Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
«Восточное партнерство»: клуб по интересам?

«Восточное партнерство»: клуб по интересам?

Евросоюз создает «пояс добрососедства» из постсоветских государств
Альфия Хисямова, Брюссель
14.05.2009
«Восточное партнерство»: клуб по интересам?

В столице Чехии, председательствующей в ЕС, прошел первый саммит «Восточного партнерства». Эта программа призвана развивать региональное сотрудничество Евросоюза с шестью бывшими советскими республиками – Арменией, Азербайджаном, Грузией, Белоруссией, Молдавией и Украиной. «Пришло время перейти на новый этап в отношениях с нашими соседями из Восточной Европы», - заявил президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу. Правда, этот «этап», вопреки желаниям и чаяниям некоторых участников «Восточного партнерства», не предполагает вступления в ЕС, пока что - даже в отдаленной перспективе.

Пять лет назад ЕС начал беспрецедентное расширение на Восток, туда, где раньше был враждебный «соцлагерь», приняв в свои ряды страны Балтии, Венгрию, Польшу, Словакию, Словению, Чехию, Болгарию и Румынию. И, как пишут многие европейские эксперты, он до сих пор с трудом «переваривает» новичков. Очевидно, что не в интересах европейских стран принимать в Евросоюз еще кого-то, управиться бы с тем, что уже есть. Не под силу, да и политическая ситуация в этих бывших советских республиках не вселяет уверенности. Чего только стоят недавние молдавские беспорядки, непрекращающиеся политические конфликты на Украине, не говоря уже о российско-грузинском конфликте в Южной Осетии. Не зря Париж, Берлин, Рим и многие другие ветераны ЕС категорически против принятия новых членов.

Однако обозначить свои интересы необходимо, велико желание не упустить европейских стремлений постсоветских стран, ввести и удержать их в поле своего влияния.

Новый проект был представлен Польшей и Швецией на Совете по внешним отношениям ЕС еще год назад, в мае 2008-го. По идее, он должен дополнить уже существующие «Северное измерение» и Средиземноморский Союз, создать своеобразный «пояс добрососедства» ЕС. На тот момент этот проект был, скорее, бюрократическим, следовало продемонстрировать соседям России, что ЕС о них помнит, не забывает, разрабатывает возможности упрощения визового режима и зоны свободной торговли, готов вести диалог и даже создать для этого особый форум со звучным названием «Восточное партнерство».  

Однако за прошедший год произошли, может, и не крупные, но знаковые изменения, прежде всего - в сознании «европейского истеблишмента». Евросоюз никогда не был силен в геополитике и политической стратегии, для этого у Европы существовали и, пожалуй, существуют США, зато ЕС всегда отличался здоровым экономическим прагматизмом. Если во внешней политике «выступать единым лагерем» у стран ЕС далеко не всегда получается, то тот факт, что их экономическая сила в единстве, они уже осознали. А когда из-за разногласий Киева и Москвы газ из России в очередной раз этой зимой стал поступать с серьезными перебоями, тут-то и стало очевидно, что своей единой энергетической политикой придется заняться вплотную.  

Европейцы прекрасно осознают, что в ближайшей перспективе диверсифицировать источники энергоносителей настолько, чтобы не зависеть от России, не получится. Но они также понимают: под лежачий камень вода не течет. Можно сколько угодно говорить о том, что «Набукко» или, как его недавно поэтично назвали в ЕС, «Южный коридор–новый шелковый путь», нерентабелен, нестабилен и его нечем наполнить. Да, это так. Пока. Но если есть шанс пустить-таки прикаспийскую нефть, о которой так давно и взахлеб говорят эксперты, в обход России, то европейцы готовы - наверняка не без подсказки все тех же США - ринуться в эту авантюру и сделать все возможное, чтобы идея стала реальным проектом. А для этого надо работать сразу в нескольких направлениях, и «Восточное партнерство», если и не приоритетное, то одно из них.  

Вроде бы, и время для того, чтобы запустить «Восточное партнерство» неподходящее. На дворе экономический и финансовый кризис, в странах-членах этого самого партнерства сплошная нестабильность, но, с другой стороны, обещали ведь провести саммит, вселили надежду – значит, надо делать. Но с умом. И пресловутый прагматизм европейцев опять не подвел. А чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на то, как умело расставлены приоритеты и обозначены основные цели.  

В подготовленном Чехией итоговом документе формулировка «европейские страны», обозначающая шесть стран нового партнерства, заменена на «восточноевропейские».

Очевидно, чтобы Украина, стремящаяся вступить в ЕС и не скрывающая этого стремления, не приняла термин «европейские» на свой счет и не питала иллюзорных надежд.

Попытка Грузии и Азербайджана внести в проект финального коммюнике положение о необходимости соблюдения территориальной целостности стран-участниц «Восточного партнерства» не встретила энтузиазма со стороны дипломатов ЕС. Ограничились нейтральной формулировкой о необходимости следования «принципам и нормам международного права». Положение о «визовой либерализации» в черновом варианте документа в окончательном документе заменено на обтекаемое: отмена визового режима является «долгосрочной целью». Евросоюз еще не успел разобраться с притоком трудовых - и не только - мигрантов из новых стран-членов ЕС, и дополнительные людские потоки из дальнего зарубежья ему ни к чему.  

Ключевым моментом программы «Восточного партнерства» стал вопрос энергетической безопасности. Как сказал на пресс-конференции глава Еврокомиссии Баррозу, главная цель – это «избежать в будущем перебоев в энергопоставках». «Восточное партнерство» нацелено на укрепление энергетической безопасности для установления стабильного и безопасного энергетического транзита», - сказано в заключительном коммюнике. Ради этого можно на время забыть о том, что в Минске - «авторитарный режим», и снять запрет белорусским политикам на въезд в ЕС. И о том, что в Молдавии только недавно случились уличные беспорядки, и про агрессию Грузии.

Энергетические интересы превыше демократических претензий. Прагматизм, здоровый прагматизм.

Европейцы уже поняли, что ждать от этих государств построения демократии по образу и подобию западноевропейских стран в обозримой перспективе не приходится, откладывать же из-за этого решение своих насущных задач нецелесообразно.  

Всего у «Восточного партнерства» будет четыре направления: развитие демократических институтов, экономическое сотрудничество, энергетическая безопасность и упрощение контактов между гражданами стран-участниц. На ближайшую пятилетку программа «Восточного партнерства» предусматривает выделение на эти цели 600 миллионов евро. Сумма сравнительно невелика. Вряд ли подобный бюджет способен управиться с такими многозатратными задачами. Для сравнения: только на гуманитарную помощь странам «третьего мира» ЕС направил в 2008-м порядка 900 миллионов евро.  

Раз в два года будут проводиться встречи глав государств и правительств, раз в год – совещания министров иностранных дел. Предусмотрена возможность создания новой межпарламентской организации, а также форума гражданского общества. Помимо этого, в дальнейшем предполагается заключить двусторонние «ассоциативные соглашения» и соглашения о зоне свободной торговле. Такие переговоры начаты пока только с Украиной. Приоритетными все же остаются двусторонние отношения.  

Украина и Грузия сразу же расценили «Восточное партнерство» как очередную ступень, приближающую их к вступлению в ЕС. Даже несмотря на то, что европейцы не скрывали, что пока об этом и речи идти не может. Так, Виктор Ющенко сказал, что саммит «Восточного партнерства» – это «усиление общеевропейской энергетической безопасности и интеграции стран нашего региона в европейское правовое пространство в этой сфере». Напомню, что в марте в Брюсселе была подписана декларация о модернизации украинской газотранспортной системы между Украиной и ЕС. Михаил Саакашвили заявил, что включение Тбилиси в программу «Восточного партнерства» – это «ответ Европы на войну Грузии и России в августе». «Мы становимся институциональной частью европейского пространства», - заверил он.  

Вот и получается, что и саммит провели, и интересы всех сторон учли, и невыполнимых обещаний никому не дали, но, вместе с тем, и надежд ни у кого не отняли.

И овцы целы, и волки сыты?.. Правда, главы четырех стран-ветеранов ЕС – Франции, Италии, Испании и Великобритании – саммит и вовсе проигнорировали. Приехала только канцлер Германии Ангела Меркель, еще раз подтвердив заинтересованность Германии в политике ЕС на Востоке. Но это уже традиционно.  

Остается и еще один, «незримый» участник «Восточного партнерства», Россия. Всем инициаторам этого проекта изначально ясно, что вовлечение ее ближайших соседей в какое бы то ни было партнерство не будет воспринято в Москве с энтузиазмом. Как минимум, с настороженностью. Примечательно, что на сайте Евросоюза в рубрике, посвященной «Восточному партнерству», есть специальный раздел «Все, что вы хотели знать. Вопросы и ответы». Один из вопросов так и поставлен «Не является ли этот проект антироссийским?». Ответ: «Это вовсе не антироссийская инициатива. Россия остается ключевым партнером ЕС, с которым мы ведем в данный момент переговоры о новом соглашении». Тезис об отсутствии антироссийской направленности новой инициативы был затем неоднократно повторен в заявлениях представителей ЕС. Некоторую антироссийскую окраску, как всегда, носили лишь заявления грузинской делегации и ее лидера, но они не стали лейтмотивом встречи.  

В остальном, как резюмировало одно авторитетное брюссельское издание, «общение сторон на саммите прошло под обмен всевозможными дипломатическими любезностями». Никаких принципиальных прорывов «Восточное партнерство» не преподнесло. Но этого от него никто и не ожидал. Во всяком случае, пока… 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.