Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 августа 2019
Что будет с Москвой?

Что будет с Москвой?

Столица России нуждается в новом взгляде на свое будущее
Сергей Михеев
09.07.2009
Что будет с Москвой?

Сегодня, явно или не явно, делается ставка на то, чтобы с каждым годом Москва становилась все более и более дорогим для проживания городом. В условиях мегаполиса это неизбежно порождает маргинализацию значительной части населения и целый набор социальных проблем.

Результат: мы имеем растущую армию пенсионеров, на которых приходится тратить все больше денег, и массу неопределившейся молодежи, стремящейся как можно дольше прожить в статусе «вечных студентов», в том числе - из-за проблем с профильным трудоустройством. Город с реальным населением в 15 миллионов человек физически не может быть только городом богатых. Но города только для богатых в мире или очень невелики, или представляют собой пригороды более крупных городов, перегруженных проблемами. Нынешняя модель развития Москвы порождает и массу других вопросов, перечислять которые можно очень долго. Такая концепция, сама по себе, имеет естественные ограничения развития и, рано или поздно, с неизбежностью заводит в тупик. А в условиях ограниченности территории ситуация усугубляется еще больше. Бесконечный рост и уплотнение социальной системы в неизменных границах невозможны. Они ведут к параличу этой самой системы или к взрыву.

Столица России нуждается в новом взгляде на свое будущее. Не исключено, что углубляющиеся проблемы в экономике поставят Москву - как и всю страну - в ситуацию явного кризиса идей и кризиса нынешней концепции развития города. Но нынешнее руководство города, видимо, этого недопонимает. Об этом, в том числе, свидетельствует стремление к объединению с Московской областью, которое позволило бы еще долгие годы развивать именно такую, экстенсивную модель.

Действительно прорывной идеей в развитии Москвы, когда мэром стал Ю. Лужков и его команда, была задумка превратить столицу в общероссийский, даже, в некотором смысле, в постсоветский финансовый центр.

То, что большинство крупнейших отечественных компаний были зарегистрированы в Москве и стали платить налоги в городской бюджет, в свое время создало предпосылки для качественного роста московской экономики. За чем последовало и развитие финансовых институтов. Эта идея в значительной степени удалась и была реализована. Ее следующим этапом стали планы по превращению российской столицы в международный финансовый центр. Однако, судя по всему, эти планы будут, как минимум, серьезно скорректированы мировым экономическим кризисом. Причем, не исключено, что возврата к докризисным временам процветания «на пузырях» в чистом виде уже не будет.

В остальном же концепция развития города в значительной степени является экстенсивной и повторяет «сырьевой» вектор развития российской экономики в целом. В условиях Москвы «сырье» - это земельные участки. Вся экономика города и стратегия его развития в значительной степени сводится к поиску новых площадок под застройки и бесконечному уплотнению, что загоняет Москву в перспективе в полный тупик и объективно снижает с каждым годом реальное качество жизни - при номинальном росте уровня доходов. Земля и блочные советские дома - которые можно сносить - все равно рано или поздно кончатся. Московские власти, по сути, придерживаются той же стратегии развития столицы, что и вся российская экономика в целом: продавать невозобновляемые ресурсы в максимально возможном количестве и по максимально возможной цене, невзирая на издержки для городской системы и ее будущего в целом. При этом долгосрочные вложения не особенно приветствуются. Главный принцип – прибыль сейчас, в лучшем случае, в течение 3-5 лет.

На примере нынешнего кризиса видно, как московские власти попали в сложную ситуацию в связи с обвалом цен на недвижимость. Если эти цены рухнут всерьез, то соответствующими будут и проблемы с пополнением бюджета, и с личными доходами многих людей из московской элиты. А никаких перспективных альтернатив нет. Те, что были в советское время, практически уничтожены, новых, в сопоставимых объемах создающих рабочие места и стабильные источники дохода, не придумали.

Стремление диверсифицировать источники дохода, превратив Москву в мировой центр туризма, также входит в противоречие с интересами строительного бизнеса, который показывает полную неспособность ответственного подхода к развитию города.

