбления Константинопля западними рыцарями.

Вот что портит дело, а не нежелание самой России (или Болгарии, Сербии, и других православных государств, в частности) считаться тоже "Европой" в цивилизационном плане. Ситуация наоборот, по моему.
Петр Петрович
27.04.2012 1:55
Спроси у любого россиянина: ты кто, европеец или азиат? И чаще всего услышишь - я европеец. Странно, почему тогда Россия во все времена стоит особняком от Европы и мы во всех поколениях копируем и тиражируем  неприятие европейских нравов? И во все времена отставали в развитии и пытались компенсировать это отставание разговорами об особой миссии, особом пути, повышенной духовности. Кстати, народ российский не одинок в таком мировосприятии, есть и другие народы, ментально отгораживающие себя от остального мира и результат всегда один, прозябание на обочине.
Россия часть Европы и надо быть этой частью не только географически, но и ментально. Довольно изображать "русского медведя", это не только не модно, но и не выгодно. Русская культура является частью европейской. Надо открывать не только финансовые и экономические "окна", но и культурные.
Александр из Од.
25.04.2012 9:26
Россия могла бы помочь балканским народам, но она слишком часто бежала впереди паровоза как впереди европейского(спасая эту дуру, где надо и не надо), так и впереди балканского.Хватит!Теперь болгарам и пр. придется самим сделать несколько конкретных шагов в сторону России - выйти из НАТО, вернуть в свои якобы православные Церкви юлтанский календпрь, проводить недели и годы Русской культуры и т.д. А мы подумаем...
Анохин Михаил
25.04.2012 7:54
P.S.
Когда это мир видел рациональную политику?
Об этом только говорят, а на самом-то деле весь рационализм заключается в том, чтобы мне было хорошо, а всем другим как придется. При этом вовсе не обязательно желать всем другим плохое, пусть и у них будет хорошее, но у меня-то в первую очередь!
Конечно, когда мы говорим о хорошем, то всякий рационалист мыслит в терминах материального благополучия. Да, собственно говоря, и обычный человек так мыслит.
Но законы человеческого мира упрямо свидетельствуют о том что в обществах где духовная жизнь сводится к удовлетворению животных инстинктов человека, благосостояние начинает поляризироваться до таких величин когда наступает грандиозный разрыв того общественного организма. Так возникают революции, которые великой кровью смывают грехи прошлого, чтобы начать новую страницу своей обновленной греховности!
Москвичка
25.04.2012 7:49
  НЕ ФАЛЬШИВЬТЕ вы!Если бы ваш спасатель одержал победу, вы бы сейчас не интернетом баловались, а в виде золы  удобряли поля арийцев.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
17.01.2020
Андрей Соколов
Почему оппозиция так переполошилась после Послания Путина?
Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».