Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

17 октября 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
В Белоруссии создается уникальная система экологического контроля.
25.09

Беседа с известным болгарским историком, преподавателем Софийского университета.
21.09

Террор и геноцид в Независимом государстве Хорватия (1941–1945 гг.).
05.09

Террор и геноцид в Независимом государстве Хорватия (1941-1945 гг.).
31.08

Власти Сербии готовы к окончательному решению судьбы Косово.
10.08

Неординарное событие осталось практически незамеченным СМИ.
09.08

Записки писателя-паломника.
04.08

Заметки болгарского журналиста о «либеральном шариате» в местных СМИ.
20.07

Политика Минска в последнее время часто вызывает у России вопросы.
04.07

Две программы и два лица президента Сербии.
29.06

В России прошёл юбилейный Всеславянский съезд.
21.06

Как нам реагировать на украинский «безвиз» с Европой.
15.06

Верховная Рада планирует принять антиправославные законопроекты.
16.05

Этого дипломата в Болгарии почитают как национального героя.
24.04

На президентских выборах в воскресенье победил нынешний премьер-министр Сербии.
03.04


Славянское поле

Чудо близ Киева

Записки писателя-паломника
Олег Слепынин
04.08.2017
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Чудо близ Киева

Иные современники не желают слышать о чудесах: так воспитаны, предпочитают жить «реалистично, безо всякой мистики»; впрочем, и без веры, говорят: не дано. Нынешняя массовая обезбоженность – это очевидный плод Революции, столетие которой мы отмечаем… А между тем в Православном календаре на 2017 год, изданном в Киево-Печерской лавре, день 30 июля впервые содержит напоминание: «Явление Господа нашего Иисуса Христа близ с. Демидово под Киевом».

Праздник возник как следствие народного почитания чуда, о котором речь впереди, основанном на письменных и устных свидетельствах. В 1998 году на месте Явления был восстановлен поклонный крест, стоявший в 1926 – 1930 годах. Ныне под Демидово возведён храм изысканной красоты, возводится храмовый комплекс «Богоявление»…

+++

Многие, даже живущие в Киеве и его окрестностях, в том числе люди церковные, не знают о Демидово. Вернее, знают только то, что там недавно выстроен модный зоопарк. В своё время были приложены немалые усилия, чтобы о чуде забыли. Речь о событии, которое в церковной литературе именуется «Явление Спасителя Господа нашего Иисуса Христа вблизи Киева».

Явление было в 1926 году (по другой записи – в 1925-м) 30 июля в 8 часов утра между селами Демидово и Глебовкой двум мальчикам: отроку Николаю 11 лет (Николай Максимович Куприенко, примерно 1915 г.р., погиб в 1941-м) и Емельяну 14 лет (Емельян Иванович Фещенко, примерно 1912 г.р., год гибели точно не установлен).

    Описание Явления взято из сохранившихся тетрадей (в настоящее время обнаружено четыре списка, «четыре тетради») и пересказов, которые между собой разнятся немногим и передают, как мы понимаем, рассказ одного из мальчиков – Емельяна Фещенко. Рассказ простодушный и яркий, зрелище потрясающее. Итак, суть: «… 30 июля эти пастухи выгнали скот на пастбище и тут же познакомились, ибо встреча была случайной. Было 8 часов утра, и они собрались завтракать, как вдруг сильно блеснула молния. Емельян подумал:

– Что так сильно блеснула молния?

Николай сказал:

– Наверно, будет дождь!

Но Емельян говорит:

– Откуда же появится дождь, если на небе нет ни одной тучки и ветра нет?

Тогда Николай говорит:

– То кто его знает, что такое тут будет.

  Икона_Демидов.jpgПосле этих слов через несколько мгновений вдруг с запада небо сделалось розовым и появился большой, сияющий как солнце Крест, достигающий верхом до неба, а низом не доходящий аршина на два до земли, а внизу было облако, и Крест упирался в это облако. Крест с перекрестиями был шириной аршина полтора. На верхнем фоне Креста показался человек, стоящий как бы на перекрестии. Сперва Крест с человеком показался далеко, как на полверсты, а потом приблизился к мальчикам.

Николай, видя приближение сияющего Креста, испугался и говорит Емельяну:

– Тикаймо, бо нечистый!

Но Господь остановил его, говоря:

– Нет, Я чистый!

