Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 сентября 2020
«Тихий» Мелитополь

«Тихий» Мелитополь

Исход противостояния на Украине во многом зависит от позиции регионов
Дмитрий Мельников
27.05.2020
«Тихий» Мелитополь

Если с западными областями, вотчиной национализма и бандеровщины, все ясно, то с более многолюдными центральными, а особенно южными и восточными областями – не совсем. Их население, несмотря на массированную пропагандистскую обработку, все еще сохраняет тяготение к своей исторической родине – России.

Неурядицы в экономической и политической жизни в бывшей всесоюзной житнице, беспрестанные партийные разборки, попытки вытеснения русского языка способствуют появлению политиков, открыто заявляющих о симпатиях к России и сплочению людей вокруг них.

Примерно в такой атмосфере и живет приютившийся на дороге, ведущей в Крым, тихий Мелитополь. Несмотря на свою кажущуюся глубокую провинциальность и забитость, этот полуторасоттысячный город не так уж и прост, как может показаться на первый взгляд. Начать хотя бы с истории. Уже самим фактом своего появления на карте Медовый город (так переводится его название на русский) обязан присоединению Крыма и Таврии к России в конце XVIII века. Он неоднократно удостаивался внимания царских особ, начиная с императора Александра I, в летний сезон путь которых в Крым неизменно пролегал через этот небольшой тогда городок, через который, благодаря ускоренному промышленному развитию Российской империи, проложили железную дорогу всероссийского значения. В лихолетье Гражданской войны здесь летом 1920 года располагалась ставка барона Врангеля. Так что наряду с Омском или Владивостоком этот город можно считать одной из временных столиц нашей Родины. Да и вождь мирового пролетариата также отметился своим присутствием, хотя и, как это принято сейчас говорить, виртуальным: в одном из первых своих трудов – «Развитие капитализма в России» он заводит речь как раз о Мелитопольском уезде. Кстати, почему в качестве объекта его внимания был избран именно этот регион, не очень понятно. Промышленным центром он никогда не являлся, а тамошнее сельское хозяйство, к которому обращается В.И. Ленин, не только не было «двигателем развития капитализма», но и имело одну нетипичную черту – большая часть валового регионального продукта всегда производилась садоводами, а не хлеборобами, как в большинстве других регионов. Показательна и другая деталь: главный радетель за права всех угнетенных и обездоленных так ни разу и не обмолвился об украинском характере описываемой им административной единицы, что, впрочем, не помешало более чем через двадцать лет передать Мелитополь УССР.

Как видим, вплоть до включения в состав украинских земель Мелитополь появился на свет и развивался целиком в контексте общероссийских успехов.

Причем уже в послевоенное время Медовый город получил дополнительный импульс к развитию после появления там аэродрома военно-транспортной авиации, практически сразу приобретшего стратегическое значение. Не стоит забывать и о том, что существование этой довольно крупной воинской части привело к образованию довольно многочисленной прослойки настроенных в пользу союзного единства пенсионеров в погонах.

С приходом жовто-блакитной власти все резко изменилось. С фактическим прекращением работы автомобильных заводов Запорожья стали не нужны и запчасти, выпускавшиеся в Мелитополе. Часть оборудования сдали на металлолом, впрочем, нашлись умельцы, сумевшие «перебазировать» станки себе домой. Фактически единственными островками, где еще теплилась жизнь, стали работавший даже на экспорт мясоперерабатывающий комбинат, мебельная фабрика и железнодорожная отрасль. Еще одним спасительным кругом оказалось выращивание черешни. За счет нее поддерживал себя на плаву не только сам город, но и его окрестности. Причем именно сладкая ягода и связала накрепко этот населенный пункт с Россией – большая часть ее урожая традиционно направлялась в Москву. Кто мог, использовал свой личный автотранспорт, другие просто везли свой драгоценный груз на поездах. Однако с ужесточением пропускного режима на границе, введением драконовского контроля за соблюдением правил пассажирских перевозок в поездах потоки сладкой мелитопольской ягоды в Россию стали постепенно иссякать.

Совсем сложной ситуация стала в 2014 году. Вместе с закрытием железнодорожного сообщения с Крымом Мелитополь во многом утратил свое значение транспортного узла. Число поездов сильно сократилось, теперь они идут только до границы с Крымом. Фактически обрублено и сообщение с Донбассом.

Ставшие еще более жесткими проверки украинскими пограничниками и таможенниками в отношении выезжающих в Россию привели к сворачиванию всей торговли сельхозпродукцией, что незамедлительно сказалось на благосостоянии жителей.

А с началом «русской весны» Мелитополь к вящему неудовольствию Киева активно и недвусмысленно заявил о своей пророссийской позиции.

Делалось все это в противовес областному центру – Запорожью, где всегда был довольно большой процент людей, находящихся в плену раздутой нынче идеи величия исторической роли Запорожской сечи, когда-то там располагавшейся.

