Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 августа 2019

Народная певица

Юбилейный год Татьяны Петровой
Николай Головкин
06.03.2007

Иногда удивляются: что это за звание такое – народная певица? Мы-де знаем, что Татьяна Юрьевна Петрова – и заслуженная артистка России, и народная артистка Башкирии, и кавалер ордена святого апотола Андрея Первозванного… Но так благословил прозываться Татьяне Петровой покойный митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)...

- С владыкой Иоанном, - вспоминает Татьяна Юрьевна, - мы познакомились за четыре года до его кончины. Встреча с ним, доброта, понимание, тепло и мудрость, которые от него исходили, – дар бесценный в моей земной жизни.

Воспоминание о Владыченьке, которого мне сегодня так не хватает, согревают мою душу. Он очень тепло относился к моим песням "Православная", "Вы деньки мои, голуби белые" и другим. Владыченька два раза брал меня с собой в поездку на Святую Землю.

Однажды мы разговаривали у него в приемной. Я стала у него спрашивать, правильно ли делаю, что пою церковные песнопения на сцене. Они ведь для церковных людей, а я пою их в концертах для всех. Он ответил: "Правильно ты их поешь, пой больше душеспасительные песни. И не зовись артисткой, потому что ты не играешь, а каждый раз проживаешь песню. Поэтому зовись певицей".

И еще одна его фраза тоже стала для меня огоньком в лампаде: "Нужно людей не тешить, а утешать".

Девизом каждого выступления певицы стали слова: "Чем труднее времена, тем нежнее песня". Слушая Татьяну Петрову и в больших столичных залах, и в забытых сельских клубах, слушатели, которые также величают Татьяну Юрьевну не иначе как народная певица, радуются и плачут, но никогда не остаются равнодушными к её песням. Традицией стали проводимые ею ежегодные творческие отчеты-праздники "Татьянин день".

Именно народной певицей величает её и сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вот одно из высказываний Его Святейшества после концерта "Татьянин день":

"...Творчество народной певицы России Татьяны Юрьевны Петровой отмечается высокой духовностью, приверженностью к народным песенным традициям и высочайшим талантом".

***

Любовь к русской национальной культуре зародилась у народной певицы России Татьяны Петровой еще в детстве. В их семье, которая жила на Урале, все пели. Тогда бабушка Татьяны наставляла свою внучку: "Не пой худой песни добрым людям!". С тех пор певица, которая отмечает в нынешнем году юбилей, следует этому завету.

***

Татьяна Сысолятина – будущая певица - родилась в в поселке Буланаш Артемовского района Свердловской области, была в детстве послушной и даже примерной. Она любила много читать, все время сидела с книгой.

Иной раз её мама Галина Павловна Истомина, которая работала киномехаником, даже книгу отбирала и посылала рукодельничать. Но у девочки всё падало из рук. И тогда соседка надоумила маму: ты, мол, Галя, отдай ее в музыкальную школу на фортепьяно, она пальцы-то и разовьет.

Отец Татьяны - Юрий Васильевич Сысолятин, предки которого были крестьяне с притока Северной Двины речки Сысолы, был шахтером. Он 25 лет провел под землей. По-уральски суров и по-северному молчалив. Когда Галина Павловна стала советоваться с ним, он против занятий музыкой ничего не имел, ибо сам на праздники любил петь песни.

Пальцы Татьяна как следует развить не успела. Зато быстро прорезались голос и слух – наверное, в наследство от бабушки Анны досталось. Бабушка пела много народных песен долгими вечерами в деревне Лягушине, только не все до конца: "А вот как тебе, Таньша, шашнацать исполнится, тогда и узнашь, что дальше-то было".

С пятнадцати лет, когда Татьяна выдержала конкурс в Государственный Уральский народный хор, и по сию пору она все в дороге: поезд, машина, самолет… Поездки по всему миру, а более всего по родимой России-матушке.

В советские времена трудовую книжку выдавали только с 16 лет. Поэтому ее трудовая деятельность в Государственном Уральском народном хоре (1972-1974), где она пела забытые бабушкины песни, поначалу вроде бы была и "противозаконная".

Затем уехала учиться в Москву, где последовательно окончила музыкальную школу, отделение сольного народного пения музыкального педагогического училища имени Ипполитова-Иванова (1974-1978), музыкальный педагогический институт имени Гнесиных по классу Нины Константиновны Мешко (1978-1986) и аспирантуру (1986-1988).

Параллельно с учебой в училище работала в Ансамбле народной музыки под управлением Дмитрия Покровского, а в 1978 года стала солисткой "Москонцерта".

В светлую память о своем отце Юрии Васильевиче, ушедшем из жизни очень рано, Татьяна Петрова с особым чувством любит выступать в шахтерском Кузбассе, где бывает с концертами каждый год.

#comm#Пение, по убеждению певицы, - это большой труд. Поэтому Татьяна Петрова пошла по принципу – голос не надо жалеть. Она всегда поет без микрофона, вкладывая в каждое исполнение всю свою душу.#/comm#

***

В стране победившего социализма русские народные песни, особенно о тяжелой доле трудящихся, приветствовались как классово проверенные. Поэтому Татьяну Петрову и в Америку возили, и премию Ленинского комсомола торжественно вручили …

Но когда в эпоху перемен Татьяна Юрьевна запела на вечерах "Нашего современника" и других патриотических изданий и когда в ее пении патриотизма стало более, чем нужно, то демократура, по выражению Василия Белова, шарахнулась от певицы, как черт от ладана!

Зато сколько прекрасных людей и талантливейших наших мастеров слова стали в эти годы её друзьями!

Валентин Распутин:

"Уже сама природа наделила Татьяну Петрову двумя замечательными дарами - русской красотой и поющим самоцветным голосом. Самой природой ей был заповедан репертуар - русская песня и романс от древности до наших дней. Другой песне душа не ответила бы с таким простодушием, радостью и искренностью, всякий раз отдаваясь 5-7-семи минутной "жизни" как единственно выпавшей судьбе, другому напеву душа не отозвалась бы столь полным и ярким сопереживанием. Чтобы стать Татьяной Петровой, которой мы сегодня восхищаемся со сцены, нужна была огромная работа, но благодаря ей произошло полное и счастливое слияние в одно целое таланта, внешности и духовности".

Вадим Кожинов:

"Сейчас часто говорят: исполнитель русских песен, и действительно подавляющее большинство тех, кто выступает с русскими песнями, это именно исполнители, а не певцы, то есть они исполняют нечто, в конце концов, чужое им, далекое, и поэтому получается пение или музейное, или даже пародийное. А Татьяна Петрова действительно певица, и для меня она стоит в таком ряду: Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, вот она третья. И что это прежде всего значит? Это значит, что она действительно поет, что песня, когда бы она ни была осуществлена, это ее песня, она не исполнитель, а действительно певица в высшем значении этого слова, а для этого, конечно, недостаточно одного желания петь так, нужен высокий и воистину мощный дар, чтобы преодолевать время. И получается так, что, когда она поет песни народные, давние, вековые, они звучат совершенно современно, и в то же время, когда она поет песни, созданные современниками, вот только сейчас, они становятся в этот ряд, то есть они присоединяются к той великой культуре".

Кто же они, эти современники, которые вот только сейчас?

Это – поэт и драматург Константин Скворцов, который создал для певицы сразу целый цикл замечательных песен – такие, как "Ивушка", "Птицы русские", "Белый вальс", которые запели и другие исполнители.

Это, увы, ныне покойный Владимир Волков, замечательный поэт, композитор и спутник Татьяны Юрьевны во многих поездках, в том числе и паломнических.

Татьяна Петрова записала цикл авторских песен матушки Людмилы (Кононовой) из Вятки, с которой их связала крепкая духовная дружба.

В разные годы Татьяна Петрова, сильная и смелая женщина, не раз побывала и в Афганистане, и в Чечне, и в Сербии…

Общепризнанной вершиной исполнительского мастерства и гражданского долга певицы стал знаменитый марш "Прощание славянки". Зрительный зал неизменно в едином порыве встает, приветствуя ее пение.

– Когда я исполняю на концертах "Прощание славянки", – делится Татьяна Юрьевна, – даже крепкие мужчины не могут сдержать слез и не стесняются этого.

