Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 ноября 2018
«Просветить — значит вооружить»

«Просветить — значит вооружить»

О лучших изданиях русской провинции
Станислав Минаков
21.07.2016
«Просветить — значит вооружить»

Проявилась внятная и важная тенденция русской культурной жизни, которая немыслима вне словесности: провинция, о которой историк В.О. Ключевский говорил, что «центр России находится на периферии», берет спасительные рычаги в свои руки. С земским прищуром и остаточным недоуменьем провинция взирает на вавилонский блуд столиц и не спешит, “задрав штаны”, немедленно бросаться вдогон.

Провинция — по-своему инертна и консервативна. И в этом есть надежда на здоровье.

В значительной мере устав от ожиданий, что в центре «сменится парадигма», поняв, что в нынешних столичных журналах и в целом в СМИ отыскивать нужное и важное становится весьма затруднительно, провинция сама начала формировать круг чтения, ясно понимая, зачем и на какую именно аудиторию рассчитаны ее усилия.

Провинция теперь предлагает альтернативу центру. Вспоминается высказывание столичного, питерского жителя, но и провинциала Федора Достоевского: «Последнее слово скажут они же, вот эти самые разные власы, кающиеся и некающиеся, они скажут и укажут нам новую дорогу из всех, казалось бы, безысходных затруднений наших. Но Петербург не разрешит окончательно судьбу русскую».

Думается, трагизм современного мира заключается в катастрофическом неумении видеть разницу между прекрасным, красивым и красивеньким, а то и безобразным, когда утрачиваются самые органы восприятия прекрасного, без которых существование становится безблагодатным, если ты, конечно, не разделяешь ценностей так называемой “успешной голливудизированной жизни” меньшинства.

Сегодня нарастает раскол между жизнью благочестивой и неблагочестивой, и в этом расколе практически нет так называемой середины. Общаясь с падшим миром, невозможно остаться чистым от греха. Но заострим: либо ты собираешь, либо расточаешь. Потому что — “какое согласие между Христом и Велиаром?”, как вопросил апостол Павел во 2-м Послании к коринфянам (6, 14—15).

Либо ты — с Богом, либо — против Него.

* * *

В последние годы в поле моей личной причастности как автора, а то и члена редколлегии, соучастника и доброхота оказались несколько новых для меня региональных изданий. В частности, художественно-литературный журнал для детей, родителей и педагогов «Введенская сторона» (Старая Русса, редактор Николай Локотьков), литературный журнал «Симбирскъ» (главред Елена Водкина (Кувшинникова), литературно-художественный, научный и историко-просветительский журнал родины Василия Шукшина «Бийский вестник» (главред Виктор Буланичев), журнал Саратовской митрополии «Православие и современность» (зам. главного редактора Марина Бирюкова), журнал о делах милосердия «Добродетель» Белгородской Марфо-Мариинской обители (главный редактор Наталия Дроздова). Сюда я отнес бы и новый московский литературный журнал «Человек на Земле», который хоть и привязан территориально к месту выхода, однако представляет собой журнал авторский (главный редактор и издатель Татьяна Сурганова).

Некоторые из этих изданий денежное вознаграждение авторам за публикации выплачивают, некоторые такой возможности не имеют. У некоторых наличествует интернет-версия в виде журнального сайта или даже публикаций в формате pdf, как, скажем, у «Человека на Земле», у иных же — сетевой версии нет. Всем им, без исключения, присуще «дум высокое стремление», все они, и это признак подлинности, несут на себе отпечаток личности главного редактора, что объяснимо, поскольку иначе быть не может.

Все они, с территориальными духовно-интеллектуальными точками отсчета, не ограничиваются лишь своими регионами. Весьма широк как их круг авторов, так и круг распространения. Нередко это вся Россия и более того.

Надо сказать, что и определение «провинциальное издание» теперь, в эпоху новейших коммуникаций и интернет-связей, в общем и целом, устаревает.

* * *

В Белгородском государственном литературном музее состоялось примечательное событие: презентация 1-го номера духовно-просветительского альманаха «Возвращение». Создатели альманаха рассказывают, что зарождалось «Возвращение» в лоне международной научно-практической конференции «Серафимовские чтения», которая проходит в Ракитном и уже много лет собирает видных ученых — историков, филологов, политологов, богословов, деятелей культуры и искусства, журналистов.