Историческое лицо Москвы исчезает на глазах. Город превращается в некий «Диснейленд», где оригиналы повсеместно заменяются беспорядочными копиями или стилизацией под старину. Городская элита - судя по заявлениям руководителей строительного сектора - видимо, не способна понять, что копия никогда не будет цениться так же, как оригинал. Или не способна совместить это понимание со стремлением получать все больше прибыли от строительного бизнеса. Радикального и качественного увеличения потока туристов - а не просто приезжих - в действительности не наблюдается.

Попытка перевести все население в сферу услуг противоречит принципиальному комплектованию городской экономики в основном приезжей рабочей силой. Проще говоря, в сферу услуг и строительство, которые действительно могут стать альтернативой разваленным промпредприятиям, НИИ и организациям, привлекаются, в основном, приезжие. Что дает сиюминутную экономию средств и тактическое увеличение прибыли, но в стратегической перспективе влечет только усугубление более серьезных проблем, возникающих, как цепная реакция. Больше приезжих – больше население города, больше плотность этого населения, необходимо новое жилье, растет нагрузка на инфраструктуру, нужны новые места в школах, детских садах, поликлиниках, ухудшается криминогенная ситуация - и так далее. Кто-то на этом хорошо зарабатывает сегодня. Но завтра груз этих проблем ляжет на плечи следующих поколений.

Естественно, что ситуация, которая сложилась в Москве, неразрывно связана с кризисом 90-х годов, общими проблемами развития российской экономики и отсутствием у России внятной концепции развития в целом.

Совершенно очевидно, что Москва на этом фоне выглядит намного лучше других и смогла найти множество удачных решений.

Никто не отрицает очевидных достижений и московской власти, и московской экономики. Все наиболее перспективные и эффективные подходы должны быть сохранены. Но очевидно и то, что нынешняя модель развития находится «на излете», стоит на пороге серьезного, системного кризиса идей и концепций развития города. Она, как минимум, требует коррекции, причем коррекции стратегической, а не локальной. Ведь проблемы развития, которые нивелировались периодом процветания - зачастую необоснованным - в период экономического кризиса могут стать гораздо острее и актуальнее. Если эта тенденция касается не только всей России, но и всей мировой экономики в целом, то наивно было бы думать, что Москву это обойдет стороной.

Значит, в ближайшее время предложения и проекты по изменению городской стратегии и тактики развития приобретут особую актуальность. Это произойдет и по объективным причинам накопившихся проблем развития, и по субъективным причинам, связанным с процессом ротации городской элиты.

Ясно, что решения должны быть качественно инновационными, исходить из расчета на долгосрочную перспективу, создавать новые рабочие места, прежде всего - для жителей города, и вести к реальному, а не к номинальному, улучшению качества жизни в городе. Общая парадигма развития обязана стать интенсивной, а не экстенсивной. Главная политическая задача – как решить проблему бесконечного уплотнения города и бесконтрольного увеличения количества населения. При этом, учитывая экономическую конъюнктуру, решения должны быть эффективными с точки зрения соотношения затрат и отдачи. Возможно, для этого надо изучить опыт крупнейших городов мира и, в первую очередь, Европы.

У Москвы есть все предпосылки для того, чтобы возродить на новой основе свою былую репутацию главного научно-технического, интеллектуального и инновационного центра России - да и ближнего зарубежья.

Здесь - масса научных и учебных центров, есть отличный кадровый потенциал. Вот что диверсифицирует источники доходов, поможет в кризисных ситуациях - подобных нынешней. Создаст рабочие места для огромного количества выпускников технических специальностей - которые сейчас не могут устроиться по профессии и уезжают за рубеж. Оздоровит общественный климат - он явно ухудшился с изменением структуры занятости москвичей и приезжих. Частично решит проблему с мигрантами – они просто не понадобятся в таких количествах, да и качество миграционных потоков изменится. Ничего нереального в подобных проектах нет. Более того, они могут стоить даже дешевле, чем постройка гигантских офисных и торговых центров. Просто отдачи от них придется ждать несколько дольше. Но это будут инвестиции в будущее.

