Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 ноября 2019
Они обустраивают космос

Они обустраивают космос

Сегодня Россия становится лидером там, где могла быть в аутсайдерах
Сергей Птичкин
12.04.2012
Они обустраивают космос

Оценивая ту или иную отечественную разработку, мы привычно говорим о том, насколько она соответствует зарубежным аналогам. Однако, побывав на предприятии в Обнинске, своими глазами видишь, что есть в России изделия, которым не все зарубежные аналоги еще и соответствуют.

Самый высокий уровень промышленных технологий сосредоточен по традиции в космической промышленности. И это справедливо. Ведь лишь концентрация всего самого передового с технической точки зрения в одном направлении позволяет человечеству совершать настоящий прорыв в какой-то области.

Вершиной советской космонавтики ХХ века должны были стать два проекта: «Буран» и МАКС, многоразовая (многоцелевая) авиационно-космическая система. «Буран» хотя бы в космос слетал, а МАКС так и остался в макетном исполнении. А ведь если бы эти проекты удалось реализовать в полном объеме, полеты на околоземные орбиты стали бы столь же привычны, как перелеты из Америки в Азию на самолетах.

Тем не менее, в рамках создания «Бурана» и МАКСа Советский Союз совершил технологический прорыв, который тогда мало кто заметил. Но самое удивительное: то советское достижение не пропало в лихие девяностые, а было реализовано в полном объеме уже в новом тысячелетии. Да так реализовано, что США и Западная Европа кое в чем остались позади. Основную роль здесь сыграли специалисты из полузакрытого подмосковного наукограда Обнинска, известного своей первой в мире АЭС.

Кроме атомщиков, в небольшом городке Калужской области работали и работают специалисты в области создания специальных материалов и специальных стекол для авиации и ракетостроения. Здесь с 1959-го находится научно-производственное предприятие с незатейливым названием «Технология», где когда-то разрабатывались и производились элементы остекления реактивных самолетов, а также радиопрозрачных обтекателей для управляемых ракет различных типов.

В восьмидесятые годы этому, в общем-то, небольшому по советским меркам предприятию, в приказном порядке поручили создать для советского космического челнока «Буран» теплоизоляционное покрытие, специальные стекла, защиту трубопроводов, легкие, и в то же время прочные створки грузового отсека. Авиационные специалисты с заоблачным заданием справились блестяще.

По мнению зарубежных экспертов, которое было озвучено много позже, керамическая защита «Бурана» оказалась куда лучше той, что стояла на американских «шаттлах».

Остекление кабины – не хуже. А легчайшие и чрезвычайно прочные открывающиеся створки грузового отсека по качеству оказались на уровне тех, что тогда делали только в США. И это было самое удивительное.

Для их изготовления в СССР впервые применялись карбоновые композиционные материалы, созданные на основе специальных углеродных нитей. Черный карбон в просторечии специалисты называют углем, хотя в шахтах его не добывают и из дерева не жгут. Кстати, авиационный термин «черное крыло» в своей основе тоже имеет карбон, который используется как основной композиционный материал в современном авиастроении. Советский Союз не был лидером в разработке и широком использовании композитов, и тут - такой рывок, да еще с использованием новейшего тогда синтетического материала.

«Буран» закрыли, СССР развалился, авиастроение в новой России едва не умерло. В начале 1990-х годов авиапром объединили с космическими отраслями, получилось РАКА – Российское авиационно-космическое агентство. Как раз в структуре нового агентства обнинская продукция из карбона оказалась востребована. Это и спасло предприятие, поскольку все авиационные заказы обнулились.

В 1990-х годах Россия стала самым активным игроком на рынке космических пусковых услуг. Однако у наших знаменитых ракет-носителей, при всей их надежности и эффективности, были существенные недостатки. Дело в том, что даже лучшие советские ракеты имели стеклопластиковые или металлические обтекатели, а также корпуса третьих ступеней, которые выводили в космос коммерческую нагрузку. Это повышало их вес. А для звукоизоляции чувствительных к реву пуска космических аппаратов головные части… забивали матами.