Альманах «Возвращение», с прекрасным рублевским Спасом на обложке, говорит (молится, кричит и повествует) о будущем России, о ее месте в мире, о необходимости возвращения в нашу жизнь исторической и духовной памяти, о важности сохранения и развития нашей самобытности, о воспитании уважения и любви к русскому народу и его великой истории и культуре.

Содержание альманаха составляют научные статьи, публицистика и произведения художественной литературы, сочинения святых отцов, письма, молитвы, живопись. Альманах этот личностноцентричен, то есть отправлен в жизнь, к читателю неравнодушным человеком — издание собрал и осуществил настоятель Свято-Никольского храма, благочинный Ракитянского округа Губкинской епархии, руководитель Духовно-просветительского центра «Во имя архимандрита Серафима (Тяпочкина)», редактор альманаха, протоиерей Николай Германский. Батюшка — из святого русского места, где близ алтаря Никольского храма, под дубовым крестом, с 1982 года покоится старец Серафим (Тяпочкин), служивший в этом храме с 1961-го.

Этот альманах можно было бы отметить и девизом «не могу молчать», поскольку речь сегодня идет об очень важных проблемах: и о личном спасении, и о спасении Отечества и, если угодно, всего земного шара, сколь ни пафосно это прозвучит.

В преамбуле альманаха о. Николай Германский напоминает о глубинной мысли, которую несет в себе «Притча о блудном сыне: «Эта притча может стать великим назиданием всякому человеку, призванному в этот мир, и помочь ответить ему на главные вопросы бытия: как быть и что делать для того, чтобы вернуть в сердце потерянный рай».

Протоиерей Николай Германский понимает миссию своего альманаха в просветительстве. Это многозначное слово он считает ключевым словом эпохи. Поскольку «просветить — значит вооружить». А вооружаться в духовном плане сегодня необходимо, поскольку на нас ведется непрекращающееся наступление.

Во вступительном редакторском слове о. Николай возвращает нас к мысли, что Россия управляется не столько людьми, сколько десницей Божией, охраняющей и сберегающей нашу Родину для чего-то очень важного.

Словно установив острие внутреннего духовного циркуля в точку своего сердца, а географически в Ракитном, отец Николай проводит второй ножкой циркуля сколь угодно огромные, вселенские круги в пространстве и времени, куда попадает многое и разное, но выстроенное автором альманаха и отобранное, пристально просеянное.

В разделе «Русская мысль» читатель найдет материалы известных публицистов и мыслителей, о которых красноречиво и программно говорят названия: Дмитрий Володихин «Мы русские»; Василий Ирзабеков «Русский язык как Евангелие»; филолог Владимир Аннушкин «Служение Слову и русскому языку в жизни церкви и общества»; прозаик Николай Коняев «Побег из рабства дьявола». В этом же разделе помещены статьи Виктора Тростникова и Владимира Блохина.

В разделе «Цивилизация» найдем статью Виктора Аксючица «Национальный образ России». Сжатый и очень интересный обзор русской славянофильской мысли «Слово о русском консерватизме» доктор исторических наук Аркадий Минаков завершает мощными предостерегающими суждениями:

«Исторический опыт показывает, что парадигма верховной власти, которая обращается к консервативно-патриотическим ценностям лишь в моменты смертельной для нее опасности, войн и революций, и, напротив, максимально их ограничивает, а то и подавляет в относительно спокойные для нее периоды, крайне опасна, более того, в определенных условиях чревата социальной и национальной катастрофой».

«История, возможно, учит, — пишет профессор Воронежского государственного университета. — Но она точно сурово наказывает за невыученные уроки.

Представляется, что один из таких важных уроков, которые необходимо извлечь из русской новейшей истории, — это осознать роль и значение консерватизма в сохранении и развитии общества, его морали, культуры и государственности. Какие из этого последуют выводы — еще предстоит решить».

