Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 августа 2019
«Правда Евангелия выше правды власти»

«Правда Евангелия выше правды власти»

Как обеспечить выход России из очередной расшатывающей ее основания смуты
Михаил Демурин
18.03.2011
«Правда Евангелия выше правды власти»

Реализации стремления стран и народов к самостоятельному развитию препятствуют не только внешние обстоятельства - скажем, процесс глобализации в его нынешнем виде. Конечно, его влияние, и немалое, ощущается, но суть проблемы сводится к неготовности правительств и элит, в том числе и в России, этот суверенитет создать и отстаивать.

Как это можно объяснить? Объяснение здесь, на мой взгляд, надо искать, прежде всего, в плоскости субъектного начала, сформироваться которому мешает отсутствие суверенности в духовной сфере. Немало поучительного по поводу причин и последствий ослабления культурной и национально-государственной субъектности мы находим в истории повторяющихся смутных времен на Руси и в России, одно из которых мы переживаем сегодня.

Изучая эти периоды, осмысливая их совпадающие алгоритмы и архетипы, мы ищем тот духовно-политический стержень, который обеспечил бы устойчивое, продолжительное восстановление и, в идеале, позволил бы в принципе не допускать скатывания в бездну разрушения государственного порядка и общественных устоев. Этот корень уходит основанием, как минимум, в историю России XIV - начала XV веков, когда в условиях сильнейшего политического и духовного противоборства под водительством преподобного Сергия Радонежского и его учеников определялись пути восстановления собственного русского культурно-исторического проекта.

Напомню, что речь шла не просто о преодолении последствий разрушения мира домонгольской Руси, как сегодня - разрушения советского проекта, а о понимании, что и существующий порядок обречен. Обречен вследствие, с одной стороны, расшатывания внешних опор этой власти и, с другой, - тех последствий, которые установленный порядок несет в себе и для самой этой власти, и для народа в целом. Всеобщий страх за свою жизнь, отсутствие уверенности в будущем, овладевшая людьми безграничная алчность и стремление выжать деньги из тех, кто находится ниже на социальной лестнице и неспособен защитить себя, порождаемые всем этим ненависть и вражда, усобицы, сотрудничество с внешними врагами России, другие многочисленные грехи, которые брали на душу русские князья и бояре - вот лишь малая толика тех страстей, в борьбу с которыми пришлось вступить преподобному Сергию Радонежскому.

Не те же ли пороки и страсти мы наблюдаем у русской элиты и в Смуту XVII века, и в начале XX века, и сегодня?

В своей книге "Глобальное политическое прогнозирование" А.С. Панарин называл это ослаблением "духовно-религиозной вертикали", которая уступает место "утилитарно-прагматической горизонтали".

Но вернемся к преподобному Сергию. В своем духовном ответе на вышеперечисленные вызовы великий старец был и остается бесконечен, и разговор об этом в контексте современной православной антропологии был бы более чем интересен, но сегодня я хотел бы сказать о другом - о политической мудрости преподобного Сергия, в которой он конкретен и которая сводится к нескольким простым истинам, весьма актуальным для нашей страны в ее нынешнем положении.

Главную из этих истин, в моем понимании, можно сформулировать так: без духовной суверенности политическая и экономическая независимость невозможна и бессмысленна.

Только почувствовав накопление в русском этносе энергии духовного самостояния и противостояния, с одной стороны, и ощутив в Мамаевом нашествии угрозу именно сохранению православной веры на Руси, с другой стороны, святой Сергий благословил Дмитрия Донского и его соратников на Куликовскую битву.

