Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Владимир Тимаков: «Аватар» Кэмерона – предостережение Западу»

Владимир Тимаков: «Аватар» Кэмерона – предостережение Западу»

Беседа с историком и общественным деятелем
12.03.2010
Владимир Тимаков: «Аватар» Кэмерона – предостережение Западу»

С В.В. Тимаковым, лидером Тульской областной общественной организации «Засечный рубеж», читатели «Столетия» уже встречались (26.11.2009 и 18.02.2010). Те интервью касались в основном текущих вопросов российской политической жизни. Сегодняшняя наша беседа посвящена размышлениям о культурных и идеологических тенденциях в современном мире.

- Владимир Викторович, в нашей беседе в ноябре 2009 года, вы сказали, что пишете книгу «Почему Запад проиграл Вторую мировую войну». В этой книге вы доказываете, что Запад в Великой Отечественной войне понес неотвратимое поражение. К началу двадцатого века западная цивилизация покорила всю планету, кроме России. По отношению к России все ведущие западные государства были едины, заявляя о крестовом походе на Восток, походе по сути не против коммунизма, а на уничтожение чуждой им русской цивилизации. Вы считаете, что Гитлер был квинтэссенцией западной цивилизации, а не каким-то отклонением.

– Да, нацистский режим был выразителем всей западной идеологии. Вторая мировая война была главной битвой в истории человечества. И она выиграна нашими предками. Отдельные реваншистские действия Запада, будь то многочисленные войны по отстаиванию «национальных интересов США» или выигрыш в холодной войне ничего не меняют. Это во все большей степени начинают осознавать на Западе.

- Сейчас вы продолжаете работу над книгой?

- Я продолжаю анализировать, набирать материал. В этой книге будет не только анализ нашей Победы, но и ее экстраполяция на дальнейшее развитие мировой цивилизации до сегодняшнего дня и на будущее. Вторая мировая война – переломный рубеж перехода от моноцентричной модели мира, где доминирует одна цивилизация, к двухполярному, а затем и многополярному миру. Россия надломила агрессивный дух западной цивилизации, средоточием которой была Германия. Эстафету Германии приняли США. А сейчас на Западе, думаю, происходит некий надлом, они в стадии поиска.

- В настоящее время вы заняты избирательной кампанией по выборам в Тульскую городскую Думу. «Засечный рубеж» сейчас вкладывает все силы, чтобы иметь свое представительство в Думе. Откуда же берется время на кино при вашей загрузке?

- Надо когда-то и отдыхать. А когда отдыхаешь, голова продолжает работать. О современном западном отношении к миру, как известно, можно судить по голливудским фильмам. Таким образом, я начал анализировать нашумевший масштабный фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». Хотел было просто ознакомиться с разрекламированными техническими эффектами картины, версией 3-D, а увидел интереснейшую философскую линию. Притча о событиях в другом уголке Галактики замешана на самых достоверных земных реалиях. «Аватар» поднимается не просто до философской – до историософской высоты. Ведь этот фильм, по сути, раскаяние западного человека за историю западной цивилизации. Катастрофа землян на планете Пандора – катастрофа Запада.

- Да, я тоже смотрел этот фильм и обратил внимание, что по сюжету он не подпадает под определение классического американского фильма. В голливудских картинах обычно американцы спасают весь мир от какой-либо враждебной «западным ценностям» идеологии или силы, или инопланетян. А здесь – часть англосаксов спасает мир от самих англосаксов. Под пришельцами-землянами, «людьми с неба», как их называют пандорцы, угадываются именно американцы или англосаксы.

- Совершенно верно. Я смотрел фильм несколько раз, именно потому, что он привлек меня с точки зрения темы моей будущей книги. Мне интересно наблюдать и за психологией режиссера. Но этот фильм не просто личное дело Кэмерона. В Голливуде просто так фильмов не снимают. Значит «Аватар» сориентирован на настроение части западной цивилизации, отвечает на запросы западной массовой публики и воздействует на общественное мнение.

Жители Пандоры, составляющие племя Нави, не обладающие высокими техническими достижениями, находятся на более высоком духовном уровне, чем «люди с неба». Они слышат голоса своих предков, уважительно относятся к духам зверей, различают тончайшие запахи и звуки, ориентированы на потоки энергии.

Но основной массе американских пришельцев это не интересно. Технологическая цивилизация не замечает духовных и экологических преимуществ других миров. Она приходит за наживой, за «бабками». «Дерево памяти растет на моих бабках» - характерная фраза бизнесмена Паркера. Поэтому дерево надо уничтожить.

Некоторые кадры просто угадываются. В огромных экскаваторах, выкорчевывающих все живое, улавливаются методы «освоения» Америки и других территорий. Племя местных обитателей Нави, спасающихся от бомбардировки землян, тянущее за собой тела раненых и убитых – это просто племена чероки или дакота, которые уходят в резервацию. Выжигание Пандоры, ядовитый газ – это же Вьетнам! Ракеты с вертолетов – Югославия, Ирак! Все это очень напоминает историю Запада. И Кэмероном это снято в форме острого раскаяния.

Иносказательный язык Кэмерона достаточно заметен: западная цивилизация разрушала святыни других цивилизаций, подчинило все в угоду потребительству.

- В этой связи показательно обращение главного героя картины Джейка Салли к божеству в заключительной части фильма. «В нашем мире нет земли, они (люди) убили свою мать (Землю) и здесь делают то же самое», – говорит Джейк.

- И с другой стороны позиция полковника Уорриджа, командира спецназа. Он призывает своих подчиненных пробить такую брешь в памяти народа Нави, чтобы они вообще ничего не помнили. Это ли не концентрированное выражение сути конкистадоров, фашистов и современных американских глобалистов?

Хотя эпоха космической экспедиции на Пандору отделена от нас бездной времени, в ней действуют вполне современные люди, типичные «стопроцентные американцы».

- И позиции «стопроцентных американцев» разделяются.

- По сюжету фильма, Аватар – оригинальное биологическое открытие земных пришельцев, научившихся соединять свое сознание с искусственно выращенными телами, точными генетическими копиями аборигенов. Те американские путешественники, которые оказываются «в шкуре» местных обитателей Нави, круто меняют свои жизненные ценности. Вместо дикой планеты, населенной примитивными существами, им открывается иной мир, мир духовной гармонии.

В конце фильма Джек Салли отказывается от своей цивилизации и остается на Пандоре с местными людьми. Во всем этом есть глубокий символизм. Кэмерон на этом примере, по сути дела, пропагандирует отказ от собственного «я». Он заставляет задуматься о сомнительности превосходства своей цивилизации перед другими, призывает к осмыслению многообразия мира, нашего реального мира, где каждый народ по-своему уникален.

- Иван Александрович Ильин совокупность разных культур мира называл цветущим многообразием. А сама мысль погасить это многообразие, богатство исторического сада Божия, свести все к мертвому подобию и однообразию, со слов Ильина, может родиться только в духовно мертвой, больной душе.

- Такие духовно больные люди предстают в картине в лице американских пришельцев. Нет, внешне такие люди энергичны, целеустремленны, даже по-своему привлекательны. Тот же полковник Уорридж искренне уверен в своей мессианской правоте, последовательно действует в интересах своей цивилизации. С такой же уверенностью и педантичностью совершали реальные преступления фашистские офицеры. Такая одержимость только усугубляет вину Запада перед человечеством.

Фашизм был порожден всей западной цивилизацией. Это можно проследить хотя бы по западной фантастике. В «Войне миров» Г. Уэллса, «Тарзане» или «Принцессе Марса» Э. Берроуза ощущается чувство превосходства западного человека.

Западный человек в соответствии с таким чувством может быть либо воспитателем, либо дрессировщиком, либо карателем. Экстраполяция подобного литературного мышления на реальность и привела к фашизму. Но на уровне подсознания они сами испугались, когда увидели, к чему приводит логическое завершение их идеологии.

С 1945 года такое ощущение постепенно меняется. Западу самому есть чему учиться. Есть ценности, которые они просто не замечали. Со всеми своими передовыми «достижениями» Запад опасен для мира и даже для самого себя. Кэмерон выразил это в концентрированной форме.

- Вы говорите, что некоторые кадры в фильме просто угадываются: Вьетнам, Югославия, Ирак. Это аналогия из новейшей истории. Но в заключительной части фильма «узнаваемость» кадров исчезает. Здесь «история заканчивается», начинается предсказание Кэмерона о будущем западной цивилизации.

- Я бы сказал – предостережение. «Аватар» Кэмерона – предостережение Западу.

Кэмерон показывает то, что постигнет западную цивилизацию в случае продолжения следованию своему «курсу». Фильм заканчивается весьма поучительно: пришельцы терпят сокрушительное поражение.

В сюжете фильма проявились все подсознательные угрызения и страхи западного человека, неизжитые фантомы его родового прошлого. Даже сама Природа восстает против пришельцев! На помощь племенам Пандоры, повинуясь зову Природы, встают диковинные звери. В этом я вижу подспудную – может быть, неуловимую для самого режиссера – историческую параллель. Не случайно в западном сознании провал завоевательных походов в Россию Наполеона и Гитлера прочно связан с сопротивлением среды: бескрайние просторы, слякоть, русские морозы.

Думаю, что Кэмерон надеется быть услышанным, что Запад сделает соответствующие выводы. … Пока не поздно.

- Лучшим фильмом года американская киноакадемия 8 марта этого года признала картину «Повелитель бури». Шесть главных «Оскаров» досталось именно этой картине. «Аватар» обошел эту ленту только по техническим номинациям: «визуальные эффекты», «операторское мастерство» и так далее.