В этом же разделе размещена и статья о. Николая Германского «Россия и судьбы мира». Описав цивилизационные адовы вызовы — от нацизма и коммунизма до неолиберализма, с его ложью о «демократии и свободах» — не пройдя мимо духовной войны против Русского мира, которая нынче ведется на территории бывшей Украины, автор утверждает, что «сегодня Россия стоит на Голгофе, распинаемая врагами Христа. И если мы духовно сплотимся и не разбежимся “страха ради иудейского” и сможем воззвать к Нему, как некогда благоразумный разбойник, и принести Ему достойное покаяние, то, может быть, тогда, вдохновляемые Его распятием и воскресением, мы найдем в себе силы сказать последние Его слова на Кресте: “Господи, прости их, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23, 34)».

В разделе альманаха «Вера и верность» обращаем внимание на статью Марии Волковой «Последние времена» и сочинение архимандрита Рафаила Карелина «Человек — загадочное существо». В разделе «Молитва» представлены произведения митрополита Антония Сурожского, а в «Родных именах» читателям предложены труды свт. Николая Сербского и философа Ивана Ильина. Немыслим был бы ракитянский альманах без материалов об отце Серафиме (Тяпочкине), а раздел «Письма» знакомит нас с текстами старца Паисия Святогорца и преп. Силуана Афонского.

Альманах дает на своих страницах и место разделу «Книжная полка», с рассказом А. Чехова «Студент», стихами в прозе И. Тургенева, рассуждениями Петра Калиновского о смерти.

И современным православным стихотворцам — Наталье Дроздовой и Татьяне Дашкевич — нашлось место в альманахе.

Завершает 170-страничное издание прекрасная цветная подборка, вернисаж живописи Александра и Ирина Ворошилиных. Воистину современной, с новым языком, и православным по духу.

Следует отметить также высококультурный дизайн и верстку альманаха, прекрасную полиграфию. И в этом провинция сегодня столицам не уступает. Скажем и слова благодарности благоустроителям, жертвователям и доброхотам, без которых мы этого издания не увидели бы.

Надеюсь, что близки те времена, когда и альманах «Возвращение» и в целом такого рода издания (включая вышеперечисленные) мы увидим в финансовых и организационных программах федеральной поддержки. Пока «святы места» заняты, увы, чем-то другим.

Будем надеяться, что у современной русской провинции есть, что предъявить миру и чем оправдаться перед Господом на Страшном суде. Что и «человек на Земле», и сама земля русская будет спасена — через возвращение.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Людмила вдова героя ВОВ
25.08.2017 13:14
Хорошо, что где=то есть духовная жизнь. А вот в Хабаровской епархии... Посмотрите на лицо Владимира. Верю всему, что пишет о неи Андрей Кураев. Но за что же мы так наказаны, ведь у нас здесь и так тяжело и так наказать совершенно жутким епископом.
Н. О.
17.08.2016 10:51
Не зря говорят, что во всём есть провидение Божие. С утра по радио "Россия" слушала интервью о. Николая Германского о выпуске и презентации альманаха " Возвращение ", на котором месяца два назад совершенно случайно, по доброму стечению обстоятельств оказалась, и с глубоким и пристальным вниманием всё естество моё внимало этому духу глаголющему. В те моменты, в достаточно затемнённом зале Литературного музея, казалось было настолько тепло и уютно от радушного свечения этого необыкновенного человека, что ничего и никого вокруг не существовало для меня более, оттого что душа влеклась в глубину мыслей и слов мудрого старца. Духовный стержень и костяк веры его чувствуются закалённее стали, но в то же время некая бестелесно-воздушная мягкость и обволакивающее сознание и душу тепло радушия к людям настолько делают уютным и по-отечески родным его, что в его присутствии и тёмно-зелёный зал приобретает совсем иные оттенки, меняются волны и даже хаотичные вихри чужеродных энергий, словно усмиряются под мощным, но очень мягким воздействием и распространением тонкого света. Ещё года три назад, вроде бы, я видела отца Николая немного другим, более вовлечённым сердечно в людей, видела на одной из презентаций его книг в храме Св.Мч. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Там вовлечённость сердечная, материнская, спустя время, на презентации альманаха она ещё более сильна, но духовная более, отеческая, не строже, но с ощущением мощи осевой, концентрированной сути, когда любовь к детям своим уже в больше степени не только умиление и доброта к ним вселенская, но когда дух просвещения, светоч его и слепцам старается отверзнуть очи, настолько более углубленно и мощно происходила эта подача.

