Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 августа 2019

Дело в трубе

Почему капитанам нашего ТЭКа не нужна отечественная прорывная технология?
Андрей Самохин
07.09.2010
Дело в трубе

В России разработана технология, позволяющая экономить тысячи километров стальных труб в разных областях хозяйства, одновременно резко снизив опасность техногенных ЧС на трубопроводах. Но отечественным чиновникам и олигархам она, похоже, не слишком-то нужна…

Дворы и улицы месяцами перерезаны грязными траншеями: идет плановая замена труб. Отключился Интернет провайдер, засбоил телефон, нет горячей воды? Трубы меняют. Рухнул в промоину автомобиль, дом покосился? Не успели вовремя трубы поменять. Не правда ли, знакомая картина?

А с другой стороны – огромные «трубовозки», ежегодно развозящие по городам, поселкам, предприятиям страны сотни километров этих самых труб, которые постоянно дорожают. Металлургам и трубопрокатчикам – прямая выгода. А остальным, всему государству в целом?

Эксперты отлично знают: замены или сварки чаще всего требуют участки труб, измеряемые несколькими метрами или даже сантиметрами. Но как их обнаружить, эти участки?

Зри сквозь землю

Решить эту проблему самым на сегодня экономичным способом, не имеющим аналога в мире, сумели ученые и инженеры московской фирмы «НТЦ Транскор - К», вышедшие в свое время… ну, разумеется, из знаменитой советской «оборонки». Созданная ими технология «бесконтактная сканирующая томография», позволяет с точностью до нескольких сантиметров «увидеть» прямо сквозь землю дефект металла трубы: трещину, каверну, расслоение. Разработка защищена рядом патентов, в том числе зарубежных, отмечена на российских и международных выставках золотыми медалями и дипломами.

Основан метод на давно известном научном факте: любое изменение, происходящее в металле, меняет и его магнитную проницаемость. Но создать на этом принципе коммерчески состоятельную технологию измерений удалось пока только им.

Выглядит это так: оператор с компактным сканирующим магнитометром «Скиф» на груди идет вдоль нитки залегания трубопровода Данные, привязанные географически по системе GPS, заносятся в накопитель информации. Потом они переносятся на компьютер и при помощи специального программного обеспечения, тоже разработанного московскими инноваторами, расшифровываются и передаются в удобном для заказчика виде.

Два человека на этой установке за день могут проверить 30 километров подземной или наземной трассы трубопровода на расстоянии 15 диаметров самой трубы. При этом они различают и работают по отдельности с трубами, расположенных на расстоянии 40 сантиметров друг от друга. Достоверность выявления дефектов не менее 70 процентов!

Это сопоставимо с результатами внутритрубной дефектоскопии, при котором измерительный снаряд - дефектоскоп загоняется внутрь трубы. Технология, бывшая когда-то также инновационной и достаточно достоверная. Вот только требует она «всего лишь» обрезать трубу с двух концов, соответственно выкопать два приличных котлована и полностью прервать на время работу трубопровода. Здесь же: прошёл, «увидел», записал. И пожалуйста: вскрывай землю только на определенных локальных участках, заменяй или ремонтируй не километры, а метры трубы…

Даже не специалисту ясно, что благодаря такому методу одна из главных проблем техногенной безопасности нашей страны, прошитой вдоль и поперек нитками трубопроводов, может быть решена относительно просто и дешево уже сегодня, сейчас!

Используя тот же физический принцип, учёные разработали прибор «Поиск», с помощью которого можно точно определить, где под землёй пролегает трубопровод. Ведь на практике искомая труба часто оказывается в стороне метрах, этак… в десяти от места, указанного на карте. Тогда узкая траншея грозит перерасти в большой котлован, что для мегаполиса неприемлемо.

Пока же - вкапывают в эти котлованы бюджетные деньги, наши с вами. Ремонтникам и тем, кто распределяет им наряды – хорошо. А остальным? Наиточнейшая карта подземного трубопроводного хозяйства города, которую можно в короткое время составить, используя «Поиск», исключит не только массу городских ЧС, но и игры с городским бюджетом вокруг лишних ям.

Трудно переоценить роль инновационного метода для реформы ЖКХ. Ведь он позволит объективно (по степени реального физического износа объектов) обосновать объем и сроки капитального ремонта городской трубопроводной инфраструктуры, суммы страховых выплат при страховании экологических рисков, информационно обеспечить технический аудит для привлечения инвестиций в муниципальные структуры.

Не в коня - корм

За 8 лет, прошедших с тех пор, как уникальный метод бесконтактной диагностики труб получил свое практическое воплощение, приборы были успешно применены примерно на 5 тыс. километрах российских трубопроводов и…. на более 12 тыс. км трубопроводов других стран: США, Великобритании, Сирии, Саудовской Аравии, Хорватии, Малайзии, Аргентины, Венесуэлы, Колумбии, Китая.

Чем же объяснить такую вопиющую разницу? Быть может, за границей по-другому считают деньги или магнитная проницаемость русской земли подчиняется другим законам?

