Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 августа 2019
МАКС расправил крылья

МАКС расправил крылья

Открывшийся накануне авиационно-космический салон реально заработал лишь сегодня, сразу набрав рекордные обороты
Сергей Птичкин
19.08.2009
МАКС расправил крылья

Как известно, начало МАКС-2009 было омрачено катастрофой, во время которой погиб командир «Русских витязей» Игорь Ткаченко. Поэтому само открытие прошло не торжественно, как обычно, а началось минутой молчания в память погибшего аса. Открывал МАКС-2009 вчера премьер-министр Владимир Путин, и это тоже наложило свой отпечаток. На территорию салона пустили минимальное количество людей – только непосредственных участников. Практически все павильоны были закрыты для свободного входа-выхода. Даже пресс-центр оказался доступен лишь для журналистов правительственного пула.

Поэтому-то никаких значимых переговоров и деловых встреч вчера не проводилось. Впрочем, сенсация все равно была. Министерство обороны публично подписало контракт о закупке для ВВС до 2015-го 64-х истребителей Су-27СМ, Су-30М2 и Су-35С. Руководитель ОАК Алексей Федоров, хоть и был подвергнут критике со стороны премьера, но многомиллиардный кредит на развитие авиапрома Объединенная авиастроительная корпорация получит.

В среду очень высоких гостей в Жуковском не ожидается, зато наплыв тех, для кого салон место активной работы и напряженных переговоров – огромный.

Бросается в глаза, что МАКС-2009 значительно скромнее, чем предыдущий салон. Практически нет иностранных летательных аппаратов, хотя в былые годы прилетали даже Б-52.

Американцы, как утверждают в руководстве салона, планировали прислать около десятка боевых самолетов, но президент США посчитал это лишней тратой и приказал своим ВВС экономить. Не увидят посетители и ожидавшийся аэробус-гигант А-380, хотя переговоры об участии этого лайнера на салоне велись.

Даже на стендах иностранные компании смотрятся скромно. Исключение представляет, пожалуй, группа компаний САФРАН, основную долю в которой составляет французская промышленность. Эта группа имеет давние связи с российской авиапромышленностью, участвовала в рождении регионального лайнера «СухойСуперДжет-100». Уникальность сотрудничества в том, что совместными усилиями удалось спроектировать и построить новейший газотурбинный двигатель для «СуперДжета». Это первый опыт подобных совместных разработок.

Французы показывают не только много интересного из области авиастроения, но и демонстрируют новейшую экипировку для пехотинца, в которой использованы лучшие ноу-хау аэрокосмической промышленности. Министр обороны Дмитрий Сердюков и начальник Генштаба Николай Макаров долго не могли оторвать глаз от живого французского солдата, облаченного в униформу будущего. Солдат, кстати, тоже часть экспозиции.

Новинок не много, но они есть, причем важные. На статической стоянке находятся новейшие Су-35 и МиГ-35, новый вертолет Ка-60, недавно принятый на вооружение легкий вертолет «Ансат-У».

К сожалению, практически нет беспилотных летательных аппаратов, хотя обилие их ожидалось. Даже РСК «МиГ», показавшая в позапрошлом году журналистам свой перспективный беспилотник, на этот раз данную тематику проигнорировала. По словам руководства корпорации, ВВС интереса к этой машине не проявили.

Можно отметить те изделия, которые стали продуктом деятельности промышленности России, Белоруссии и Украины. Благодаря белорусским новациям и техническим возможностям корпорации «Алмаз-Антей» удалось построить фактически новый зенитно-ракетный комплекс Тор-М2Э, а межгосударственной финансово-промышленной группе «Оборонительные системы» провести эффективную модернизацию старых, но надежных зенитно-ракетных комплексов С-125.

Активно, хотя и без лишнего шума, развивается российско-украинская интеграция в области авиастроения. На салоне демонстрируется прекрасный лайнер Ан-148 с логотипом «Россия» на борту. Разработан он в Киеве, а выпускается в Воронеже. Вообще, доля российского участия в проектах фирмы «Антонов» достигает 70 процентов. Ежегодно бюджет России получает сотни миллионов долларов налоговых отчислений при реализации совместных проектов. К сожалению, очень мешает здесь политика. Даже однозначно взаимовыгодные проекты, вроде Ан-70, наталкиваются на постоянные бюрократические препоны и просто личные амбиции отдельных руководителей. Впрочем, в период работы МАКС-2009 запланированы переговоры, цель которых – снять ряд совершенно пустых напряженностей.

МАКС-2009 – это, конечно, праздник, но то и дело в разговорах участников салона речь заходила о воскресной трагедии. Ситуация в принципе прояснилась. Ведомый истребитель, который пилотировал Виталий Мельник, потеряв в какой-то момент ориентацию, сблизился и ударил своим нижним килем кабину ведущего, в которой сидел полковник Ткаченко. Предполагается, что от этого удара Ткаченко погиб сразу, и его тело выбросило из разрушенной кабины. Парашютная система тоже была повреждена, поэтому и не сработала. Точную картину выяснит расследование, которое сейчас идет.

От случайностей в небе никто не застрахован. Однако нельзя сбрасывать со счетов психологический фактор.

Пилоты «Русских витязей» и «Стрижей» последние месяцы жили ожиданием перевода в другой гарнизон. Их родная Кубинка, о чем неоднократно сообщалось в прессе, передается под коммерческую авиацию.

Для военных там места не осталось. После гибели Ткаченко официально заявлено, что в ближайшее время никакого перевода не будет. А дальше? Вопрос без ответа.

Останки разрушенного бомбардировщика, лежавшего около аэродромной полосы в роковое воскресенье и производившего тягостное впечатление, с поля не убрали. Но облагородили. Вокруг фюзеляжа образовалось целое производство по его утилизации. Этот процесс в авиации неизбежен. И, в принципе хорошо, что утилизацией у нас стали заниматься на качественно высоком уровне. Вот только рекламировать этот процесс надо было как-то более деликатно, что ли. Кстати, публично утилизируется корпус Ту-22М2, а не Су-24. Просто сам фюзеляж настолько разбит, что действительно трудно было сразу определить его первоначальную марку…

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».