Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 апреля 2024
Преодолевая рознь мира сего

Преодолевая рознь мира сего

О духовно-просветительском цикле певицы Лины Мкртчян «Возвращение на Родину»
Ирина Ушакова
25.01.2016
Преодолевая рознь мира сего

Вот уже более 16 лет лауреат Пушкинской премии Лина Мкртчян ведёт духовно-просветительский цикл «Возвращение на Родину».

Редкое в современной мировой музыке контральто Лины Мкртчян звучало в Большом и Малом залах Петербургской филармонии, в Капелле и Эрмитаже Петербурга, Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Третьяковской галерее, Домском соборе Риги, Больших залах Киевской и Минской филармоний. В Париже выступления Лины Мкртчян, по своей значимости, сравнивали даже с концертами Фёдора Шаляпина.

Известная певица исполняет замечательные произведения – от русской духовной музыки и лауд (итальянских духовных песен XIII века) до величайших музыкальных шедевров XIX и XX вв. на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, А.К. Толстого, Марии Петровых, Есенина, Рубцова.

За эти годы в благотворительных вечерах цикла «Возвращение на Родину» участвовали многие наши выдающиеся соотечественники: митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин), епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин), протоиерей Геннадий Беловолов; писатели Валентин Распутин, Василий Белов, Станислав Куняев, Юрий Лощиц; художник-монументалист Алексей Артемьев, литературный критик Валентин Курбатов, доктор искусствоведения Вячеслав Медушевский, литературовед Сергей Небольсин и многие другие – думающие, болеющие за Россию, подлинные аристократы духа.

Вечера эти не клубного характера, каждая из встреч – академически выверенная и одновременно по-домашнему тёплая, с полноценной программой-сценарием, включающей в себя гармонично подобранный киноэпиграф, вступительное слово ведущей, выступления героев цикла.

Вот темы нескольких вечеров: «Сербский рождественский вечер. Великий Негош и Славянская Душа»; «Неоконченная война. К 100-летию Первой мировой войны»; «Русский Космос. 180-летие Д.И. Менделеева»; «”…Звезда с звездою говорит”. К 200-летию М.Ю. Лермонтова»; «Русское Богатырство. Вечер, посвящённый преподобному Илье Муромцу и “Слову о полку Игореве”»; «Североморский вечер. Духовные сокровища Русского Севера и наша стратегия в Арктике»; «Носители духовного меча. 160 лет Л.А. Тихомирову, 130 лет И.А. Ильину, 60 лет со дня кончины И.Л. Солоневича»…

Присутствующие на этих встречах знают, какое высокое духовное напряжение царит в Белом зале московского Дома кино, где проходят вечера цикла, как дорого вдруг становится всё то, что с величайшим трудом созидали для нас предки. А когда узнаёшь о людях, чьими трудами, кровью, молитвами созидалась русская слава, невольно начинаешь соизмерять свою жизнь с их жизнью. Наши встречи, наше «Возвращение на Родину» – это и размышления, как справиться с бедами, нависшими сегодня над Россией, и соборная молитва…

Помнится вечер трёхлетней давности, посвящённый великим русским святителям. Наименован он был по названию выдающегося произведения М.П. Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой», поскольку время первых русских святителей стало именно таким рассветом. Гостями вечера тогда вспоминались труды и Патриарха Гермогена, и Патриарха Тихона (Беллавина), и Патриарха Сергия (Страогородского), и памятного нам Патриарха Алексия II, к коему многие из наших современников обращаются как к святому человеку...

Предметом глубокого разговора о русской духовности тогда стала рублёвская «Троица», которая и сегодня остаётся для нас загадкой.

Настоятель Кафедрального Богоявленского собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин, говоря о шедевре Рублёва, отметил: «Век Просвещения не смог без Бога просветить человечество. До такого просветления, которое родило “Троицу”, культура ни до, ни после Андрея Рублёва не поднималась».

Отец Александр, говоря о состоянии человека-творца, создающего такие шедевры, как «Троица», напомнил нам: «Чтобы спасаться, надо уметь созерцать». «Троица», возможно, стала своеобразным маяком на духовном пути Руси-России, освятив затем подвиг преподобного Сергия Радонежского и святого князя Дмитрия Донского.

Зрители и слушатели цикла всегда могут задать свои вопросы учёным, писателям, священникам, участвующим в вечере. На одном из вечеров, отвечая на вопрос зрителей о том, как мириться с тем, что жизнь современного общества расходится с установленными Богом законами бытия, иерей Владимир Соколов ответил: «Картина современного мира всё больше искажается, поэтому её нужно постоянно уточнять через молитву и чтение Евангелия. Сохраняя целомудрие – гармонию внутри себя – мы сможем смотреть на мир глазами Христа. Но для этого нужно постоянно читать Евангелие».

Помнятся ещё слова философа и богослова Виктора Николаевича Тростникова о том, что сегодня, когда происходит великое переселение народов, схожее с переселением V–III веков, нам важно понять, кто мы в этом мире. На вопрос, что значит сегодня быть русским, православным, он ответил строками Михаила Исаковского:

Желанья свои и надежды

Связал я навеки с тобой

С твоею суровой и ясной,

С твоею завидной судьбой.

«Русская песня восходит к былине. Былина – к молитве, – говорил на одном из вечеров, посвящённых Сергею Есенину, протоиерей Леонид Сафронов из Вятки. – Может ли вместить эти четыре строчки человек с чёрствым сердцем или не любящий Россию:

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли…

А поэта убивают, потому что не могут вместить эти четыре строчки».

Цикл «Возвращение на Родину» нынешнего, XVI сезона, начался с вечера, посвящённого великим педагогам С.А. Рачинскому, К.Д. Ушинскому, А.С. Макаренко. Духовник Алексиевского монастыря протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Леонид Сафронов (Вятка), Старшина Московского купеческого общества А.Д. Коншин-Рачинский, действительный член Академии педагогических наук, автор сайта «Правда об А.С. Макаренко» Р.В. Соколов говорили о том, что можно сделать, чтобы сохранить традицию русской школы.

Декабрьский вечер цикла, завершавший минувший 2015 год, был посвящён философу Григорию Сковороде и будущему евразийства. В вечере участвовали писатель и философ В.И. Карпец, заместитель главы телеканала «История» В.Г. Савичев и представители Президиума молодёжного отделения Евразийского движения в России.

Ведущая цикла Лина Мкртчян так характеризует личность философа: «Одни говорят, что Григорий Сковорода – это русский Сократ, другие говорят, что это харьковский Диоген, третьи, что это рационалистический мистик, воистину первый русский философ в точном смысле этого слова. А может Пётр Могила, а может автор «Слова о полку Игореве» Ходына… Были также люди, называвшие его первым славянофилом – тайным отцом славянофильства. И это для нас очень существенно в контексте евразийства. Всё это верно, но Григорий Саввич был ещё изумительным певцом. Два года он пел в Придворной императорской капелле. Писал на немецком, латыни, греческом, древнееврейском и, разумеется, знал малороссийский диалект. Писал и говорил он на почти не искажённом старославянском языке, который и был русским языком XVIII века».

Даже посвящённые одной личности, эти встречи всегда охватывают огромное философское и историческое пространство, принимая в эту орбиту и сегодняшний день. Говоря о Г. Сковороде, правовед, специалист по истории государства и права, истории политических учений, кандидат юридических наук В.И. Карпец, отметил: «Аналоги Григория Саввича как бродячего философа-наставника мы можем найти на Русском Севере, в старообрядческой, великорусской традиции в большей степени, чем в малороссийской. Григорий Саввич ближе, быть может, к поморским наставникам, чем к малороссийскому духовенству, очень сильно окатоличенному. Украинским он может называться только потому, что родился и жил на Слобожанщине, которая в те времена и называлась Окраиной. А всё остальное – или Малороссия, или Новороссия, возникшая при Екатерине Великой. Даже на польских картах 1920-х гг. население нынешней Украины называлось русинами. Русин противопоставлялся поляку (католику), другого деления не было».

Говоря о евразийстве, выступавшие не обошли князя Евгения Николаевича Трубецкого, прозорливо глядевшего в наш день. Историк культуры, африканист, путешественник Максим Александрович Емельянов-Лукьянчиков напомнил нам мысль Трубецкого о том, что в Российской империи в XVIII – XIX вв. уже существовал раскол между европеизированной аристократией и русским народом, и революция 1917 года – это еще и ожесточённый порыв народа скинуть с себя чужие и чуждые формы и привилегии не своей культуры. Однако Трубецкой не поддерживал большевиков и говорил, что коммунизм и социализм – это ещё более разрушительные явления, чем то, что они смели.

Напоминая мысль Трубецкого, что «европейцы только самих себя называют человечеством, свою культуру общечеловеческой, а свой кровавый шовинизм космополитизмом», М. Емельянов-Лукьянчиков сделал вывод:

«Никаких общечеловеческих ценностей не существует. Есть только разные названия, допустим, глобализация. Трубецкой призывал отказаться и от либерализма, и от социализма, и от нацизма, повернуться лицом к русской традиции».

О чём же будет очередная встреча цикла «Возвращение на Родину», названная «Святые русские пророчества. О расколах, революциях, культуре…», что состоится 28 января 2016 года? Создатель и ведущая Цикла Лина Мкртчян так определяет тему: «У каждого из нас своё мыслительное начало русской катастрофы… У одних от великого и страшного раскола XVII века, у других – от Петра I или от трагедии 1861 года… А может, ещё раньше? Может всё началось с XV века, когда из хазарских земель пришёл на Русь Святую Схария? Ведь до сих пор есть ещё даже в православной среде люди, убеждённые в том, что всё началось в 1917 году и что виноват во всём, конечно же, Царь -Мученик, преданный всеми, страдалец наш Николай Александрович! Как расколы и революции влияли на культуру, на Матерь Церковь, даже на лица русских людей? На эти и многие другие жгучие вопросы сегодняшнего и завтрашнего дня отвечают великие русские и афонские старцы, великие русские святые и гении».

В связи с этим Лина Мкртчян напоминает слова председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова: «Консервативную традицию от радикальной новации любого толка, отличает то, что она не рационалистична, а мистична. Она опирается не на внешнюю систему логических правил и рассудочных представлений, а на внутренний духовный строй личности, психологию нации, обычаи, ритуалы и обряды племён и народов. Традиция – это волна, текущее духовно-материальное единство бывших, настоящих и будущих поколений».

В вечере, который состоится 28 января в 18.30 в Доме кино (ул. Васильевская, 13), примут участие историк, настоятель Богоявленского собора протоиерей Александр Агейкин, режиссёр, искусствовед Борис Конухов, руководитель Центра гуманитарных исследований РИСИ, доктор исторических наук М.Б. Смолин и кандидат исторических наук, журналист, путешественник М.А. Емельянов-Лукьянчиков.

Не раз на вечерах цикла звучал завет преподобного Сергия, игумена Радонежского: «Нужно крепить единство, преодолевать рознь мира сего». Этому завету и следуют многочисленные участники программы.

Быть может, сегодня на этих встречах происходит некая «смена вех», необходимая для нового витка русской истории и культуры.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..