- Я патриотка своей страны,- говорит директор «НТЦ Транскор - К» Светлана Петровна Камаева, - но мы стучались во все отечественные стены, лоб, как говорится, чуть не расшибли. Мы даже приняли участие в разработке нового технического регламента по трубопроводному хозяйству, но все тщетно - нашу прорывную технологию продолжают футболить. Зато каждый раз, когда мы едем за рубеж – выполнять заказ, мы обязаны платить на таможне, как за вывоз высокотехнологичного оборудования. И не дай Бог, что–то из приборов пропадет и обратно не вернется. Вот такая вот забота о национальном достоянии. А за рубежом, - продолжает Светлана Петровна, - действует своя «мафия роботов». Имеются ввиду налаженные финансовые связи владельцев трубопроводов и организаций, эксплуатирующих американских и швейцарских диагностических роботов для обследования труб. Стоят такие операции на порядок дороже, чем наши; трубу надо все равно обрезать с двух сторон - но «старые проверенные связи» в бизнесе (даже в ущерб стоимости) там действуют не хуже, чем у нас. Однако роботы не могут пролезть через крутые изгибы трубопроводов, да и не на любой местности их удобно использовать. Вот здесь и приходит наш час. Там, где «пехота не пройдет и бронепоезд не промчится», наши ребята с приборами в руках проходят и диагностируют трубы.

Где нам только не приходилось работать! И в каменном безлюдье Огненной земли, и в аравийской пустыне, и в китайских болотах… Только вот на родной земле – мы, похоже, нежеланны.

Дошло до того, что мы подумываем: не перенести ли свою штаб-квартиру куда-нибудь в оффшор…

В чем же причина такого невнимания? Что касается муниципальных трубопроводов, то ответ, в общем, лежит на поверхности. Ни городские законодательства, ни система федерального контроля за расходованием горбюджетов сегодня реально не работают в сторону «разумной экономизации». Это, как старая советская загадка. Почему зимой так часто дороги ремонтируют? Да потому, что зимой расценки на это больше. Где-то, очевидно, дело тормозят различные «схемы» между горчиновниками, трубниками, ремонтниками. А где-то и – примитивная чиновная косность худшего советского разлива: положено поменять всю трубу – ну, и меняйте, чего там ещё выдумывать… В общем, несмотря на многолетние «громкие» телодвижения властей, никакого рынка в сфере ЖКХ не возникло. Хуже, что при этом и от госконтроля мало что осталось…

Несколько труднее объяснить вялое отношения к новаторской технологии со стороны нашего нефтегазового комплекса. Несмотря на то, что в последние три года она прошла широкомасштабную промышленную апробацию на объектах «Газпрома", "ЮКОСа", "Татнефти», "Транснефтепродукта", «Алроса», до регулярного использования дело никак не дойдёт. А ведь только при таком подходе, и государственные, и частные компании получают наибольшую экономическую выгоду от её применения. Что, собственно и показывает зарубежный опыт работы «НТЦ Транскор - К» с зарубежными предприятиями – в основном из ТЭК.

Казалось бы, наши нефтяники и газовики должны бы схватиться обеими руками за эту отечественную инновацию. Бесконтактная магнитометрия на порядки удешевляет регулярный мониторинг состояния протяженных трубопроводов, включая разрушения сварных швов, дефекты изоляции, снижение пропускной способности из-за парафиноотложения. Можно уточнить глубину заложения трубопровода по всей трассе – в том числе в условиях многониточных систем и в районах пересечения с ЛЭП.

Инновационная экономика? Ну-ну…

В масштабах всего государства это означает, что, не останавливая ни на секунду чёрный и голубой потоки в трубопроводах, становится возможным провести массовую паспортизацию всего «трубного» хозяйства страны: определить остаточный ресурс трубопроводов с учетом коррозионной агрессивности грунта, транспортируемого продукта, параметров коррозионных дефектов, структурных и прочностных изменений металла.

Сведения для долгосрочного планирования и для государственной стратегии, в том числе, безопасности, - поистине бесценные. Да, есть ли у нас эти плановики и стратеги где-нибудь?

Или у капитанов нашего ТЭКа осталось мышление нуворишей «лихих» 90-х, прекрасно выраженное в афоризме, гулявшем по сети после дефолта: «Лучший выход из кризиса - аэропорт Шереметьево-2»?

Боюсь только, что в нынешний кризис с таким мышлением и таким отношением к отечественным приоритетным инновациям, вылететь можно не из международного аэропорта, а – в трубу. Причем, нам всем.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

РУХ
03.02.2012 23:54
Дорогой Андрей!Система управления и контроля, используемые Российской системой правления в последние пятьсот лет, может кроме Петра и Сталина,убила науку, Главу страны,а мы,люди, стали пленниками своих пороков. Поэтому таких приборов, гениальнейших технологий по РФ не счесть и я не вижу улучшения этой ситуации.
Эдуард
23.09.2010 23:07
Почему людей не заменить роботом?
Семен
11.09.2010 21:48
Эти вопросы планируется рассмотреть на совещании НЕФТЕГАЗСТРОЙ-2010

Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».