Радио, включаемое с самого утра, как правило, бубнит что-то до вечера, но в этот раз голос вещающий привлёк внимание сначала своим неторопливым, но ясным темпом и ритмом, а со второго прохода мимо и пониманием знакомых ноток в интонациях, остановило вовсе и приковало вниманием до конца беседы. Выступлением Германского можно слушать, забывая про любое помещение, про стул на котором до этого было неудобно, про всё вокруг, вслушиваясь так, как дети всматриваются в глубины бездонных колодцев Небес, словно возвращаясь в некое понимание пантеистического восприятия мира и природы, простого естества всего вокруг, аутентичного душе очищенной и поэтапно просветляемой, духовно и любовно окормляющей чад Господних, врученных ему по великой прозорливости и благословению Отца нашего Небесного. Так чувствуется, так ощущается...

Дослушав радийное выступлением, мельком бросив взгляд на альманах, подаренный на презентации, но ещё не до конца осиленный, к стыду своему, вернулась к чтению статей С. Минакова, которые открываются мной не по порядку, но по названию, притягивающему моё сознание на данный момент. Наиболее актуальным и созвучным мне на этот момент, показалось следующее: " Просветить - значит вооружить... ", можете представить моё, до сих пор, непроходящее удивление сему совпадению, но в случайности я никогда не верила. В ушах ещё звук голоса отца Николая, на внутреннем экране монитора всплывают и неизменно стоят его образы и добрая отеческая улыбка, неизменно кажущаяся очень родной, пред взглядом глаз физических статья об альманахе, а на моём письменном столе, средь груды и вороха других книг и журналов, но под ликом " Семистрельной " и "Остробрамской " почивает сам альманах со светлым авторским автографом. Вот такое светлое и чудесное начало дня, сам Бог улыбается с Небес, несмотря на пасмурности нашей погоды.

Соглашусь, с каждым ёмким и точным определением в статье, с каждым настолько точным попаданием сравнительным и цитатами, как нельзя лучше, подходящими к проблематике озвученных вопросов.
О спонсировании на гос.уровне остаётся, конечно, только радеть, мечтать и неустанно надеяться, и это, к сожалению, не пессимизм взгляда на данный момент, но скорее объективные реалии.
А просвещение, пища духовная для народа и нации, каждой отдельно взятой личности, тот хлеб насущный для наших умов, сердец и сознаний, который всячески душит гидра грубого и циничного материально-нахрапистого, ненасытно-стяжательствующего, извращённого до нельзя капитализма. Насаждение в умах вялых и духовно не укреплённых, расслабленных и рыхлых, практически атрофированных для духовных стремлений, не то что работы, насаждение идей жратвопотребительства и кайфоудовлетворительства шагает по России-матушке семимильными шагами развращая, порабощая и захватывая самые благодатные почвы сознания, ведя каждый день идейно-рекламную, популяризаторскую борьбу со всеми просвещающими, подменяя духовные и культурные ценности, посредством очень хитрых техник и метод манипулирования, на мрак невежества в паутине которого барахтаются хорошо управляемые рабы кукловодческих монополий.

" Чтение, вот лучшее учение " - лозунг давно забытый и отвергнутый в угоду постоянно-неустанного самоугождения всего плотского конгломерата чувств, но питание ума, души, сердца невозможно теми продуктами, которые на нас щедро вываливают НЛПишные популяризаторы и зомботехнологи. Лампады духовные ищут и стяжают, пока не угасли они, света духовного, света Отеческого, чистого и бескорыстного, безусловного и ничего не требующего в любви Своей.

Создание подобного альманаха и его точное название " Возвращение" - возвращение к Свету и источнику души своей, Отчему Дому, изначальной чистоте и духовному знанию, утончению грубого в человеческой природе, посредством просвещения его, наполнения всякой потенциально-светоносной лампадки маслом духовной мысли и сознания, ради Света и возвращения к источникам Его... Такой, такой и даже большей видится и кажется мне заявленная и поставленная планка просветительски-подвижнической идеи и работы альманаха, мощная цель и вектор его развития и движения. Духовных сил в нелёгком противостоянии и борьбе со спрутом невежества и мрака, нависающего пред рассветом новой эпохи знания и просвещения желаю всем людям, которые несут в своих делах, умах, душах, в самих тёплых и светлых лампадах сердца,  идеи и духоносные светочи Просвещения.
Эколог
01.08.2016 20:34


