Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Вертолеты нашей мечты

Вертолеты нашей мечты

В столичном «Крокус экспо» состоялась Международная выставка вертолетной индустрии
Сергей Птичкин
21.05.2012
Вертолеты нашей мечты

Мировое вертолетостроение переходит на качественно новый тип летательных аппаратов. Это будут машины, сочетающие скоростные возможности самолетов, а маневренность и вертикальные взлет-посадку - винтокрылов. Самые последние достижения вертолетостроения как раз и были выставлены на специализированном авиасалоне.

Выставку открыл исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Дмитрий Рогозин, который настолько вдохновился представленными на ней экспонатами, что публично заявил: он обязательно запишется на курсы вертолетчиков и освоит управление винтокрылой машиной. Кстати, присутствовавший на церемонии открытия и.о. министра промышленности и торговли Денис Мантуров такие курсы уже окончил и получил права на управление легкими вертолетами.

Действительно, Россия заново открывает для себя винтокрылые машины. Они перестали быть исключительно уделом военных и профессиональных гражданских авиакомпаний. Сегодня практически каждый желающий может купить в частную собственность вертолет и рассекать на нем воздушные просторы родного края. Если денег на покупку вертолета нет, его можно взять в аренду.

Второе дыхание в нашей стране приобретают автожиры. Это довольно старое изобретение. Массово их выпускали еще в двадцатые годы прошлого века. Отличительная особенность - взлетают и садятся они по-вертолетному, или с короткого разбега, а летают при помощи толкающего или тянущего самолетного винта. Недостаток – тихоходность. С появлением вертолетов, казалось, век автожиров закончился. Однако новые технологии позволили вдохнуть в эти неприхотливые воздушные тихоходы новую жизнь. В нашей стране уже существует несколько небольших частных компаний, которые разрабатывают и выпускают автожиры под конкретного заказчика. Машины отличаются высокой надежностью и несложным управлением.

По словам их создателей, на автожире разбиться можно только в том случае, если очень этого захотеть. Как говорят создатели современных автожиров, никогда еще безопасный полет не был таким доступным.

Вот лишь некоторые технические характеристики этих новых-старых машин: расход бензина АИ-95 на 100 км всего 9 литров, максимальная скорость – 200 км/час, возможность посадки на грунт, снег и воду, устойчивость к боковому ветру. Есть много и других привлекательных особенностей. А научиться управлять автожиром, как утверждают те, кто на них летал, проще, чем управлять автомобилем. Применяться же они могут во всех сферах человеческой деятельности: как патрульно-дозорные машины, как такси, для работы в сельском хозяйстве, просто для того, чтобы испытать удовольствие от полета. Дмитрию Рогозину, кстати, сами автожиры и перспективы их использования в России очень понравились.

Произвела впечатление серия необычных винтокрылых машин российско-чешского предприятия РУМАС. Они выполнены по той схеме, которая в новом веке станет доминирующей в вертолетостроении: укороченные несущие соосные винты и толкающий винт, расположенный в хвостовой части. Это обеспечивает высокую скорость и большую маневренность одновременно. Такие машины могут использоваться как скоростное воздушное такси, как летающая скорая помощь и даже в противопожарном варианте. Российско-чешские вертолеты смотрятся почти игрушечными, но это серьезные машины, готовые занять свое место среди винтокрылов нового поколения. Д. Рогозин очень внимательно выслушал доклады специалистов об этих вертолетах будущего.

К сожалению, отечественные производители, объединенные в холдинг «Вертолеты России», на нынешнем московском салоне, подобных концептуальных моделей перспективных летательных аппаратов не демонстрировали. А жаль.

По словам генерального конструктора фирмы «Камов» Сергея Михеева, в ХХI веке произойдет качественная смена вертолетных поколений.

На смену классическим геликоптерам, у которых скорость длительного полета не может превышать 300 км/час в силу конструктивных особенностей, придут скоростные машины, сочетающие в себе возможности самолета и вертолета. Взлетать и садиться они будут вертикально, а летать со скоростью около 500 км/час и даже больше. При этом дальность полета без дозаправки достигнет 1500 километров.

Наиболее вероятная схема вертолетов нового поколения – соосная из жестких несущих винтов и толкающий винт. Первыми в мире соосную схему реализовали в СССР на фирме «Камов». Десятилетиями это было техническим приоритетом только нашей страны. В девяностые годы многие секреты ушли за рубеж. И сегодня в США полным ходом идут работы по созданию соосных вертолетов, прежде всего - скоростных. Уже несколько лет специалисты фирмы «Сикорский» испытывают прототип скоростной вертикально взлетающей машины типа Экс2. Пентагон связывает с ней большие надежды.

Но это тот редкий случай, когда мы еще имеем шанс вырваться вперед. На фирме «Камов» есть интереснейший конструкторский задел по созданию аналогичного американскому, но более мощного вертолета Ка-92.

Для нашей страны с ее необъятными и плохо развитыми с точки зрения транспортной инфраструктуры территориями вертолеты, сочетающие возможности самолета и винтокрыла, открывают просто революционную страницу в освоении Арктики, Крайнего Севера и Сибири.

Очень востребованными они окажутся и среди военных. Вообще, надо подчеркнуть, что тот, кто первым сможет освоить массовое производство скоростных вертолетов, станет хозяином мирового рынка винтокрылых машин в ХХI веке.

