Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Саратовские Страдивари

Саратовские Страдивари

Как энтузиасты возродили утраченное производство гармони
Наталья Дегтярева
05.02.2013
Саратовские Страдивари

Сложно сказать достоверно, кому из саратовских гармонных дел мастеров в середине XIX века пришла в голову идея дополнить клавиатуру привычной гармони еще и молоточком, ударяющим по колокольчику. Но кто бы то ни был, идея его была гениальна: веселее, задорнее, звонче саратовской гармоники не звучит с тех пор ни одна гармонь в мире.

В 1866 году газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшего мимо города Вольска, что по Волге чуть выше Саратова, просили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».

В 1870-х годах в Саратове открыл свою мастерскую знаменитый уже тогда гармонный мастер Николай Геннадьевич Карелин (1851-1918). Работал он только на заказ, корпус инструмента обклеивал шпоном, набранным из разных пород дерева, плоскости украшал инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу, голосовые планки делал из листовой меди, голоса — из стали. «Страдивари Саратовской гармоники» называли Карелина, настолько уникальны в звучании были инструменты, сделанные его руками. Первыми заказчиками Карелина были любители-гармонисты города и окрестных сел, солдаты, приказчики, хозяева гостиниц и трактиров. Маленькие, карманные гармоники делал мастер и для цирковых артистов братьев Дуровых. Стать учеником или хотя бы подмастерьем Карелина стремились многие. Он же отбирал только тех, кто имел несомненные музыкальные данные, считая это требование главным для гармонного мастера.

Музыковеды отмечают, что развитию саратовской гармоники в 70-х годах позапрошлого века способствовала «общая активизация музыкальной жизни» в Саратове. В городе в эти годы организуется отделение Русского музыкального общества, открываются музыкальные классы, проводятся оперные сезоны, налаживается регулярная концертная жизнь. Вслед за Карелиным в городе открывают свои мастерские по производству саратовской гармоники и другие гармонные мастера Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, С Егоров, И. Сахаров… Все они были действительно Мастера! И сегодня можно еще встретить в отличном состоянии гармоники, сделанные в конце ХIХ века с личным штампом мастера внутри и снаружи инструментов. Саратовская гармонь с колокольцами – инструмент уникальный, нигде в мире таких гармоник не делают.

В 2008 году в течение двух месяцев саратовцы открытым голосованием в прямом эфире местного телеканала выбирали символ города. Более 400 000 голосов было отдано за то, что близко сердцу жителей Саратовской губернии. Победила не Энгельсская авиадивизия, с аэродрома которой поднимаются в небо «белые лебеди» – знаменитые бомбардировщики-ракетоносцы. И не гордость Саратова консерватория – один из старейших в России музыкальных вузов, высокий шпиль которой украшает практически каждый альбом и буклет о городе.

Народным брендом Саратова стал уникальный музыкальный инструмент – звонкоголосая саратовская гармоника, полтора века звучащая и на народных гуляниях и на концертных подмостках, в родном городе, селе и далеко за пределами страны.

43,6% голосующих отдали именно ей свой голос.

В том же году, когда саратовцы публично продемонстрировали свою любовь народному инструменту, прославившему город на весь мир, Саратовская областная дума внесла в план приватизации старинное двухэтажное здание в центре города общей площадью 435 квадратных метров. Тот самый цех, где на протяжении 150 лет мастера изготавливали знаменитые саратовские гармони. Так власти расписались в полном бессилии сохранить одну из главных культурно-исторических ценностей города. Объективности ради нужно отметить, что серийное производство саратовской гармоники прекратилось за несколько лет до этого. В цехе по производству саратовской гармоники в 2002 году было даже отключено отопление. Оставшиеся сотрудники – девять пенсионеров - обогревали помещение электроприборами, поддерживая необходимую для хранения инструментов температуру - строго 18 градусов. Последние заказы по производству саратовской гармоники мастера и вовсе были вынуждены выполнять у себя на дому, потому что одним днем можно закрыть цех, а на изготовление настоящей концертной гармошки уходили многие месяцы, а то и годы.

Таким образом, у саратовского бренда остался один путь – в раритеты. И как всякий раритет, саратовская гармоника получила право на памятник. В 2009 году он и был установлен на средства одного из саратовских банков на центральном пешеходном проспекте Саратова – «играющий» памятник Саратовской гармони, в определённые часы из недр гармошки-монолита звучат композиции местного саратовского инструментального коллектива как напоминание об историческом символе города.

В советские годы в Саратовской области каждый мало-мальски крупный сельский клуб, не говоря уж о Дворцах культуры, имел свой ансамбль саратовских гармоник. Ни один концерт, ни одна встреча официальных делегаций не обходилась без их веселого перезвона. Саратовские гармонисты выступали на больших столичных сценах, объехали с концертами всю страну и полмира. Всё начало меняться в конце девяностых. Художественная самодеятельность в том виде, какой она была раньше, стала сходить на нет. Да и власти вспоминают о гармонистах, по словам руководителя городского клуба любителей саратовской гармоники Сергея Шалимова, только в связи с концертами: «Когда какие-то мероприятия, нам звонят и зовут. Но помощи от них никакой. У нас даже помещения своего нет. Я храню инструмент и костюмы дома. И летом мы репетируем дома. Соседи счастливы неимоверно. Сейчас все делается только за счет энтузиазма».

Слово энтузиазм означает сильное воодушевление, душевный подъем. Порой кажется, что этому понятию, так же как и саратовской гармонике, грозит в наше время участь раритета.

И, тем не менее, история саратовской гармоники замечательна еще и тем, что доказывает, что энтузиасты – люди, горячо преданные делу – по-прежнему существуют и, более того, могут порой останавливать разрушительные процессы.

Сегодня уже можно сказать, что Саратову повезло с гармошкой второй раз: среди энтузиастов-защитников бренда нашлись люди, не только виртуозно владеющие инструментом и болеющие душой за сохранение истории своей малой родины, но и хорошо знающие законы рынка. Вопреки всему, они сумели спасение уникального исторического и культурного наследия превратить в красивый, продуманный и, главное, реально реализуемый бизнес-проект.

Суть бизнес-проекта по спасению саратовской гармоники в общих словах такова. Во-первых, для продолжения производства саратовской гармоники нужны мастера. Из старой команды остался только один и тот весьма преклонных лет – Петр Федорович Текучев. Значит, нужно готовить мастеров из учащихся технического колледжа, например, будущих краснодеревщиков. На это потребуется не менее 2,5-3 года. Через три года начинается выпуск сувенирных и трехголосных инструментов для начального обучения. Во-вторых, для того, чтобы производство стало рентабельным, гармонь должна быть востребована, значит, необходимо поднять новую волну интереса к игре на саратовской гармошке. Силами преподавателей музыки, опытных гармонистов открывать в центрах детского творчества, музыкальных школах группы обучения игре на саратовской гармошке. Стараться получить заказ на изготовление сувениров для Олимпиады в Сочи, наладить реализацию гармоник приезжающим в регион и страну туристам. И, наконец, в-третьих, бренд Саратова должен иметь не только свой памятник, но и персональный музей, где будет собрано всё, что связано с звонкоголосым символом, создающим неповторимый фольклорный колорит волжских просторов. Автор этого проекта, выпускник Саратовской консерватории, гармонист и мастер по ремонту саратовских гармоник, экс-чиновник, бывший замглавы мэра Саратова по соцсфере Виктор Баксаляр пришел со своими идеями к председателю регионального Совета общественной организации «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», доктору исторических наук, ректору Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина Игорю Рудольфовичу Плеве. И нашел у него полную поддержку.

В начале 2011 года состоялась презентация бизнес-плана социально-культурного проекта «Саратовская гармоника - народный символ земли Саратовской». К тому времени Баксаляр уже год как готовил из учащихся колледжа производственных технологий СГТУ, среди которых были будущие резчики по дереву, чеканщики по металлу, граверы, мастеров по изготовлению и ремонту саратовских гармоник. Для Виктора Васильевича, как и для знаменитого Карелина, было два основных критерия отбора в свою учебную группу - искреннее желание мальчишек заниматься «гармонным ремеслом» и музыкальная одаренность.

Разработчики социально-культурного проекта «Саратовская гармоника - народный символ земли Саратовской» трезво решили, что проекту гарантирована долговечность лишь в одном случае, если он станет самоокупаемым.

