Иеромонах Лавр (Архипов): «Откройте Евангелие, начните жить по нему...»

– Отец Лавр, вы говорите, что любой русский монастырь – своеобразная энциклопедия подвигов Новомучеников и Исповедников в истории Церкви. То же касается и вашей Заоникиевской обители?
– Совершенно верно. Как и многие монастыри после 1917 года, Заоникиевская обитель разорялась. Как закрывали, можно увидеть в письме игумена Марка 1918 года: «В хозяйственном отношении обитель находится в самом жалком положении. Все земли, принадлежавшие ей, с живым и мертвым инвентарём, взяты коммуной. Нет ни лошади, ни коровы. Обитатели обители постоянно терпят оскорбления от коммунистов, выражающихся в постоянных придирках к братии, доносах. Они ругаются самыми скверными словами и часто в горячке угрожают убить. Обители нет спокойствия от постоянных обысков, а равно и возводимых обвинений в агитации и чтении будто бы воззваний и т.п.»
В 1921 году настоятель пустыни игумен Марк умер от чахотки. Его заменил архимандрит Антоний.
Вскоре последние насельники покинули закрытый монастырь.
Так была разорена одна из самых благополучных в духовном и материальном отношении обителей на севере России. Уничтожено образцовое сельское хозяйство, мастерские, училище. Оставшихся монахов местные богобоязненные жители поддерживали несмотря ни на что – не могли же все превратиться в гонителей, в самом деле: ходили на службы, собирали пожертвования.
После закрытия на территории монастыря располагалось спецпоселение, то есть концлагерь для ссыльных крестьян с юга России, Украины и Белоруссии. Конечно, о них никто не заботился, очень многие умирали, и недалеко от обители находится песчаник, куда отвозили полуживых людей умирать, и там хоронили. Местные жители рассказывали, что, будучи детьми, видели, как измученных, обессиленных людей грузили на тачки, телеги и отвозили в этот песчаник. Мы планируем поставить на том месте Поклонный крест, а со временем часовню, чтобы служить там панихиды. Среди крестьян ведь было очень много верующих, для них это было естественно – вот за свою верность Христу люди и страдали. Мне кажется, произошла страшная подмена: в лагерь, преступники ссылали честных людей. Страшные времена: местные жители вспоминают, что узники обменивали на еду личные вещи – обмен шел через колючую проволоку. Можно предположить, что мало кто вернулся домой. То есть монастырь превратили в лагерь смерти. Одна прихожанка рассказывала, что не все заключенные могли вместиться в монастырских помещениях, и их держали в вагонах для скота, смертность была жуткая, ведь обогрева не было никакого.
Затем здесь располагался летный отряд, а после войны, в 60-е годы, открыли спецшколу-интернат для больных деток. Первым директором школы стал сын человека, который золотил купола храмов. И первые ремонтные работы после закрытия и разорения монастыря проходили под его руководством. Деятельный был, какой-то огородик даже соорудил, но, к сожалению, котельню установили в алтаре храма.
– Всегда поражает такая вещь: казалось бы, вот – золотые купола, колокольный звон, толпы благочестивых богомольцев, пение гимнов… «Святая Русь». А через несколько каких-то лет – бац! – и «комиссары в пыльных шлемах», расстрельные команды, концлагерь, трупы, мерзость запустения на святом месте – вот как это возможно? Что это? Ведь громили и расстреливали не пришельцы марсиане, а вчерашние прихожане.
– Ответ на ваш вопрос, думаю, мы можем увидеть и в том, что сегодня происходит с православной Украиной. Лавры потрясают своим благолепием, храмы удивительные, пение замечательное, аромат ладана и прочее, прочее. Недостатка в монахах нет, сколько богомольцев на службах! Но при этом есть богоборческая власть, которая своей целью поставила уничтожение Церкви. Те, кто вчера считал за честь поздороваться с епископом, жертвовал на возрождение монастырей, строительство церквей, сегодня скрежещет зубами при их виде, да и при виде обыкновенного православного человека – как это объяснить? Или то, что творится сегодня в Эстонии: вот жемчужина, и духовная, и материальная – Пюхтицкий Успенский монастырь. Но какие силы обрушились на обитель с единственной целью: закрыть, уничтожить! А повод может быть любым, сегодня такой, завтра этакий. Конечно, есть и такие люди, которые бездумно подчиняются настроению толпы – «как все, так и я». Помню, когда в Москве были антиправительственные несогласованные демонстрации то, по рассказам очевидцев, какая-то жуткая ненависть была у демонстрантов к полиции. И несколько человек, которые наши прихожане, тоже принимали участие в протестах.
Мы с ними беседовали – все как один говорят: «Я просто шел себе спокойно на работу, и тут я вошел в толпу, услышал лозунги, крики, окунулся во все это и пошел вместе с толпой. Я не знаю, что со мной происходило, в трезвой памяти и здравом уме я бы и не подумал подойти близко, а здесь какой-то психоз». Так что психоз заразен. Стадный рефлекс очень опасен.
