Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

19 августа 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Памяти царственных страстотерпцев: от Белгородчины до Ливадии.
03.08

Организатором фестиваля в Захарово стал писатель Захар Прилепин.
13.07

На Иванов день в Ярославской области поминаются затопленные в 1940-х годах святыни.
10.07

В коллекции станичника почти три сотни самоваров с историей.
30.06

После десятилетий воинствующего атеизма возрождается Николо-Теребенская обитель.
27.06

Как сельский батюшка создал Дом милосердия.
09.06

Беседа с председателем попечительского совета некоммерческой организации «Союз землеустроителей России» («Росземпроект»).
31.03

Возрождением деревянных храмов Севера России занялись участники уникального проекта.
01.02

Как сельские библиотекари хранят память об умирающих деревнях.
10.01

В Ярославле прошел IV всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России».
24.11

Учителей и учеников ждут очередные хорошо забытые «новшества».
29.09

Репортаж из Калужской глубинки об уникальном детском праднике.
26.08

Наше «антимегаоружие» может нанести противнику непоправимый урон.
24.08

В Бежецке знают, какой быть библиотеке.
24.08

О лучших изданиях русской провинции.
21.07


Русский проект

Сохраните Дионисия для России!

Обращение к президенту России В.В. Путину
16.06.2015
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Сохраните Дионисия для России!

Просим выделения в музейном фонде г. Москвы постоянной площадки для уникальной выставки Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия».

Проект национального значения – известный подвижнический труд нашего современника, защитивший уровень и качество представления выдающегося творения иконописца XV века Дионисия, сегодня сам нуждается в нашей защите.

Автор этого труда – Юрий Холдин несколько лет назад трагически погиб, оставив нам единственный эталон авторской печати, который неповторим как любое художественное явление высочайшего уровня. Подход Холдина, по мнению специалистов, вне системы массового тиражирования.

Масштаб его замысла раскрывался перед зрителями постепенно. Несколько лет ушло у сподвижников и собранных Холдиным высококлассных специалистов на кропотливую работу с архивами мастера. Благодаря этому, работая последние 4 года в музее Храма Христа Спасителя, выставка обрела полноту и завершённость, и стало очевидно, что такой ёмкий проект уже не позволяет дальше продолжать работу так, как она велась немалые два десятка лет – частными силами, без серьёзной государственной поддержки. Пришло время для осознания национального (по существу!) статуса проекта.

Приехав в 1994 году в Ферапонтово и, впервые увидев Дионисия вживую, Юрий Холдин загорелся идеей для России, для всего мира открыть двери маленького северного собора хранящего более 500 лет этот непревзойдённый во все последующие века шедевр. Можем ли мы постичь безмолвную тайну этого, дошедшего в первозданности чуда, при условии 15-тиминутного знакомства? – Безусловно, нет. Рассмотреть фрески «глаза в глаза», в самом Ферапонтовом монастыре, нам никогда не позволит проблема сохранности древнейшего оригинала. Ему справедливо предписан строгий музейный режим. А между тем фрески Дионисия – предмет нашей национальной гордости и престижа России на мировом уровне!

фрески1.jpg

Холдин – единственный мастер фотоискусства, который на себя задачу, как многим казалось нереальную – показать пространственный образ собора со стенописью таким образом, как и на 5% не видит человек, приезжающий в Ферапонтово. Он перевернул все сложившиеся стереотипы в представлении этого памятника, а европейские специалисты, увидев холдинские фотошедевры, заговорили о Дионисии как о «русском Леонардо да Винчи», великом колористе и великом мастере пространственных композиций. Именно потому, что Холдин придумал свои приёмы в работе с переменчивым дневным цветом и нашёл световой камертон для передачи колористической гармонии всех 300 дошедших до нашего времени композиций вершинного творения Золотого века русской иконописи. До него фрески снимали ночью, с искажением цвета, пропорций, перспективы. Такой безответственный опыт тиражирования «закрыл» подлинную ценность творения Дионисия не только для нас – для мировой культуры: последователя Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва, современника Микеланджело и Леонардо да Винчи за весь ХХ век не включили ни в один словарь по мировому искусству.

Он решал вопрос представления Дионисия последние 12 лет жизни – не на заказ, не получая даже минимальной зарплаты за высокооплачиваемый и высококвалифицированный труд. Он ничего не зарабатывал на этом самоотверженном пути, отдавая всего себя и все свои средства этому служению во славу Божию, только ради того, чтобы люди смогли видеть и изучать Дионисия в подлинности, в сокровенности, в мельчайших нюансах и подробностях, получая возможность видеть осмысленно и понимать его подлинное величие. Зрители, изумлённые первой же выставкой Холдина, проходившей в 2006 году в Третьяковской галерее, сразу назвали его проект «открытием Дионисия». Он показал фрески столь реалистично, что многим казалось, что это не фотография, а сама фреска, перенесённая вместе со стеной, которая словно «дышит», пульсирует, живёт, светится и парит в световоздушной среде собора… Нереальным казался эффект, запечатлённый на плоскости фотобумаги. Но прошло немало лет, прежде чем пришло осознание, что другого пути представления фресок широкой современной публике нет.

Неперемещаемые ценности Холдин словно переместил во времени и пространстве. И теперь не только мы, но и весь мир может видеть и осознавать, что мы наследники действительно великой культуры.

«Литературная газета» с 2004 г являющаяся информационным партнёром проекта поддерживает петицию зрителей проекта «Свет фресок Дионисия» на сайте change.org.



Материалы по теме:


Комментарии


Анна
28.02.2017 13:58

Пишу мнение Нины Лужновой: "Это было бы замечательно, если фотовыставка "Свет фресок Дионисия -миру" пройдет в Боровске Калужской области. у нас есть Пафнутьев-Боровский монастырь,в котором есть собор  Рождества Богородицы. В 15 веке собор расписывали старец Митрофан и Дионисий с пособниками". В 16 веке его разрушили, но память о великолепии фресок осталась.Я буду рада, если это случится.

Анна
28.02.2017 13:46

Я познакомилась  с фотовыставкой " Свет фресок Дионисия -миру" в 2015 году в Храме Христа Спасителя. Фотоработы лучше, чем росписи в соборе Ферапонтова монастыря. Я за 570 км не поеду, так как у меня пенсия 8472 рубля, на которую прожить нельзя, а живу я за счет работающего мужа. С начала Петра Первого привыкли хаять и обсуждать все русское.Появилась возможность показать людям всего мира, что у нас в 15 веке были живописцы не хуже Леонардо до Винчи, которого растиражировали по всему миру. А кто слышал о русских умельцах? Специалисты, занимающиеся древнерусским искусством. я за то, чтобы выделить постоянную площадку под выставку работ Юрия Холдина. Давайте пропагандировать русское искусство.

Людмила
05.06.2016 14:13

Это проблема положения России в мире\. вконце концов. Потому что русское искусство недооценивается постоянно. А Дионисий - это вершина. И нужно знакомить с его искусством и русских (которые печально отлучены от своей культуры) и мир, который Россию не знает!

Павел
23.06.2015 2:39

Полностью согласен с Вами, Сергей. Свет фресок Дионисия срывает маски и высвечивает во что превратили торговцы Храм Божий.

Сергей
21.06.2015 22:12

Сегодня был в ХХС и попал на выставку. Впечатление невероятное. Московское правительство не должно быть безучастным. Нужно сохранять это сокровище! Некомпетентность тех, кто в церкви не оставляет эту выставку в церковном музее оттолкнет многих от церкви. Выставлять эту выставку из храма - богоборчество.

ВЕРА
19.06.2015 19:34

Спасибо всем откликнувшимся на мой вопрос.
Постараюсь приобрести эту книгу.

Светлана
19.06.2015 3:48

О Холдине недавно вышла очень достойная книга "Много званых". В магазине "православное слово на Пятницкой" она есть.

Александр
18.06.2015 22:52

Вера, если Вы хотите знать как погиб Холдин, читайте книгу вдовы Екатерины Даниловой "МНОГО ЗВАНЫХ. ПАМЯТИ ЮРИЯ ХОЛДИНА". Это заказное убийство.

Ал.Ан.
18.06.2015 22:12

Чтобы понять, как погиб Холдин, прочитайте книгу его вдовы Екатерины Даниловой "Много званных. Памяти Юрия Холдина", которую вы могли бы купить на выставке в Храме Христа Спасителя. Запросите ее через сайт "Свет Фресок Дионисия миру" и поймете. что это  - заказное убийство.

ВЕРА
18.06.2015 11:20

Не знаю как погиб Холдин, но я смотрю, что это становится уже нормой странная и как правило преждевременная смерть творцов подлинного РУССКОГО искусства.

Александр
17.06.2015 16:40

Вот именно ради противостояния этому развращению народа и писал фрески Дионисий, а через 500 лет Холдин при обстоятельствах, оставшихся без расследования, поплатился жизнью, чтобы показать людям Красоту, спасающую мир.

ВЕРА
17.06.2015 13:29

"Сильна вера — высоко искусство, иссякла вера — искусство  превращается в зловонную мусорную свалку. О духовной мощи России возвещал творческий дар народа: красота ее храмов и монастырей, колокольные звоны, плывущие над речными просторами, городами и весями, творчество Пушкина и Достоевского, Сурикова и Боровиковского, Мусоргского и Глинки… Национально неповторимая культура русского народа, всех его сословий, произрастала корнями своими из культуры церковной, насыщена была православным мiроощущением. Это впитывалось и творчеством художников, одухотворяя их произведения, что в свою очередь оказывало огромное духовное влияние на души современников и потомков. Все лучшее, чем дорожит и гордится наш народ, создано верующими в Бога. И потому русское искусство — это искусство божественное, искусство обожествленное. А сегодня «искусство» создается верующими в демократию — идола, который вышел из темной бездны адского подземелья и требует себе безоговорочного поклонения и все новых и новых жертв.

Демократия, внешне признающая Бога, на самом деле жестоко борется с Ним, только находит нынче другие формы. Да, она открывает храмы, но по дороге к храму, в общественных местах, на улицах и в метро, как свое непременное условие, показывая, кто в государстве хозяин, обязательно вывешивает мерзкие, оскорбляющие человеческое достоинство рекламные щиты, насыщает печатные СМИ, радио и телевидение пропагандой скотского разврата. Глядишь, кто-нибудь и не дойдет до Бога, ..-В.Сологуб

Об этом нам нужно помнить.

Леонида
17.06.2015 12:18

да, друзья, простите, наверное, я действительно, невнимательно прочитала письмо. В Ферапонтово была не раз и даже там работала.
Но кое-что и вы невнимательно прочли в моей заметке.
Ату меня!

Олег
17.06.2015 4:07

Выставке Холдина нужно не просто помещение, а зал к конструированию которого надо пригласить хорошего архитектора. В храме Христа архитектура галереи вступает в противоречие с изящными фотофресками, с красивыми пейзажами.

Алексей
17.06.2015 3:12

Полностью согласен с петицией! Выставка восхитительна глубиной решенных задач.

Михаил
17.06.2015 2:56

Был на этой выставке много раз и считаю, что это один из немногочисленных шедевров нашего времени. Нам есть гордиться. Эта безусловно вневременная экспозиция должна быть на виду у нас всегда.

ВЕРА
16.06.2015 22:51

Восхищена подвигом очередного энтузиаста, на которых собственно и держится наша страна.
ЛЕОНИДА, так о том и речь, чтобы предоставили помещение для постоянной выставки. А в соборах очень трудно всё внимательно рассмотреть. Там только общее представление о Храме получаешь.

Ольга
16.06.2015 22:42

Леонида, Вы с Ферапонтово то были? Кажется Вы статью в ЛГ невнимательно читали. Там на 15 минут пускают всю громадную роспись посмотреть. А человек нашел как показать впервые качественно то, что Вы там никогда не увидите. Не поняли "что значит" нет другого пути словами, поезжайте в вологодскую деревню Ферапонтово - там поймете, там Вас "ознакомят", а если что-то посерьезнее про фрески захотите узнать, то ищите книги Холдина.

Александр из Од.
16.06.2015 22:39

Св.Дионисий должен быть в Москве!
Поскольку в ней собирается все самое лучшее и возвышенное.

Владимир
16.06.2015 20:52

Вы не смешивайте уникальный материал Холдина с копиями музея Рублева. Он сделал не информационный как в музее фресок, а художественный ракурс для не просто ознакомления, а для глубокого изучения шедевра Дионисия. Вы что-то путаете понятия. И видимо совсем не представляете о чем идет речь. То, о чем говорите, уж удосужтесь хотя бы посмотреть и разобраться. Копии закрыли Дионисия для мировой культуры, а Холдин открыл. Пребываете в заблуждении Вы. Еще и суждение свое, не понимая о чем речь, торопитесь изложить. Голову читателям морочите.

Комментарии 1 - 20 из 21
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Читайте Тютчева, господа!

Как более 150 лет назад русский поэт и дипломат разоблачал клевету и наветы Запада.

С Афона – в Болгарию

В болгарских храмах поклонились мощам святого великомученика Пантелеимона.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Аналитический портал о Балтийском регионе Всемирный Русский Народный Собор Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта