Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 апреля 2019
Петербург авиационный

Петербург авиационный

Музей гражданской авиации отметил свое 40-летие
Марина Кротова
14.08.2015
Петербург авиационный

Сорок лет назад торжественное открытие этого музея стало замечательным подарком авиаторов 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.

… Я помню 9 мая 1975 года. В Ленинграде был невероятно жаркий день. На площади Победы открывали Монумент героическим защитникам блокадного города во время блокады. Ожидался приезд генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Леонид Ильич не приехал. Но настроения ленинградцев это не омрачило. До самого вечера люди шли и шли к новому памятнику – возлагать цветы. Цветов было столько, что они покрыли не только новую площадь, но и часть Московского проспекта – целый квартал, вплоть до Алтайской улицы.

А за два дня до открытия мемориала, созданного замечательным скульптором Михаилом Аникушиным, здесь же, в Московском районе Ленинграда, в Авиагородке, тоже перерезали красную ленточку. В городе появился новый музей – Музей истории Академии гражданской авиации.

Он был открыт в стенах вуза, который к тому моменту тоже готовился отмечать свой день рождения – 20 лет. Большинство летчиков, бортинженеров, техников того времени знали войну не понаслышке: они были ее участниками. Вот почему так велико было тогда желание создать этот уголок памяти – памяти о героях прошлого, пионерах русской авиации и тех, кто уже в советское время, несмотря ни на какие политические катаклизмы, верил в развитие отечественной авиации и неустанно трудился, осваивая небесные просторы.

«Воздушный мост» над Ладогой

Санкт-Петербург – колыбель российской авиации. Офицерская воздухоплавательная школа, Корпусной и Комендантский аэродромы, Гатчинская военная авиационная школа – знаковые места для каждого, кто хотя бы немного знаком с русской авиационной историей. После революции и Гражданской войны начинается и активное развитие гражданского воздушного флота (ГВФ). В апреле 1930 года был организован Ленинградский институт инженеров ГВФ, возникла идея строительства в Ленинградской области первоклассного аэродрома – прародителя современного «Пулково».

В Великую Отечественную войну летчики налаживали «воздушный мост» над Ладогой. Часто транспортные самолеты, нагруженные продовольствием, летели без сопровождающих истребителей. Героически проявили себя экипажи Особой Северной авиагруппы ГВФ. В сутки по пять-шесть рейсов совершали экипажи самолетов Ли-2, командирами которых были О.М. Лисикова, П.М. Захаров, Н.И. Шарапов, М.А. Никифоров, И.А. Трофимов, Н.И. Новиков, Д.Н. Тарасов.

Наступил победный 1945-й год. Ленинградские авиаторы трудятся, восстанавливая воздушные трассы, базы, аэродромы. Жизнь в мирном небе продолжается! Накапливается опыт, мастерство, совершенствуется авиационная техника, требуются и новые профессиональные знания.

Так, в 1955 году в Ленинграде было организовано Высшее авиационное училище гражданского воздушного флота (ВАУ ГВФ). Открывается новая страница в истории авиации Северо-Запада, да и всей страны, ведь сотни выпускников ВАУ ГВФ (с 1964 года – ВАУ гражданской авиации, с 1971 года – Академии гражданской авиации) стали гордостью воздушного флота Советского Союза.

Время летело. Менялась жизнь в стране. Авиация все более занимала сердца и умы людей, а для многих становилась и делом всей жизни.

В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века о профессии летчика мечтали многие молодые люди нашей страны. И все популярнее становилась у юношей (да и у девушек!) Академия гражданской авиации в Ленинграде.

Судьбы поколений и личностей, подвиги героев и создание новой техники – все это складывалось в яркую историю освоения неба. И эта история стала оживать в музейной экспозиции.