Но на чем основываются эта духовная суверенность, духовное самостояние? Ответ на этот вопрос дает второе великое поучение преподобного Сергия: правда Евангелия выше правды власти. "Возненавидь всякую власть, влекущую во грех!", - поучал великого князя Василия Дмитриевича ученик Сергия Кирилл Белозерский. Неся это слово русским князьям, Сергий Радонежский не просто способствовал преодолению их раздробленности и вражды, но указывал путь достижения такого состояния духа и воли, которое только и могло принести победу сначала над собой, а потом и над врагом, способствовать действительно общенациональному строительству на Руси. Именно на этих духовно-политических основаниях строился в смутное время XVII века подвиг священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который сначала пытался воспитывать русскую знать в духе патриотизма и верности Православной Церкви, осуждал внутреннее клятвопреступничество и внешнеполитическое предательство, а потом прямо призвал к осуществлению принципа самодержавия народа через создание и победу Народного ополчения.

В этой связи мне вспоминается активно цитируемая фраза одного из руководителей России наших дней: "Россия исчерпала лимит на социальные потрясения". Эта лукавая фраза. Она уводит внимание в сторону от сути проблемы.

А проблема заключается в том, что Россия исчерпала лимит не на социальные потрясения, а на безответственность элиты. Будет в стране ответственная элита, не будет и социальных потрясений.

Надо сказать, что на протяжении русской истории понимание того, насколько для национально-государственного строительства значимы духовная суверенность, духовные основы жизни и деятельности, было довольно зыбким. Отсюда смуты, которые, как я уже говорил, периодически отбрасывали Россию назад, как это было в начале XVII века и в первые два десятилетия XX века. Объективный взгляд на историю говорит о том, что если они и были преодолены (во всяком случае, так считалось современниками), то не полностью. Степень преодоления зависела опять же от того, насколько всеобъемлюще и глубоко была продумана, сформулирована, осуществлена смысловая, духовная основа преодоления. За проявленные в середине XVII века неумение беречь единство православного народа и стремление к подчинению веры политическим замыслам мы получили Петра I, его реформы, синодальную систему и "отложенную" смуту начала XX века. Платой за неспособность найти для православия и русской культурно-исторической традиции в целом достойное место в новой доктрине переустройства страны после 1917 года стал ее перестроечный и последующий либерально-западнический развал.

Взглянем под углом зрения этих сюжетов из русской истории на сегодняшний день. Уже долгие годы страна остается в глубоком кризисе - прежде всего культурном и идейном. Производными от него являются кризисы в сфере экономики, демографии, экологии, других областях. На то, чтобы справиться с ними, у нас почти не осталось времени. Поэтому речь должна идти не столько о развитии или модернизации, то есть о процессах относительно долгосрочных, и даже не о возрождении России, что тоже требует немалого времени, сколько о преображении нашего народа и нашей страны.

Для этого необходима концентрация мощной духовной энергии, что, в свою очередь, невозможно без обретения властью и народом России внутренней установки на обретение духовной суверенности.

В этом смысле, уверен, что сегодня наша страна нуждается не столько в подвиге Минина и Пожарского, сколько в подвиге преподобного Сергия и священномученика Гермогена.

Очень многое в сегодняшней политике и общественной жизни России представляется несовместимым со сформулированной мною выше установкой. Приведу некоторые примеры из той сферы, где это проявляется наиболее очевидно - сферы поведения нашей страны в международных делах. Начнем с внедренного в нашу внешнеполитическую доктрину тезиса о том, что внешняя политика России должна быть "прагматической" и оцениваться по тому, "способствует ли она улучшению жизненных стандартов". О чем, фактически, идет речь? Судя по всему, о том, что суверенные внешнеполитические решения России можно купить - купить за иностранные инвестиции, технологии, за благое расположение мировых финансово-политических кругов, на которых российское руководство в 1990-е годы замкнуло решение вопросов жизни нашей страны. Несколько лет тому назад так формулировать коренной смысл внешней политики России осмеливались только Чубайс с Кудриным. Теперь это делает Президент Медведев. Следуя этой логике, нашим отцам и дедам было бы логичнее после Великой Отечественной войны пойти на поклон к США и вместо того, чтобы обеспечивать достойное место нашей страны в мире и не допускать диктата одного центра силы в отношении себя и дружественных СССР стран, думать о том, как "улучшать жизненные стандарты населения". Кстати говоря, такая "прагматическая" внешнеполитическая линия лишь с непродолжительными перерывами у нас и реализуется с 1985 года, но темпы роста жизненных стандартов почему-то не могут сравниться с тем, как они выросли в СССР с 1945-го по 1970-й годы.

