Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 января 2019
Свет русской школы

Свет русской школы

Как сохраняется традиционное русское образование в гимназии Свято-Алексиевской пустыни
Ирина Ушакова
12.07.2016
Свет русской школы

Когда мы говорим о русской школе, то подразумеваем костяк образовательных принципов, заложенных К.Д. Ушинским, К.П. Зеленецким, С.А. Рачинским, на котором выросла дореволюционная имперская школа, в осколках сохранившаяся в эмиграции. Русская школа – это и успешно построенное на имперском фундаменте советское образование, так безрассудно порушенное сегодня.

Обычная картина современной московской школы, которую вижу последние семь лет: годами нет учителя музыки, а детям на время этого урока включают американские мультики; лыжный спорт исключён из программы (волейбол престижнее, а детское здоровье, которое укрепляет пребывание на морозном воздухе, никого не интересует); учитель литературы на вопрос, почему дети не работают со словарём, изучая, предположим, произведение Г.Р. Державина?, отвечает: «А где я возьму словари?»… Но речь пойдёт не об этих мутациях, которым я – свидетель, а о конструктивных частных инициативах в образовательном процессе современной России.

За двадцатилетие разрушения образования, которое названо реформами, в православной классической гимназии Свято-Алексиевской пустыни в Переславском районе Ярославской области собран и сохранён опыт преподавания классической гимназии, привлечены лучшие специалисты по различным дисциплинам, сформирован тип социальной и хозяйственной организации общества, создан образец культурной и научной деятельности.

Учителя гимназии работают одной командой, в единомыслии православного вероучения. О единомыслии как фундаменте школьного дела говорит устроитель одной из лучших (к сожалению, больше не существующих) школ в Москве Андрей Всеволодович Курбатов. Он уверен, что если учитель литературы будет говорить, что Чичиков – подлец, а учитель математики, что Чичиков – гений, невозможно воспитать цельное сознание у ребёнка.

Православная классическая гимназия-пансион Свято-Алексиевской пустыни названа в память протоиерея Василия Лесняка (1928–1995), о котором в конце 1960-х годов уполномоченный по делам религии сказал: «Мне в Ленинграде мешают успешно проводить работу могила Ксении Блаженной, Духовная академия и священник Василий Лесняк».

Отец Василий был духовным отцом молодого священника Алексия Василенко и благословил его возрождать из руин Свято-Алексиевскую пустынь, некогда принадлежавшую Феодоровскому женскому монастырю Переславля-Залесского. В 1992 г. отца Алексия – тогда настоятеля храма Святого Духа в селе Новое Ярославской епархии – поселили с семьёй в развалинах бывшего совхоза, размещавшегося в 1920-х – 1970-х гг. в монастырских зданиях. В перестроечные годы, когда практически рухнуло государство, и осталось, по слову протоиерея Дмитрия Смирнова, только то, что Бог нам дал – лес, вода, нефть – затеплилась на руинах монастыря церковная жизнь, прибились странники, ищущие Бога, беспризорные дети, люди, которым хотелось выжить, остаться собой. И уже вскоре на территории обители были распаханы поля, посеяны зерновые культуры, обработаны огороды, заложены сады и ягодники, заведены коровник, конюшня, свиноферма, пасека. С 1995 г. работает школа, имеющая ныне государственную аккредитацию в статусе гимназии, где обучение и проживание для всех детей бесплатно. После первых лет работы школа дала результаты: учащиеся Свято-Алексиевской гимназии брали самое большое количество медалей и грамот на олимпиадах и соревнованиях по району. Математика преподаётся здесь по учебникам А.П. Киселёва, а русский язык в начальной школе – по учебнику К.Д. Ушинского. Это можно сделать и в других школах, если родители выступят с такой инициативой. Сегодня под крылом обители 280 воспитанников школьного возраста и 40 дошколят.

Надо отметить, что нынешнее наименование обычных школ гимназиями опять-таки размывает понятия. Ведь школа даёт знания, а гимназия формирует личность.

Московскую школу, которую я взяла как отрицательный пример, сегодня тоже переименовали в гимназию, но ученики 7-го класса не все знают даты начала и окончания Великой Отечественной войны и не выучили ни одной песни, которые пелись всегда на самых простых уроках музыки в самой захолустной деревенской школе.

А ведь воспитанники классической дореволюционной гимназии могли переводить стихотворения с латинского на греческий и не только.А многие ли студенты вузов сегодня сочтут в уме пример с известной картины «Устный счёт в народной школе С.А. Рачинского», который решали крестьянские мальчики, проучившиеся только два года в школе?

С 2005 г. в Свято-Алексиевской обители действует школа искусств в четыре отделения: музыкальное, хоровое, хореографическое, изобразительных искусств и театральная секция. Проводится обучение детей игре на фортепиано, скрипке, виолончели, флейте, гитаре, народных и духовых инструментах. Здесь часто проходят концерты классической музыки. В завершение прошлогодней майской конференции нам довелось услышать великолепный хор гречанок, прибывший в пустынь в рамках своих гастролей в Москве. Замечу опять же, что основы такого ведения школьного дела были заложены С.А. Рачинским (1833–1902) и могли работать столетиями, если бы не ломка революционных лет. В его дореволюционной школе в Татево (ныне Тверская область) ежедневно дети обучались церковному пению, рисованию, иконописи, со школьниками работали художник Э.А. Дмитриев-Мамонов, а летом – руководитель Синодального хора, музыковед С.В. Смоленский.

Гордостью Свято-Алексиевской гимназии можно назвать созданный в 1999 г. «Сухопутный святого благоверного князя Александра Невского кадетский корпус» и морской взвод имени святого праведного воина Фёдора Ушакова. На сегодня – это «Объединённый святого апостола Андрея Первозванного КК САП». В корпусе четыре взвода: разведывательный (спортивный), музыкальный, казачий и морской, где преподаётся строевая, огневая, общая медицинская подготовка, тактика, изучение уставов, морского дела,  автодело, экстремальный туризм, топография, верховая езда.

Воспитанники гимназии занимают первые места на всероссийских соревнованиях среди кадетских корпусов и военизированных детско-юношеских организаций. При Корпусе существует общество сестёр милосердия, и у девочек есть возможность обучаться сестринскому делу.

Библиотека пустыни численностью более 350 тысяч томов включает в себя отделы редкой книги, рукописей, арткабинет, военно-историческую и военно-учебную библиотеку, картографический кабинет. В отделе мемориальных библиотек находятся библиотека академика Б.В. Раушенбаха, академика В.Г. Фесенкова, профессора Н.А. Чистяковой, профессора М.Ф. Мурьянова, фрагменты библиотек учёных чл.-корр. АН А.А. Ляпунова, профессора П.В. Флоренского, профессора Н.В. Кинжалова и многих других. Школьники работают с книгами, а не с компьютером и поступают в лучшие вузы страны: технические, военные, медицинские, педагогические. Информатику здесь преподают только в 9-м и 12-м классах, готовя выпускников к поступлению в техникумы и вузы. Учителя замечают, что когда дети едут в экспедиции или идут в походы, то берут с собой каждый по 20 – 30 книг.

В обители гимназия находится возле храма. Дети воспринимают историю страны совокупно с историей Церкви, духовная жизнь для них открыта и понятна, они избавлены от мучительных поисков духовной опоры, а возможно, и от ошибок на пути своих поисков. Часть детей поёт на клиросе, несколько мальчиков – алтарничают. Возле храма, как водится, расположено кладбище – это тоже выстраивает в детском сознании связь поколений и понимание, что у Бога все живы. У детей, воспитанных здесь, никогда не будет страха перед загробной жизнью, но будет понятна «любовь к отеческим гробам». Настоятель обители уверен: «Ученики, которые всерьёз воцерковились, в любых жизненных коллизиях находят верное решение».

Детскому взору насельников обители открыт весь Божий мир: пастухи прогнали полсотни коров на выпас в поле, а на столах к обеду стоят крынки молока, свежий творог и масло; прошла лошадь с целой гурьбой малых детей в телеге, в поле началась посевная, в часовне читается неусыпаемая Псалтирь о живых и усопших… Эта часовенка, где дети читают Псалтирь, выстроена знаменитым путешественником священником Фёдором Конюховым. Здесь, в одной из комнат музейного здания расположен музей Фёдора Конюхова.

Многие учителя переехали сюда жить семьями, с детьми, а чаще – с внуками. Дети постарше здесь всегда помогают воспитывать младших, как испокон веку было в больших семьях. Так и ко Причастию на литургии старшие ведут дошкольников помладше. У детей перед глазами всегда образ семьи, ибо пустынь эта – большая семья.

Вызывает эстетическое наслаждение и само оформление школьных классов, где по стенам с десяток картин художников прошлого и современности, зелёные уголки, на окнах тканевые шторы, а не пластиковые офисные жалюзи. И всегда есть икона, к которой уединенно или соборно могут обратиться учитель и школьник.

Ещё один важный аспект школьного воспитания – приобретение начальной профессии. Гимназия Свято-Алексиевской пустыни даёт своим выпускникам более десяти профессий: агрономия, коневодство, древообработка, швейное дело, автодело и другие. «Не может быть духовный человек морально чутким, если не уважает труд», – говорит устроитель и настоятель обители.

Отец Пётр мечтал стать учёным, путешественником. Но ему, видимо, предначертана свыше иная служба – молитвенная и просветительная. В обители организована сеть различных по научно-экспозиционному потенциалу музейных собраний – объединённые музеи: путешествий и великих географических открытий, изящных искусств им. П.И. Басманова, классических древностей, казачьего быта, естественной истории им. А.Е, Микулина, а также музейные комнаты, где со всех концов света собраны диковинные бабочки, растения, монеты и посуда разных стран и эпох, подлинные вещи и письма русских писателей… Детьми собраны гербарии по всем требованиям ботанической науки. Отец Пётр с радостью проводит нас в путешествие по школьным музеям.

На территории гимназии находится зоопарк, где живут павлины, зайцы, лисы, медведи, олени, верблюды, яки… В ботаническом саду пустыни насчитывается 700 видов (свыше тысячи сортов) растений.

В школе Свято-Алексиевской пустыни обучаются дети разных национальностей. Замечу попутно, что и в школе Рачинского учились латыши, а в летнее время готовились к поступлению в духовные семинарии японцы, обращённые в православие святителем Николаем (Касаткиным). Потому так часто обращаюсь я к имени Рачинского, что здесь его методы ведения школьного дела взяты за основу, и он сам почитается как выдающийся педагог, просветитель и молитвенник.

Как тут не вспомнить слова Василия Яна из его статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 6 (18) марта 1899 г.: «…Я видел нескольких учительствующих бывших учеников Рачинского. От всех от них веяло чем-то искренним и честным. Я глядел в задумчивые глаза этих людей, поднявшихся, вышедших из народной массы, но не порвавших ни одной из нитей, связывающих их с коренной народной силой, землёй-матушкой, и мне было отрадно и тепло возле них. Казались невероятными и раздутыми все толки о вырождении великорусской народности: эти люди не собьются с дороги, не пропадут, с ними не оскудеет земля…». Спустя сто лет это же можно сказать как об учениках и учителях гимназии Свято-Алексиевской пустыни, так и об учениках Ивановской на Лехте школе. Только теперь к этому чувству прибавилась горечь непостижимых и во многом невозвратимых утрат. Но есть и надежда некоего возвращения на Родину.

В прошлом году на конференцию в Свято-Алексеевской пустыни приезжал немец – отец восьмерых детей, отсидевший в немецкой тюрьме за то, что запретил посещать своим детям в школе урок секспросвета. Он вышел на кафедру и сказал по-русски: «Мы очень хотим переехать жить в Россию. Помогите нам». Дальше он говорить не смог и закрыл лицо ладонями.

Ему 38 лет, он протестант. Потом, когда перед трапезой двое молодых, весёлых священников перекрикивались из разных концов столовой «Христос воскресе – воистину воскресе», глаза немца снова заслезились. Ирина Медведева – публицист, которая привезла его на конференцию, сказала, что он мечтает стать православным…

И в нынешнем году, с 11 по 17 мая, в гимназии-пансионе Свято-Алексиевской пустыни состоялась IX научно-практическая конференция «Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы». Прозвучали доклады известных профессоров вузов и опытных учителей школ и гимназий о том, как каждый из них на своём месте удерживает высокую планку отечественного образования и науки.

В защиту полноценного филологического образования, дающего возможность учащимся во всей полноте воспринимать русскую классику, выступил Всеволод Юрьевич Троицкий – профессор, доктор филологических наук, гл. научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, заслуженный деятель науки РФ: «волевая духовная энергия его соборности, остро переживаемое чувство чести-совести, сострадания, милосердия, жертвенная готовность стоять за справедливость, неистребимая убеждённость – в окончательной победе правды и добра».

Костенко Игорь Петрович – доцент кафедры высшей математики ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» – рассказал об уровне разрушения отечественной математической школы, и чем это грозит настоящему и будущему нашего государства.

О том, что такое историко-церковное краеведение, рассказал Самохин Юрий Семенович – кандидат педагогический наук, доцент кафедры экологии и наук о Земле Географического факультета Московского педагогического государственного университета. Прозвучали также выступления на темы палеонтологии и теории эволюции, о музыке как средстве духовно-нравственного воспитания школьников, об актуальности приобщения школьников к духовным ценностям через знакомство с фольклором, о язычестве древних славян и неоязычестве, а также связанных с этим проблемах изучения русской истории, о геологических экскурсиях как одной из новых форм образовательного процесса…

Климачёва Наталья Отамшоевнасоциальный педагог Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 95» из Нижнего Новгорода – затронула тему «толерантности в ракурсе формирования конформизма и равнодушия в системе современного образования». К чему приводит безудержная толерантность, мы все увидели на примере несчастного немца… Всего за неделю было прочитано около 80 докладов.

В дни, когда проходили эта и другие педагогические конференции, праздники славянской письменности и культуры, глава крупнейшего российского банка Герман Греф заявил:

«Система образования в России неконкурентоспособна, необходимо менять методики обучения учителей и детей, взяв в качестве примера Финляндию, и группа ученых из Российской академии наук и Высшей школы экономики приступает при участии Сбербанка к разработкам новых методик».

Но что мы знаем о финских школах, кроме рейтингов европейских агентств, которые никогда не были объективными? Даже когда наша советская школа была лучшей в мире, эти агентства размещали её на 52-м, 70-м месте.

Так, может, мы всё же оглянемся на свои, проверенные методики и не будем уродовать свою русскую школу?

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Рудольф
20.01.2017 3:41

Исчерпывающий пример традиционного рел образования в царской России, это "Очерки бурсы" Помяловского. Кто желает составить представление о том, что оно представляло из себя  в действительности, какие свойства и навыки приобретали её воспитанники, а также о том, что из себя будут представлять эти школы в РФ  в недалеком будущем, если они будут открываться, рекомендую.
*
Но главное, не заталкивайте страну в век 15-й. В таком состоянии в современном мире она просто не выживет.
Людмила
21.12.2016 15:45
Чрезвычайно мифологичны все сообщения об этой пустыни. Недаром, наверное, ее "хозяин" Василенко не захотел, чтобы рядом пролегала дорога. Все это выглядит как идиллическая мечта, но с некоторыми оттенками. Мне не хочется быть "разрушителем", но ...
Системы образования в пустыни, по-моему, и нет. Есть определенная декларация ценностей, сопровождаемая чем-то вроде музейного пространства, но ...
Валентина
04.09.2016 13:15
И всё же надежда есть у нас,что не всё разрушено, когда узнаёшь о таких светлых островках нашей Русской школы.
Хочется низко поклониться тем Учителям, кто создавал её и кто сохранил.
Алексей
18.07.2016 17:50
Мы слишком многое потеряли уже в нашем образовании. Нужен приказ Сталина: "Ни шагу назад!".
Хотя бы вернуть то, что было!
Наташа
13.07.2016 16:24
Да, у меня тоже вопрос. Как быстро организовали подписи в петиции за отставку Астахова и как быстренько его уволили. А министр образования не потопляем. Хотя в обществе его реформы вызвали уже не бурю, а 9-й вал негодования.
Лесник
13.07.2016 14:31
        Кто и что даёт право навязывать независимому государству инославные методы образования.
       Закона такого нет. Народ не спрашивали. РПЦ, прости Господи, помалкивает.
       Есть министерство Ливанова, которое буквально бандитскими методами рушит и образование, и науку.
       Здесь главная русская боль.
       Вопрос высшему руководству:"Что патриотичного в действиях Ливанова и Грефа.
Наташа
13.07.2016 13:28
Дубль третий. Есть у нас ещё островки, куда не добралась слава богу рука либерала. Прочла статью и вспомнила свою восьмилетнюю школу в небольшом селе недалеко от станицы Вёшенской. Это были 60-е годы прошлого века. В школе на всех учеников были лыжи. Можно было подбирать нужный размер. Зимы были снежные и на уроках физкультуры обязательно бегали на лыжах кросс вокруг села. На спортивной школьной площадке каждое утро перед уроками выстраивались все классы и делали 10-15 минут зарядку. Уроки труда у девочек назывались домоводством. Нас учили готовить разные блюда, а также кроить и шить. Мальчишки на уроках труда осваивали столярное и плотницкое дело. В кабинете по труду были разные для этого станки и слесарные инструменты. Ещё обязательным предметом было машиноведение. Мы изучали устройство сельхозмашин. Станция МТС была недалеко от школы. Так что теория не расходилась  с практикой. У каждого класса был свой опытный пришкольный участок земли. Правда находились они на берегу реки на краю села. Там мы выращивали разные овощи. Летом девочки практику проходили в саду,собирали фрукты, мальчишки - помощниками комбайнёров и трактористов. Сейчас садов нет, всё вырубили. Механизаторы сами сидят без работы, так как солярка стоит умопомрачительных денег. Согласна с выводом  С.М.
Светлана*
13.07.2016 8:49
Иногда лучше не рассказывать о хорошем, т.к. все хорошее сразу становится объектом пристального внимания разрушителей...
С.М.
12.07.2016 20:15
Очень многое, что диктуется сейчас сверху на всех ступенях отечественной системы образования, вызывает ощущение диверсии.
В статье же показан пример подлинной жизни.

Эксклюзив
10.01.2019
Николай Головкин
Памяти выдающегося историка Церкви, философа, поэта Николая Лисового.
Фоторепортаж
16.01.2019
Подготовила Мария Максимова
В Москве открылся музей-квартира писателя.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».