Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 декабря 2019
Что такое ГО и почему у нас его так мало

Что такое ГО и почему у нас его так мало

Виталий Третьяков
25.11.2004

Законы государства писаны, и их неисполнение чревато наказанием со стороны этого государства. Законы бизнеса чаще всего неписаны, но исполнение их еще более обязательно, ибо наказание за их неисполнение, как правило, еще более необратимо и часто более оперативно - и уж точно почти всегда внесудебно (то есть без права на защиту), в отличие от предписаний Уголовного кодекса.

В промежутке между государством и работой (или бизнесом) человек тоже живет. И не только в семье (которая - третий полюс жестко регламентированных общественных отношений).

Общественный договор, в России до сих пор, безусловно, не существующий, регламентирует (но весьма лабильно) все остальное. Традиция, мораль (это у нас неполно, но существует) и общественный договор - вот единственные узы (или рамки, или границы) для членов гражданского общества.

Но и то, и другое, и несуществующее третье надстраивается над объективной основой, краеугольными камнями которой могут быть только частная собственность, прежде всего на жилье, землю, средства передвижения и т.п.; местное самоуправление; третейский суд (мировой или корпоративный) и право на самовыражение и самодеятельность, не вторгающиеся в интересы государства и экономики.

Сколько у нас есть всего перечисленного, столько и гражданского общества. То есть пока немного. В иных сферах, кстати, даже меньше, чем в годы позднего брежневизма, когда действительно существовал, правда, подрывая интересы и государства, и экономики, общественный квазидоговор, состоящий из трех статей:

Ст. 1. Вы делаете вид, что вы платите, а мы - что работаем.

Ст. 2. Раз нельзя купить, значит, можно унести с работы.

Ст. 3. Мы не критикуем коммунизм, вы закрываете глаза на наше некоммунистическое (не путать с антикоммунистическим) поведение.

Это негативистские статьи советского общественного квазидоговора. Были в нем и позитивные позиции, но это отдельная тема.

Нормы гражданского общества позволяют всем свободно жить всюду, где государство и экономика не заставляют нас жить несвободно. Но жить свободно, не впадая в гражданскую войну всех против всех и даже в крупные гражданские конфликты (а мелкие решаются полюбовно или с помощью формального или неформального третейского суда).

Лучшим доказательством отсутствия у нас полного и развитого гражданского общества является присутствие моды на преступный образ жизни даже в среде людей, которые, строго говоря, преступниками не являются, тем более - преступниками профессиональными.

Преступность есть антигражданское антиобщество, или вывернутое наизнанку гражданское общество. Тоже вне государства и противостоя ему, тоже вне (но в меньшей степени) экономики и противостоя ей, тоже свобода - но в ущерб большинству других.

Другим ярким доказательством отсутствия в России полновесного гражданского общества является патологический расцвет (в условиях постсоветской вольницы и анархии) сверхправ всякого рода некриминальных меньшинств: этнических, сексуальных, профессиональных и социальных (особенно бюрократии и сверхбогатых людей), а также владельцев бойцовых собак, дорогих машин, браконьеров и т.п. Последнее (сверхправа меньшинств и их агрессивная экспансия на большинство) является (на Западе) следствием гиперразвития гражданского общества. Но мы получили те же проблемы с другого конца.

Вот, собственно, и все.

Мы, конечно, постепенно растим гражданское общество. Но слишком увлекаемся политическими аспектами его желаемого присутствия. Во-первых, поливаем его из политической лейки политическими удобрениями (которые ведь по сути своей - помои). А гражданское общество, строго говоря, вне политики, вне идеологий (политических). Во-вторых, мы (или кто-то в Кремле, а мы вслед за ними) хотим, чтобы члены гражданского общества правильно голосовали. Например, не голосовали за коммунистов или голосовали непременно за либералов. Это требование нереально и абсурдно. По определению члены развитого гражданского общества, физически совпадая с членами общества политического, не обязательно совпадают с ними по политическому выбору. Гомосексуалисты будут голосовать за либералов. А землепашцы, объединенные в кооператив, за социалистов, а то и коммунистов. А за кого будут голосовать члены клуба филателистов? Это вообще невозможно вычислить. Разве что за партию, которую представляет тот министр связи, который обеспечил выпуск самых красивых и ценных марок.

Политики должны, конечно, особенно в России, растить газон гражданского общества, но ни в коем случае не наступая на него и тем более не превращая его в площадку для своей игры в гольф или ниву для сбора своего урожая на выборах.

Наши политики этого не умеют.

Простим им это - они никогда не были членами гражданского общества. Они такие же, как и мы. Только власти и амбиций больше.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
03.12.2019
Владимир Карасёв
Как своими руками можно разрушить собственное государство.
Фоторепортаж
28.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная графу А.А. Аракчееву.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».