Второй постулат современной внешней политики России, свидетельствующий об отсутствии духовной суверенности у его авторов, звучит так: "У нас во внешней политике нет никакой идеологии". К сожалению, это так и этим мы отличаемся не только от США и ЕС, но и от Китая, от Индии, от мусульманских и многих других стран. А ведь вопрос стоит следующим образом: либо мы духовно суверенны и готовы предложить миру свои идеи, либо заявленная Россией готовность нести "возросшую ответственность в мировых делах" означает согласие действовать во имя чужих и преимущественно недружественных России идей.

Еще более обезоруживающе звучит установка: "У России нет идеологических противоречий с Западом".

Звучит она в условиях, когда мы вновь и вновь сталкиваемся с подтверждениями мысли А.С. Панарина о том, что в постиндустриальную эпоху вызов Запада выступает не столько как военное соперничество, сколько как угроза национальной идентичности в ходе тотальной вестернизации. Понятно, что и с Западом в целом, и с такими его частями, как, например, мировой финансовый интернационал, протестантские политики в США, европейские либералы или Ватикан, у России и русских, как и у других коренных народов нашей страны, есть серьезные, основополагающие мировоззренческие противоречия. И эти противоречия серьезнее противоречий политических, военных и экономических. Более того, именно они лежат в основе последних, и, не поняв этого, невозможно выстроить действенную политику как в условиях периодических витков противостояния, так и на этапах так называемых "перезагрузок".

В этой связи хотел бы подчеркнуть еще раз: экономическая и политическая независимость - это пустой звук, если у тебя нет независимости духовной, нет истинной веры, если ты не следуешь традиционной иерархии ценностей, если во главе угла у тебя не стоят интересы страны в целом и народа в целом, а не какого-то класса или какой-то корпорации. Можно изобретать множество изощренных рецептов защиты и продвижения интересов России на международной арене, в отдельных регионах или в тех или иных международных организациях, можно более или менее успешно проводить их в жизнь, но пока руководство нашей страны не обретет этого смыслового стержня и не начнет действовать в соответствии с ним, любые успехи, если они и появятся, будут тактическими, а стратегически мы всегда будем проигрывать.

То же самое можно сказать и о внутренней ситуации в России. Она не начнет серьезно меняться к лучшему, пока руководители страны, как писал Александр Сергеевич Панарин в уже упомянутой мною книге, не научатся выражать чаяния нового будущего и горизонты мировой истории не на языке западнического эпигонства, а на языке собственной духовной традиции, читать эту традицию в свете требований завтрашнего дня, делать ее основой своего проекта будущего.

Важно иметь в виду, что сегодня целостная внутренняя и международная субъектность необходима России не только в отношениях с Западом, который и сам-то не особенно силен в этом плане, сколько в отношениях с набирающими мощь традиционалистскими Востоком и Югом.

Было бы непозволительным благодушием считать, что в этих регионах расположены только страны, с симпатией или, как минимум, нейтрально относящиеся к России. Там тоже немало тех, кто либо исконно относится к русской цивилизации как к оппоненту или конкуренту и сегодня готов воспользоваться ее слабостью, либо рассчитывал на Россию в борьбе за справедливый мировой порядок, но разочаровался или близок к тому, чтобы разочароваться в ней. В их числе могут легко оказаться и сегодня преимущественно дружески настроенные к России Иран, Китай, Индия, освобождающийся от диктата США латиноамериканские страны, ищущие свое место в современном мире страны Африки, стоит нам только окончательно изменить своей роли самостоятельного мирового игрока и реализовать установку на растворение России в Западе.