Тут дети как бы одеревенели и не могли сдвинуться с места… Нижнее одеяние его было розовым, а верхнее — ярко-голубое, перекинуто через левое плечо. В левой руке Он снизу держал раскрытое Евангелие, а правую поднял для благословения. Над головой Спасителя был виден треугольник как буква «А». Сверху над треугольником — Херувимы, а по бокам — два Ангела… За ними по обеим сторонам радуги много Херувимов, видимых только как головы с крыльями… Спасителя окружала прекрасная радуга семицветная. Он стоял во всё величии, окружённый радугой…

Он стоял весь в дивном сиянии и неописуемой красоте. Божественное лицо Его невозможно было видеть, Он сиял сильнее солнца и белее снега… От Него исходила благодатная сила и благоухание небесное.

Когда Спаситель говорил, из уст Его выходило огненное пламя, Его голос раздавался на всю вселенную…

– Дети, не пугайтесь Меня и не уходите. Я есть Иисус Господь Бог ваш, Спаситель мира, Сын Бога живого, живущий на небесах. Я пришел сказать вам Мое повеление…

Он стал говорить мальчикам тихо-тихо, но звучно, как бы на всю вселенную…».

+++

Мы ещё вернёмся к содержанию услышанного детьми, речи местами загадочной, но во многом ясной, заметив, что слова Спасителя в Демидово и поныне производят духовно отрезвляющее действие на разных людей. Например, слова, касающиеся украинского раскола. Автор заметок знает таких. Один из них как раз 29 июля с.г., накануне праздника, подвёз меня от трассы к монастырю. В небесах клокотали тучи, сверкали молнии, встречный ветер, наполненный дождевой пылью, дул в лицо; в наступающих сумерках словно бы что-то/кто-то не пускал к месту Явления, к поклонному кресту.

Но вдруг сзади скрипнули тормоза, из автомобиля выглянул паренёк: «Подвезти?». Он и рассказал: «Прежде не видел особой разницы межу нашей Церковью и «филаретовской». Там и там молятся. Но когда попал в Демидово – проняло. Туда, к «Филарету», теперь ни ногой!».

+++

Как были обнаружены первые тетради?

Жил-был в Киеве монах Руф (Василий Филимонович Резвых; 1922–2009), в годы Великой Отечественной – офицер, лётчик-истребитель. После фронта Василий Филимонович учился в Ленинградском институте живописи: любил рисовать с детства. В институте кто-то «стукнул». Вызвал его декан, спросил, зачем ходите в Никольский собор? В кабинете присутствовал некто в штатском, и декан подсказал студенту-фронтовику правильный ответ: «Вы что, ищете там сюжеты для рисования?» – «Нет, профессор. Я молюсь Богу». Словом, недоучился Василий Филимонович… Но стал насельником Киево-Печерской лавры. В хрущёвские времена монах Руф получил 5 лет тюрьмы за то, что препятствовал закрытию лавры (которое проходило, как мы помним, при помощи нынешнего раскольника «Филарета» Денисенко), поддался на провокацию некоего фотографа. После тюрьмы отец Руф вернулся в Киев и 18 (!) лет жил близ лавры, в комнатке без окон при туалете, который убирал. Позже власти дали лётчику-фронтовику комнатушку в «гостинке». Он был аскет, спал на голых досках. При открытии лавры в 1988 году монах Руф шёл во главе крестного хода, нёс фонарь перед крестом, как один из старейших насельников обители. За два месяца до кончины он получил разрешение жить в лавре, причём в той самой келье, в которой жил до тюрьмы. Почил старец 26 марта 2009 года, на 88-м году жизни, похоронен в Киево-Печерской лавре, на древнем монастырском кладбище. О монахе Руфе вспоминает киевский журналист Сергей Герук:

«Православный Киев хорошо знал этого сухопарого маленького старца, вечно спешащего, в неизменном бежевом плаще поверх монашеского подрясника и в старой фетровой порыжелой шляпе, с огромным коричневым портфелем, наполненным всевозможной литературой, рукописями, эскизными заготовками для икон…». В портфеле он и носил заветные тетради.

+++

Вот что передают записи. Видя испуг детей, Господь успокоил их ласковыми словами:

«Дети, много людей в мире, но не все они Мои. Очень мало тех, которые слушают Меня и Мое учение, Святое Евангелие, а большее число поддалось диаволу и подчиняется его нечистому духу, к которому попали добровольно. В Моем Святом Соборе пошел раскол между священниками: священники-переворотцы, украинцы, живисты и подобные священники-еретики ведут народ в погибель, а праведные священники ведут в Царство Божие...».