Да, действительно права Татьяна Петрова, утверждая, что этот прекрасный марш, созданный в 1912 году замечательным русским музыкантом, уроженцем Рязанщины Василием Ивановичем Агапкиным как отклик на освободительную борьбу славян, невозможно вычеркнуть из нашей памяти: и сегодня "Прощание славянки" помогает нам собраться с силами и духом для возрождения горячо любимой Родины. И становится особенно понятным потаенный смысл оброненных певицей слов: "Я не работаю. Я служу". И это правда. Так служат в храме...

Владимир Крупин:

"Татьяна Петрова появилась в России в тяжелейшие времена не случайно. Она пришла как надежда на утешение в бедах, как упрек русским мужчинам за то, что они плохо и мало бьются за Родину. Татьяна поет как поют в церкви, поет, как женщина, любящая безответно и прощающая…. Ее душа настолько сливается с голосом, что понимаешь: вот отчего лучшие в мире женские голоса - это русские. Россия, милая наша Россия, ты слышишь, поет твоя любящая дочь".

Часто певицу можно увидеть в Борисо-Глебской женской Аносиной обители под Звенигородом, которую основала княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, тетка Федора Ивановича Тютчева. Здесь она помогает послушницам – и по хозяйству, и хоровое мастерство постичь, а то и денег добыть.

Рядом с обителью Татьяна Юрьевна купила небольшую избушку, чтобы проводить здесь православные праздники и отдыхать после гастролей.

– Мы не всегда, – говорит народная певица России, – можем слышать отзвуки той духовной борьбы, которая идет за душу человека между добром и злом, светом и тьмой. Но каждый, я уверена, чувствует, что есть у него некто незримый, но очень искренний, помогающий, оберегающий. Для крещеного, верующего человека это, конечно, ангел-хранитель.

– Татьяна Юрьевна, а как вы пришли к вере?

– У меня была верующая бабушка, Анна Николаевна, светлая ей память. Отец же был атеистом, и меня крестить запретил. Шести лет от роду, на Пасху, упала я с печки. Дом был каменный, высокий, так что сверзлась я с высоты порядочной. Что дальше – не помню. В общем, помирала девка некрещеной, и даже свечку нельзя было поставить. Тут бабушка и настояла на своем: повезла бездыханную меня в Алапаевск. Там в местной церкви меня и крестили. А как стали причащать, я после обморока трехдневного очнулась.

***

По признанию японских газет Татьяна Петрова – "серебряный голос России". Высоко ценят ее искусство, которое наполняет душу или великой радостью, или великой тоской, и во многих других странах, где народная певица России побывала на гастролях.

Повсюду за рубежом восхищены исполнением Татьяной Петровой и русских народных песен, и романсов Чайковского, Глинки, Рахманинова, Свиридова на стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, Цветаевой, Мережковского, Рубцова, Клюева, Скворцова...

– Что для меня русская песня?! – размышляет певица. – Русская песня держит нравственный свод современности. Она как свет, на который идешь, как тепло, которым согреваешься.

Русская песня – это русский характер, это большая, могучая история государства, склад ума, души – нежно организованной.

Русская песня рождает в душе сопереживание и ведет людей к прекрасным поступкам, делает их лучше и чище...

В России Татьяне Петровой доводилось выступать перед своим народом и в поле, и на подводной лодке, и на корабле в шторм, и на площади в дождь.

В то время, как на экранах телевизоров певицу, увы, не увидишь, редко услышишь и по радио. К счастью, эту блокаду, которая не помешала ей приобрести многочисленную армию поклонников по всей стране, помогает прорывать "Радонеж".

– А на Родине, Татьяна Юрьевна, у вас такая трудная концертная судьба... Почему?

– У нас сейчас, увы, власть денег. Хочешь выйти в эфир – плати. То, что сейчас в целом происходит на нашем телевидении, я не могу назвать иначе, как террором, направленным против культуры, духовности. Я езжу по России, разговариваю с народом. Люди возмущаются тем, что им навязывают телемагнаты. Русская народная песня на телевидении сегодня не ко двору, а если что и звучит, то так называемая "русская попса", втиснутая в чужие, выхолащивающие душу ритмы.

– Да, грустно: подлинная русская песня – жанр удивительный, характерный именно для России – специфическое пение, идущее от русской разговорной плавной речи, напоенной эмоциями, особой интонацией слова. Неужели русская песня умрет?