Единственный в России

Создавался музей на общественных началах – усилиями энтузиастов из числа сотрудников и слушателей Академии. Руководители вуза активно поддерживали энтузиастов. Экспозицию вначале разместили в комнате площадью 40 кв.м. Не было фондовых помещений и освобожденных работников. Однако уже первые экскурсии, проведенные в маленьком музее, показали, что интерес к авиации огромный. Началась реконструкция, появились новые помещения…

– О нашем вузе написано немало статей, очерков, книг, – говорит директор музея Натэла Михайловна Сафронова. – И все-таки историю учебного заведения лучше всего изучать в музее.

…Когда говорят об авиации, то нередко произносят: «любовь». В самом деле, без высоких чувств люди не поднимаются в небо. Такие чувства были в душе юной Натэлы Сафроновой, когда она решила стать летчиком. Еще в детстве, живя в городе Угличе Ярославской области (туда семью из Ленинграда привела война), читала много книг об авиации. Одной из таких книг были «Записки штурмана» легендарной Марины Расковой. Решила поступать в авиационное училище, но таковых в области не оказалось. Натэла окончила авиационный техникум в Рыбинске. Потом вернулась с мамой в Ленинград. Работала, окончила вечернее отделение Северо-Западного Политехнического института. И как-то в метро услышала объявление о наборе в службу бортпроводников. Прошла отбор, летала семь с половиной лет. И тогда уже для себя решила, что нет ничего интереснее истории авиации. Опять читала, как говорят, запоем книги, изучала биографии знаменитых летчиков, всерьез увлекалась аэродинамикой. Ездила в Крым, на знаменитый хребет Узун-Сырт, где уникальным образом «сплелись» две стихии – горы и небо, благодаря чему Узун- Сырт стал местом паломничества дельтапланеристов. А удивительную особенность этого места открыл великий летчик Константин Арцеулов…

Вот таков был духовный и профессиональный «багаж» Натэлы Сафроновой, когда она стала глубоко изучать историю авиации и пришла работать в Академию гражданской авиации.

– Я попала в сообщество замечательных людей. У истоков создания нашего музея стояли знаменитые деятели гражданской авиации – Иван Федотович Васин, Юрий Петрович Дарымов, Петр Сергеевич Лабазин, Николай Григорьевич Федоров, Михаил Иванович Рубец – тогда слушатель Академии, впоследствии ректор Национальной летной Академии Украины. Один из членов комиссии по организации музея, начальник кафедры Борис Григорьевич Григорьев совсем молодым бойцом брал в сорок пятом Берлин! Грамота за взятие Берлина экспонируется в нашем музее – к 70-летию Великой Победы!.. В 1984 году, к 50-летию Ленинградского управления гражданской авиации, в Доме культуры авиаработников был открыт еще один музей. Однако в начале 1990-х годов у авиапредприятия «Пулково» возникли экономические сложности, и в марте 1993 года музейные фонды из Дома культуры поступили в музей Академии. Была создана единая экспозиция.

Так появился «Объединенный музей Академии гражданской авиации и авиапредприятия «Пулково». Это единственный в России совместный музей вуза и производственного предприятия.

Лети, «Фарман»!

Сегодня общая площадь музея – 500 кв. м, основной фонд – около 20 тысяч единиц хранения. Тематика экспозиции включает в себя все вехи развития авиации в России, в том числе: воздухоплавание и авиация, авиационное образование в Санкт-Петербурге (1880-1919 годы), авиация Северо-Запада и авиационное образование в Петрограде-Ленинграде (1920-1941 годы); защитники Отечества (1941-1945); воздушный транспорт и авиационное образование в Ленинграде; современная история Академии (с 2004 г. – Университета) гражданской авиации и авиапредприятия «Пулково», ныне – авиакомпания «Россия» и аэропорт «Пулково».