Затем Спаситель сказал: «Чтобы на том месте (как Я явился вам) в память Моего Явления был поставлен Крест и икона в таком виде, как Я явился вам, для поклонения миру.

Повернулся на восток и начал скрываться за облака…».

Мальчики из палок соорудили крест. К месту началось паломничество. Крестьяне вскоре изготовили настоящий поклонный крест. Священники, прибывшие из окрестных сёл, втайне от властей освятили его в демидовской церкви и ночью же установили. В шествии с новым крестом участвовало двести человек. Передают, что когда крест несли, люди слышали колокольный звон и неземное пение. С той поры еженедельно по субботам к кресту приходили монахи Киево-Печерской лавры и Флоровского монастыря. Местная детвора ждала молебнов – им доставались конфеты, яблоки, монетки. Крест не трогали четыре года. Но в 1930 году нашёлся активист, который после комсомольского собрания, – впрочем, не рискуя прикоснуться к кресту руками, – «зацепил его и, погоняя лошадей, вытащил…».

+++

В какой-то момент, в конце 1990-х, интересом к тетрадям проникся Игорь Владимирович К., чья жена Наталья дружила со старцем Руфом. Он и рассказал автору этих записок о том, как было обнаружено место в новое время.

Игорь Владимирович рассказывал, улыбаясь в округлую седую бороду: «Это интересная история… Естественно, сразу же начали искать место, где произошло Явление. Стали искать родственников тех мальчиков, собирать документы. И так встретились с Марией, жительницей хутора Советский. Хутор находился там, – рассказчик показывает рукой за ограду сада, на запад, – где тополя виднеются.

В 1930-е Мария с родителями попала в ссылку. Вернулась уже взрослой… Она первая и показала примерное место. В том месте по непонятной причине не рос сад, насаженный во времена колхозно-совхозные (сначала был колхоз «Васильево», затем совхоз). Всюду росли яблони, а там – нет.

Был найден и второй свидетель, Николай, живший на том же хуторе, человек преклонных лет. Когда-то был пламенным комсомольцем. Думали, – откажется говорить и ничего не станет показывать. Но он согласился. Возможно, как полагает Игорь Владимирович, раскаялся. Николай указал то же место, зайдя в поле с другой стороны. Нашёл место по своим приметам – «против яра», как он выразился, куда убегали церковники, на которых налетели конные «активисты». Место, указанное Николаем было на том же небольшом пространстве, примерно 5 на 10 метров, где не рос сад. Оставался вопрос: где конкретно находится место, над которым стоял крест? В очередной раз тогда и обратили внимание на малоприметный травянистый круг, где трава росла не клочками, не «как попало», а росла густо, была шелковистой и словно бы расчёской зачёсанная по кругу. Круг был около 2 метров в диаметре. Там монах Руф и решил ставить крест. Распятие поставили четырёхконечное, потому что, по свидетельству жителей, именно такой крест стоял там до 1930 года…

Ныне на том месте возвышается семиметровый православный восьмиконечный крест. Клочки дивной травы некоторые взяли себе на память. Но пропала трава у креста по иной причине. Одна женщина перестаралась, стараясь украсить крест: траву перекопала, насадила чернобривцы.

+++

Вечером, накануне праздника, в Демидово (собственно, в монастырь) приезжает много людей. Кто-то впервые (но только слышал), кто-то приезжает каждый год (или «стараясь не пропустить»). Автор этих заметок попал в Демидово второй раз. В первый – в августе 2006-го. Тогда здесь стоял восьмиконечный крест, не столь высокий, были возведены кирпичные ворота против креста, которые выглядели тогда странно, была какая-то деревянная лачуга – с иконками внутри. Теперь от того прошлого – лишь ворота и крест. Но он перенесен в другое место и укрыт сенью; перед ним, украшенным цветами, был установлен переносной жертвенник, и 30 июля 2017 перед тем распятием служилась литургия.

Теперь есть, где ночевать. Мы ночевали в новом храме – на полу, на коврах и матрасах. Приезжает женщина Раиса, привозит цветы. Кто-то говорит вечером за трапезой: «Если жива – приедет». И вскоре появляется пожилая дама с выразительными чертами лица, улыбается, узнав о разговоре: «Не дождётесь!». Она привезла целый прицеп цветов – 250 гладиолусов. Кто-то подсчитывает, сколько это может стоить. Резюме: «Когда-то за такую сумму можно было машину купить».

+++

Судьба Николая, младшего свидетеля Явления, сложилась так, что он не смог исполнить повелений Спасителя. Его запугали. С какого-то момента на все расспросы он отвечал молчанием. Николай Максимович был женат, имел детей; сообщают, что он погиб на фронте, в 1941 году.