Между тем, правящий класс России, сформировавшийся в первой половине 1990-х, вновь демонстрирует свою неспособность ответить на исторический вызов времени и решать вопросы будущего страны исходя из ее долгосрочных, а не своих конъюнктурных интересов. Ее наглядным проявлением служит активно муссируемый околовластными пропагандистами тезис о необходимости стратегического союза с евроатлантической цивилизацией и даже вступления России в НАТО. Может быть, речь идет не о внешнеполитическом недомыслии, неспособности понять, что такой союз несовместим с ролью самостоятельного политического и цивилизационого полюса в мире, что он окончательно подорвет возможности лидерства России на пространстве бывшей Российской империи и СССР, осложнит отношения России с Китаем и исламским миром, другими крупными мировыми игроками? Может быть, сторонники этой линии не понимают, что она антагонизирует большинство граждан России? Думаю, что нет. Все это авторы данной доктрины понимают. Задумка у них другая: им нужна натовская военно-политическая поддержка, внешняя легитимность, чтобы обеспечить сохранение у власти тех либерально-прозападных сил, которые довели страну до ее сегодняшнего состояния. Ради этого они готовы пойти на вовлечение России в военные действия НАТО, чего неизбежно потребует стратегическое партнерство с альянсом и тем более - членство в нем. Ради этого они готовы и полностью открыть нашу экономику для западного капитала.

Последствия такого выбора мы наблюдаем в соседней Прибалтике, где благодаря помощи евроатлантистов вот уже второй десяток лет у власти удерживаются силы, не пользующиеся преимущественной поддержкой населения, доведшие свои страны до экономического коллапса, не обеспечившие своим гражданам возможности развития. А расплачиваются они за эту поддержку либо участием в военных кампаниях НАТО, либо ролью проводников враждебных России западных политических стратегий на пространстве бывшего СССР, либо передачей ключевых объектов национальной экономики в управление западным фирмам. Взаимопонимание, достигнутое между Д.А. Медведевым и латвийским президентом Затлерсом, атлантистом и русофобом, в ходе недавнего визита последнего в Москву, говорит о многом.

Мы не можем согласиться с тем, чтобы исторический выбор России сводился к следованию в фарватере Запада - будь-то сфера "рыночных реформ", "демократизация общества" или определение своей роли в современной мировой политике.

Несмотря на все перипетии рубежа веков и вопреки внутренним установкам и действиям большей части ее современного правящего слоя, Россия остается самостоятельным мировым центром силы и цивилизационного влияния. Это нам даровано Богом, и такому предназначению надо соответствовать. Поэтому наша задача сегодня - это делать то, к чему призывал А.С. Панарин: возвращать первенство духа над материей, ценностей над интересами, высшего над низшим. Или, другими словами, стяжать духовную суверенность на основе русской традиции и таким образом обеспечить выход России из очередной расшатывающей ее основания смуты.

Из выступления на VIII Панаринских чтениях.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.
бин
25.08.2011 2:02
посмотрите наше тв сплошной бардак о каких национальных идеях вы говорите для того чтобы хоть что то изменить народу надо сначала сказать что такое хорошо и что такое плохо а при нынешней медийной политике государства русские люди даже в самой россии не знают как им относиться к тому что с ними происходит вот они и тыкаются как слепые котята уже 25 лет народ надо образовывать но нашим властям гораздо удобнее править не народом но быдлом  быдло ведь сопротивляться не в состоянии
александр
03.05.2011 14:55
нынче буйных стало мало вот и нету вожаков - Высоцкий В. С.
Ева
20.04.2011 10:16
"будущее должно быть лучше - это задача нашего поколения" пишет 17 летнии. А другои делает клип http://www.youtube.com/watch?v=JbKCyYDnyjg
О вере, посте и молитве
20.04.2011 9:12
В 1380 г. произошла кровопролитная битва на Куликовом поле, положившая начало освобождению Руси от татарского ига. Через два года Москва была разорена и сожжена Тохтамышем.

