Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 декабря 2020
Украденный брэнд

Украденный брэнд

Вместо статистики о русских в Америке
Ирина Лебедева
11.04.2006

Вынесенные в подзаголовок слова – не журналистский троп, а грустная констатация: проверенных статистических данных о русских эмигрантах в Америке вы не найдете. Никто такой статистики здесь не вел, и ни одна организация, кроме малочисленного и замкнутого Конгресса русских американцев, регулярно писавшего жалобы в ФБР о неправомерности термина "русская мафия".

Есть, безусловно, вещи хрестоматийно известные. В XVIII веке была создана Русская Америка: поселения на Аляске, Алеутских островах, в Северной Калифорнии, Форте Россе. Влияние русской культуры до сих пор заметно в жизнедеятельности местных жителей: алеутов, эскимосов, индейцев.

В XIX веке эмигрантами были главным образом евреи из южных губерний, которые русское наследие по большей части не хранили. Из этнических русских были преимущественно крестьяне и немногочисленные группы сектантов: старообрядцы, баптисты, пятидесятники, молокане, духоборы и другие. Они селились замкнутыми общинами, но сохранили религию и язык. Нередко их дети, заработав деньги, возвращались в Россию. В самом начале XX века этот процесс расширился. К ним присоединились русины из Австро-Венгрии, считавшие себя русскими. Их потомки составляют основную массу почти миллиона прихожан 400 храмов православной церкви в США.

Послереволюционная эмиграция, так называемая первая волна, была довольно малочисленной, не более 20 тысяч человек. Чуть больше приехало из Европы во время войны. Среди них были русские, евреи, украинцы, представители других этнических групп. Они продолжали русскую культурную традицию, хотя и не всегда обучали детей русскому языку.

Массовая послевоенная эмиграция началась после того, как конгресс США принял закон о так называемых перемещенных лицах. С 1948 по 1952 годы в США въехали около 400 тысяч человек. Это были и эмигранты первой волны, бежавшие уже теперь из стран Восточной Европы. Считается, что эта вторая волна эмигрантов стремилась сохранить язык и культуру, хотя в большинстве своем они полностью вписалась в американскую жизнь.

Эмиграция 1970-х годов оживилась после того, как в конгрессе США пролоббировали прием тех, кто подвергался в СССР преследованиям по религиозному или национальному признаку. Это были в основном евреи. Меньшую часть составляли баптисты, пятидесятники, украинские католики. Эта третья волна не соприкасается с предыдущими; частично она вписалась как в американскую жизнь, так и в жизнь американских евреев, хотя в определенной степени сохраняла и русскую культуру и язык. Эта волна эмиграции была и остается наиболее политизированной и антисоветски, а затем и антироссийски настроенной. Многие не считают себя эмигрантами, а употребляют термин "иммигранты".

И, наконец, последняя волна из "вскочивших на подножку" эмиграционного поезда. Люди, приехавшие уже из современной России даже по каналам "беженцев" зачастую идентифицируют себя как "мигрантов". Их выбор Америки в качестве страны проживания определялся в значительной степени причинами материального порядка. На 70% это еврейская эмиграция или смешанные семьи, не собирающиеся порывать с русским языком и культурой. Теперь к ним присоединились и те, кто вообще никогда с Россией не порывал.

Компактное проживание русскоязычного населения в крупных американских городах пытаются использовать в своих интересах как политики, пытающие создать мощное, по преимуществу произраильское лобби, так и бизнесмены, создавшие за счет американских социальных служб оплачиваемые и относительно стабильные рабочие места, где легче выдержать конкуренцию с американцами. Значительная часть немолодого эмигрантского населения из категории "беженцев" не говорит по-английски и вынуждена пользоваться в основном услугами "внутреннего рынка".

Если сравнивать положение русских с любыми национальными общинами в Америке, то у русских нет абсолютно ничего. Американцы, регулярно дающие гранты на "русскую адаптацию", очевидно, будут возражать. И зря. Единственный, например, в Массачусетсе громко называемый Российско-американский культурный центр, хоть непрофессионально, но добросовестно интересующийся русской культурой, создан американкой и влачит жалкое существование, располагаясь на птичьих правах в китайском католическом центре (?!), и никаких субсидий не получает.

Редакция русского журнала, единственная в Массачусетсе журналистская команда, пытающаяся отстоять интересы еще не оформившейся русской общины, любую информацию о России и русских вынуждена пробивать с боем и с опасением, что вот-вот от наших профессиональных услуг откажутся и прикроют за "русский перекос". Свидетельством тому – периодические письма неких "представителей русскоязычной общественности", исповедующих в Америке неприкрытую русофобию. Эти письма мы неоднократно публиковали, но много ли толку? Да, наши постоянные читатели поддерживают нас, сочувствуют и возмущаются, но чем они могут нам практически помочь? Некоммерческое и нерекламное бесплатное общинное издание, тоже единственное такого рода в русскоязычном Массачусетсе, без дотаций не выживет, не ходить же по читателям с шапкой? Идти к власть предержащим с протянутой рукой и вовсе бессмысленно. Они ответят, что средства на "рашен" выделены, все уже оплачено, субсидии распределены.

Формально различные общинные "рашен" программы, включая общинное издание, как бы существуют. На деле все обстоит совсем не так. Большинство из тех, кто своевременно узурпировал заказ на "русскообщинную музыку" в Америке (получая при этом американские правительственные гранты, освобождение от налогов и прочие субсидии), как правило, лишь используют "русский брэнд". Сами же никакого отношения и интереса ни к русской культуре, ни тем более к России не имеют, зачастую являются откровенными русофобами.

Идет ли речь о целенаправленной политике в отношении носителей русской культуры и традиций или такая ситуация сложилась в результате пассивности самих русских "носителей", однозначно сказать трудно. Эти вопросы, а главное как сложившуюся ситуацию преодолеть, очевидно, стоит обсудить на форуме русских диаспор. Ведь ситуация действительно запредельная. В Америке, где декларируется защита "меньшинств", русские меньшинства оказались как бы несуществующими. Непонятно, по каким страноведческим, культурным и этническим критериям в такой, скажем, американской организации, как "Jewish family and children service" при заполнении анкет на "грин-кард" еврею из Белоруссии дают конкретную инструкцию, чему была свидетелем: "В графе национальность писать "рашен".

Нередко это касается и выходцев из республик, демонстрирующих подчеркнутую враждебность к тоталитарной "тюрьме народов" России, ратующих за расчленение России, за упразднение православных христианских ценностей. Все это подается как бы от имени самих русских, а "общественное мнение" доводится до сведения американских государственных властей и российских дипломатических служб. Такое произвольное размывание самоидентификации не может не тревожить тех, кто ощущает неразрывную связь с русской диаспорой и своей родиной, из которой здесь разве что ленивый не пытается выхолостить ее культурные и духовные ориентиры.

Стоит ли удивляться, что в том же Массачусетсе два конкурирующих центра, в названиях которых присутствует неизменные слова "рашен" и "комьюнити", располагаются в синагогах? Пусть бы и так, но нельзя же все доводить до абсурда. Любопытно, как бы среагировали русскоязычные евреи, если бы русская диаспора дружно назвалась "Jewish", получила бы "под идею" отпущенные на евреев американские субсидии, разместила центры еврейской культуры в православных храмах, не забывая при этом и куски дотационного пирога для русских и не упуская случая полить грязью Израиль? А это – один к одному – ситуация в отношении русских в Америке. Когда же русские пробуют возражать, их обзывают "антисемитами" и организуют травлю и дискредитацию, вплоть до науськивания на них Антидифамационной лиги. Будь эта лига действительно полноценной, а не этнически политизированной правозащитной организацией, ей как раз русских в данном случае и следовало бы защищать.

Будем называть вещи своими именами. У русских в Америке "увели" их право занимать нишу собственного культурного меньшинства, со своими корнями, своей религией, связями с той страной, откуда они приехали. Как бы мало русских ни было во Франции, Италии или Америке, на то они и меньшинства, чтобы и их права охранялись; в цивилизованных странах это базовый принцип. А уж Америка, как декларируется, больше других на этом принципе стоит.

Отчего так не повезло именно русским в Америке – это отдельная история. Хотя очевидно, что ситуацию с "обыкновенной дискриминацией" русских меньшинств уже невозможно преломить силами только самих этих меньшинств.

…Выстоял наш русский журнал, который называется теперь не "Космополит", а "Лидер", собирается диаспора, к делам и изданиям нашего малочисленного центра понемногу стекаются те, для кого русская культура и язык, ощущение своей общности с судьбой России – это неотъемлемая часть бытия. Никаких грантов на работающий русский центр мы от американцев пока не получили, но, честно говоря, пока не сильно этого добивались. Сначала самим надо что-то для Америки полезное сделать, не хочется быть нахлебниками, таковых и без нас хватает.

"Русский брэнд", к слову, агрессивные оппоненты так и не вернули. До сих пор в беднейшем районе неподалеку от Бостона красуется вывеска некоей организации под не соответствующей ее целям и интересам названием: "Russian community Center". Он до сих пор финансируется за счет грантов на "русскую общину", хотя реально деньги поступают в семейный карман предприимчивой семье из "независимой Украины", по совместительству являющейся дирекцией одной из еврейских благотворительных организаций. По семейной ли схеме распределяются финансовые поступления, судить не беремся. Но как такие семейные подряды возникают, об этом будет следующий рассказ.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
01.12.2020
Елена Бондарева
Поэзия русской Сербии. К 100-летию Русского исхода.
Фоторепортаж
03.12.2020
Подготовила Мария Максимова
В Эрмитаже проходит выставка изделий фирмы Карла Фаберже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».