Тянуть в этом деле никак нельзя. Но затягивание прорывного проекта – налицо. И это непонятно. Первый опытный образец скоростного вертолета будет создан к 2016-му, сообщил Денис Мантуров. А почему не в следующем году, или хотя бы в 2015-м? В стране что, денег нет? Они-то как раз есть. Есть пока и светлые головы конструкторов советской школы, которые смогут при надлежащем финансировании реализовать идею скоростной машины в металле за год-два. А вот через четыре-пять лет деньги, может быть, еще и останутся, вот только с мозгами проблемы возникнут. Технические гении уходят безвозвратно, а достойной смены что-то и не видно.

По словам руководителей отечественной вертолетостроительной отрасли, акценты сегодня ставятся на завершение испытаний Ми-38 и Ка-62. Это замечательно, вот только Ми-38 был задуман в 1983-м. Без малого – тридцать лет назад! И проект все еще не завершен. Более удачно, наверное, сложилась судьба «камовской» машины. Ее начали испытывать в конце 1990-х в качестве военной машины – Ка-60, и она давно могла бы стать в строй Вооруженных сил, но у министерства обороны – естественно… - кончились деньги. Впрочем, машина оказалась настолько интересной, что ее довели до ума уже в гражданском варианте.

На выставке прошла презентация именно гражданского вертолета Ка-62, необычного во многих отношениях.

Впервые «камовская» фирма создала машину не сосной, а классической схемы, с несущим и стабилизирующим винтами. Однако последний - это не просто лопасти, установленные в конце хвостовой балки, а так называемый фенестрон, узкие лопасти находятся в кольце. Такая схема повышает безопасность эксплуатации и скорость полета. Сам вертолет почти целиком выполнен из композиционных материалов и вылизан так, как, кажется, могут это делать только на Западе.

Дмитрий Рогозин, участвовавший в презентации, не скрывал своего восхищения: «Вы видите, какая красивая эта машина, это – просто «ласточка», это вертолет совершенно другого поколения. Он показывает, что у нас большие планы не только в области военных вертолетов, но и гражданских». Казалось бы, надо срочно запускать эти вертолеты, хотя бы в мелкую серию в качестве ВИП-машин. Так нет же, и серийный выпуск Ка-62 откладывается на четыре года. Злые языки утверждают, что к этому времени удастся освоить отверточную сборку итальянских вертолетов «Агуста-Вестланд-139» в подмосковных Панках. Корпуса для сборки итальянских «вертушек» там уже построены. Ну а как запустят в массовую серию иномарку «Агусту», так у Ка-62 шансов и на малую серию не останется.

Одно радует: классические Ми-8 и все их модификации остаются в центре внимания. В минувшем году в девятнадцать стран мира было продано 262 машины, что позволило занять 14 процентов мирового рынка вертолетостроения. Большая часть поставленных на экспорт «вертушек» – именно Ми-8 и Ми-17. С 2011-го в Афганистан осуществляются поставки военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, оборудованных современным западным радиосвязным и навигационным оборудованием. Ими оснащаются ВВС этой страны.

Когда решался вопрос о том, какую машину туда поставлять, афганские летчики в категоричной форме заявили: летать будем только на «милевских».

Пентагон, финансирующий вооружение правительственных войск Афганистана, был вынужден заказать в России двадцать один Ми-17В-5. Сейчас решается вопрос о закупке дополнительной партии этих надежных и действительно универсальных машин.

Естественно, на вертолетном форуме нельзя было не поинтересоваться подробностями катастрофы боевого Ка-52, случившейся в марте в Торжке. Было подтверждено, что вертолет разбился в результате грубейшей ошибки пилотирования. Сама машина была технически абсолютно исправна. Однако журналистов интересовало не это. Увы, случается, разбиваются в полете и очень опытные летчики. Почему пропавшую машину искали 12 часов?

Дмитрий Рогозин попытался прояснить ситуацию. По его словам, летчики разбившегося вертолета не получили своевременной помощи, так как машина не была оснащена специальной аппаратурой оповещения. Он уточнил: «Военные вертолеты не оборудуются всеми системами подачи сигналов, которыми оборудуются гражданские машины, в целях скрытности, и из-за этого поздно подоспела помощь». Он отметил, что авария Ка-52 произошла из-за того, что фактически у пилотов не было возможности понять, что он соприкасается с препятствием, то есть с землей. «Иначе они произвели бы катапультирование, сработала система спасания «Комар», когда лопасти отстреливаются, и включается система, которая подает сигнал спасателям», - пояснил Д. Рогозин.

Однако так и осталось неясным: а где были вертолетные системы ночного видения, которые как раз и испытываются в Торжке? Инфракрасные и тепловизионные приборы позволили бы очень быстро обнаружить горячие обломки вертолета на холодной земле. Но их не задействовали. Почему?

Как сказал один из специалистов, это все результат системного кризиса.

И катастрофа Ка-52, и безуспешные поиски его в двух шагах от базы, и крушение «СуперДжета» - результаты кризиса системы.

Нет целостной подготовки кадров, нет преемственности школ – летных, инженерных, конструкторских, рабочих. Нет дисциплины – ни в службе, ни в соблюдении определенных технологий. Нет многого другого, что является необходимым признаком любой устойчивой системы.

Некоторый оптимизм вселяет лишь то, что в высших эшелонах власти тоже начинают понимать: жестокий кризис поразил всю государственную систему. Из него надо выбираться, и как можно скорее. Вертолетостроительный форум в Москве показал, что база для комплексного и по-настоящему системного прорыва, по крайней мере, в области высоких авиационных технологий, у нас есть.  

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.