Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 ноября 2019
Как сэкономить 100 миллионов евро

Как сэкономить 100 миллионов евро

В России созданы системы продажи авиабилетов мирового уровня
Владимир Клубов
18.03.2016
Как сэкономить 100 миллионов евро

В целях обеспечения информационной безопасности в России в сентябре 2015 года был принят закон, обязывающий организации размещать серверы с информацией на территории РФ. Это касается и авиакомпаний, в системах резервирования и продажи авиаперевозок которых хранится информация о пассажирах и их перелетах.

Сегодня, чтобы оправдать использование зарубежных систем, зачастую в прессе можно встретить утверждения, что отечественные системы не обладают соответствующим набором функций, необходимых для осуществления успешного бизнеса авиакомпанией.

Но это совершенно не соответствует действительности! Сравнительный анализ отечественных и зарубежных систем, сделанный в конце 2015 года, позволяет с уверенностью утверждать, что отечественные системы резервирования и продажи авиаперевозок сегодня соответствуют мировому уровню, а в чем-то и превосходят. Попробуем разобраться, почему лишь сейчас мы пришли к этому результату.

На первый взгляд, что может быть проще, чем продать авиабилет на самолет. Однако на автоматизацию этого процесса передовые крупные авиакомпании мира, как, например, «American airlines», потратили уже миллиарды долларов, поскольку успешная продажа авиаперевозок - это основа существования авиакомпании, а компьютерные системы резервирования авиаперевозок и смежные с ними системы являются одними из самых сложных для реализации программных продуктов. Сегодня, если страна не имеет собственной, исторически сложившейся школы создания систем резервирования, она уже никогда не сможет их создать, а авиакомпании этой страны вынуждены будут использовать зарубежные дорогостоящие программные продукты.

В связи с этим у любой страны появляется необходимость защиты отечественного рынка авиаперевозок от экспансии зарубежных систем резервирования и обеспечения безопасности информации о пассажирах, хранящейся в системах резервирования, поскольку ею могут воспользоваться спецслужбы других государств.

Решить этот вопрос можно, только создав собственные международные системы резервирования и продажи авиаперевозок. В России особенно остро этот вопрос встал с началом перестройки, когда в стране на базе бывшего Аэрофлота появилось большое количество самостоятельных авиакомпаний, конкурирующих как между собой, так и с зарубежными авиаперевозчиками.

Именно тогда мы поняли, что нужно срочно создавать собственные международные системы, иначе будет поздно, поскольку наш рынок захватят зарубежные системы резервирования, причем навсегда. Мы также поняли, что это возможно сделать собственными коллективами разработчиков, которые в свое время создали отечественную систему резервирования авиаперевозок «Сирена-2» для СССР.

И это сделали наши отечественные разработчики ЗАО «ТАИС», ЗАО «Комтех-Н» и ЗАО «Сирена-Трэвел»! В середине 90-х годов нами была создана Концепция реструктуризации системы резервирования «Сирена-2» (работа над этой системой закончилось примерно к 1992 году). Система «Сирена-2» функционировала и, надо сказать, успешно по принятой в СССР внутренней технологии. На начало 90-х годов это была единственная в СССР система реального времени, охватывающая всю страну и обеспечивающая бронирование и продажу авиаперевозок на сложные маршруты через любой наш город. Существенным недостатком системы «Сирена-2» было то, что она не поддерживала международные технологии, поскольку технология обслуживания пассажиров в СССР отличалась от международной.

Чтобы избавиться от этого недостатка, нам потребовалось 20 лет (!) напряженной работы, в течение которых были созданы современные международные системы резервирования авиаперевозок, соответствующие мировому уровню.

Причем это было сделано по инициативе и на средства отечественных разработчиков, и без какой-либо поддержки государства.

Сегодня большинство внутренних авиаперевозок РФ и части перевозок зарубежных авиакомпаний продается через отечественные системы, такие как «Сирена-Трэвел», «Сирена-2000», «Леонардо» и «Сирена-2.3», что позволяет нашим авиакомпаниям ежегодно экономить порядка 100 млн евро. Эта экономия могла бы быть значительно большей, если бы все авиакомпании РФ положили свои ресурсы мест в отечественные системы резервирования. Многим из них международная система резервирования потребовалась в начале 90-х годов, когда наши специалисты только приступали к их созданию. Поэтому они были вынуждены воспользоваться услугами систем зарубежных провайдеров. Переход авиакомпании в другую систему резервирования – это достаточно трудоемкая задача, поскольку в процессе развития и автоматизации своей деятельности авиаперевозчик, как правило, «обрастает» комплексом автоматизированных систем, интегрированных с системой резервирования. Поэтому при переходе нужно обеспечить все эти интерфейсы. Но наши специалисты готовы провести при необходимости эти работы для любой авиакомпании, для этого нужно только ее воля.

Более того, если вдруг санкции затронут эту сферу, можно будет полностью обеспечить наших авиаперевозчиков необходимым сервисом без ущерба для их бюджета и даже, наоборот, – со значительной экономией.

При этом будет обеспечена экономическая и информационная безопасность, о которой наконец заговорили в последнее время.

Но самое главное – Россия, единственная на пространстве Восточной Европы сохранила школы разработчиков мирового уровня в области создания систем резервирования авиаперевозок, которым по плечу решение любых задач в этой сфере.

И еще несколько слов о том – почему все-таки создание систем резервирования такая сложная задача?

Проблема состоит в том, что любая современная система резервирования авиаперевозок должна быть частью единой международной системы, функционирующей как единое целое, обеспечивая выполнение международных технологий и стандартов обмена информацией в реальном масштабе времени. Международные технологии и стандарты - это сотни книг на английском языке, изданных международной организацией ИАТА. Все эти технологии и стандарты нужно запрограммировать, произвести тестирование взаимодействия с другими мировыми системами резервирования, чтобы они «понимали» друг друга. А для того, чтобы реализовать такой программно-технический комплекс, нужно иметь большой опыт автоматизации технологий в гражданской авиации, поскольку конкуренты учить или что-нибудь объяснять не будут. И это касается не только продажи авиаперевозок, но и смежных компьютерных автоматизированных систем: регистрации пассажиров, взаиморасчетов и т.п., которые, в свою очередь, представляют из себя отдельную область знаний.

В мире насчитывается несколько тысяч авиакомпаний. Каждая авиакомпания производит полеты как внутри своей страны, так и за рубеж. При этом она конкурирует на маршрутах с другими авиаперевозчиками, стараясь предоставить лучший сервис по лучшей цене, должна постоянно следить, сколько у нее осталось мест, по какой стоимости, каковы цены конкурентов по каждому классу бронирования, чтобы «не прогадать». Авиаперевозку данной авиакомпании могут продать в любой части света, оформив электронный билет. Этот билет вместе с соответствующей бронью должен автоматически «осесть» в авиакомпании, выполняющей авиаперевозку, и далее использоваться при регистрации пассажира перед вылетом или возврате денег, если пассажир отказался от полета, или если пассажир хочет поменять условия перелета. При этом в перевозке пассажира по маршруту могут участвовать несколько авиакомпаний, каждая на своем участке маршрута. И каждая должна получить и хранить в своей системе электронный билет для своего участка полета с целью последующего обслуживания пассажира. Все это осуществляется автоматически, путем взаимодействия систем между собой в реальном масштабе времени!

Причем очень важно, чтобы через 18 дней деньги за проданный билет поступили в каждую конкретную авиакомпанию, выполнявшую перевозку. В мире сотни тысяч трэвел-агентов, которые могут продать авиаперевозку любого авиаперевозчика, и продажи каждого из этих агентов должны учитываться и контролироваться. Если деньги на рейсы не поступят в авиакомпанию своевременно, то она быстро обанкротится, поскольку ей нужно расплатиться за топливо, за обслуживание в аэропортах, за продажу авиаперевозок с трэвел-агентами и т.п.

Есть еше немало сложных, очень важных условий работы авиакомпаний, известные лишь специалистам.

Современные системы резервирования должны уметь продавать или производить изменения и возврат авиаперевозок через интернет при бронировании их как с домашних компьютеров, так и с мобильных устройств. Они должны информировать пассажира, купившего билет, о всех изменениях расписания авиакомпании, акциях и т.п.

Система резервирования авиаперевозок – это центральная система любой авиакомпании.

Именно с ней взаимодействуют все другие автоматизированные системы, обеспечивающие все производственные процессы авиакомпании, поскольку в системе резервирования содержится вся информация о количестве пассажиров на рейсах, оставшихся местах по классам бронирования и многая другая информация.

Для того, чтобы продавать авиаперевозки выгодно, во взаимодействии с системой резервирования работают такие системы, как система управления доходами, система анализа тарифов конкурентов, система контроля за злоупотреблениями агентов и т.п.

Фактически продолжением системы резервирования является система регистрации пассажиров авиакомпании, которая автоматически за определенное время до регистрации   получает от системы резервирования списки пассажиров для регистрации на конкретный рейс.

Все эти программные комплексы создаются, как правило, десятилетиями и стоят десятки и сотни миллионов долларов!

В заключение хотелось бы отметить, что отечественными разработчиками в гражданской авиации созданы и другие мощные системы, функционирующие по международным технологиям. Например, система взаиморасчетов на воздушном транспорте на базе Транспортной клиринговой палаты. Она нечем не уступает зарубежным аналогам, а по многим позициям и превосходит их. Она также создана по инициативе отечественных разработчиков и без какого-либо участия государства.

Имея подобные системы, мы с гордостью можем заявить, что никакие западные санкции, с точки зрения автоматизации коммерческой деятельности, нашим авиакомпаниям не страшны!

Клубов Владимир Алексеевич - ведущий в РФ специалист по созданию систем резервирования и продажи пассажирских авиаперевозок, руководитель работ по созданию и внедрению системы резервирования авиаперевозок «Сирена-2» в 38 городах СССР, соавтор реализованной Концепции реструктуризации системы резервирования авиаперевозок в РФ, кандидат технических наук

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Евген
22.03.2016 17:31
В догонку:
а что за отечественную систему резервирования создает Ростех (Росэлектроника)? Если все уже создано и работает ...
Евген
22.03.2016 13:06
Поддерживаю мнение Спецалиста. Некоторые замечания: Советский Аэрофлот развалился на сотни авиакомпаний в начале 1990-х, а не в Перестройку. В те же годы (90-е)стало понятно, что вместо Сирены-2 надо создавать не только новые (на международных стандартах) инвенторные системы (Сирена-2000/2.3)для авиакомпаний, но и собственную дистрибутивную (распределительную) систему резервирования, что и было сделано в начале 2000-х годов (АРС "Сирена-Трэвел"), взаимодействующую не только с отечественной Системой взаиморасчетов на базе ТКП, но и с BSP IATA в России, получив, тем самым, международное признание.  
Специалист
20.03.2016 20:42
Нужно поздравить разработчиков, решена сложная и очень трудоемкая научно-техническая проблема! Сегодня немногие страны могут похвастаться наличием собственной международной системы резервирования авиаперевозок и собственной школы разработчиков. Для РФ с точки зрения безопасности это особенно важно, если учитывать сегодняшнюю конфронтацию с Западом. Ведь в любой авиакомпании наступит хаос, если отключить "рубильник" от системы резервирования авиаперевозок хотя бы на сутки. Поэтому, например, Китай,в свое время купил систему резервирования для своих авиакомпаний и разместил ее на серверах внутри страны.
Особая благодарность людям, которые своевременно поняли, что нужно создавать собственные системы иначе эти технологии будут Россией утрачены навсегда.
Керосиновый фонарь Перестройки
20.03.2016 1:01
Система продажи других билетов - МММ - тоже была на мировом уровне. Мавроди весь мир хвалил за передовые инновации.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».