Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 декабря 2019
Сам себе защитник?

Сам себе защитник?

МВД России внесло в Госдуму проект закона о самообороне
Александр Музафаров
12.03.2009
Сам себе защитник?

Новый законопроект предлагает узаконить так называемые отряды самообороны, когда жильцы домов или подъездов организуются чтобы защитить себя от посягательств хулиганов и жуликов.

Появление законопроекта о самообороне говорит о многом. Во-первых, о существенном ухудшении криминальной ситуации в России после начала экономического кризиса. Руководство государства вообще и правоохранительных органов, в частности, как-то старательно избегали озвучивать эту проблему публично, однако теперь все же вынуждены были признать ее, хотя и столь необычным способом.  

Во-вторых, то, что источником законодательной инициативы в данном случае стало МВД, свидетельствует о бессилии наших правоохранительных органов защитить граждан. Гражданам предлагается защищаться самим.  

Надо сказать, законопроект вызывает определенные сомнения в своей необходимости. Дело в том, что и раньше ничего не мешало гражданам создавать такие отряды и защищать свою жизнь и собственность. В том же 1999-м году, на опыт которого ссылаются авторы законопроекта, такие отряды создавались без каких-либо законов и актов. Да и сейчас объединение граждан для самозащиты не запрещено законом. А главным принципом законодательства демократического государства всегда был и остается постулат: «разрешено все, что не запрещено законом».  

Может быть, новый законопроект наделяет объединения граждан для самообороны неким особым статусом, передает им какие-то дополнительные полномочия? Отнюдь!

Что, спрашивается, граждане не имели права делать, до принятия сего мудрого закона? Кому нужно повторение такой, например, прописной истины - «Гражданин вправе в целях самозащиты прав и законных интересов в сфере общественного порядка принимать не запрещенные законодательством Российской Федерации меры»? Получается, либо генералы МВД не знакомы с принципом «разрешено все, что не запрещено», либо признают его действующим и теперь милостиво разрешают гражданам обращаться в СМИ, общественные организации и защищать в суде свои законные интересы.  

Значительная часть нового законопроекта посвящена добровольным народным дружинам. Что в ней нового? Главной проблемой ДНД в современной России является их неопределенный статус – эти структуры не являются официально правоохранительными органами, а потому граждане отнюдь не обязаны повиноваться требованиям дружинника.  

Конечно, дружинник может согласно закону «требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния», но его требование имеет не большую юридическую силу, чем требование обычного гражданина.

Никаких мер для пресечения противоправных действий дружинник по-прежнему применять не вправе. Он может только «содействовать сотрудникам правоохранительных органов» или «применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации», но это вправе делать и обычный гражданин.  

При этом, в случае если дружинник, содействуя сотруднику правоохранительных органов, пострадает от рук преступника на него не распространяются какие-либо льготы или компенсации положенные правоохранителям – согласно закону, действуют лишь «установленные трудовым законодательством для исполнения работниками общественных обязанностей».  

И что же мы имеем в итоге? Мы имеем документ, в котором руководство правоохранительных органов расписывается в неспособности обеспечить безопасность граждан, и предлагает гражданам самим заняться ее обеспечением. Однако, при этом, органы правопорядка не спешат делиться со своими добровольными помощниками даже малой частью своих полномочий и средств защиты. По сути, статус дружинника ничем не отличается от статуса обычного гражданина.  

Между тем, гражданам Российской Федерации хорошо известно, как реагирует наша правоохранительная система в целом на попытку граждан защитить себя своими силами (подробнее об этом в статье «Самооборона без оружия» - http://stoletie.ru/obschestvo/samooborona_bez_oruzhiya_2009-01-22.htm).  

Проблема права граждан на самооборону стоит в стране весьма остро. И что же?  

Вместо решения этого острого вопроса нам предлагают «закон-пустышку», который еще раз декларирует азбучные истины и ни на йоту не изменяет реальную ситуацию.

Представляется ошибочным сам подход руководства МВД к самообороне граждан. Вместо того, чтобы расширить право, скажем, на владение гражданским оружием, изменить правоприменительную практику в делах о самообороне наши правоохранители озабочены тем, чтобы граждане занимались самообороной в организованном порядке, «уведомив органы местного самоуправления, участкового и МЧС».  

Также очень странным представляется внимание к такой архаичной форме содействия граждан органам правопорядка как добровольные народные дружины. Напомним, впервые подобные объединения «для содействия полиции» были организованы в Российской империи в начале ХХ века. Вызвано эта мера была крайней малочисленностью полицейских чинов в империи. Согласно тогдашнему законодательству нормой считалось наличие одного полицейского на 2500 жителей, что далеко не всегда соблюдалось. Так, в начале XX века во всей Калужской губернии служили полицмейстер с помощником и секретарь, три пристава с помощниками, двенадцать околоточных надзирателей, двадцать старших и восемьдесят младших городовых. В Хабаровске число полицейских составляло 30 человек (включая переводчика с китайского и маньчжурского языков), во Владивостоке – 136, в Ростове-на-Дону – 57. Несмотря на свою малочисленность, с преступностью полиция худо-бедно справлялась, но проблемы возникали при проведении массовых мероприятий. Во время печально известной ходынской катастрофы правопорядок пытались поддерживать 200 городовых – число чудовищно большое по меркам того времени, но их усилий оказалось недостаточно. Поэтому, в ходе подготовки к юбилейным торжествам 1913 года, в городах империи были сформированы отряды дружинников, которые помогали полиции поддерживать порядок во время массовых мероприятий. Со своей задачей они справились блестяще, за что были удостоены монаршего благоволения. В Советском Союзе ДНД были впервые сформированы в 1958 году в ходе попытки правительства Н.С. Хрущева сделать правоохранительные органы народными.  

В отличие от современных, советские дружинники имели полномочия близкие к полномочиям сотрудников правоохранительных органов. При этом статус дружинника при задержании преступника фактически приравнивался к статусу сотрудника милиции.

Это касалось также охраны его жизни и здоровья, права на компенсацию в случае ущерба здоровью и т.д. Как и в царское время, ДНД были призваны компенсировать малочисленность низового состава милиции.  

Однако сейчас, когда российская милиция является одной из наиболее многочисленных правоохранительных структур в мире (в 2006 году в структурах МВД числилось 821 268 человек) идея привлечения к охране порядка граждан, к тому же лишенных каких-либо полномочий и элементарной правовой защиты выглядит абсурдной.  

Может быть, руководству правоохранительных органов стоит заняться наведением порядка и улучшением работы вверенного им ведомства, а не пытаться свалить свои проблемы на граждан, у которых в условиях кризиса и так забот хватает? 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Людмила
18.08.2009 14:50
Неоднократно подвергалась нападению в общественных местах также возможны массовые акции со стороны отдельных группировок - поэтому поддерживаю создание народных православных дружин.
Валерий
 При такой числености,как минимум один милиционер,должен сидеть на табуреточке перед подъездом в многоквартирном доме. Охранять наш покой. А где они--ау?

Эксклюзив
10.12.2019
Александр Чекалин
ФИП и издательством «Вече» представлена уникальная книжная серия.
Фоторепортаж
10.12.2019
В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная праздникам и уличным развлечениям в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».