Применение композиционных материалов на основе карбоновых нитей дало просто революционный эффект. Например, у самого мощного «Протона-М», удалось снизить вес конструкции сразу на полторы тонны. Была достигнута идеальная звукоизоляция, надобность в совершенно лишнем грузе матов пропала. К тому же повысилась прочность корпуса ракеты-носителя. Сейчас не только «Протон», но и «Рокот», и перспективная «Ангара» одеты в легкий и прочный углепластик.

Другая проблема прикладной космонавтики была в низкой надежности спутников. В условиях космоса существует эффект перепада температур от минус 200 градусов по Цельсию в тени до плюс 200 на солнечной стороне. Разогрев и охлаждение происходят практически мгновенно. Металлические конструкции в таких условиях либо неработоспособны, либо быстро выходят из строя. Для защиты научной аппаратуры ее, как правило, помещали в герметичный контейнер, который заполняли жидким азотом: чтобы создать температурную стабильность. Однако малейшая разгерметизация контейнера сразу приводила к утечке азота и выходу из строя дорогостоящей аппаратуры.

Решили эту проблему первыми на Западе. Там стали создавать специальные открытые платформы, внутри которых по множеству тонких трубочек циркулирует жидкий азот: он не позволяет закрепленным на платформах приборам перегреваться или переохлаждаться. Поскольку сами платформы должны сохранять стабильность формы и в тени, и на солнце при четырехсотградусных перепадах температуры, то материалом для них выбрали композиты.

У нас в стране лидером по практическому применению в ракетостроении композитов объективно стал Обнинск. Там и решили начать производство отечественных композиционных платформ для космических аппаратов нового поколения.

Инициатором стал начальник сектора композиционных материалов Анатолий Казимирович Хмельницкий – ныне заместитель генерального директора предприятия.

При создании таких платформ удалось реализовать множество ноу-хау, защищенных сейчас патентами. Надежность спутников возросла многократно. Разработанные в Обнинске панели позволили увеличить гарантийный срок работы космических аппаратов на орбите с 3-5 до 12-15 лет.

К настоящему времени изготовлено более 700 панелей для 30 типов космических аппаратов. Работа по сборке панелей – очень ответственная и очень тонкая. Выполнять ее могут специалисты высочайшего уровня. Большинство из них – женщины, окончательная сборка идет вручную. Но что удивительно, по качеству и производительности труда наши женщины обогнали зарубежную робототехнику…

В Обнинске в год выпускается около 170 панелей, что позволяет комплектовать 20 спутников. Европейская корпорация «Астриум», выпускающая аналогичные изделия, комплектует всего 5-7 спутников в год. При этом у них на роботизированном производстве занято почти 200 человек, а у нас при ручной сборке – 25, и площадь сборочного цеха у них в десять с лишним раз превышает тот, что находится в Обнинске. В российском научно-производственном предприятии «Технология» на производство спутниковой панели от получения техзадания, разработки проекта и до сборки конечной продукции уходит менее трех месяцев. На Западе – почти год. И это при «их» хваленой повальной компьютеризации и роботизации…

Что делают сотрудницы? По технологии производства к космическим панелям необходимо приклеить тысячи специальных стеклышек толщиной 120 микрон и зазором между ними в 100 микрон. В США и Западной Европе эту операцию выполняет, естественно, дорогостоящий и сложный в обслуживании робот. В России – миловидные девушки. А производительность и точность склейки в несколько раз выше, чем у робота. Когда западные специалисты сравнили, что и как делают они, а что могут в России, они испытали состояние, близкое к шоку. Этого не может быть! Но это есть. И еще один технический показатель. У лучших американских и европейских панелей вес одного квадратного метра конструкции – не ниже 1,6 килограмма, а у нас – не выше 500 грамм.