Среди посетителей – школьники и студенты, специалисты, представители зарубежных компаний. И просто любители авиации, которых много и в самом Петербурге, и в России. Для студентов Университета сотрудники музея проводят учебные занятия по дисциплинам «Введение в специальность» и «История гражданской авиации». Поэтому экспозиция редко бывает закрытой. Всегда с особым блеском рассказ об истории российской авиации ведет сотрудник музея Дмитрий Шашков, выпускник филфака СПбГУ, владеющий французским и итальянским языками. Дмитрий Шашков к тому же потомок выдающихся деятелей российской авиации – правнучатый племянник летчика Георгия Георгиевича Горшкова, героя Первой мировой войны, Георгиевского кавалера, и правнук Владимира Ивановича Мацкевича, первого начальника Северного управления ГВФ, основателя и первого директора института Ленинградского института инженеров ГВФ (под его руководством строились Авиагородок и аэропорт «Шоссейная»). Благодаря активности сотрудников музея и петербургских историков авиации одна из улиц в Авиагородке носит сейчас имя Владимира Мацкевича… За сорок лет коллектив музея, конечно, не раз менялся. Сегодня там трудится главный хранитель, музеевед Светлана Толмачева, заместитель директора по информатизации и общим вопросам Александр Сороковский, заместитель директора по развитию и экскурсионно-выставочной деятельности Антон Нестеров (оба – выпускники Университета ГА), выпускница института авиаприборостроения Наталья Соловьева, фотохудожник Ирина Кращук, искусствоведы Елизавета Кужим, Элина Асадуллина.

Натэла Михайловна Сафронова, как правило, не говорит о должности своих помощников. «Каждый из них – яркая творческая личность, все имеют прекрасное образование, – любит отмечать она. – Но главное – у нас нет людей случайных. Ведь такое невозможно в авиации».

Сама же Натэла Михайловна, инженер по первому образованию, будучи уже директором музея, окончила институт культуры, получив специальность музееведа.

Один из ярких людей, которые составляют гордость не только Университета, но и, пожалуй, всего авиационного сообщества современного Петербурга, – старший научный сотрудник музея, доцент кафедры авиационной техники Университета ГА – Георгий Галли. Георгий Владимирович, выпускник Кораблестроительного института, еще в ранней юности увлекся авиацией. Да так – что сам решил восстановить реплику одного из «дедушек» мировой авиации – самолета «Фарман-4». Сейчас воссозданный «Фарман» представлен в Военно-историческом музее инженерных войск, артиллерии и войск связи. Это был труд не одного десятилетия, помогали Георгию многочисленные друзья и знакомые, такие же энтузиасты, и, конечно же, самые близкие люди – его родители. И сейчас Георгий Владимирович не оставляет стараний, продолжая изучать типы старинных самолетов, удивлявших жителей Земли еще на заре прошлого века…

Сикорский нас объединяет

– Наверно, кому-то покажется странным – как можно ограничивать свою жизнь только историей авиации? – говорит Натэла Михайловна. – Но ведь самые прекрасные произведения искусства, литературы были вдохновлены небом! И потому авиация – это не только «голая» техники, это и религия, это и философия, и естествознание, и, конечно, – музыка и поэзия… И все великие авиаконструкторы, летчики были людьми многогранными. Таким был и Игорь Иванович Сикорский.

И не случайно в стенах нашего вуза традиционно проходят Международные научные чтения имени Сикорского. Наш музей – главный организатор этого традиционного события. В нынешнем году Чтения прошли уже в семнадцатый раз!

