Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 декабря 2019
А нужны ли мы старикам?

А нужны ли мы старикам?

Как обеспечить достойную старость нашим родителям
Александр Калинин
11.08.2009
А нужны ли мы старикам?

За сорок почти лет журналистской практики я, можно сказать, пешком прошел пол-России. Не по городским магистралям, а по проселкам и тропкам. И всюду встречался с одной и той же проблемой – одинокой старостью.

Главная беда в том, что не только дети не хотят жить с родителями, но и многие старики не хотят жить с молодыми, предпочитая одиночество на скудную пенсию общежитию с детьми, интересов которых они не разделяют, «шум» которых их раздражает. Сколько моих одноклассников, руководствуясь благими намерениями, позабирали своих стариков в благоустроенные городские квартиры, и теперь маются – как одни, так и другие. Стариков тянет на родину, в свои дома, которые уже либо проданы, либо разобраны на дрова. И они тоскуют по ним, плачут и быстро угасают в, казалось бы, комфортных условиях города. А детей раздражает это детское, по их мнению, нытье стариков. Ну, чего им не хватает? Газ, вода, паровое отопление, полный холодильник – чего еще?

Моя мать тоже живет в маленьком райцентре в Тверской области. И зимой устает от дров, печки, а главное, одиночества, долгих многодумных ночей. Привожу ее к себе в Москву, но через неделю, максимум две, она просит взять ей билет на обратный поезд. Опять к печке, но своей. Я успокаиваю себя тем, что в райцентре есть хоть какое-то патронажное и медицинское обслуживание. Три раза в неделю ей носят с колонки воду. Дрова и газ я покупаю ей сам. В дальних же деревнях зачастую нет не только газа, воды, но дорог и транспорта, даже магазина. Воду берут из пруда или речки, зимой растапливают снег, а к автолавке, которая приезжает раз в неделю на центральную усадьбу, снаряжают более крепкого из оставшихся жителей. И тот на велосипеде или пешком летом, на лыжах с рюкзаком за плечами зимой добирается по бездорожью, чтобы разом купить продукты сразу для всех оставшихся жителей.

У нас в России, на первый взгляд, многое можно списать на материальные трудности. Мол, нищета, что с ней не поспоришь. Но на благополучном Западе проблемы те же.

Только старики, материально обеспеченные значительно лучше наших, задолго до своей старости откладывают деньги, чтобы впоследствии уйти от детей в дом престарелых. Правда, их дома престарелых выгодно отличаются от наших - в них идеальный медицинский и санитарный уход, прекрасное питание, достойные условия проживания. Но причина ухода та же, что и в России: стремление быть «независимыми». Например, в Голландии старики, достигнув определенного возраста, по собственному желанию переселяются в дома для престарелых, которые обустроены по самому высокому разряду. Попасть туда считается большой удачей: существует многолетняя очередь. Играйте на сайте Вулкан 24 в игровые автоматы кликая по ссылке 24-vulkan-club.com Финляндия и Швеция наибольшее внимание уделяют обслуживанию на дому, вплоть до обеспечения пожилых людей кнопкой «срочного вызова» на браслете, когда достаточно лишь на нее нажать, чтобы незамедлительно пришла помощь. В других странах старики «сбиваются» в кварталы и живут в частных домах, но настолько компактно, чтобы не терять круг общения. Да и социальным службам так удобнее — все их подопечные не разбросаны по городу, а сосредоточены в одном месте.

А что у нас?

Для одиноких стариков приспосабливают закрывающиеся участковые больницы, переоборудуют их в социальные приюты.

Но, во-первых, стариков свозят туда со всей округи, а то и из соседних районов, отрывая от корней, что для человека в их возрасте всегда стресс. Во-вторых, обслуживание там, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Для безродных, бомжей, нищих – наверное, это выход. Плохой, но лучше, чем валяться в подземных переходах и просить милостыню в транспорте. Для остальных – сплошное унижение. Как для детей, к которым старики не едут, но которые не могут доверить их социальной службе в том виде, в каком она существует. Так и для стариков, которых уход в дом престарелых роняет на самое дно социального статуса, унизителен сам по себе.

В России интересен, пожалуй, лишь опыт Чувашии. Республика одной из первых в стране стала развивать сеть небольших сельских домов для ветеранов. Сегодня их более 70, и они практически покрывают всю потребность в них. В этих домах решается проблема проживания людей в родных местах с сохранением сложившегося привычного уклада сельского жителя. Кто может, работает на огороде, выращивает и картошку, и фрукты-овощи, и даже кур. Но живут все под одной крышей, коммуной, в сравнительно комфортных условиях, под присмотром семейного доктора, офис которого располагается в этом же доме. И старики тут живут на 6-7 лет дольше своих сверстников, которые пожелали коротать свою старость в одиночестве.

Но Чувашия, к сожалению, редкое исключение. Дело обеспечения достойной старости – разве не достойно национального проекта?

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
03.12.2019
Владимир Карасёв
Как своими руками можно разрушить собственное государство.
Фоторепортаж
28.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная графу А.А. Аракчееву.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».