Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 декабря 2019
«Охотник», кажется, прилетел

«Охотник», кажется, прилетел

Завершились государственные испытания вертолетов - боевого Ми-28Н и учебного «Ансат-У»
Сергей Птичкин
20.01.2009
«Охотник», кажется, прилетел

Госкомиссия ВВС подвела итоги испытаний своих вертолетов. Озвученные результаты можно считать новогодним подарком для армейской авиации.

Председатель Госкомиссии главком ВВС и ПВО генерал-полковник Александр Зелин не скрывал своей радости, когда говорил об итогах весьма напряженных испытаний. И его можно было понять. Как сказано в официальном документе, с положительными результатами завершены совместные испытания боевого Ми-28Н и учебно-тренировочного «Ансат-У» (на фото). По их результатам выдана рекомендация о пригодности вертолетов для принятия на вооружение и для запуска в серийное производство.  

Также завершен с положительными результатами этап государственных совместных испытаний боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор». Выдано предварительное заключение с рекомендациями о возможности выпуска установочной партии Ка-52.  

И все было бы хорошо, если бы не было так грустно. Ми-28 впервые поднялся в воздух в 1982 году. Его сразу окрестили и «летающим танком», и «убийцей танков», назвали «лучшим в мире». Однако самые громкие похвалы в адрес нового боевого вертолета, призванного сменить Ми-24, никак ему не помогли. В начавшихся сравнительных со своим конкурентом Ка-50 испытаниях Ми-28 проигрывал этап за этапом.

В конце восьмидесятых годов стало окончательно ясно: Ка-50 - лучший боевой вертолет не только в СССР, но и в мире. И армейская авиация получила бы прекрасные машины, но рухнул Союз, стало не до технического обновления Вооруженных сил.

В 1993 году разработчики Ми-28 заявили о прекращении государственных испытаний и начале работ над новым вертолетом - ночным Ми-28Н.  

В 1995 году боевой Ка-50, получивший имя «Черная акула», был принят на вооружение армейской авиации. И в том же году на авиасалоне МАКС-95 был впервые показан Ми-28Н, который отличался большим шаром над втулкой несущего винта. В нем должен был находиться лучший в мире вертолетный радар «Арбалет». С 1996 года начались неспешные испытания «Ночного охотника».  

А на Северном Кавказе шла нескончаемая контртеррористическая операция, в которой федеральным войскам очень не хватало боевых вертолетов, способных эффективно работать в горах, днем и ночью.  

Наконец, в начале 2001 года в Чечню прибыли два серийных Ка-50. И сразу стало ясно, что именно такие машины нужны армейской авиации, именно они могут установить тотальный воздушный контроль над горными районами воинственной Ичкерии.

Эффективность «Черных акул» в горах оказалась столь впечатляющей, что на все сообщения о боевом применении Ка-50 в Чечне наложили строгое табу.

А с 2002 года началась безудержная рекламная кампания вокруг Ми-28Н. Благо, война на Северном Кавказе пошла на спад, основные силы боевиков были разгромлены. Бывший главком ВВС Владимир Михайлов договорился до того, что отнес Ми-28Н к пятому поколению вертолетов. Он утверждал, что «аналогов Ми-28Н в мире нет, и что эта машина превзошла все, что имеется на сегодняшний день».  

Несмотря на то, что на вооружении ВВС уже находился Ка-50, давно испытанный, проверенный в бою и готовый к массовому серийному выпуску, было заявлено, что основным боевым вертолетом ВВС станет именно Ми-28Н. Без обязательного конкурса, еще до начала государственных испытаний официально объявили о том, что вертолеты Ми-28Н принимаются на вооружение. И даже озвучили государственный заказ на триста «Ночных охотников»!  

Случай в отечественной истории небывалый. Вертолет двадцать лет летает, но летать никак не научится и государственные экзамены сдать не может, а его объявляют лучшим, не имеющим аналогов, и выделяют деньги на закупку сотен машин. В 2008 году в войсках должен был быть полк винтокрылых «охотников», в 2010 - два полка, а к 2015 году ВВС должны располагать всеми трехстами Ми-28Н.  

Но как говорится, сколько не повторяй слово «халва», во рту слаще не станет. Заявленные характеристики создателям Ми-28Н в оговоренные сроки реализовать не удалось, несмотря на огромные финансовые вливания. Радарный комплекс «Арбалет» вообще исчез из облика вертолета - шарик над втулкой несущего винта «лопнул». Ночное видение тоже никак не складывалось в комплексную систему. Были и другие проблемы.  

И когда началась война в Южной Осетии, армейская авиация не располагала ни одним строевым Ми-28Н. Войска опять остались без надежного вертолетного прикрытия. Несколько выпущенных «Ночных охотников» все еще находились в стадии испытаний, а «Черных акул» на Кавказ почему-то не пустили.  

Так что долгожданное известие об успешном завершении госиспытаний Ми-28Н оставляет все-таки двойственное чувство.

С одной стороны, конечно, можно порадоваться тому, что армейская авиация получит по-настоящему новые боевые вертолеты. А с другой стороны, выходит, что Ка-50, выигравший конкурс у Ми-28, из строя ВВС будет выведен без всяких на то веских оснований. Просто не может быть на вооружении сразу двух однотипных боевых вертолетов.  