Человек забывает про всё святое, теряет критичность мышления, превращается в сгусток ненависти и злобы. И мои собеседники говорят, что были полностью охвачены этим чувством, и только, когда пришли в себя, поняли, что натворили, и пошли в храм на исповедь. Думаю, что здесь тоже самое: есть люди устойчивые к подобным искушениям – благочестивые, стремящиеся воспитать в себе добродетель, а есть люди слабые, напуганные, озлобленные, легко подвергающиеся внешнему искусительному и греховному воздействию. Не забывайте еще о страшной разрушительной силе СМИ, которые буквально культивируют ненависть друг к другу. Найти виноватого во всех наших бедах, вымышленных и нет – милое дело! Вот мы и находим таких в лице священников, в лице руководства страны, еще кого-то – лишь бы не себя. Родители виноваты, Бог виноват, но уж никак не я. Встречал взрослых людей, мужчине уже порядочно за 30, он был уверен, что в его бедах виновата мама – мол, мало любви получил от нее – ну, что это такое? Ничего, что мама трудилась на нескольких работах, чтобы накормить, одеть, выучить и поставить на ноги сына? Похоже, с таким отношением к Богу, Церкви и стране наше общество столкнулось тогда, в начале ХХ века. К чему привело такое отношение, можно видеть на примере наших разрушенных святынь, да и всей страны и общества. Не дай Бог повторить.
А недовольство, желание найти виноватого очень заразно. Сужу по себе: ведь гораздо проще обвинить кого-нибудь в своих бедах и проблемах, чем обратить внимание на внутреннюю их причину, то есть на себя, любимого.
– В чем, как вы думаете, заключается главный урок, который нам дают страдальцы за Христа?
– Это призыв к общению с Богом. Призыв помнить о том, Кто есть Путь, Истина и Жизнь (Ин.14:6). Слова могут показаться общими, но главное речь идет о том, чтобы мы в поисках Истины не сходили с Христова пути. Нам всё дано для спасения. Мы часто спрашиваем, как нам молиться, как поститься, Но Мария Египетская не задавала таких вопросов – она просто шла по Христову пути. Она знала Священное Писание, не открывая его. А мы всё как-то формализировали: «Какие молитвы читать, чтобы…», «Какую пищу есть в посту, чтобы…» и тому подобное. Думаю, наша жизнь должна быть намного естественнее, спокойнее, без ажиотажа и поиска тайного рецептика, пилюльки – нам Господь всё дал уже. Откройте Евангелие, начните его читать и жить по нему, и будут такие открываться глубинные знания, что мы поймем наяву, что это значит: источник воды живой в человеке (ср. Ин.7:38).
– О земной справедливости. Благочестивый человек оказывается в конце жизни лишенным всех земных благ, он унижен, страдает в концлагере, умирает. Господи, где же Ты?! Где справедливость? В чем здесь урок от наших новомучеников и исповедников?
– Эти святые люди удивительны тем, что полностью, безоговорочно предали себя воле Божией. Каждый из верующих помнит слова Спасителя: «Если бы вы были от мира, мир любил бы свое, но как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Все помнят то, с каким восторгом кричали люди «Осанна в вышних!», а потом «Распни Его!» Всё мы это видим и на сегодняшней Украине, и, если быть честным самим с собою, то порой и в собственной душе. Верующие люди понимают, что путь христианина – это не путь жизненного благополучия. Речь идет о другом благополучии, о духовном, о Царствии Небесном – наше богатство там, а не здесь. И если Господь дает нам какое-то благополучие на земле, то это ни в коем случае не преференция, а ответственность и крест. При неправильном отношении к своему кресту человек может окунуться в ад. Если же человек живет с Христом, то все события, даже страшные, в своей жизни из ужаса Голгофы становятся радостным торжеством Воскресения. Мир никогда не поймет и не примет такого отношения к страданиям. По мирским понятиям, христиане – слишком смиренные. Кто из праведников жил благополучно по мирским понятиям? Да никто, наверное. Но рано или поздно все равно раздается: «Ты победил меня, Галилеянин!»
Беседу вел Петр Давыдов
Да, существует еффект толпы, а в святом Евангелии есть описание как вначале люди (толпа) кричали - «Осанна в вышних!», а потом «Распни Его!».
Есть вера поверхностная и есть вера сокровенная в глубине сердца. Имея веру сокровенную в глубине сердца, человек никогда не предаст Христа. Всё сказано Господом в Евангелии — Притча о сеятеле.
Иисус Христос, находясь в Капернауме, пришел на берег Галилейского озера. К Нему собралось множество народа. Он вошел в лодку и сел, а народ стоял на берегу, и с лодки начал поучать народ притчами. Иисус Христос сказал: «Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.
Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его. Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод. Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: «Что значит эта притча?» – Он им объяснил: Семя есть слово Божие (Евангелие). Сеятель – тот, кто сеет (проповедует) слово Божие. Земля – сердце человеческое. Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись. Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры.
Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие.
Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит. Плоды их это добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного.