Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 декабря 2019
В авиации нет мелочей

В авиации нет мелочей

МАКС-2009: заметки посетителя
Александр Музафаров
25.08.2009
В авиации нет мелочей

Прошедший авиасалон дал пищу как для оптимистических, так и для пессимистических оценок будущего российской авиации. Кто прав – оптимисты или пессимисты?

1. Организация

Зачем вообще нужны авиасалоны? Конечно, можно говорить о коммерческой составляющей – так, по данным организаторов, в ходе МАКС-2009 были заключены контракты на 10 млрд. долларов. Но разве для заключения контрактов обязательно устраивать такое масштабное шоу? В большом бизнесе умеют делать дела и без излишней помпы. Если дело в шоу на потеху публике, то причем тут бизнесмены и военные? Возможно, ответ кроется в необычности самой авиации, как сферы деятельности. Первые авиасалоны проводились в начале ХХ века как место встречи всех неравнодушных к авиации людей – пилотов, механиков, конструкторов, бизнесменов, рискнувших заняться этой весьма рискованной во всех отношениях сферой деятельности, и большого стечения неравнодушной публики, приходившей посмотреть на невиданное чудо – обретение человеком возможности летать.

Современный авиасалон – наследник тех романтических времен, место встречи очень многих людей, от мальчишек с горящими глазами до летчиков-асов пилотажных групп, от торговцев игрушечными самолетиками до владельцев огромных компаний.

Без присутствия публики салон не может выполнять одну из главных своих функций – пропаганду авиации. Тем более в России, где так мало публичных авиашоу.

Вместе с тем, обеспечение возможности посещения публикой мероприятия требует от организаторов значительных усилий. Французы недаром проводят свой основной авиасалон именно в Ле Бурже, используя транспортную инфраструктуру международного аэропорта. Наш же МАКС проходит в Жуковском. Да, аэродром там первоклассный, но транспортная инфраструктура бывшего закрытого города с трудом справляется с потоком посетителей. Особенно трудно тем, кто рискнул поехать на собственном автомобиле. Сложности возникают и при проходе непосредственно на территорию салона – бдительная проверка службами безопасности заставляла людей простаивать в очереди на вход около часа. Про дороговизну питания и сувениров рассказывают все, побывавшие на салоне. Казалось бы, на фоне многомиллиардных контрактов недовольство зрителей дорогими сэндвичами или пробками мелочь, но, с другой стороны, если из-за этой мелочи ребенок, которого привезли на шоу родители, не проникнется тем самым авиадухом, ради которого все это, собственно, и затевается, не будет ли это провалом? Принцип «в авиации нет мелочей» должен быть применяем не только к обеспечению безопасности полетов, но и к организации массовых мероприятий.

2. Славное прошлое и живое настоящее

О состоянии дел в нашей авиапромышленности принято говорить в критическом и пессимистическом духе. Выпуск продукции невелик, заказов мало, идет процесс утраты технологий, растет нехватка кадров и т.д. и т.п. Но вопреки всем трудностям, возникшим объективно и создаваемым искусственно, российская авиапромышленность продолжает существовать и даже развиваться. На выставочных площадках и стендах представлены не только опытные образцы и макеты, но и серийные летательные аппараты, которые наконец-то стали поступать на вооружение ВВС. Самый разрекламированный проект российской гражданской авиации – создание регионального лайнера «Сухой Суперджет 100» - вопреки прогнозам скептиков идет строго по графику – три построенных авиалайнера посетители салона могли увидеть на летном поле и в воздухе. Один из основных конкурентов «Сухого» российско-украинский Ан-148 и вовсе был представлен самолетом в окраске авиакомпании «Россия». В разговорах представителей авиапромышленности, как военной, так и гражданской, слышится осторожная уверенность и сдержанный оптимизм. Эти люди верят в свое дело и, преодолевая все трудности, работают. И плоды их труда становятся все заметнее. Да, наша авиаотрасль отстает от США и Европы, но она жива.

На стенде ОАК был представлен макет нового авиалайнера МС-21 – российского аналога А-300. Первый полет этого самолета должен состояться в 2011 году. Не верится? Но ведь четыре года назад также не верилось в полет «Суперджета»…

Тема российско-украинского сотрудничества в авиационной сфере неизбежно возникает на каждом авиасалоне. Многострадальный военно-транспортный самолет Ан-70 является живым воплощением раздела «по живому» некогда единого авиастроительного комплекса СССР. При всей очевидной выгоде совместной работы, политические противоречия раз за разом подрывают перспективы самолета. Вот и сейчас, несмотря на достигнутое между министерствами обороны России и Украины соглашение о продолжении работ над проектом, большинство экспертов скептически оценивают его перспективы.

На фирме «Ильюшин» полным ходом идут работы по созданию конкурента Ан-70 – самолета Ил-214, технологически совместимого с Ил-76. Первый полет ильюшинского транспортника назначен на 2013 год, но его перспективы специалисты оценивают выше, чем Ан-70. Пройдут годы, и историки авиации будут описывать Ан-70 как «перспективный самолет, один из лучших в своем классе, который не выпускался из-за сложности российско-украинских отношений».

3. Аппараты легче воздуха

Мало кто из широкой публики знает, что Россия занимает одно из ведущих мест в мире в такой области авиации, как дирижаблестроение. В минувшие годы российскими воздухоплавателями был установлен ряд мировых рекордов, в частности, абсолютный рекорд высоты для дирижаблей. К аппаратам легче воздуха проявляют интерес как крупные компании, так и военные. Современные технологии позволили дирижаблям избавиться от многих пороков, существенно повысили надежность и позволяют реализовать возможности, недоступные самолетам или вертолетам. Дирижабли могут быть эффективно использованы при освоении арктических пространств.

На состоявшейся 20 августа 2009 года пресс-конференции ведущей российской дирижаблестроительной компании ЗАО "Воздухоплавательный центр "Авгуръ", специальный представитель Президента России по вопросам Международного полярного сотрудничества Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации Артур Николаевич Чилингаров объявил, что в следующем году намерен осуществить полет на Северный полюс на новом дирижабле Au-30. Дирижабли возвращаются в Арктику….

4. Воздушная программа

Если для специалистов основная работа проходила в павильонах, переговорных комнатах и на стендах, то для зрителей наиболее привлекательным моментом программы стали показательные полеты.

Свое искусство управления самолетами в ходе воздушной программы салона демонстрировали российские, французские и итальянские пилоты. Не в обиду соотечественникам будет сказано, но пилотаж в исполнении европейских авиагрупп смотрелся зрелищнее, эффектнее. Конечно, после катастрофы 16 августа в небе над Жуковским отсутствовали «Русские витязи», да и на остальных наших пилотов гибель Игоря Ткаченко тоже оказала влияние. Но есть и еще одна причина – подавляющее большинство западных пилотажных групп летает на легких маневренных реактивных самолетах, учебно-боевых машинах. Наши же пилоты вынуждены выступать на тяжелых боевых истребителях. Вынуждены, потому что собственных реактивных учебно-боевых машин наша авиация пока не имеет. В летных училищах эксплуатируются старые чехословацкие самолеты Л-39, а новый Як-130 только, только начинает поступать с заводов в весьма небольших количествах.

К тому же, если для западных пилотажных групп зрелищные полеты являются главной задачей, то основной задачей для наших летчиков является «демонстрация боевой техники», что совсем не одно и то же.

Более того, периодически поднимается вопрос, а нужны ли такие группы вообще? Для каждого, кто побывал на салоне, ответ очевиден – нужны. Достаточно увидеть как загораются глаза мальчишек от вида проносящихся с гулким рокотом самолетов, как, не отрываясь, смотрят на небо зрители…. И не менее важной задачей, чем отработка летного мастерства или демонстрация самолетов, является формирование заинтересованного и позитивного отношения общества к отечественным воздушным силам. И тут одно выступление авиагруппы делает куда больше, чем десять речей самых говорливых пропагандистов….

5. Шляпа инженера

Таким образом, прошедший авиасалон дал пищу как для оптимистических, так и для пессимистических оценок будущего российской авиации. Кто прав – оптимисты или пессимисты?

Четыре года назад, на МАКС-2005, около павильона, в котором была выставлена на всеобщее обозрение модель лайнера «Сухой Суперджет 100» (впрочем, тогда он еще назывался RRJ-100) отчаянно спорили несколько посетителей выставки. Оптимисты возлагали на этот самолет большие надежды, пессимисты сомневались, что самолет вообще когда-либо будет построен в металле. Один из пессимистов, молодой авиационный инженер с кожаной черной папкой под мышкой, сказал, поправляя свою широкополую панаму: «Да, если этот джет полетит, я съем свою шляпу!».

В четверг, 20 августа 2009 года, белый авиалайнер оторвался от полосы и низко пролетел над собравшимися зрителями. Обернувшись на звук знакомого голоса, я увидел давешнего спорщика, с неизменной кожаной папкой под мышкой и… непокрытой головой.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Барсук
26.08.2009 17:58
Предыдущему комментатору. Подобные отступления - дело в современной авиации обычное. Насколько опоздал к заказчикам А-380? Да и первый полет 787 должен был уже год как состояться, да все никак не состоится. К тому же есть вероятность, что в декабре 2009 ССЖ первый коммерческий рейс выполнит. И опоздание будет не 3 года, а 2.
ЛБ.
Romadm
25.08.2009 17:40
"создание регионального лайнера «Сухой Суперджет 100» - вопреки прогнозам скептиков идет строго по графику"

Можно было бы покопаться в архивах новостей, чтобы написать, что RRJ обещали запустить в 2007м году уже на линии под флагом Аэрофлота.

Слежу за самолетом с 2001го года. Если три года опоздания - это в срок, ну тогда извините.

Это я эмоции отставил, просто факт.

Эксклюзив
06.12.2019
Валерий Мацевич
Будут ли страны Прибалтики проситься обратно в российскую «оккупацию»?
Фоторепортаж
28.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная графу А.А. Аракчееву.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».