– Ни за что! Как бы горько не складывались обстоятельства, мы, русские, и, в первую очередь, женщины не допустим этого. Как видно из истории, неповторимое место в русской песенной традиции отведено сольному женскому пению. Русская народная певица может петь обо всем, что тревожит. И плакать, и смеяться, и призывать, и стенать, и вызывать у людей слезы, желание очищения, покаяния...

- Как складывалась уникальная женская песня на Руси?

- Она шла от отношения мужчины к женщине. Если бы они не любили так в ней мать, хозяйку, опору свою земную, то и женщин бы таких певуний не было, не брались бы они за такие темы. Так что в самом существовании нашего жанра заслуга мужчин, которые поднимали женщину на духовные вершины.

- Такая вершина, например, – искусство гениальной русской певицы с загадочной и трагической судьбой Надежды Плевицкой…

- Ею восхищались Шаляпин, Бунин, Станиславский... Аккомпанировал Плевицкой сам Рахманинов. На моих концертах постоянно звучат и радуют слушателей пропущенные через душу песни из репертуара Надежды Плевицкой, других выдающихся предшественниц – Анастасии Вяльцевой, Аграфены Глинкиной, Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко...

- Да, Россия – страна своевольная, поэтому везде и песни разные, и поют их по-разному…

- Провинция живет неспешно, трудно, но сколько там тепла, душевной отзывчивости, целомудрия! Именно это – настоящее и истиное – очищает. Поэтому много езжу по России с концертами, а прежде – в экспедиции за песнями.

– Ну, а в родной Гнесинке по-прежнему преподаете?

- Да, с 1986 года по настоящее время. Я не перестану преподавать, не перестану учить, потому что и меня всю жизнь учили.

У меня много талантливых учениц на отделении сольного народного пения в Российской Академии музыки имени Гнесиных – певиц с прекрасными голосами, с чистой душой. Но я, увы, просто не знаю, каково их будущее.

Очень горько, когда мнимые ценности выдаются за подлинные. Есть даже пророчество: человек, который думает только о хлебе, рискует навсегда его лишиться.

Говорю это, не впадая в уныние. Просто скорблю о том, что с нами происходит. Конечно, настанет время, и люди повернутся к утраченному, им этого будет страшно не хватать. Они будут жаждать этого. Но потерять-то гораздо легче, чем обрести вновь...

Ныне Татьяна Юрьевна в полном расцвете своих творческих сил, у нее множество рабочих планов.

Певица часто выступает с Национальным академическим оркестром русских народных инструментов России имени Осипова под управлением народного артиста России Владимира Понькина, ученика прославленного Геннадия Рождественского.

Сегодня в этом оркестре, который представляет музыкальное искусство народов нашей страны во многих странах мира, собраны лучшие музыканты, играющие на народных инструментах: домристы Александр Цыганков и Сергей Лукин, балалаечники Анатолий Тихонов и Игорь Сенин, гусляры Майя Воронец и Алла Догадова…

С этим коллективом Татьяна Петрова выпустила пять новых альбомов, презентация которых состоится на различных концертах в юбилейном для певицы году.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

мезенцев
02.12.2013 0:16
Когда-то мы сидели за одной партой сейчас со цветами поднимаюсь к тебе на сцену спасибо за концерт на БУЛАНАШЕ 30 11 2013 с предвкушением ждем следующего приезда!
Юрий
25.02.2011 21:06
Татьяна Юрьевна приезжайте с концертом к нам Санкт-Петербург.
С удлвольствием схожу на Ваш концерт.
Спасибо
Ольга
19.08.2010 12:09
Певице необходим собственный сайт. Хотелось бы знать о предстоящих концертах
павел
15.04.2010 21:03
предлагаю вам татьяна юрьевна спеть под современную русскую волынку ..история развития этого,  как музыкального инструмента ,берет начало еще с древних времен наших предков -этруссо,  а затем и коловенов-славян к радости всех нас этот инструмента у нас русских успевшно возродился поэтому примите и вы участия в дальнейшем развитии этого замечательного древнейшего инструмента восточных славян -у русских провославных людей  ....мой телефон 89031728188

Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».