Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 ноября 2019
Кого растит российская школа?

Кого растит российская школа?

Несмотря ни на что, лучшие традиции отечественного образования продолжают жить
Анна Ромашова
05.07.2010
Кого растит  российская школа?

В обычной школе на московской окраине уже много лет работает музей «Любви и добра». Его экспонаты собраны несколькими поколениями учащихся.

На фоне кипящих страстей по поводу ЕГЭ, перевода школы на новые условия финансирования и прочих новаций Минобрнауки жизнь этого музея на первый взгляд может показаться недостойной «высочайшего» внимания. Между тем, и этот музей, и эта школа давно должны были бы стать предметом внимания Минобрнауки, формирующего идеологию работы отечественного образования.

В музее «Любви и добра» – старые газеты и грамоты, фотографии и документы, ордена и медали, полученные за ратный и мирный труд родными мальчишек и девчонок, какие-то предметы быта семей, театральные программки, письма, телеграммы, поздравительные открытки… Здесь во всем – неуловимый дух эпохи.

Ученикам 1354-ой их учителя смогли привить любовь к России наперекор всему тому валу информации в СМИ, что отвращает ребенка от собственной страны, провоцирует «подхихикивание» и ерничанье над ее историей и культурой, традициями и смыслами.

- Больше десяти лет назад мы задумались над тем, как на самом деле надо воспитывать наших детей, чтобы они стали настоящими гражданами Отечества, - бес особого пафоса, но убежденно говорит директор школы, кандидат педагогических наук Анна Постникова. С лозунгами у нас – всегда все в порядке. Да, декларации у всех – хорошие. А что за ними-то стоит?

Когда начинаешь глубже вникать в работу какой-то школы, то понимаешь – да почти ничего… Просто – частокол милых намерений, не укорененных в жизни, но модных и оттого – как бы обязательных. Это касается и темы гражданского воспитания.

А теперь давайте представим себе, что воспитание гражданина – это предмет сродни математике или русскому.

Как он будет реализован в школе? И тогда мы придумали серию проектов. И каждый проект стал своеобразной ступенькой гражданского разговора с детьми.

У нас каждый третий класс, например, осуществляет проект «История моей семьи в истории моей Родины». Генеалогическое древо, прабабушки и прадедушки, фотографии и старые письма, ордена и медали, какие-то значимые личные вещи и не менее значимые документы… Мы и представить себе не могли даже, как это важно оказывается рассказать ребенку – кто его прабабушка или прадедушка. Они теперь записывают все, что связано с историей семьи в особую тетрадь, гордятся своими семьями…

Так делается первый шаг, чтобы разбудить в ребенке интерес к истории своего Отечества.

В четвертом классе тема предлагается уже шире: «Южное Бутово – молодость древней столицы». Где ты живешь? Да вот оно – Южное Бутово. Улица Скобелевская. А кто такой – Скобелев? Чем он славен для истории России? А адмирал Лазарев? Что ты узнал о нем? Ага, вот, оказывается, каким славным именем твоя улица названа! И весь год дети осваивают свою «малую родину».

Пятый класс. Тема «Люблю твою, Россия, старину». Русские традиции, русские игрища и потешки, здесь – кто во что горазд! Развернуться по теме есть где. Идет разговор о том, что раньше русские жили так, а теперь – вот так: что-то изменилось, что-то даже осталось. Почему осталось? Какая роль той или иной традиции: все эти вещи осмысляются детьми в течение года. А в мае – защита проектов.

Шестой класс – «Игрушки мира». От дымковской до… пистолета. Спрашиваю у класса: «Пистолет – хорошая игрушка?». Девчонки – «Не-ет!». Мальчишки – «Да-а!». Поговорили, выяснили: и не хорошая, и не плохая – все зависит от того, в чьих руках она находится…

В седьмом классе серьезная патриотическая тема – «О подвигах, о доблести, о славе!». Речь идет о дедушках и бабушках, тех, кто воевал, о ветеранах, живущих в Южном Бутово, о героях – защитниках Отечества. Не обойдены и родные наших учителей: и те, кто воевал во время Великой Отечественной войны, и те, кто прошел Афган… Все найденное попадает на стенды нашего школьного музея.

Идем дальше. Дальше – возраст любви. Тема восьмого класса - «У любви есть слова, те слова не умрут…». Начинали с тургеневских девушек, потом – родители, – учителя, которые работая в школе поженились… Любовь – дело святое, умолчаний не требующее, кроме деликатных возрастных. Тут не грех вспомнить и то, как познакомились бабушки с дедушками, через какие испытания их любовь прошла, сколько тягот вынесла: все как у классика – «Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне…». Нет, конечно, бывают и вздохи, и прогулки…

Но и о главном – отношении человека к человеку – речь идет, о верности, о жертвенности в любви, об ответственности за близкого человека, о необходимости его защищать…

И мы сознательно отводим на это целый год – слишком важная для жизни тема, слишком многое зависит от того, какие семена будут посеяны в душе ребенка. Согласитесь: в семье ведь об этом не так часто с детьми говорят, считая это само собой разумеющимся. А оказывается без этих разговоров с детьми – никуда! Иначе им «улица» такого понарассказывает! Значит, школа должна эту зону воспитания не упустить, вовремя среагировать, наполнить ее добрым смыслом.

Начинается с любви между мужчиной и женщиной, а приходит и к любви к Родине. Это ведь тоже – любовь!

В девятом классе тоже важная тема для обдумывания: «Планета наша – наш общий дом». От экологии планеты до экологии души.

В десятом наши ребята заняты не менее важной задачей – «Каждый выбирает для себя». Скоро за школьный порог: пора задуматься о будущем, выбрать ориентиры, наметить пути, понять, что многое – в твоих руках, надо лишь не лениться, бороться, работать.

В одиннадцатом классе финальная «ступенька» нашей работы с детьми – «Всемирное наследие – в руках молодых». Это – и вопросы мировой культуры, и памятники, и памятные места на карте мира, это и воспитание толерантности к другим народам, это и наследие отечественной и мировой науки. И если мы где-то какие-то вещи успеваем проставить лишь пунктирно, то и это важно – пусть знают, что это есть. Короче говоря, мы как бы подводим их к мысли, что перед ними мир, полный достижений человечества, и они вправе им разумно распорядиться.

Помню, на Байкале с детьми у костра песни пели. Ну, попели они свои, потом спрашивают: «Анна Львовна, а Вы какие песни знаете?». Взяла гитару, спела про лыжи, которые «у печки стоят», про поручика Голицына, другие бардовские песни спела. Так потом мы с ребятами две недели только их и учили, и распевали… Темы-то вечные!

Ребенку важно показать смыслы, и доказать ему, что эти смыслы – не только важны, но – и прекрасны.

Тогда не будет его тянуть на разную ерунду и пошлость. И еще. Не стоит уповать на «развитие конкуренции» между школами, считая, что это приведет к «повышению качества образования. Там, где собрался хороший педагогический коллектив – там с детьми будет все в порядке и без всякой показухи. А там, где нет хороших учителей – ждать нечего: будут работать с прохладцей.. Это в Москве да других больших городах – конкуренция… А в селе Пискуне, где одна школа, - там какая «конкуренция» может быть? Об этом в педагогическом сообществе уже говорено-переговорено, а сверху все продолжают талдычить о «школе в условиях рынка», «оказании образовательных услуг» и пр.

Сегодня же важно задуматься, прежде всего, об идеологии в школе.

- Воспитать она, прежде всего, должна гражданина! – замечает Анна Постникова. – И на это государство должно делать главный акцент. Ведь школа с потерянными смыслами – фирма по оказанию репетиционных услуг с «подушевым финансированием», не более того.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
тима
21.08.2011 2:04
государство это кто - путин и медведев вот вопрос
Ольга
13.06.2011 19:38
Всё это прекрасно.Но идеализм хорош в малых дозах.Никто не позволит нам создать такую школу.В начальных классах введён иностранный язык,зато скоро останемся без русского.Введён ЕГЭ.А что думают учителя,никого не волнует.Ни тех,кто" в курсе",ни тех,кто "не в курсе".
AK
15.01.2011 18:50
Бес попутал (с) ;)
"... бес особого пафоса, но убежденно говорит директор школы..."
Ева
14.07.2010 23:26
Огромное спасибо за статью! Вселяет  надежду... Опыт А. Постниковои надо передавать как эстафету.

Очень интересно было прочитать замечание Михаила Широкова.  Лев Толстои был патритом России, и никогда бы не выступил против тех, кто разделяет его убеждения. : ) Много очерняющих русскии народ "цитат" появилось в интернете за подписью классиков (целая серия, которая путешествует на Тубе и русофобских ситах) При ближаишем рассмотрении это фальсификации! Ни Чехов, ни Пушкин, ни Толстои не были русофобами. Кому то очень выгодно представить русских быдлом, а учитывая уважение которое мы, русские,  испытываем к философам и классикам, фальсификаторы выбрали верныи путь.
Учитель
09.07.2010 21:29
А в нашей Псковской провинции почти в каждой школе - своя "изюминка": краеведение, школьный театр, пушкинский клуб, школьные музеи, посвященные нашим героям и просто замечательным людям, фольклорные ансамбли и многое другое. И все это вместе с хорошим школьным образованием и профессиональными, не халтурящими в работе учителями. И ЕГЭ честно сдаем с 2004 года на уровне выше среднероссийского, особенно по русскому языку. Только бы "реформы" и чиновники от образования не мешали.
ЧУМАЗЫЙ
07.07.2010 10:06
А КТО СВЕРХУ РУЛИТ ЭТОЙ "РЕФОРМОЙ"????
ТО ТО И ОНО!!!! НА ПОСТНИКОВЫХ В РОССИИ ВСЕ ПОКА ЕЩЕ И ДЕРЖИТСЯ.
Владивосток
07.07.2010 9:25
Хорошая статья, спасибо за неё. Не надо нам ждать указки сверху, а самим впрягаться и делать всё, что можно, чтобы спасти наших детей от телевидения, улицы. Особенно должны подключиться пенсионеры. Не ныть, а работать с полной самоотдачей. Кого-то да и удасться спасти.
Светлана С
06.07.2010 12:29
Спасибо Вам большое! Как радостно услышать Учителя с большой буквы. И как больно за нашу школу и стыдно за чиновников от образования, действительно превращающих все и вся в "фирмочки по оказанию услуг"
sceptique
06.07.2010 11:14
хорошая, умная статья, хороший человек Постникова, дело делает
Т.Р.
06.07.2010 9:46
Сегодня раздражение либералов вызывает не патриотизм рядовых граждан – их давным-давно списали и теперь просто травят, как дихлофосом, медийными россказнями об «опасном росте националистических настроений». Больше всего врагов государства бесят признаки патриотических настроений среди новой «элиты» – писателей, режиссеров, журналистов, политологов, общественных деятелей и прочих публичных персон. Отказываясь от либеральной формулы патриотизма («где хорошо, там и родина»), те отказываются от участия в борьбе политических группировок. А эта борьба, по замыслу либералов, должна быть тотальной – тогда и государство можно рассматривать как одну из таких группировок, не более. Если же государство будет пользоваться преимущественной поддержкой элиты, все группировки окажутся «во второй лиге». Тотальная война за частные интересы станет нелегитимной. Вот это и есть кошмарный сон либерала, именуемый «рабством».
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».