«Существующая сегодня технология производства гармоники позволяет рассматривать её как уникальную и вне всякой конкуренции, – говорил на презентации директор бизнес-центра ИРБиС СГТУ Андрей Талалов. – Проект рассчитан на 13 лет. Стартовал он в 3 квартале 2010 года. Основной инвестиционный период – 3 года 5 месяцев. Общая стоимость инвестиционных затрат – 10990,79 тысяч рублей». Высокие цели и искреннюю любовь к родным саратовским перезвонам авторы проекта подкрепили четкими расчетами и реальными шагами, что привлекло к проекту и внимание бизнесменов. Кто-то на личные деньги заказал несколько гармоник для кружка гармонистов, кто-то предложил выделить площади и оборудование под производство.

– Сегодня, - рассказывает Виктор Баксаляр, - у нас уже есть пять подготовленных мастеров и восемь узких специалистов, которые делают меха, собирают гармонь, украшают её, настраивают. Ведь саратовская гармоника – изделие ручной работы! Это кропотливый труд. Даже сувенирный инструмент мастер делает не менее двух месяцев. Что уж говорить об инструменте, который должен звучать на сцене!

Спрос на гармоники, благодаря общественному резонансу, за последние пару лет заметно вырос. Сегодня практически в каждой музыкальной школе учат играть на саратовской гармошке.

Во многих домах культуры звучит саратовская гармоника. Отличный ансамбль в Центральном Доме детского творчества. Даже в учебных заведениях создаются ансамбли. Я, например, руковожу недавно созданным коллективом в железнодорожном техникуме, так от парней, желающих учиться игре на гармошке отбоя нет. И теперь уже становится проблемой найти инструмент. Так что наши мастера в будущем без работы, уверен, не останутся. Тем более, что у нас весьма амбициозные планы: для Олимпиады-2014 изготовить сто сувенирных инструментов. Пока на стадии обучения, становления производства молодые мастера, конечно же, получают за свой труд крохи. Сколько уже мы обращались в министерство культуры области с просьбой назначить нашим молодым мастерам хотя бы небольшие стипендии за деятельность по возрождению исторического бренда региона. Увы!

И, тем не менее, проект работает и бренд возрождается. Недавно в колледже производственных технологий СГТУ им. Ю.А. Гагарина открылся Негосударственный музей саратовской гармоники.

Музей создан по инициативе опять же энтузиаста – подполковника в отставке, заслуженного работника культуры РФ, руководителя ансамбля саратовской гармоники, Владимира Андреевича Комарова. На торжественной церемонии открытия собрались все, кто помогал осуществить эту благородную задумку: исполнительный директор СРО ООО «Деловая Россия» В.А. Шашко, генеральный директор ОАО «РефОптоэлектроника» А.Д. Сидоренко, проректор Саратовской консерватории В.И. Егоров, проректор СГТУ И.В. Баскаков, директор музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского Г.П. Муренина, старейший мастер по изготовлению саратовской гармоники П. Ф. Текучев.

Музейная экспозиция собиралась по крупицам: в ее основу легли личные фонды семьи Комаровых, например, гармоника-сапожок и уникальная двухрядная гармонь с полутонами, изготовленные отцом Владимира Андреевича, известным саратовским мастером Андреем Сидоровичем Комаровым. Есть в музее и гармоники пикколо, с ними выступал и даже снимался в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева» сам Владимир Андреевич. А еще на стендах с любовью размещены детали, из которых изготавливалась (а теперь уже опять можно сказать – изготавливается) саратовская гармошка с колокольцами, инструменты, которыми она создавалась. "Собирали по закромам и сусекам, - рассказывает Владимир Андреевич, – ведь после закрытия цеха все было растащено». На стенах уникальные фотографии старейших мастеров и музыкантов, за каждой из которой кроется замечательная история. Вот фото С.П. Портнова, бойца чапаевской дивизии, организатора и первого руководителя ансамбля саратовских гармоник ДК «Трудовые резервы», своим ученикам он рассказывал, как В.И. Чапаев плясал под саратовскую гармошку. Вот фото Ю.А. Гагарина на сцене Саратовского театра оперы и балета с гармонистами в 1965 году. А вот – саратовские гармонисты на кремлевской сцене.

…Владимир Андреевич берет со стенда небольшую, нарядно изукрашенную гармонику, разводит меха, ударяет по кнопке басов – и коридоры колледжа наполняются такой знакомой мелодикой, таким неповторимым звонким саратовским перезвоном! Живи, гармонь!

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.