В области инфраструктуры и транспорта также требуются более «легкие», свежие решения, не требующие в условиях кризиса бешеных затрат и бесконечной, «тяжеловесной» стройки. К примеру, наконец, надо довести до ума проект использования кольцевой железной дороги в целях пассажирских перевозок. Ничего сложного с точки зрения реализации в нем нет, и затраты на порядок меньшие, чем строительство новых станций подземного метро. Или подумать над созданием маршрутов для велосипедного движения и стимулировать - в том числе средствами пропаганды - развитие альтернативных автомобилю средств передвижения, как это делается во многих европейских столицах. Фантастичными такие проекты выглядят лишь на фоне нынешней городской политики и стремления к получению быстрых сверхдоходов. К примеру, проект монорельсовой дороги не смог развиваться, в первую очередь, из-за чрезмерно высокой цены на билет, а не из-за того, что данный маршрут не востребован, как об этом сейчас говорят, а монорельс в Москве якобы не перспективен. Ведь по земле маршрут монорельса дублировался сразу несколькими «маршрутками» и автобусами, цена проезда в которых была в два-три раза ниже монорельса - в такой ситуации проект был обречен с самого начала. Цену за билет можно было опустить, но тогда срок окупаемости проекта значительно увеличился бы. Результат: перспективный в целом проект, нашедший применение во многих городах мира, в Москве закрывают.

Естественно, что все это - лишь «вариации на тему». Но одно ясно: коллапс городской системы при инерционном развитии нынешней модели не является фантастикой. А, значит, подобные проекты будут востребованы. В политическом плане тот, кто первым это поймет и начнет вплотную заниматься, имеет предпочтительные перспективы и шансы на успех.

Сергей Михеев – вице-президент Центра политических технологий

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Стремоухов Г.Д.
07.12.2010 19:12
Москва- это ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОПГ(организованная преступная групировака)
со всеми вытекающими от сида последствиями.
Будущее Москвы???????? Сейчас надо больше думать ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ И САМОЙ РОССИИ....
алекс
18.08.2009 20:06
Лужков с Ресиным строят город в котором невозможно будет жить. Пора им на пенсию. Этим летом можно было бы решить проблему парковок. Зачем им это ? Ведь каждый москвич может выложить 10000 USD на "хороший" подземный гараж? Их не интересуют "дешевые" проекты типа постройки новой дороги. А вот дорога по крышам домов - это круто (это будет единственный город в мире с миллионным населением лохов). Зато - надо оприходовать бешеные средства на покраску бордюров и праздники на бессмысленные туннели и памятники.  
Man
28.07.2009 15:40
Вообще нужно разделять понятия административная столица России и финансовая. Это пойдет на пользу всем. В той же ненавистной США, столица Вашингтон, а денежная - НюЙорк. И не плохо живут. Два города живут прекрасно. А тут нагрузка двух столиц в одном месте. Уже задыхаемся от этого. Сделать финансовой столицей ростов на дону (или любой другой) и казино туда переедет моментально и туристы в москве смогут разглядеть старинный красивый город. Всем пойдет на пользу, кроме взяточников и коррупционеров, которые награбастали земли вокруг москвы и ждут пока цена еще немножко вырастет.
гусляр, гвидон и ......
28.07.2009 13:15
*
Новосибирск

Здесь перекресток всей страны.
"Высотке" этой - нет цены:
Всего плюс-минус пять часов
До новых Геополюсов!

Если быть точным, то минус три, плюс пять (т.е. световой день, оч-ч-чень удобно!)
nina
21.07.2009 18:36
Сколько можно стягивать в один город, как в воронку, всю Россию, а потом пенять на проблемы? Однозначно - перенести столицу за Урал, убрать туда финансовую бюрократию (как это не поедут? Первыми побегут, если нужна карьера и деньги. На Астану посмотрите.) Сразу подешевеет жильё, уменьшатся разграбления и спекуляции, рассосутся пробки, схлынет лимита из Средней Азии (ей в новую столицу будет ближе). Сама Москва от этого не захиреет, как и Питер - уже не впервой. Плюс огромная польза для развития страны и переориентации её на евразийский проект.
name
09.07.2009 19:31
Пусть Москва не будет больше столицей, но более красивым и тихим городом. Зато будет меньше проблем. Столицей может стать другой и небольшой город. Пусть будет так.

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».