«Повелитель бури» - средний, заурядный фильм про войну в Ираке. Он не дотягивает даже до уровня захватывающего боевика: слабая смысловая нагрузка, отсутствие нестандартных решений, банальный сюжет. Даже непрофессиональным взглядом видно, что этот фильм ни в коей степени нельзя сравнивать с «Аватаром» ни по масштабу идеи, ни по сюжетной линии, ни по игре актеров, ни по новаторским решениям.

Однако американской элитой принято именно такое решение. Война в Ираке оказалась актуальнее философского переосмысления своих ценностей. Высшие западные круги не готовы пока признать опасность своего курса.

- Да, публично, на весь мир, сделать такое признание Запад пока не готов. Но сам факт ажиотажа вокруг «Аватара» говорит сам за себя. «Аватар» заставил говорить о проблемах, привлек к себе внимание интеллигенции, его просмотрели уже миллионы зрителей.

- Значит, вы думаете, что Запад услышит предостережение Кэмерона?

- Я надеюсь. Западная цивилизация переживает определенное раскаяние за содеянное. Раскаяние происходит не по причине их внутренней духовной работы, а в результате того, что их методы перестают работать, сталкиваются с возрастающим сопротивлением. Я сейчас говорю не об отдельных политических кругах на Западе, а о западной цивилизации в целом. Еще продолжая по инерции наступать там, где не встречается достаточно жесткое сопротивление, западная цивилизация в целом уже исчерпала внутренний заряд наступательного высокомерия.

Евроатлантический мир стоит на пороге серьезного переосмысления своих ценностей. Его, как Джейка Салли, ждет непростой выбор.

- А что у нас, в России? Если Запад начинает задумываться о своих «ценностях», то наше общество эти «ценности» всемерно впитывает.

- В нашей российской элите идет, я бы даже сказал, определенный процесс «фашизации» мышления.

Под фашизацией я здесь не имею ввиду проблему бритоголовых, скинхедов и им подобных. Это другая тема, тема отчаяния социального дна, когда молодежь, предоставленная сама себе, наблюдая за творящейся социальной несправедливостью, ищет виновных.

Под фашизацией я имею в виду чувство избранности нашей элиты. В «элите» усугубляется ощущение, что они высшие люди, а вокруг них копошатся какие-то двуногие. Это то же ощущение полковника Уорриджа и бизнесмена Паркера из «Аватара», только внутри России.

Это чувство совершенно не характерно для русской культуры. Произведения наших классиков, например, Толстого, Достоевского, пронизаны отвержением такого отношения к людям.

Возьмем фильм «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и его фактический современный дубль «И все-таки я люблю». Та же судьба девушки-провинциалки. В 80-е годы Меньшов повествовал о победе провинциалки над обстоятельствами. Духовные качества провинциалки и рабочего, которого сыграл Алексей Баталов, оказались выше, чем у элитарного сословия. Это было жизнеутверждающе – если человек стоящий, если у него есть внутренний стержень, если у него высокие помыслы, то не существует преград на его пути!

А в сериале «И все-таки я люблю» провинциалка в наше время оказывается выброшенной из жизни, оканчивает жизнь алкоголичкой, отверженной от всего. Возникает чувство навязанного пессимизма: эти люди ни на что не годятся, не способны брать барьеры, не могут быть равными богеме. А вот люди другого рода, гламурные, элитные и привилегированные, процветают и благоденствуют. Это внедряется в массовое сознание.

Если раньше отношение к провинции было как к некоему источнику живых свежих сил, то сейчас – как к пустырю, помойке. Это мировоззрение российской «элиты».

Или сериал «Школа». Что это такое? Пародия? Сама режиссер, Валерия Гай Германика, ассоциирует себя с людьми, которых снимает? Или она как энтомолог наблюдает за ними как за букашками?

- Нет ни любви, ни сострадания, ни сожаления. Одно надменное созерцание, даже наслаждение разложением в подростковой среде. Это уже сродни садизму.

- Что выражает этот фильм, к чему ведет? Показаны персонажи полностью лишенные духовных ценностей: что ученики, что учителя. Одни пороки, безысходная чернота. Представлен взгляд псевдо-элитарных людей: смотрите, мол, среди какой грязи мы алмазы!

Это тревожный симптом отказа от традиционных ценностей русской культуры, которая отвергает деление на высших и низших. Наше общество затягивается в воронку, из которой Запад, быть может, начинает выходить.

- Не втянет ли нас в эту воронку безвозвратно?

- Это исключено. Подменить настоящую культуру фальшивкой невозможно. Рано или поздно этот период закончится. Но, чем глубже общество опускается в воронку, тем дольше и сложней придется из нее выходить.

Россия может и должна указать цивилизации иной, отличный от западного, путь развития мира, основанный на православном отношении к людям и лучших образцах русской культуры.

Беседовал Виталий Филяев

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.