Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024

Реакция синтеза

Олег Сумской
03.03.2005

Чудо-оружие

Конкурентное преимущество западной, особенно, американской политической системы – многосубъектность.

Правительство, силовые структуры, спецслужбы, СМИ, бизнес - не только как источники национального капитала, но и как носители национальных ценностей. Хуже с общественными организациями. Тихо-мирно всевозможные фридомхаузы сеют «общечеловеческие ценности», и плоды не заставляют себя долго ждать – американский народ горячо и конкретно поддержал «активное распространение демократии» по всему миру, большинству все труднее понять, почему, собственно, президент Джордж Буш еще позволяет кому-то «не верить в свободное общество»?

Это свидетельствует о том, что планомерная и кропотливая работа по продвижению идеологических брендов стала одним из успешных проектов западной государственной машины, в том числе ее политической системы. Безусловным доказательством его эффективности является, например, «торжество демократии» на Украине. В Америке в эту работу включены всевозможные «авторитетные эксперты», чье мнение может не совпадать с официальной позицией, но в рупоре СМИ оно становится сначала «общественным», и если обкатка прошла удачно – государственным, – этакая система тестирования и направления сознания.

Согласованность действий великолепна. Последний пример – заявления Сороса об удручающем состоянии демократии в России и, как следствие, невозможности ее членства в G8 , и одновременное появление доклада спецслужб о существовании риска кражи (или продажи!) ядерного оружия с российских складов. Неутешительный вывод, который предстоит сделать мировому сообществу на основании этих «фактов», речь о которых, на самом деле, не ведется, очевиден: Джордж Буш на встрече с Владимиром Путиным должен был бы «поставить вопрос о приверженности демократическим ценностям», а в качестве конкретного подтверждения этой приверженности потребовать проведения международной инспекции на российских ядерных объектах.

Реалии отечественной политической системы – отсутствие «широкого спектра мнений», заключенного, безусловно, в жесткие рамки, гражданского общества – позволяют многим говорить об «информационной закрытости Кремля», «авторитаризме» и т.п. Наша практика «утечки информации» из околокремлевских источников по эффективности не сравнима с американской не только по силе воздействия на мировое, но и на российское сообщество. Разумеется, одна из причин – разница в масштабах влияния («раскрученности», личного капитала…) фигур, скажем, Андрея Илларионова и Джорджа Сороса.

Но, что важнее, ни Сорос, ни Збигнев Бжезинский, ни прочие «эксперты», не являются действующими чиновниками, не получают за свои высказывания государственного жалования, и, следовательно, формально независимы. Это ключевой момент в восприятии подобных персонажей, которые являются в изрядной степени образами, брендами, созданными по технологиям шоу-бизнеса. Сорос – известный филантроп, богач, может себе позволить иметь собственное мнение, Бжезинский – выдающийся политик «на отдыхе». Если они уж за что и борются, что-то отстаивают – то только «чистые» идеи…

Итак, основной способ создания и продвижения идеологии – спланированная, организованная совместная работа государственных структур и «независимых» лиц и организаций (куда входят, разумеется, и «независимые» СМИ). Идея – «свободное общество» - установлена на самые совершенные «средства доставки».

Поиск идеи – это конкретная работа

Многие говорят об отсутствии сегодня в России объединяющей национальной идеи.

Говорят так часто и охотно, что сама эта идея представляется уже чем-то отвлеченным, чем-то, что должно снизойти к нам извне, как, кстати, и было в случаях с коммунизмом и либерализмом.

Но что такое явление подлинно национальной идеи, как не гигантская работа всех без исключения творческих сил общества? И как любая другая работа она должна быть организована и оплачена! Если угодно это – процесс, все участники которого должны видеть для себя смысл и выгоды, то есть все прозрачно, конкретно, рационально. Пусть смыслом будет само участие в работе, пусть выгодой для отдельных людей станет самореализация в рамках проекта. То, что вложат люди в такую работу, и есть необходимый ресурс – вера в будущее страны. Очевидно, что инициатором и координатором процесса должно выступать государство, при этом конкретные планы могут составляться и реализовываться отдельными субъектами.

Однако применительно к нашей политике возникает ряд вопросов:

– Есть ли у нас в наличии значительные политические фигуры, способные (и желающие!) выполнять роль «независимых экспертов»?

– Насколько критично явное отсутствие влиятельных неполитических (!) организаций?

– Способно ли руководство страны обеспечить эффективное взаимодействие не только внутри Думы и правительства, но и в значительно более широком формате?