Непредсказуемая абсурдность ситуации с боевыми вертолетами еще и в том, что продолжатся испытания Ка-52. А ведь по сумме своих характеристик он полностью превосходит Ми-28Н. Достаточно сказать, что на «Аллигаторе» стоит тот самый радар «Арбалет», а в «Ночной охотник» его встроить так и не смогли, хотя первоначально он подавался едва ли не основной изюминкой Ми-28Н. А какая полноценная охота и какие полеты ночью могут быть без радарного комплекса?  

Чтобы как-то развести два боевых вертолета, Ка-52 назвали ударно-разведывательным и заявили, что он встанет на вооружение частей спецназа ГРУ. «Аллигатор» имеет прекрасную бортовую авионику, современный радарный комплекс, новейшую оптико-электронную систему и другие навороты, которые действительно делают его воздушным рейнджером. Летчики-испытатели очень высоко отзываются о пилотажных и боевых качествах Ка-52. Однако в штате ГРУ вертолетные подразделения никак не прописаны. Так что есть опасность, что «Аллигатор» постигнет судьба «Черной акулы». Его примут на вооружение, поскольку просто закрыть эту прекрасную машину нельзя, выпустят несколько экземпляров и скажут: пристроить машину никуда не можем, на ее дальнейший выпуск денег нет.  

Впрочем, Главком ВВС и ПВО Александр Зелин, выступая перед журналистами после завершения заседания Госкомиссии, выразил уверенность в том, что в 2009 году весь комплекс госиспытаний Ка-52 будет завершен и «Аллигаторы» все-таки займут подобающее им место в строю армейской авиации.

Еще одна новинка «камовской» фирмы настолько заинтересовала главкома, что он даже поднялся в кабину вертолета Ка-252РЛД. Это вертолет радиолокационного дозора. Находясь на высоте в несколько километров, он прекрасно отслеживает всю ситуацию в воздухе, на земле и на море в радиусе около двухсот километров. Удивительно, но за рубежом таких винтокрылов до сих пор нет. Ка-252РЛД – идеальное подспорье командирам сухопутных подразделений, действующих в незнакомой местности. Его антенна не только высвечивает оперативную обстановку, но и обеспечивает выдачу целеуказаний для боевых систем высокой точности.  

Настоящим открытием последних лет стало семейство вертолетов «Ансат». Они были созданы в конструкторском бюро Казанского вертолетного завода, на котором и будут производиться. Это легкий, скоростной (275км/час), маневренный и очень неприхотливый вертолетик. Он может работать и как такси, и как спасатель, и как грузовичок. Военных заинтересовал учебный вариант. Довольно сложные и многочисленные испытания прошли блестяще. Теперь «Ансат-У» станет летной партой для тех, кто выбрал профессию вертолетчика, и не только боевого. Бортовое оборудование этой машины позволяет имитировать на ней управление практически всеми вертолетами классической схемы.  

Возможно, финансовый кризис внесет свои корректировки в количество закупаемой авиатехники. Однако ясно, и госиспытания это подтвердили, на вооружение ВВС будут поступать вертолеты, полностью отвечающие вызовам времени. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Пробел
27.12.2009 9:07
)) Вот где "из текста пылает правда" , спасибо Доброжелатель. А я то ,думаю ,почему, если Ка-50 такая классная машина, то от неё отдачи нет.
Доброжелатель
Птичкин как обычно брешет неистово и безудержно.. словно сивый петух.. в большей части текста. Почему и как, достаточно легко понять, зная что Сергей Птичкин сценарист известной рекламной телеботвы "черная акула" (рекламный фильм КБ 1993 года) а ныне очередной журналажник. Пропуская некоторую ламерско-пропагандистскую бредятину Птичкина в тексте, остановимся на основном. С.Птичкин пишет: "В начавшихся сравнительных со своим конкурентом Ка-50 испытаниях Ми-28 проигрывал этап за этапом." Птичкин! Этапов не было в сравнительных истытаниях! Были зачетные задания в конкурсе, почти во всех которых победил Ми-28. По итогам испытаний МИ-28 имели в активе превосходство по обнаружению целей на полигоне в пять раз и по пускам ПТУР в 3 раза. Машины были равны по автоматизации ибо поставщики БРЭО были одни в СССР. А почему тогда Ми-28 "проиграл"??? А потому, что руководитель Госкомиссии по летным испытаниям получил должность зама Михеева, сразу по окончании испытаний, в ходе которых он неоднократно фальсифицировал протоколы и докладывал нужное генералитету. Далее Птичкин брешет: "Эффективность «Черных акул» в горах оказалась столь впечатляющей, что на все сообщения о боевом применении Ка-50 в Чечне наложили строгое табу. Никакой эффективности тем более "впечатляющей" Ка50 не было и в помине: Боевые задачи под сопровождение колонн, прикрытие посадки транспортных самолетов, ведение воздушной разведки объектов противника, прикрытие ПРД, сопровождение транспортных вертолетов им не доверяли, летали прото так и стреляли в никуда. Остальное вранье разбирать не будем ибо много текста в итоге... Так что Птичкин, добрый те совет, не ври хоть себе самому себе, имей хоть остатки совести, а "свои двойственные чувства по итогам испытаний" засунь куда подальше

Эксклюзив
06.12.2019
Валерий Мацевич
Будут ли страны Прибалтики проситься обратно в российскую «оккупацию»?
Фоторепортаж
28.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная графу А.А. Аракчееву.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».