  Русь-Россия через войны отстаивала свою самоидентификацию, уникальную культуру, язык, уникальный  культурно-исторический тип, духовность(дух с душой)-уникальная духовная составляющая Идеи, а Идея народа, пережившего природные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, изменение климата-обязана содержать экологическую составляющую Русь-Россия в огне-пожарах, дыму, в наводнениях, неурожаях, через техногенные и природные катастрофы, войны с ворогами за свою территорию и духовность - человеческими жертвами и мучениями, - а значит легитимна, выстрадала  свою Народную Идею:"Устроение духовной экологической Державы-цивилизации, основанной на социальной ответственности, социальной обязанности, социальной справедливости для всех как неотвратимость воздаяния за деяния ".

P/S   в "Народный проект" вошли  -  дипломные и курсовые работы - экономист, политолог,эколог(дипломы МГУ им. М.В.Ломоносова), юрист(Московская Академия экономики и права) -все права защищены Полный печатный текст  проекта :"Народная Идея"  72стр.- формат А-4  
                                                                                     Желаю здоровья лично Вам и  всем жителям планеты Земля. Будьте всегда рядом с теми, кого любите, дарите им тепло Вашего общения. Ведь это самый экологичный -дух с душой  подарок!

Хведир
23.07.2016 11:27
А вы видите, как "хлебают общечеловеческие ценности" "на Вкрайини мылий"? Аж гай гудэ.
И никто не прозревает. И большой кровью всё обернется.
И.Е.
23.07.2016 11:24
1. Война против русского мира ведется не только на территории современной украины. Она была раскручена еще в 90-е  в самой России. Прежде всего, в столицах и мегаполисах типа Свердловска, Новосибирска и др. потому, вероятно. так наз. провинциальные города меньше затронуты этой заразой. Но... еще не вечер... Подрывная работа ведется. На стариков через ТВ, на молодежь через инет.
2. Не поняла:  в чей адрес нам предстоит после покаяния повторить Христовы слова "Господи, прости, ибо не ведают...". Это кто же "НЕ ВЕДАЕТ"? Еще и как ведают!
3. "Не могу молчать" - дело, конечно, хорошее. Однако не слишком ли много говорим, говорим, говорим, пишем о необходимости духовного возрождения? Бвть может, иногда полезнее и помолчать. В конце концов, те, кто не внемлет призывам к возрождению, должны досыта нахлебаться "общечеловеческих ценностей". Авось тогда протрезвеют.
Валентина
22.07.2016 6:41
Как же отрадно читать такие тексты! Ибо душа устала от нестроений окружающего мира... И как было бы отрадно, если бы такие издания, как альманах "Возвращение", можно было бы видеть на прилавках книжных магазинов!
Наталья ПОДЛУЖНАЯ
21.07.2016 23:46
Познавательно. Спасибо! Не думаю, что только религиозное просвещение способно позитивно влиять на умы, души и сердца. На мой взгляд всё зависит от личности просветителя. Разве мало священнослужителей, которые только на словах с Богом? И всегда были просветители, которые вообще придерживались атеистических взглядов. Однако их просветительская деятельность имела благие результаты.
Лариса Ч.
21.07.2016 22:09
СВЕТ! По-настоящему болит душа за Россию. "Либо - ты с Богом, либо - против Него", вспомнила  слова А.Цветаевой: против  Бога только самоуверенный глупец.
Игнат
21.07.2016 17:49
Наверное, это закон жизни, что вот такое, подлинное, хранится и пробивается в глубинке, через тернии, а то и сквозь толщи бетона, а столицы гниют и миазмами отравляют всё.
И это нужно единицам, отцам Николаям и им подобным, а большинству не нужно ничего кроме жвачки и зрелищ.
Ирина Ушакова
21.07.2016 16:37
А самарский журнал "Духовный собеседник"? Редактор - архимандрит Георгий (Шестун). Высочайшего литературного уровня издание, важное в историческом плане.
А "Смоленский край"? Тоже достойное издание.
Столицы отдыхают,стало быть.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
12.11.2018
Беседа с известным философом, исследователем русской духовной традиции.
Фоторепортаж
02.11.2018
Подготовила Мария Максимова
В Музее современной истории России открылась выставка «Энергия созидания: 100 лет комсомолу».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».