Емельян Иванович Фещенко стал исповедником воли Божией. Его так же запугивали, но какое-то время его прятали, предполагают, что священнослужители из Москвы. Также полагают, что священнический сан он принял ещё до тюрьмы. Он был осуждён на десять лет. А в конце срока получил ещё десять лет.

Судя по всему, он попал под Приказ НКВД от 30.07.1937 № 00447: «…Репрессированию подлежат… в данное время под стражей… наиболее активные антисоветские элементы из бывших… церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу».

В 1949 году его повстречал в пос. Ивдель под Свердловском житель Демидово и рассказал о нём на родине. Он был освобождён где-то в 1954-м. Есть сведения, что он имел сан иеромонаха и носил имя Платон. Служил он во многих местах – в сёлах около города Дымера, под Киевом. Сообщают, что «между 1968–70 гг. отец Платон был убит и сброшен с поезда в окрестностях Екатеринбурга». У родни сохранились присланные им открытки, фотографии (некоторые опубликованы).

+++

Помимо прочего, Господь сказал детям шесть таинственных слов, которые не велел открывать никому… Почему? Что за слова? Мы не знаем. Слова непонятные. Эта непонятость чем-то напоминает чудо явления Богородицы в Абхазии, в Команах, над чудотворным источником 14 августа 1972 года, в день «Мокрого Спаса» (говорят, и фотография есть). Был праздничный день. Богородица говорила, но люди, которых было много, не могли ни слова уразуметь. Возможно, по безверию не умели вместить вразумляющих слов. Сёла вокруг были богатые, но в церковь приходили единицы. Теперь нет тех сёл, стоят заброшенные кладбища: день в день, через 20 лет, 14 августа 1992 года началась злосчастная грузино-абхазская война...

Но что за день 30 июля в нашей истории? Если считать с 1925 года – через 12 лет (с 1926 года – через одиннадцать) в этот день властителями СССР был начат Большой террор. 30 июля был подписан «Оперативный приказ № 00447 об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов».

Некоторые возражают против термина «Большой террор». Мол, нельзя «малым» назвать убийства 1917 – 1922-х и последующих годов. Конечно, это так, никто и не называет. Но в 1937-м мы сталкиваемся с явлением, когда в мирное время на высшем политическом уровне, с использованием всей силы государственного аппарата, принимается решение о системных репрессиях, направленных против сограждан. Запущенная система вылилась в уничтожение всех, кто – по мнению властителей – мешал входу общества в «светлое будущее», в рай земной.

От термина «Большой террор» не стоит отказываться хотя бы потому, что этот период становится одним из самых приметных (на сегодняшний день) в ненаписанной истории, которую можно было бы назвать «Расщепление и попытка зачистки русского народа в ХХ–ХХI вв.».

К сталинским репрессиям, как известно, относятся по-разному. Автор заметок, потеряв в близкой родне, по крайней мере, трёх человек (в их числе деда, а мама при этом девчонкой осталась сиротой!), а ещё двое вернулись из Воркуты в 1956-м, считает: постигло нас наказание Божие. Не смогли жить горним при святом царе, пожили под горцем, под бичом Божиим, строя «рай земной». Скажут, но другие-то, всякие Америки-Европы, прекрасно живут земным, «не горним»! Полагаю, что обезбоженная Русь Богу не интересна, так как на Русь возложена особая миссия (вижу, как либералы вскидывают руки и хватаются за свои, озарённые светом айфонов, лица).

+++

Ныне на краю поля, в окружении садов, возведён храм в честь святителя Николая. Это вторая церковь на месте Богоявления. Первая церковь вблизи высокого креста – в маленьком жилом домике.

Говорят, на месте Богоявления будет монастырь.



Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Комментарии


Людмила
25.08.2017 16:34

Спасибо. Интересно.

ort- В СССР не было демократии, в сев. Корее нет демократии, в Ираке не было демократии, на Кубе не было демократии..... ТОЛЬКО ГОСПОДА ХРИСТА В ПОЛИТИКУ ТАЩИТЬ НЕ НАДО. НЕ ПОЛУЧИТСЯ.
09.08.2017 17:35

Термин "Большой террор"- чисто либеральный. В духе беснования 90-х.

Кто бы вас слушал ныне, господа, если бы не Чубайс, Гайдар, братва российская и их общие покровители и вдохновители в США ?

