Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 января 2018
Сохраните Дионисия для России!

Сохраните Дионисия для России!

Обращение к президенту России В.В. Путину
16.06.2015
Сохраните Дионисия для России!

Просим выделения в музейном фонде г. Москвы постоянной площадки для уникальной выставки Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия».

Проект национального значения – известный подвижнический труд нашего современника, защитивший уровень и качество представления выдающегося творения иконописца XV века Дионисия, сегодня сам нуждается в нашей защите.

Автор этого труда – Юрий Холдин несколько лет назад трагически погиб, оставив нам единственный эталон авторской печати, который неповторим как любое художественное явление высочайшего уровня. Подход Холдина, по мнению специалистов, вне системы массового тиражирования.

Масштаб его замысла раскрывался перед зрителями постепенно. Несколько лет ушло у сподвижников и собранных Холдиным высококлассных специалистов на кропотливую работу с архивами мастера. Благодаря этому, работая последние 4 года в музее Храма Христа Спасителя, выставка обрела полноту и завершённость, и стало очевидно, что такой ёмкий проект уже не позволяет дальше продолжать работу так, как она велась немалые два десятка лет – частными силами, без серьёзной государственной поддержки. Пришло время для осознания национального (по существу!) статуса проекта.

Приехав в 1994 году в Ферапонтово и, впервые увидев Дионисия вживую, Юрий Холдин загорелся идеей для России, для всего мира открыть двери маленького северного собора хранящего более 500 лет этот непревзойдённый во все последующие века шедевр. Можем ли мы постичь безмолвную тайну этого, дошедшего в первозданности чуда, при условии 15-тиминутного знакомства? – Безусловно, нет. Рассмотреть фрески «глаза в глаза», в самом Ферапонтовом монастыре, нам никогда не позволит проблема сохранности древнейшего оригинала. Ему справедливо предписан строгий музейный режим. А между тем фрески Дионисия – предмет нашей национальной гордости и престижа России на мировом уровне!

фрески1.jpg

Холдин – единственный мастер фотоискусства, который на себя задачу, как многим казалось нереальную – показать пространственный образ собора со стенописью таким образом, как и на 5% не видит человек, приезжающий в Ферапонтово. Он перевернул все сложившиеся стереотипы в представлении этого памятника, а европейские специалисты, увидев холдинские фотошедевры, заговорили о Дионисии как о «русском Леонардо да Винчи», великом колористе и великом мастере пространственных композиций. Именно потому, что Холдин придумал свои приёмы в работе с переменчивым дневным цветом и нашёл световой камертон для передачи колористической гармонии всех 300 дошедших до нашего времени композиций вершинного творения Золотого века русской иконописи. До него фрески снимали ночью, с искажением цвета, пропорций, перспективы. Такой безответственный опыт тиражирования «закрыл» подлинную ценность творения Дионисия не только для нас – для мировой культуры: последователя Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва, современника Микеланджело и Леонардо да Винчи за весь ХХ век не включили ни в один словарь по мировому искусству.

Он решал вопрос представления Дионисия последние 12 лет жизни – не на заказ, не получая даже минимальной зарплаты за высокооплачиваемый и высококвалифицированный труд. Он ничего не зарабатывал на этом самоотверженном пути, отдавая всего себя и все свои средства этому служению во славу Божию, только ради того, чтобы люди смогли видеть и изучать Дионисия в подлинности, в сокровенности, в мельчайших нюансах и подробностях, получая возможность видеть осмысленно и понимать его подлинное величие. Зрители, изумлённые первой же выставкой Холдина, проходившей в 2006 году в Третьяковской галерее, сразу назвали его проект «открытием Дионисия». Он показал фрески столь реалистично, что многим казалось, что это не фотография, а сама фреска, перенесённая вместе со стеной, которая словно «дышит», пульсирует, живёт, светится и парит в световоздушной среде собора… Нереальным казался эффект, запечатлённый на плоскости фотобумаги. Но прошло немало лет, прежде чем пришло осознание, что другого пути представления фресок широкой современной публике нет.

Неперемещаемые ценности Холдин словно переместил во времени и пространстве. И теперь не только мы, но и весь мир может видеть и осознавать, что мы наследники действительно великой культуры.

«Литературная газета» с 2004 г являющаяся информационным партнёром проекта поддерживает петицию зрителей проекта «Свет фресок Дионисия» на сайте change.org.



Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.
Анна
28.02.2017 13:58
Пишу мнение Нины Лужновой: "Это было бы замечательно, если фотовыставка "Свет фресок Дионисия -миру" пройдет в Боровске Калужской области. у нас есть Пафнутьев-Боровский монастырь,в котором есть собор  Рождества Богородицы. В 15 веке собор расписывали старец Митрофан и Дионисий с пособниками". В 16 веке его разрушили, но память о великолепии фресок осталась.Я буду рада, если это случится.
Анна
28.02.2017 13:46
Я познакомилась  с фотовыставкой " Свет фресок Дионисия -миру" в 2015 году в Храме Христа Спасителя. Фотоработы лучше, чем росписи в соборе Ферапонтова монастыря. Я за 570 км не поеду, так как у меня пенсия 8472 рубля, на которую прожить нельзя, а живу я за счет работающего мужа. С начала Петра Первого привыкли хаять и обсуждать все русское.Появилась возможность показать людям всего мира, что у нас в 15 веке были живописцы не хуже Леонардо до Винчи, которого растиражировали по всему миру. А кто слышал о русских умельцах? Специалисты, занимающиеся древнерусским искусством. я за то, чтобы выделить постоянную площадку под выставку работ Юрия Холдина. Давайте пропагандировать русское искусство.
Людмила
05.06.2016 14:13
Это проблема положения России в мире\. вконце концов. Потому что русское искусство недооценивается постоянно. А Дионисий - это вершина. И нужно знакомить с его искусством и русских (которые печально отлучены от своей культуры) и мир, который Россию не знает!
Павел
23.06.2015 2:39
Полностью согласен с Вами, Сергей. Свет фресок Дионисия срывает маски и высвечивает во что превратили торговцы Храм Божий.
Сергей
21.06.2015 22:12
Сегодня был в ХХС и попал на выставку. Впечатление невероятное. Московское правительство не должно быть безучастным. Нужно сохранять это сокровище! Некомпетентность тех, кто в церкви не оставляет эту выставку в церковном музее оттолкнет многих от церкви. Выставлять эту выставку из храма - богоборчество.
ВЕРА
19.06.2015 19:34
Спасибо всем откликнувшимся на мой вопрос.
Постараюсь приобрести эту книгу.
Светлана
19.06.2015 3:48
О Холдине недавно вышла очень достойная книга "Много званых". В магазине "православное слово на Пятницкой" она есть.
Александр
18.06.2015 22:52
Вера, если Вы хотите знать как погиб Холдин, читайте книгу вдовы Екатерины Даниловой "МНОГО ЗВАНЫХ. ПАМЯТИ ЮРИЯ ХОЛДИНА". Это заказное убийство.
Ал.Ан.
18.06.2015 22:12
Чтобы понять, как погиб Холдин, прочитайте книгу его вдовы Екатерины Даниловой "Много званных. Памяти Юрия Холдина", которую вы могли бы купить на выставке в Храме Христа Спасителя. Запросите ее через сайт "Свет Фресок Дионисия миру" и поймете. что это  - заказное убийство.
ВЕРА
18.06.2015 11:20
Не знаю как погиб Холдин, но я смотрю, что это становится уже нормой странная и как правило преждевременная смерть творцов подлинного РУССКОГО искусства.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.

Эксклюзив
12.01.2018
Владимир Малышев
Похоже, скоро весь мир будет зависеть от природных ресурсов нашей страны
Фоторепортаж
18.01.2018
Подготовила Мария Максимова
В храме Христа Спасителя представлена экспозиция Рождественских вертепов.