Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 июня 2019
В гостиной митрополита Иоанна

В гостиной митрополита Иоанна

Как творческая интеллигенция и священство русские традиции возрождают
Cтанислав Минаков
06.07.2015
В гостиной митрополита Иоанна

Наиболее «проблемной» частью народа всегда была интеллигенция, особенно так называемая творческая, что мы в полноте видим по страшным последствиям ее умственных, физических и «творческих» деяний и на протяжении XIX в. (особенно во второй его половине), и особенно в начале ХХ в., что привело, в совокупности причин, к страшной смуте, убиению Царской Семьи и кровавой Гражданской войне.

Внятные черты декаданса и нравственного распада мы наблюдали и в период «перестройки» (да и до неё, на переломе и излёте СССР, включая так называемое «шестидесятничество»), и в жуткие 1990-е. По псевдолиберальному крену столиц и их «культурных творческих» водителей мы видим также, куда и к чему это всё клонится и какую цель преследует по сей день. Разрушительная тенденция прослеживается во многих сферах жизни — прежде всего в СМИ (в первую очередь электронных) и культурной среде. Следует признать, что болезнь поражает практически все слои нашей общественной жизни, а потому вопрос сегодня стоит, что называется, ребром: быть нам или не быть, ринемся ли мы «задрав штаны» вослед нахлынувшему новоевропейскому Содому или обратим свой взор на Православие — духовную ценностную основу нашего Отечества, которая вырастала здесь тысячелетие, была в ХХ в. трагически попрана, но Божиим попущением возвращена нам как шанс на спасение.

Именно в таком ракурсе следует понимать внимание, которое уделяют сегодня духовные пастыри нашей Церкви культурно-творческой жизни соотечественников, их желание держать руку на пульсе момента, вникать и уяснять, «с кем вы, мастера культуры».

Церковь должна говорить со своей паствой, со своим народом, просвещая его и освещая путь. Согласимся с протоиереем Андреем Ткачёвым, утверждающим: «Молчащая Церковь — это та, которая видит приближающегося волка и не предпринимает никаких действий. То есть стражник, стоящий на стене, замечает приближающееся войско неприятеля и молчит, не бьет в набат, не будит тех, кто спит под охраной государственных стен.

Церкви вменена в обязанность прозорливость. Церковь обязана быть прозорливой, она должна различать духов, и она должна чувствовать веяние времени, понимать время.

… Молчащая Церковь — это Церковь, которая вообще не нюхает воздух, которая не чувствует, что в воздухе летает. … Наша Церковь — не молчащая в своей соборной совокупности. …Нужно, чтобы не только Святейший, но каждый епархиальный архиерей был такой же, в духе Святейшего, чтобы он был так же неутомим, так же прозорлив и так же тревожен».

Поэтому не осталось незамеченным начинание, реализованное в Белгородской митрополии.

Речь идёт о митрополичьей литературно-художественной гостиной, открывшейся 5 сентября 2014 г. и задуманной «как место, где белгородская творческая интеллигенция в непринуждённой обстановке может обсудить волнующие её темы и представить свои новые творения».

Заседаний, проходивших в неизменно теплой обстановке, за чаем, один раз в месяц, при гостеприимном водительстве Высокопреосвященнейшего митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, состоялось уже девять; маем завершился «творческий год» гостиной. Потому можно попытаться подвести первые итоги, имея также в виду, что в сентябре с. г. отмечается 20-летие возрожденной Белгородской и Старооскольской епархии.

Первое заседание гостиной было посвящено 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Приветствуя участников встречи, владыка Иоанн сказал:

«Когда мы созидаем и видим впереди цель, это создаёт совершенно другие условия нашего бытия. Нам надо подумать о том, какие темы действительно волнуют наши души, и как люди, которым Бог подарил талант, могут откликнуться на эти вызовы».

Примечательно, что несколько раз в гостиной присутствовал и обращался к собравшимся землякам и гостям губернатор Белгородчины Евгений Степанович Савченко.

В приветственном слове на первом заседании благочинный Троицкого храма митрополии иеромонах Спиридон (Котляров) отметил: «В мире информационной напряженности, увлечённости Интернетом, весьма недружественной мировой обстановке, искусство — это то, что приводит нас к красоте, заставляет любить жизнь, волнует лучшие человеческие чувства. Красота — это одно из Имён Божиих, поэтому искусство и, в частности, музыка, направляя к Красоте, ведёт нас в конечном итоге к Богу. Поэтому смею надеяться, что данные встречи станут известны и популярны среди жителей Белгорода как возможность отвлечься от плохого, провести хотя бы один вечер в дружеском кругу и общении, преобразить свой внутренний мир, а через это преображать и мир окружающий».

Отвечает за организацию, подготовку всех аспектов заседаний в митрополичьей гостиной неизменный ведущий вечеров — настоятель древнего Смоленского собора Белгорода протоиерей Павел Вейнгольд, руководитель пресс-службы Белгородской митрополии, известный православному читателю как автор книги бесед и проповедей «Високосный год». Заседания батюшка проводит в неповторимой обаятельной манере, разумно-гомеопатически сочетая духовность и серьёз с мягкой улыбчивой иронией и самоиронией.

Сразу, к всеобщему удовлетворению, вошло в традицию, что вечера в гостиной открываются очень уместными просветительскими тематическими лекциями-презентациями игумена Дионисия (Шленова), кандидата богословия, заведующего библиотекой Московской Духовной академии и семинарии.

Со сцены гостиной читали свои сочинения священники-литераторы, протоиереи — Николай Агафонов (Самара), настоятель Николо-Иоасафовского собора Белгорода Леонид Константинов, член Союза писателей России Игорь Кобелев, а также Николай Германский, настоятель Свято-Никольского храма в Ракитном, где служил и покоится старец Серафим Тяпочкин.

Звучали тут в авторском исполнении произведения как профессиональных писателей: Владимира Молчанова, Валерия Черкесова, Наталии Дроздовой, Веры Кобзарь, Михаила Кулижникова, Владислава Шаповалова, Юлии Володарской, Станислава Минакова – так и начинающих. Озвучивал свои прозаические миниатюры и директор государственного архива Белгородской области Павел Субботин. К 50-летию Белгородского регионального отделения Союза писателей России в гостиной была представлена выставка книг — издания, включившие лучшие произведения местных писателей и поэтов. Затем они были переданы митрополии в дар.

На масленичной неделе, 21 февраля, в гостиной экспонировались графические иллюстрации к произведениям Н.С. Лескова известного белгородского художника Станислава Косенкова (1941–1993), а Пасхальное собрание гостиной предварила совместная выставка Геннадия Кудрявцева и художника-монументалиста Родиона Кузнецова, преподавателя кафедры дизайна архитектурной среды архитектурно-строительного института БГТУ имени В.Г. Шухова.

К мартовскому заседанию гостиной стало известно о кончине выдающегося русского писателя Валентина Распутина. И перед началом творческой встречи владыка отслужил об упокоении писателя краткую литию здесь же, в домовом Свято-Троицком храме нового здания митрополии, в котором с 2013 г. покоятся честные мощи священномученика Никодима Белгородского (Кононова), зверски убиенного большевиками в 1919 г. Следует непременно отметить, что место это — территория древней Белгородской крепости, а позднее — Свято-Троицкого монастыря, который посещали и где молились Государи Российской империи, августейшие особы, наши православные подвижники и даже святые. В нескольких шагах от нового здания митрополии находится пещерка святителя Иоасафа, обнаруженная краеведами не столь давно. Установленную тут Иоасафову часовню и стеклянный купол над местом полуторавекового — с февраля 1755 г. до прославления в 1911 г. — упокоения белгородского святителя освятил в сентябре 2011-го Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Присутствие в этом месте двух белгородских святых осеняет и само место, и деяния, здесь свершаемые.

Что же до В. Распутина, то владыка Иоанн, уроженец, как и писатель, земли иркутской, рассказал перед началом вечера, что Валентин Григорьевич был крестным отцом у его родителя.

Высокопреосвященнейший владыка в тот вечер передал в дар областной научной библиотеке Белгорода книги с автографами писателя.

Открывшуюся гостиную по праву называют не только литературной, но и художественной, а также музыкальной. В её работе не раз принимали участие артисты Белгородчины — преподаватели и ученики музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева, аккордеонист Михаил Токаев и пианистка Ирина Соколова, трио «Лир» и пианистка Любовь Семеренко, женский вокальный ансамбль «Камертон», певица Галина Зольникова, Максим Санин и Алена Гойхман, Арина Гюнтер, художественный руководитель Белгородской филармонии Евгений Алешников, а также гости — известный виолончелист Борислав Струлёв, курские сестрицы Анастасия и Мария Толмачёвы — победительницы детского музыкального конкурса Евровидения, нынче избравшие для получения образования белгородский музыкальный вуз.

Неизменно звучит здесь и митрополичий хор под управлением о. Николая Кацы, дарящий слушателям как православные песнопения, так и русскую романсовую и песенную классику.

Творческая встреча в гостиной 24 апреля была посвящена Светлому Христову Воскресению. Сборник текстов Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности» представил гость белгородцев — председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда. Эта книга уже переведена почти на 30 языков, включая китайский, болгарский и эстонский. Несколько экземпляров патриаршего труда, а также книги «Человек в шкуре дракона» В. Легойды были переданы представителям Государственной универсальной научной библиотеке города, Белгородского института культуры и искусств и филологического факультета НИУ БелГУ. Посещение гостиной В. Легойдой также в качестве главного редактора журнала «Фома» было отмечено и таким событием: всем гостям в тот вечер были розданы экземпляры майского, «победного» номера журнала, носящего надпечатку «Герои».

Владимир Романович поделился своими впечатлениями от посещения митрополичьей гостиной:

«Меня переполняют чувства и эмоции. Я никогда не видел ничего подобного. Это совершенно потрясающе. Мы сегодня говорили с белгородскими студентами про столичноцентричность России. А оказалось, что культурная столица-то — здесь, по крайней мере, сегодня была. Я под большим впечатлением. Очень благодарен владыке и всем, кто это делает возможным».

На вечере 29 мая, посвященном 70-летию Великой Победы, а также героической теме в античной, православной богословской и художественной литературе, выступили студенты-иностранцы — сербы, китайцы и вьетнамцы.

Сначала они спели произведения своих народов, а потом, вместе, песню «Подмосковные вечера» — на сербском, китайском, вьетнамском и русском языках.

Предваряют заседания гостиной вернисажи изобразительного искусства и тематические выставки книг. Тему каждого вечера предлагает владыка Иоанн. О выставленных книгах с неизменным вдохновением, находя всякий раз особый угол зрения, рассказывает в гостиной сотрудница Белгородской научной библиотеки Юлия Гуменова.

Показывал в гостиной свои новые работы и белгородский резчик по дереву, художник и педагог Владимир Аксёнов, известный, в частности, как автор киота для великой русской святыни — Иконы Божией Матери «Владимирская», пребывающей в московском храме Николы в Толмачах, близ Государственной Третьяковской галереи. На персональной выставке произведений Александра Иванова центром экспозиции, включившей творения разных лет, стала картина «Варфоломей», победившая на областном творческом конкурсе, посвящённом преп. Сергию Радонежскому. Запомнились гостям и зрителям Белгородской митрополичьей гостиной и живописные холсты Владимира Желобка, лоскутные панно мастера из Старого Оскола Валентины Бочаровой.

Владыка Иоанн подчеркивает: «Литературно-художественная гостиная — это, прежде всего, культурное пространство, где осуществляется принцип единства многообразия.

Многообразие творчества объединяется главной идеей — любовью к Богу, к человеку и творению. Эта любовь проявляется через творчество и определяет дух, стиль, наполняемость нашей гостиной.

Здесь есть возможность услышать новых поэтов и музыкантов, увидеть новых художников. Мы должны иметь пространство для любви, радости и свободы. Но свободы — в христианском понимании».

Столь продуктивные, живые, неформальные, нередко трогательные «литературно-художественные посиделки», несомненно, способствуют сближению священства и интеллигенции, упрочению личных контактов, улучшению взаимопонимания и упразднению недоумений, вовлечению светских творцов в православную среду, православную жизнь, выстраиванию в душах и сознании интеллигенции правильной ценностной иерархии, отделению зёрен от плевел.

Фото автора и Арсения Клюйко

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.
Елена Лукаш
17.06.2016 19:24
Ад пуст. Все бесы здесь.
Их 245.
Они посягают на свободу совести и вероисповедания.
Они лезут в дела церкви.
Они разжигают войну душ.
Хведир
20.09.2015 16:53
Хмурый, не "религия" лежит в основе войн, а ревностная активность диавола.
И не "в Украине", а "на".
А-1
10.07.2015 23:39
Ленин, Троцкий, Карл Маркс как и нынешние Порошенки и прочие тоже защищают и утверждают свое, точно так же как это делал Ельцин с Гайдарами, они тоже утверждали тоже самое в итоге, скажем так не имеющего отношения к народу собственно. Да если народ есть пусть хоть на небольшом клочке своем он живет в той системе в которой он может все таки жить, а не вымирать, тогда ему собственно и есть зачем жить и для чего он себя защищает готов постоять. Если огромный народ на своей земле исчезнет прекратит свое существование, то о какой России речь идет вообще, если есть там допустим хотя бы 100 миллионов русских людей то наверное они должны жить тем что им дает жизнь все таки все время, ощущать себя народом на своей земле, а не рабами какими что развлекают, тупят поят, не быть баранами под чьим-то управлением что не кто не мог ввергнуть народ в братоубийство, как везде штаты это делают трагедии творя везде гражданских воин, братоубийств, межнациональных розней. Рожать воинов и матерей, а не рабов и проституток. Иметь прошлое свое Родину, которая у народе все же не пустыня и одна у него как жизнь на ней.
Хмурый
10.07.2015 6:36
Религия лежит в основе подавляющего числа войн мировой истории. В том числе, и идущей сейчас в Украине.
Протоиерей Владимир Вигилянский
09.07.2015 18:41
Я в тупике
Кто знаком с моими книгами, публицистическими и аналитическими статьями и интервью, тот знает, что я уже давно занимаюсь изучением информационных войн и всякого рода информационных технологий.
Отношение ко всякого рода политической и идеологической пропаганде, методам, далеким от равноправного диалога, к сокрытию фактов, лжи, клевете у меня соответствующее, откуда бы они ни исходили – от моих оппонентов или же от единомышленников.
Без должной проверки фактов я стараюсь не вступать ни в какие споры, противостояния и полемики. Не всегда это мне удается – каюсь.
И вот вопрос. Мне постоянно присылают всякие протестные письма, чтобы я их подписал. Иногда – мне очень хочется. Но я всегда помню о 2 и 6 пунктах руководства по организации «цветных революций» Джина Шарпа - о «письмах протеста» и «массовых петициях», и рука моя останавливается. Ну, не хочется мне подкидывать соломку в общий костер раздора!
А что делать, если действительно происходит беззаконие, попрание прав людей, использование власти или денег для удовлетворения личных интересов в ущерб общественной пользе?
Вот сейчас происходит захват уникального «Межобластного научно-реставрационного художественного управления», руководителем которого был долгое время мой знакомый Владимир Сарабьянов (1958-2015). В этой реставрационной мастерской работают мои прихожане, которые мне поведали подробности рейдерства. Сейчас МНРХУ может прекратить существование в связи с запланированной приватизацией, превращением его из федерального государственного предприятия в акционерное общество и слиянием с другими частными фирмами. Его исчезновение будет означать гибель целой реставрационной отрасли, а с нею и гибель ценнейших памятников отечественной культуры.
Некоторые работники считают, что если бы помещение реставрационных мастерских не было бы напротив Кремля, то и интерес к нему не был бы таким пристальным.
И что же мне делать?
Юлия Володарская
08.07.2015 8:33
Спасибо! Замечательно!
наталья дроздова
08.07.2015 8:32
РУССКАЯ ПЕСНЯ
Над обителькой звёзды синие.
В белом пламени лопухи.
До чего же они красивые -
от бездомной любви стихи.

До чего же они высокие -
воскресающих стен леса.
Не пичужки-букашки - соколы! -
режут крыльями небеса.

Минет пятница. Будет Троица.
Мы с цветами сюда придём.
Только жаль - уже не отстроится
прежний крепкий крестьянский дом.

Все кокошники разбазарили
бабки ёжки... и прочий вздор...
Но священной Земли гербарии
сохранил нам отец Феодор.

Дооктябрьский альбомчик с видами.
Сокровенные семена,
пережившие всех правителей,
имена, племена, времена...

Департаменты власти пыжатся.
Патриоты казну крадут.
Ну а церковь Христова пишется
в Гефсиманском своём саду.
Vladimir Gamaris, протоиерей
07.07.2015 19:23
Симфо́ни́я (от греч. συμφωνία — «созвучие», «согласие»); также симфония властей — православный принцип (идеал) взаимоотношений между Церковью и обществом, заключающийся в том, что Церковь и общество и, в частности, светская и церковная власти, находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны».
Валентина
07.07.2015 13:45
Как же мне было приятно узнать, что  владыка Иоанн - уроженец нашей земли сибирской, и что мой любимый писатель Валентин Распутин - крёстный отец  у его родителя!
Ирина
07.07.2015 1:06
Хорошо бы в каждой губернии иметь литератора, который будет освещать жизнь творческой интеллигенции в гармонии с Церковью! Тогда бы и картина России была другой.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.

Эксклюзив
26.06.2019
Сергей Иващенко
Решить проблемы востока Ставрополья могли бы казаки-фермеры.
Фоторепортаж
13.06.2019
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка «500 лет Тульскому кремлю».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».