Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Турецкие горизонты

Турецкие горизонты

Итогом визита Дмитрия Медведева в Анкару стали более двадцати подписанных соглашений
Андрей Степанов
13.05.2010
Турецкие горизонты

«Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна», - так пелось когда-то в популярной советской песне. Кто бы мог подумать, что со временем именно берег турецкий станет излюбленной всероссийской здравницей, а Турцию, давнишнего члена НАТО, российский президент назовет добрым и надежным соседом.

К лету обе стороны намерены отменить визовый режим. И это, несомненно, будет способствовать дальнейшему расширению контактов. В их основе, естественно, лежит прочная экономическая база. Чтобы не быть голословным, приведу несколько цифр. Турция занимает пятое место во внешней торговле России, а наша страна - первый торговый партнер южного соседа. В 2008-м наш товарооборот достиг 35 миллиардов долларов, правда, на следующий год, из-за мирового финансового кризиса, просел аж на 40 процентов. Понятно, что такое положение не может радовать ни Москву, ни Анкару. Поэтому российское руководство ставит цель: по меньшей мере, утроить достигнутый максимум в течение следующей пятилетки.

О важности нашего делового партнерства говорит и то, что российский газ, поступающий как через балканский трубопровод, так и через «Голубой поток» по дну Черного моря, удовлетворяет две трети потребностей Турции, а российская нефть составляет треть ее потребления жидкого топлива. С другой стороны, за последние 10 лет полторы сотни турецких подрядных компаний построили в России более 800 крупных объектов на 17 миллиардов долларов. Существенный торговый дисбаланс в пользу России Турция отчасти компенсирует доходами от туризма, за счет все еще продолжающейся - но в гораздо более скромных масштабах - «челночной» торговли, а также денежными переводами турецких строителей.

Такое взаимное притяжение и переплетение интересов отнюдь не случайно, оно обусловлено географическими и историческими факторами.

Пять столетий взаимоотношений России и Османской империи – это не только череда войн, но и активное торговое и культурное взаимодействие. Советская Россия первой признала и оказала существенную военную помощь молодой Турецкой республике, боровшейся против иностранных интервентов. Турецкая индустриализация началась с советской помощью. Затем, после смерти основателя республики Кемаля Ататюрка, наступило охлаждение. Но и тогда с нашей помощью в Турции возводились крупные хозяйственные объекты, например, металлургический завод в Искандеруне и нефтеперегонный в Али-Аге под Измиром. На советский период приходятся и первые поставки газа южному соседу.

За последние двадцать лет в наших отношениях произошел качественный скачок: от «холодной войны» до тесного сотрудничества. Миллионы людей из обоих евразийских государств познакомились друг с другом и обнаружили много сходных черт в национальном характере.

Один мой турецкий знакомый даже философски заметил, что, если бы турки стали православными, то очень походили бы на русских.

В бурные девяностые «челноки», сновавшие между нашими странами с туго набитыми баулами, помогли наполнить обескровленный российский внутренний рынок, а миллионы наших сограждан открыли для себя турецкое побережье, теплое море, красоты природы, памятники истории и культуры, традиционное турецкое гостеприимство. Характерно, что 2007-й стал годом российской культуры в Турции, а следующий, 2008-й - годом турецкой культуры в России. Налажены и успешно развиваются связи Турции с российскими регионами, прежде всего, с Татарстаном и Краснодарским краем.

Налажены постоянные политические консультации, однако обе стороны отнюдь не намерены останавливаться на достигнутом. Одним из итогов визита Дмитрия Медведева в Турцию стало подписание соглашения о создании Совета сотрудничества высшего уровня. Напомню, что аналогичные органы действуют лишь между нашей страной и Германией, а также Италией. Они возглавляются президентами и премьер-министрами и разрабатывают стратегию сотрудничества и его основные перспективные направления, а также форсируют взаимодействие деловых кругов. В сущности, этот орган лишь задает организационные рамки регулярным российско-турецким контактам на высшем уровне. И президент России, и глава кабинета министров неоднократно встречались со своими турецкими коллегами, обсуждали и решали насущные вопросы партнерства: к примеру, недавно был в принципе согласован проект прокладки газопровода «Южный поток» по дну Черного моря через турецкую экономическую зону.

В повестке дня состоявшегося визита стояли вопросы наращивания партнерства в новых областях, таких, как взаимные инвестиции, приращение накопленного потенциала в топливно-энергетической сфере. Подписаны соглашения о строительстве второй очереди «Голубого потока». С российским участием будет строиться нефтепровод Самсун-Джейхан с подключением его к планируемому нефтепроводу Бургас-Александруполис в обход перегруженных турецких проливов. Турция, как транзитный узел поставок в Европу углеводородного сырья, привлекает все больший интерес зарубежных инвесторов. Анкара уже одобрила проект строительства на турецкой территории газопровода «Набукко», который стал бы конкурентом «Южного потока». Тем не менее, запланировано, что в Джейхане, при российском содействии, будет сооружен нефтеперегонный завод. Станет развиваться и кооперация в научно-технической области, в сфере новейших технологий, транспорта, связи и исследования космоса. И, наконец, венцом делового партнерства на нынешнем этапе будет первая в Турции атомная электростанция, которую построят при российском содействии на берегу Средиземного моря. И вырабатываемая там энергия пойдет на подпитку, прежде всего, бурно растущего туристического сектора, который планирует принимать на отдых все больше и больше россиян. Всего же в ходе визита Дмитрия Медведева было подписано более двадцати соглашений.

Большему нашему сближению способствует и то, что Анкара отходит от однобокой ориентации на Вашингтон и Брюссель: в Турции все громче звучат голоса сторонников евразийского вектора внешней политики.

Поговаривают даже о возможном в перспективе присоединении Турции к странам БРИК, куда входят Бразилия, Индия, Россия и Китай. Анкара дистанцировалась от американского вторжения в Ирак, занимает умеренную позицию в отношении иранской ядерной программы и убеждена в мирном ее характере. Она наладила добрососедские отношения с Тегераном и Дамаском за счет серьезного охлаждения отношений с Израилем, и пытается нормализовать отношения с другим соседом – Арменией.

Долгое время Турция, как полноправный член Североатлантического альянса, стучится в двери Евросоюза - правда, без особого успеха. Ряд европейских стран, прежде всего Франция, ставят бесконечные препоны на пути присоединения республики к ЕС. Многих серьезно беспокоит не только перспектива вступления в Евросоюз 75-миллионной Турции, в которой мусульмане составляют подавляющее большинство населения, их пугают и конкурентные преимущества турецких производителей, особенно одежды, обуви, электробытовых приборов и даже автомобилей. ЕС выдвигает в адрес Турции весьма жесткие требования, а в качестве препятствий для ее членства фигурируют нерешенность курдского национального вопроса, вопрос геноцида армян в последние годы существования Османской империи, неурегулированность кипрской проблемы и несовершенство турецкой демократической системы. Москва же неизменно придерживается принципов полного невмешательства во внутренние дела Турции, неукоснительного уважения ее суверенитета и координирует с Анкарой позиции по многим международным вопросам.

Совершенно ясно, что после переговоров Дмитрия Медведева в Анкаре наш южный сосед станет нам намного ближе, а «берег турецкий» - желанней и доступней. Вот главный итог визита.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..