В 1395 г. Русь подверглась новому нашествию — на этот раз на нее обрушились полчища Тамерлана. Несмотря на готовность великого князя Василия Димитриевича дать отпор врагу, шансов на победу было очень мало ввиду колоссального численного превосходства войск противника. Оставалась одна надежда на заступничество Божией Матери. В Москву из Владимира была принесена чудотворная икона Божией Матери. Весь народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать святую икону на место, где впоследствии в память этого события был основан Сретенский монастырь.

Церковь призвала всех к молитве, посту и покаянию. Произошло чудо: Матерь Божия явилась Тамерлану (Темир-Аксаку) во сне и грозно запретила ему идти на Москву. Дойдя до Ельца, Тамерлан повернул обратно и исчез так же внезапно, как и появился.
Eva
20.04.2011 7:59
Господин Ильин, спасибо, сравнила приводимые цитаты: первая довольно ясно определяет суть выхода из создавшегося положения, вторая - аркадно-словесная головоломка "словоблудие". : ))

Матрена, вы правы, мир уже наслышан о русских фашистах (их образ упорно создавали и СМИ и впечатлительные тинеиджеры) В случае выступлении против властеи, наши "идеологические соратники" из Европы и США окажут немедленное содеиствие и защитят "свободу" и "демократию" дружественными бомбежками.
Матрёна
06.04.2011 11:34
Очень хорошая статья! На эту тему у меня есть два вопроса ко всем, у кого болит душа за Россию. Сначала объясню, почему. Имеющуюся ситуацию все видят (т.е. внешне!) и думают, что правильно понимают, я тоже! Но не поспоришь с тем, что Россия находится не в вакууме, в мире всё, даже то, что явно не сразу видно, взаимосвязано. Очевидно, что по отношению к России многие - сша, ес, нато итд. действуют с позиции силы. Помните "обложили меня, обложили, ... нельзя за флажки..." Премьеру и Президенту наверняка во многих ситуациях ставят и почти ультиматумы по принципу, если, то ..., чего мы напрямую не видим и не знаем. Всё выглядит так, что, если так будет продолжаться дальше (сильнейшее накачивание атмосферы в стране против власти), то к выборам в 2012г. Россия может взорваться. Этому в нашей истории есть прецендент, называемый гражданской войной 1918-1921гг. НО, умалчивая в тех событиях явления, названные и подаваемые вот уже почти 100 лет под почти пушистым понятием "интервенция", мы не думаем о том, что при возможном взрыве России всё может, нет не только может, на все 100 повторится, тогда мы потеряем нашу страну. Согласна, уже сейчас нам самую малость приоткрывают завесу тайны, говоря, что с 90-х Россия НЕ суверенное гос-во, но при падении власти, рухнет всё, границы закрыть не сможем, вышеназванные силы мгновенно по давно разработанным планам ринуться нас "усмирять"! Что делать? Сейчас, не потом. Надо уходить от срока 2012 года!!! МИРНО!!!! требовать или выборы раньше срока или организовывать референдум, что по законодательству почти невозможно...... Главное, нельзя допустить, чтобы все грохнулось в одночасье! Закройте глаза и подумайте, насколько атмосфера накачана СМИ?! и нигде, никто, а это сознательно!!!!! ничего не предлагает взамен! Потому что тогда люди начнут думать. Значит этого боятся те, кому на Россию наплевать. Ведь в 1918г. была объединяющая мысль: "трудящийся человек должен жить по-человечески"-мир, хлеб, земля..... Сегодня кто-бы ни сказал что-то, даже вразумительное, его сразу же затопчут в г...но в СМИ, потому что как раз это и нежелательно... Значит надо не поддаваться на провокации в СМИ и как бы отрешившись, а потом объединившись "за Россию", несмотря на имеющиеся разногласия в деталях, думать о согласованных и мирных действиях. Другого пути сейчас, на мой взгляд, нет.    