Прохожий Любопытный
07.08.2017 10:22

Сейчас открыты многе архивы. Кто то занимался изучениеем архивных материалов по мальчикам, поиском документальных сведений о их судьбах. В архиах ГПУ-СБУ-ФБР в таком случае должно быть тоже

Настя
07.08.2017 10:12

Емельян Иванович Фещенко исповедовал - можно ли думать что он мученик?

ТТС
07.08.2017 5:03

Хорошая статья. Если не ошибаюсь, покойный патриарх Алексий Второй, говорил, что когда русские отступали от своей Веры, на Руси начиналась смута, а когда возвращались - наступало относительное благополучие. Тому яркие примеры: конец смуты после победы войск Пожарского и Минина и избрание царя, и вновь смута после переворотов 17 года. Сейчас у России есть реальный шанс вернуться к Вере, своим истокам и прекратить смуту, что и надо делать Всем Русским Миром!

Игнат
06.08.2017 19:29

Сергею.
Каждому воздастся по вере его.

рБЗ
06.08.2017 17:07

читала про "шесть таинственных слов" в брощюре,которая есть в лавке Богоявленского центра. Прежде про шесть слов не было речи.Хотелось бы узнать, что гвоит высокое церковное духовенство по поводу Демидовского чуда?

Щедров
06.08.2017 16:31

Оризонтов, Спасибо, что напомнили про "фатимское чудо", уместно. В нём не так всё просто

Серей
06.08.2017 5:15

Неужели в 21 веке есть люди, которые верят в эти небылицы!

клавдия
05.08.2017 19:49

Дивны дела Твои,Господи ! Спаси, сохрани Русь Святую. Объедини вкупе Россию, Новороссию,Малороссию, Белоруссию, Приднестровье вкупе с Молдовой.

G8
05.08.2017 11:39

и без полтики,что неожиданно,но прятно

Тарас Бульба
04.08.2017 15:37

Спаси Бог!

Оризонтов
04.08.2017 12:19

Все правильно! А то католическая церковь усиленно пропагандирует т.н. "фатимское чудо". Уверяет, будто все происходило так.
13 мая 1917 г. (30 апреля ст. ст.) Божия Матерь явилась трем пастушкам близ португальской деревушки Фатима; это явление повторялось шесть раз в 13-й день каждого месяца (в последний день каждого предыдущего месяца по старому стилю) до октября при все бОльшем стечении народа. Последнее явление сопровождалось "пляской солнца", очевидцами чему были десятки тысяч человек и о чем сообщили все португальские газеты.
Сначала Божия Матерь показала детям мучения грешников в аду как предостережение и призыв к покаянию, что потом было названо "первым секретом" Фатимы. "Второй секрет" был предсказанием Второй мировой войны, если люди не покаются; для предотвращения войны Она призвала "посвятить Россию Божией Матери".
26 июня 2000 г. Ватикан объявил о публикации "третьего секрета" Божией Матери, который был записан в 1944 г. монахиней Люсией – последней оставшейся в живых девочкой, которой являлась Божия Матерь. Этот секрет почему-то хранился католиками в тайне до последнего времени.
В опубликованном, наконец, тексте описывается восхождение архиереев, священников и монахов на гору с установленным на ее вершине грубым крестом. При этом "Святой отец прошел через большой город, который был полуразрушен, и, дрожа, шаткими шагами, подавленный болью и заботами, молился о душах людей, чьи трупы встречал по пути. Взойдя на гору, он опустился у креста на колени. Тут он был убит группой солдат, стрелявших в него из огнестрельного оружия и стрелами. Точно также умирали один за одним и другие епископы, священники, монахи и разные светские лица, мужчины и женщины различных классов и общественных положений...».
Так называемые Фатимские чудеса критически исследовали многие православные авторы, в частностия, иеродиакон Макарий (Петанов), диакон Алексей Старицын, В. Мельников и отмечали крайне сомнительный характер этих чудес.
Как отмечал ранее отец Тихон (Шевкунов), «целью всего почти 100-летнего Фатимского действа… представляется очередная попытка подчинения России Римскому папе. Во всяком случае все трактовки так называемых "Фатимских тайн" сводились именно к этому».
«Демидовское явление» - это истина! Сколько еще неизвестного хранит наша великая история!



.

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

От Европы – к Еврабии?

Миграция как оружие глобализации: взгляд из Италии.

Музей в аэропорту

В аэровокзале одного из лучших аэропортов страны «Якутск» открыт региональный музей авиации.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Аналитический портал о Балтийском регионе Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта