Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 августа 2019
Ломоносовский берег

Ломоносовский берег

Накануне 300-летнего юбилея М.В. Ломоносова наш корреспондент побывала на его родине
Татьяна Корсакова
18.11.2011
Ломоносовский берег

В России не было ученого крупнее и значительнее: он был первым. Он открывал миру свою родину, как страну невиданных возможностей, с удовольствием учился у других народов и сделал все, чтобы эстафетная палочка его идей передавалась из рук в руки последующим поколениям.

Село Ломоносово составлено не так давно из деревень Денисовки и Мишанинской - родины Михаила Васильевича. От холмогорской автостанции, выкрашенной в колокольчиковый цвет, надо повернуть направо, проехать несколько минут по шоссе, свернуть налево к реке, въехать на паром, дождаться отплытия и заметить время. Этот рукав вытянутой дельты Северной Двины называется Долгое озеро. Леса по его берегам напоминают сейчас, безлистной поздней осенью, шкуру бурого медведя с темно-зелеными занозами елей и сиреневым низкорослым ивняком в виде редких проплешин на «шкуре». Вода в речном рукаве серьезная - серо-голубая, плотная, но только никак язык не поворачивается назвать ее свинцовой. Параллельным курсом идет маленький, но шустрый катерок, который тащит «под ручку» длинный плашкоут со стройматериалами… Вот и приехали - всего шесть минут и 250 рублей за «жигули» в одну сторону, и наш паром утыкается в ломоносовский берег. Еще три километра по дороге, и перед глазами открывается веселое разноцветное село с большой стройкой посередине: это возводится многофункциональный двухэтажный центр, в здании которого будут размещены косторезная мастерская, училище при ней и мини-гостиница.

Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова кажется с фасада совсем небольшим, но в нем несколько залов с таким количеством разнообразных экспонатов, что на их изучение не хватило бы и месяца.

Экскурсии здесь проводятся так объемно и четко, что даже малым детям есть что запомнить. Однако больше всего юные посетители любят, когда экскурсовод показывает им голограмму, посвященную одному из опытов Ломоносова. Здесь же, в музее, есть прекрасная коллекция холмогорской резной кости. Местные жители - отчаянные рыбаки летом, когда лед не сковывал Двину и Белое море, и можно было выдвинуться к Баренцу и далее, к острову Груманту (Шпицберген). Но и зимой тоже без дела не сидели: своими ручищами, больше привыкшими к веслам, рулям, парусам и сетям, вырезали такие изящные вещицы из моржовой и мамонтовой кости, что их не стыдно было бы и императрицам дарить. Народное ремесло до сих пор не угасло. Кость режут и женщины, и дети – их учат этому искусству в кружках по всей Архангельской области.

На территории музея – бывшей усадьбы Василия Дорофеевича Ломоносова, отца Михаила, сохранился, еще с тех времен, пруд. Своей аккуратностью и окружающими валунами сейчас он напоминает прудик японского сада, однако мостки, ведущие к нему, - вполне архангельские, которые мастерски, из века в век, строятся над многочисленными топями области.

Подъехали к местной, Ломоносовской, средней школе им. М.В. Ломоносова. Осенние каникулы. В школе чисто, как в храме. Пол в школьных коридорах – из отшлифованных осколков камня, кажется, мрамора. Я расположилась в кресле у двери подождать директора школы, который должен был вот-вот прибыть из райцентра Холмогоры следующим паромом. И тут рабочие, один за другим, стали вносить в школу тщательно завернутое оборудование. На одном из больших свертков читаю по-английски, что это интерактивная доска.

Появился директор Н.С. Шеремет. Я сразу поздравила его с приобретением.

- Это доски второго поколения, - возразил Николай Сергеевич. – Вообще-то у нас в школе уже есть семь таких интерактивных. А это новое поколение, взамен доски - интерактивные проекторы. Можно хоть простыню повесить и на ней демонстрировать то, что нужно. В этом случае меньше нужно проводов, соединений и прочего.

- Что-то вроде старого диапроектора?

- Да. Но! Интерактивного, современного. Дети у нас здесь получают такое же образование, как в столицах, и занимаются науками с не меньшим интересом.

Государство, надо отдать должное, сделало большие подарки главной ломоносовской школе страны, где учатся сейчас около ста учеников. Помимо закупки нового оборудования, здесь проведен солидный капитальный ремонт, закуплена новая мебель. Вот такие школы и должны быть в идеале в глубинке - хорошо оборудованными. А особенно такая, как эта, - памятник великому ученому.

Кстати, во всей Архангельской области наблюдается такое же, я бы сказала, уважительное и трогательное отношение к сельским и деревенским школам.

Архангельский министр образования и культуры Илья Иванкин сообщил мне замечательный факт: за семь последних лет в области закрылись сами собой, ввиду отсутствия населения, всего только три деревенские школы. Остальные – живут и прекрасно работают.

- А скажите, Николай Сергеевич, - полюбопытствовала я у директора школы в селе Ломоносово, - какие из черт вашего великого земляка вы замечаете в своих учениках?

- Выносливость, - не задумываясь, ответил директор. – Терпение и выносливость. Жизнь на острове – это жизнь по режиму. Все связано с паромом, с его расписанием. Хотя связь с Большой землей у нас и не прерывается. Катер ходит по руслу день и ночь до тех пор, пока люди пешком по льду не пойдут.

Когда идет ледостав, а он может продолжаться и два месяца, то есть когда наступают на Курострове не просто студеные, а промозглые дни, школа начинает усиленно согревать своих детей. А как это делается на севере? Женщины начинают печь пироги. И школьные повара делают то же самое. Больше всего любят здесь пироги с брусникой. Ягоду приносят в школу местные жители. Село и школа всегда здесь живут одной большой семьей.

Кстати, о семье. Директорской семье. Николай Сергеевич Шеремет – белорус родом из Могилевской области, а жена его, фельдшер Анна Константиновна, в девичестве Вишнякова, – из рода Ломоносовых. Она прямой потомок Василия Дорофеевича Ломоносова, а сыну его Михаилу Васильевичу – побочная родня.

Средняя школа в райцентре Холмогоры также носит имя М.В. Ломоносова.

Директор школы Римма Евгеньевна Томилова говорит, что никакого лишнего ажиотажа по поводу юбилея в их учебном заведении нет. Для них почитание великого земляка – обыденность.

- Школа носит имя Ломоносова с 2000 года, тому уже 11 лет, и у нас давно идет ровная, системная, планомерная работа по пропаганде ломоносовского наследия и его идей. Конечно, мы стараемся сделать все наши праздники ярче в этом, юбилейном, году. У нас в школе ежегодно проходят Ломоносовские чтения, причем не только ученические, но и учительские. В ученических чтениях участвуют даже и учащиеся начальной школы – это первая попытка ребенка, строго говоря, работать в ключе научно-исследовательской деятельности. За несколько лет ученик действительно приобретает навыки настоящего исследователя. Но важно, может быть, даже не это. Главное, что детей по-настоящему трогают значительные моменты нашей истории.

В этом году в Архангельской области широко отмечалось, например, семидесятилетие Северных конвоев. Наш девятиклассник Федор Сорванов побывал на таком празднике в Архангельске, и это его так задело, что он всерьез заинтересовался историей конвоев. Все вокруг говорят, что современных подростков не интересует ничего, кроме компьютерных игр. Да ничего подобного! Никакого негативизма и никакого нигилизма в молодом человеке не будет, если он заинтересовался настоящим делом. Или его смогли заинтересовать учителя.

С Риммой Евгеньевной Томиловой я была еще до командировки знакома заочно. Мне о ней и ее холмогорской школе много чего рассказывали в Москве. Есть в столице такая школа, которая дружит с поморскими Северодвинском, Холмогорами, самим Архангельском. Это школа № 1747 в Митино. В ней вся работа строится на педагогических идеях Ломоносова.

«Взгляды М.В. Ломоносова на подготовку молодой научной смены, на проблему усиления могущества нашего государства весьма современны, - считает директор этой школы Марина Николаевна Сотникова. - Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке с опорой на национальные традиции, а основой нравственного воспитания он считал родной язык.

Ломоносовская идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во мно­гом определила дальнейший прогресс отечественной науки.

Но, как известно, только в начале XIX века в России была осуществлена последовательная система образования – от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны».

В школе № 1747 создана малая академия наук «Ломоносовец». За несколько лет десятки учеников этой школы со своими проектами стали победителями в городских и всероссийских конкурсах ученических исследовательских работ. «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное. Нужна ли риторика сегодня?» – это название только одного из проектов, осуществленных учениками средней школы № 1747 (Москва).

В школе действует также прекрасный музей «Великий помор», экспонаты которого рассказывают не только о Михаиле Ломоносове, но и о его необыкновенных земляках, особой этнической общности – поморах.

- У нас даже дети, освобожденные от физкультуры, вернее, занимающиеся лечебной физкультурой, пишут работы, связанные с Ломоносовым, например, о его идее проводить в России Олимпиады, - говорит Марина Николаевна. – Не удивляйтесь. Михаил Васильевич изучал историю древнегреческих олимпиад, правда, называл их «олимпические» игры, считая, что их нужно возродить в России.

В московской гимназии № 1530 «Школа Ломоносова» каждого ребенка воспитывают как исследователя, все дети проходят через ломоносовские чтения «Врата учености открыты для всех».

В гимназии накоплены богатые воспитательные традиции. Но здесь пошли еще дальше в развитии педагогических идей М.В. Ломоносова. Сочли очень важным разработать, так называемую, профессиограмму учителя гимназии «Школа Ломоносова». В ней указывается, какие качества для педагога обязательны. Конечно, такой учитель должен «иметь высокие профессиональные качества, владеть исследовательским подходом к осмыслению знаний». Разумеется, приветствуется «высокая образованность». Но не менее важным авторы профессиограммы считают необходимость для учителя-ломоносовца «быть доброжелательным, уважать чужое мнение, видеть в ученике союзника и обладать чувством юмора». А на первом месте - «Быть личностью»!

Может быть, это и есть главный пункт завещания, оставленного нам великим гражданином, человеком и ученым – Михайло Васильевичем Ломоносовым.

Архангельская область

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Санёк
21.03.2012 0:29
Почему так мало пишут и показывают О Великом русском учёном Ломоносове? А сейчас и вовсе забыли после юбилея.Зато по тв такую зомбированную чушь показывают.Сплошной бардак содомистов.
brambulet
24.11.2011 18:33
хорошо, что вспомнили об этой теме)))
есть еще нормальные издания и нормальные журналисты)):
Леня
23.11.2011 17:30
Особенно повеселила шняга о "кружках по всей Архангельской области"-Это где кости режут. А "уважительное отношение к сельским школам" в откровенно депрессивном регионе, где даже в столице на лицо коммунальная катастрофа-это ваще песня....
Ирина
20.11.2011 13:49
Мне очень нравится как наконец-то стали говорить о Ломоносове в связи с 300-летием на телевидение.Раньше кроме как "поэт и организатор мозаичной керамики"-Ломоносов не упоминался.Патентов-то не оставил,хотя в Европе каждый научный чих фиксировался и заявлялось авторство.Но о Ломоносове и о русском университете все-таки знали.Знали ,что он первый подверг сомнению существование флогистона.Еще студентом Марбурге Ломоносов зажигал огонь в склянке,закрывал доступ воздуха и горение прекращалось.Он первый понял что горение-это соединение вещества с кислородом.Значительно позже такому же сомнению подвергся пресловутый теплород.Он первым до Лавуазье-за 30 лет до него сформулировал закон сохранения энергии.Ну и конечно.если человек талантлив ,то очень часто во многом.И в поэзии и организации учебного процесса,во многом...Об этом  на телевидение говорят больше.Потому что это проще.Образованных людей там не очень много.

Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».