– Более того, готово ли наше руководство сменить парадигму собственного существования, делегировав часть полномочий, например, по формированию общественного мнения, «независимым» субъектам?

– И самое важное – как обеспечить взаимное доверие всех участников процесса?

Мораль и ядро нации

Кризис доверия, крайняя разобщенность – такова ситуация в нашем обществе и государстве. Их разложение уже невозможно остановить силой, ибо последует очередная мягкая революция. Не объединит нацию сейчас и великая цель - нет в народе веры в «светлое будущее». Объединить может только общая мораль.

Но как? Иерархия общественных ценностей искажена. Нет ясного морального ориентира, самим фактом своего существования структурирующего хаос. Понятно, что должна существовать некая общепринятая разница между субъектами общественных отношений. Можно заняться классификацией по типу: источники моральных ценностей (религиозные организации, выдающиеся религиозные и культурные деятели) - носители моральных ценностей (государственные, образовательные, культурные и общественные организации) – потребители моральных ценностей (политические и коммерческие организации).

Но каким образом добиться признания иерархии всеми? Нужен «власть имеющий». Нет царя, как помазанника Божья. Нет руководящей и направляющей КПСС. Русская Православная церковь, обладающая грандиозным авторитетом, справедливо не стремится выступать в качестве субъекта общественных отношений, ибо она больше, чем общественная организация. Итак, для восстановления доверия между обществом и властью, властью и политическими партиями, и далее на всех уровнях общественного и государственного устройства, совершенно необходимо наличие общественной организации, обладающей безусловным моральным авторитетом!

Моральный базис общества, получив однозначную и явную поддержку государства, должен быть оформлен в виде мощной неполитической структуры, не обладающей реальными властными полномочиями. Такая организация, набрав силу, в политическом плане будет являться незаменимой опорой государства и гарантом стабильности политического курса, в идейном же – генератором и носителем национальной идеи, по сути – ядром нации.

В обществе должна произойти смена элит, нынешнюю политико-экономическую, материалистическую, должна потеснить новая элита – идеалистическая. Но возможно ли это, чтобы люди, получившие в свое распоряжение ресурсы страны в силу, так скажем, широты взглядов, прониклись общей моралью? Какие усилия должно приложить государство для того, чтобы внушить им эту непонятную пока мораль, да и где он, этот моральный сухой остаток? Кто и где они, эти образцовые люди, эта соль земли, есть ли?

Детский вопрос

Среди всех нелепостей, несправедливостей и кошмаров нашей жизни есть ужас в превосходной степени. Ужас с большой буквы, о котором знают все. Чтобы было не так страшно и стыдно, мы нейтрально называем его демографическим кризисом. Говорим «кризис» – и видим всего лишь цифры, не замечая смерти стариков, наркоманов и алкоголиков. Все это очень больно и стыдно. А еще есть смерть детей. Миллионы абортов ежегодно – миллионы погубленных малышей! Миллионы опустошенных во всех смыслах , не способных, да и не желающих более рожать молодых женщин. Миллионы детей, брошенных родителями в детских домах, а то и просто на улице…Бесчеловечное, равнодушное отношение к детям – их рождению, воспитанию и судьбе, вот самая зловонная язва общества. С ее лечения и должно начаться нравственное оздоровление, поиски морального ориентира.

И здесь общественная мысль делает привычный ход – впадает в ступор при мысли о необходимости государственной инициативы. Неужели кто-то всерьез еще может думать, что этим должно заниматься государство, у которого и до собственных-то интересов в виде налогов и имущества только-только начинают доходить руки? Не настало ли время рождение и воспитание детей исключить из прямых государственных функций, передать эту часть работы тем, у кого это лучше получается? А государство пусть помогает материально.

Программы стимулирования рождаемости, помощи приемным родителям, семьям, в том числе многодетным, должны создаваться не в правительстве и не в Государственной думе, их должны писать сами родители и широко предъявлять обществу. Такие программы должны обсуждаться в самом широком формате. Это работа, которую невозможно сесть и сделать, ее надо двигать постоянно и целенаправленно, это циклические процессы «планирование-исполнение-контроль». В общем, это – обычная управленческая деятельность, невозможная без создания соответствующей организации. Создание такой организации есть насущнейшая государственная необходимость. Спасение детей – вот безусловный нравственный императив.

Перед нами стоит пусть грандиозная, масштабная, но вполне решаемая прикладная задача. Успех на этом пути – это выход из демографического тупика, сплочение всех слоев общества, повышение конкурентоспособности политической системы, спасение народа и государства. Это наш моральный долг, и наша сила – в следовании ему.



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.