С докладами выступают российские и зарубежные ученые, историки, авиационные специалисты, музейные работники, студенты, школьники. Теперь, когда мы набрались опыта, Чтения собирают вокруг себя множество замечательных людей. В свое время председателями Чтений были Сергей Игоревич Сикорский, старший сын великого авиаконструктора, вице-президент фирмы «Сикорский Эркрафт»; Александр Сергеевич Никольской, сын сподвижника Игоря Ивановича Сикорского, командира воздушного корабля «Илья Муромец» Сергея Николаевича Никольского, эксперт в области деловой авиации; Станислав Янушевский, профессор Вроцлавского Политехнического института. Постоянными участниками Чтений являются потомки первых русских аэронавтов и летчиков. В экспозиции есть предметы, подаренные нашему музею Варварой Александровной Мороко, дочерью командира Офицерской воздухоплавательной школы Александра Матвеевича Кованько. И особая наша гордость – единственный сохранившийся до наших дней вымпел Императорского всероссийского аэроклуба. Вымпел был подарен нам Александром Сергеевичем Никольским, который, в свою очередь, получил его от своего знаменитого отца…

Друзья нашего музея – известные историки авиации: доктор исторических наук, биограф Игоря Ивановича Сикорского Вадим Ростиславович Михеев; Владимир Петрович Иванов, написавший объемный труд «Неизвестный Поликарпов» (о выдающемся конструкторе Николае Николаевиче Поликарпове); автор многочисленных трудов по истории российской авиации Владимир Васильевич Король; краевед, музейщик, исследователь истории военного воздухоплавания Владимир Иванович Николаев; писатель, историк авиации Геннадий Трофимович Черненко, историк авиации и коллекционер Геннадий Федорович Петров. Они не только участники «Сикорских чтений», но постоянные наши консультанты по самым трудным вопросам.

Всегда рады видеть в нашем музее и замечательных летчиков России. Уже не первый год к нам на Чтения приезжает вертолетчица Инна Андреевна Копец, обладатель многочисленных мировых рекордов, ветеран нашей авиации. Выступления Инны Андреевны мы всегда слушаем с особым вниманием – не только из-за ее личных заслуг. Она всегда с каким-то большим сердечным чувством говорит о славном прошлом нашей авиации, о том, что и сегодня, несмотря ни на какие трудности, российская авиация не имеет права уронить былую честь… Наши уважаемые гости и генерал-лейтенант, командующий Дальней авиацией России Михаил Михайлович Опарин, и протоиерей Константин Татаринцев, заведующий сектором ВВС Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Они проводят большую работу, связанную с историей эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», создателем «Муромца» был Игорь Иванович Сикорский…

Так каждый год мы вновь и вновь открываем неизвестные страницы истории авиации – и для специалистов, и для всех людей, кто неравнодушен к этой истории.

Музей – это рождение новых проектов: и студенческий клуб «Радар», и постройка первого в Академии мотопланера «Октябрь», и попытка организовать аэроклуб при Академии. А первый поисковый вузовский отряд тоже появился в структуре студенческого клуба «Радар»... В нынешнем году сотрудники музея впервые пригласили участников Чтений на автобусную экскурсию по авиационным местам Петербурга. Это была презентация новой экскурсии и отработка маршрута. Мы будем дальше расширять географию этой экскурсии, дополнять ее сведениями, уточнять… Ведь авиационный Петербург – тема неисчерпаемая…

В конце XIX века на Волковом поле Санкт-Петербурга военные воздухоплаватели открыли храм во имя Пророка Илии, которого стали считать своим небесным покровителем. Храм был снесен в 1926 году… Спустя много десятилетий в музейной экспозиции появилась Ильинская часовня – в память о том храме. Перед началом Чтений, посвященных Игорю Ивановичу Сикорскому, там всегда проходит молебен. Поминают тех, первых. Молятся о живущих ныне.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Дмитрий
20.04.2016 20:32
Помогите, пожалуйста, найти Геннадия Федоровича Петрова. нужна помощь по авиационным минам. Спасибо!
С уважением,
Дмитрий
mail @ allmines.net

Эксклюзив
15.04.2019
Владислав Швед
Неужели синдром ландсбергизма лишил литовцев способности логично рассуждать?
Фоторепортаж
18.04.2019
Подготовила Мария Максимова
Всероссийский музей декоративного искусства представляет коллекцию, которая не экспонировалась более ста лет.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».