Радик
29.03.2011 22:15
http://vkontakte.ru video6769652_159166969       А.И.Осипов - Для чего нужна вера в Бога (г.Москва, 2009 г.)
yurii
28.03.2011 17:46
Человек состоит из тела, души и духа.При отсутствии у человека духа,а это происходит, когда человек творит много зла,он становится животным в теле человека.Об этом пишет Елена Рерих.
В истории остаются люди искусства. Они творят для души. Душа вечна и их труд вечен.Еще остаются в истории политические и военные деятели спасшие страну от бед,ученые и герои.Это люди пожертвовавшие во имя отечества.А где сильные мира сего? История их не знает.
Итак жить надо во имя души и жертвы.Так заве дано Богом.Мы же живем ради тленного тела.Это величайшее заблуждение человечества.Вина в этом религии, которая сама занимается в основном борьбой за власть, а не изучением сокровенных,Божественных знаний.О которых пишет апостол Павел в 1послании коринфянам.Пока мы не научимся жить для духа, мы будем страдать. Для этого необходимо изучать Библию в свете Е.П. Блаватской, Елены Рерих и Д. Андреева.
Владимир
24.03.2011 13:35
Статья замечательная ,хотел добавить,что большенство людей в России духовно необразованы,вкючая людей с большими степенями. "телеакадемик" познер отрицательно высказывался о изучении Православной культуры в школе.
А сколько таких "телеакадемиков" в првительстве,в СМИ и т.п.  
Питерский
23.03.2011 16:43
А если переставить местами некоторые фразы в тексте статьи, совершенно не меняя вложенного смысла? Получится гораздо определённее:  /// «Взаимопонимание, достигнутое между Д.А. Медведевым и латвийским президентом Затлерсом, атлантистом и русофобом, в ходе недавнего визита последнего в Москву, говорит о многом»///. В первую очередь, о том, что Медведев и его окружение являются сторонниками линии ///«стратегического союза с евроатлантической цивилизацией и даже вступления России в НАТО»///. А, собственно,  почему бы и нет? Ведь, по исповедуемой им доктрине /// «У России нет идеологических противоречий с Западом»///?  И такая доктрина принята ими не потому, что можно вести речь об их /// «внешнеполитическом недомыслии, неспособности понять, что такой союз несовместим с ролью самостоятельного политического и цивилизационого полюса в мире»/// для России, а потому, что /// «им нужна натовская военно-политическая поддержка, внешняя легитимность, чтобы обеспечить сохранение у власти тех либерально-прозападных сил, которые довели страну до ее сегодняшнего состояния. Ради этого они готовы пойти на вовлечение России в военные действия НАТО, чего неизбежно потребует стратегическое партнерство с альянсом и тем более - членство в нем. Ради этого они готовы и полностью открыть нашу экономику для западного капитала»///. И, добавим от себя, ради этого они не устают петь дифирамбы в адрес тех, кто «запустил» эту «программу» - Горбачева и Ельцина.
А теперь зададимся вопросом: возможно ли в принципе обретение этой наличной властью, доктрина которой охарактеризована выше,  ///«внутренней установки на обретение духовной суверенности»///? Нет, невозможно, для этого им надо умереть и заново родиться, уже другими. А народ сможет обрести такую установку? Часть народа – да, безусловно. А часть – нет, не обретёт, в виду отсутствия потребности и личной заинтересованности (по разным причинам)  в сохранении у власти тех самых /// «либерально-прозападных сил, которые довели страну до ее сегодняшнего состояния»///. А что всё это вкупе означает? Раскол, новую Смуту, гражданскую войну и (дай Бог!) появление новых Мининых и Пожарских. Всё своим чередом, ибо «Всему час, и время всякой вещи под небом» (Еккл., 3:1).
Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».