Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Удастся ли Америке сдержать Китай?

Удастся ли Америке сдержать Китай?

Пекин готов ответить на американский вызов
Виктор Пироженко
07.12.2018
Удастся ли Америке сдержать Китай?

В американо-китайском торговом конфликте в последнее время укрепляются новые тенденции, которые выходят за рамки непосредственного тарифного противостояния и защитных торгово-экономических мер. В результате, можно прогнозировать слабые шансы на успешность переговоров США и КНР по прекращению торгового конфликта, о чём была достигнута договорённость между Трампом и Си Цзиньпином в Буэнос-Айрэсе 30 ноября – 1 декабря.

Речь вице-президента США Пенса 4 октября в Гудзоновском институте и выход США из ДРСМД однозначно подтвердили, что проблема в отношениях США – КНР более общего свойства. Вашингтон в принципе против дальнейшего экономического развития Китая и повышения его мировой роли в целом и в АТР в частности.

В данный момент «сдерживание» Китая, обозначенное в стратегии национальной безопасности США, обретает конкретные черты в виде экономической, идеологической и военно-политической конфронтации с КНР. В том числе, и в виде американской угрозы размещения ракет средней и малой дальности в регионе.

Более того, первые лица администрации Трампа, критикуя «нечестную», якобы, торговую практику КНР и методы достижения экономического роста, стали предъявлять претензии к самому экономическому строю страны.

Например, к нечестной торговой практике Трамп относит промышленные государственные субсидии в КНР, которые позволяют китайским производителям, по мнению Вашингтона, удерживать низкие цены на экспортные товары на американском рынке.   

Но суть в том, что промышленные госсубсидии являются важной частью системы государственного регулирования рынка в КНР и принципиальной характеристикой китайского экономического строя.

На симпозиуме в Пекине по развитию частных предприятий 1 ноября председатель КНР Си Цзиньпин подтвердил доминирование государственного сектора в экономике и определяющую роль государства в управлении рынком, что предполагает и сохранение промышленных госсубсидий. Одновременно правительство КНР планирует развивать различные формы собственности, что «имеет решающее значение для улучшения социалистической рыночной экономики». В этом плане важное место занимает реформирование и модернизация централизованно управляемых государственных предприятий.

При этом в Китае есть понимание, что следует избавляться от зависимости от рынка США, и одновременно ослаблять экспортную зависимость в принципе. Для этого основная ставка правительством КНР делается на повышение роли внутреннего рынка.

Вместе с тем для замещения американского импорта импортом из других стран, в КНР сделана ставка на дальнейшее открытие экономики для иностранных капиталовложений и иностранных компаний.

На этом фоне перспективы долгосрочного урегулирования торгового конфликта между сторонами выглядят весьма смутно.

Итогом недавней встречи Си Цзинбпина и Трампа на полях G-20 в Аргентине стало согласие сторон отложить на 90 дней повышение тарифов и продолжить торговые переговоры. Если в конце этого периода времени стороны не смогут достичь соглашения, 10% американские тарифы на китайский импорт будут повышены до 25%, как и обещал ранее Трамп.

Официально констатировано, что Китай и США продолжат обсуждение по всем вопросам, которые беспокоят Вашингтон: по расширению доступа на рынки, защите интеллектуальной собственности, избежанию обязательной передачи американских технологий в условиях совместных предприятий с КНР и совместной борьбе с киберпреступностью.

Но вопрос в том, на каких принципах и с каких позиций будут идти переговоры во время «торгового перемирия»?

Когда выяснилось, что КНР не собирается уступать американцам в одностороннем порядке, последовало повышение администрацией Трампа тарифов на китайский импорт в США.

Поэтому представляется, что результат 90-дневных переговоров рабочих групп США и КНР в большей степени зависит от администрации Трампа. А здесь, видимо, всё решится в борьбе двух точек зрения на проблему оптимального экономического взаимодействия с КНР.  

Ряд функционеров администрации Трампа, такие, как экономический советник Трампа Ларри Кудлоу и министр финансов Стивен Мнучин, рассматривают повышение тарифов на китайский импорт, как средство снижения барьеров в торгово-инвестиционном взаимодействии с Китаем, и не более.

Но советник Трампа по торговле Питер Наварро и торговый представитель Роберт Лайтхайзер считают, что тарифы – это лишь одно из средств экономического сдерживания Китая. К ним примыкают советник по безопасности Болтон и вице-президент Пенс с ещё более крайней позицией – экономическое развитие КНР подрывает американское лидерство в мире. Поэтому США должны быть готовы к всеобъемлющей конкуренции с КНР.

По итогам встречи в Буэнос-Айрэсе ситуация в американо-китайских отношениях фактически вернулась к маю 2018 года, т.е. на момент до повышения США тарифов. Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс проинформировала, что китайская сторона согласилась немедленно начать покупать «очень существенный объём сельскохозяйственного, энергетического, промышленного и другого товара из США, чтобы сократить дисбаланс в торговле».

В общем плане в КНР ситуацию оценивают скорее со сдержанным оптимизмом. При этом в Пекине не строят иллюзий. Торговое перемирие – это хороший шанс для поиска взаимовыгодных решений, но успех не гарантирован. В заявлении китайской стороны по итогам встречи говорится, что «КНР откроет свой рынок и расширит импорт на основе ... спроса внутреннего рынка».

Одновременно с этим в Пекине понимают, что китайская политика открытости требует признания различий Китая и остального мира. В Пекине ещё раз подтвердили принципиальную позицию – Китай, повышая свою роль в мире, не собирается никому навязывать свои ценности и образ жизни.

В отношении дальнейшей политики США китайская англоязычная «Глобал таймс» философски замечает: «Несмотря на то, что могут быть трения или конфликты, причиняющие неудобства и даже боль, они помогают обеим сторонам лучше понять интересы друг друга».

Похоже, в Пекине готовы к любому развитию событий.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..