Я вовсе не хочу сказать, что в Обнинске бессовестно эксплуатируют женский труд, игнорируя автоматизацию производства. Там используются самые современные технологии и очень много уникальных автоматов. Но практика показала, что порой с тонкими девичьими пальчиками, с их особой чувствительностью и чисто женской аккуратностью не сравнится никакая машина.

Однако совсем добила космических экспертов, в том числе отечественных, ручная сборка спутника, сделанного по заказу Египта. Обнинские специалисты решили сдать египтянам космический аппарат под ключ, то есть в полностью готовом к запуску виде.

На глазах у иностранных заказчиков и представителей одной из крупнейших российских ракетостроительных корпораций два человека собрали спутник диаметром 1,8 метра и высотой более 2 метров со всей смонтированной на нем аппаратурой… за 15 минут!

Сборка шла по принципу детского конструктора «Лего».

Помимо участия в реализации космических программ, Обнинское научно-производственное предприятие включено в работу по созданию истребителя пятого поколения. И уже выяснилось, что отечественные композиты придают ПАК ФА качественно новые характеристики боевого применения.

На Западе в гражданское авиастроение активно внедряются углепластики. Американцы даже называют свой «Лайнер мечты» самолетом с «черным крылом». Будут такие крылья и у нас. Вполне возможно, что МС-21 станет первым отечественным пассажирским самолетом с самой большой долей композитов в своей конструкции. Кстати, первые «черные крылья» на основе углепластика из Обнинска появились в России более двадцати лет назад на экспериментальном самолете Су-47 «Беркут». Так что работы начнутся не с чистого листа.

Опять же, мы зачастую ругаем всякого рода создаваемые корпорации и холдинги, считая, что толку от них нет, а есть лишь новая крыша для распила бюджетных денег. Всякое бывает, но вот холдинг «РТ-Химкомпозит» появился как нельзя вовремя. Он успел объединить в единое целое предприятия, НИИ и КБ, которые лишь совместными усилиями смогли сохранить свои советские приоритеты и сейчас выходят на мировой уровень уже в качестве признанных лидеров. Среди них и обнинская «Технология».

Как сказал на встрече с журналистами в канун Дня космонавтики генеральный директор холдинга Сергей Михайлович Сокол, композиционные материалы российского производства имеют все шансы занять достойное место на мировом рынке. При этом мы предлагаем готовую продукцию, которая по критерию «цена-качество» конкурентоспособна с лучшими западными аналогами.

Без композитов технический прогресс невозможен. И остается лишь склонить голову перед теми, кто своим неприметным трудом и терпением сохранил в нелегкое для страны время уникальные технологии. Кто позволил России уверенно смотреть в космическое будущее. И кто обеспечит нашу авиацию самыми прочными в мире «черными крыльями».   

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Петр Петрович
02.05.2012 16:55
В свете того, что к 2050 году русские будут составлять меньшинство в России, возникает вопрос: чьи нежные пальчики будут трудиться на уникальном производстве в 2050 году?

И второй вопрос: в каком году мы отрапортуем, что сын первого российского гастарбайтера запущен на околоземную орбиту?

Смотреть под ноги очень важно, но иногда надо бросать взгляды вдаль,
дабы не было мучительно больно за ментальную близорукость.
Ансарбай
16.04.2012 19:12
student, а ты - русский?
Денис
16.04.2012 18:03
Дай Бог, чтоб их а) не купили америкосы и не развалили ( как много уникальных предприятий в России ), б) чтоб хватило сил расти дальше...
student
16.04.2012 9:46
Да. Страшно далеки они от народа, эти обустроители космоса.
Или может, народ страшно далёк от такого понятия, как квалифицировааная специальность  в промышленности ?
Зачем  это русскому человеку ?
Бабло и так срубить можно и не париться.
Ансарбай
13.04.2012 13:47
"Они обустраивают космос", а их пытаются поучать, разные там, как обустроить Россию.
Алевтина
13.04.2012 11:11
СПАСИБО
Starover
12.04.2012 22:42
Теплоизоляционную защиту Буранов-стеклокерамические пластинки,делали не калужане,а белорусы-Лидский стекольный завод.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».