Митинги сторонников и противников майдана собирали по несколько тысяч человек – с учетом реального числа населения города (на тот момент не более ста тысяч), оставшегося после выезда на заработки, надо сказать, что эти цифры впечатляют. На площадях города сторонники пророссийского и прозападного курсов развития вступали в жаркие дебаты, порой доходившие до рукопашной. Даже местные силовики раздумывали, следует ли подчиняться приказам Киева, в котором власть захватили непонятные люди, по сути дела самозванцы. Одно из косвенных подтверждений тому – фактическое отсутствие в те дни какой-либо охраны на главном военном объекте – аэродроме военно-транспортной авиации. Видимо, уловив эти настроения, активисты пытались даже действовать наступательно, периодически навещая Запорожье для участия в акциях, направленных против «европеизации», что далеко не всегда завершалось мирно.

В Мелитополе фактическим главой противостоящих взбесившемуся Киеву сил стала хоть сильная, но все же женщина – Екатерина Уманец, которой пришлось ой как несладко под давлением СБУ и криминальных элементов, бесконечных угроз по интернету и телефону. После потери Крыма и событий на Донбассе понукаемые своими заокеанскими покровителями майданные власти перешли к решительному наступлению по всем направлениям. Само майданное руководство лично решало вопрос, какие действия предпринять, каких людей следует назначить на должности глав силового блока, кого из активистов можно перекупить, кого казнить, кого миловать.

Иначе и быть не могло – потеря такого транспортного узла, как Мелитополь, осложнила бы ведение войны в Донбассе, особенно на южном фланге. Да и для мирового гегемона - США этот населенный пункт не просто точка на карте, о чем могут говорить периодические визиты звездно-полосатых военно-транспортных самолетов с базы Гранд-Форкс.

Напомним, эта база – единственное место в США, которое, согласно договору по ПРО 1972 г., было прикрыто противоракетным зонтиком.

Конечно, полностью подавить сопротивление удалось далеко не сразу. Некоторая часть активистов ушла в ополчение, другая – в знак несогласия с планами развязать братоубийственную войну – попыталась воспрепятствовать мобилизации своих близких в необандеровские войска. Однако силы оказались неравные. Более того, часть населения удалось, как говорится, повязать кровью – несколько десятков жителей города, по большей части насильно забритых в необандеровские вооруженные формирования, сложили свои головы в ходе боев на Донбассе. Особенно чувствительной была потеря Ил-76 с экипажем из мелитопольских летчиков, сбитых над луганским аэропортом в 2014 году.

Акции украинских спецслужб продолжаются, о чем они хвастливо отчитываются в СМИ.

Хотя при этом в городе вопрос роста криминала, в том числе нападений и ограблений, совершенных членами преступных группировок, владеющих автоматическим оружием, стоит ребром. Мелитопольские же власти стараются делать вид, будто ничего не происходит, что, конечно, не прибавляет им авторитета в глазах местных жителей.

Все это привело к появлению целой плеяды персонажей, которых сейчас называют емким словом «упоротые». Один из таких деятелей заявляет о готовности устроить, пусть даже в одиночку, копию майдана в случае проявлений в его стороне «российской агрессии». Заслуживают внимания и его фантазии на историческую тему – мол, запорожские казаки прекрасно уживались с крымскими татарами, но тут пришла-де Екатерина II, захватила Крым и все испортила. Подобные пробандеровские взгляды сформировались у него под влиянием работы в западных судоходных компаниях, где ему как помощнику капитана платят далеко за пять тысяч долларов в месяц. Интересно, как запоет этот персонаж после пандемического кризиса, когда вполне может выясниться, что в его услугах больше не нуждаются.

Как представляется, пророссийские настроения все еще остаются. Яркий пример – высказывания депутата Верховной рады от Мелитополя Евгения Балицкого о готовности уйти вместе со всеми избирателями в Россию.

Даже в Киеве постарались пошуметь для проформы на этот счет и поскорее замять дело, чтобы не будировать его. Почему – ответ не раз звучал даже в не отличающихся объективностью украинских СМИ: несмотря на все старания Киева, жители города подвержены в массе своей пророссийским настроениям и открыты Русскому миру. А значит, шансы у сторонников его единства остаются.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 133 найденных.
Юрий Афанасьев-Широков
23.09.2020 19:37
79-летний уроженец Одессы, доктор философ. наук политолог Александр Ципко (Москва): //Сам тот факт, что на Украине не любят Порошенко, который чрезвычайно много сделал для утверждения и укрепления украинской национальной государственности, говорит о том, что национальная идея является чужой для подавляющей части населения нынешней Украины. Как не было какого-то идейного морально-политического союза между собранными Сталиным частями УССР, между Западной, Правобережной, Левобережной, Слободской Украиной и Новороссией, так нет и сейчас// https://www.mk.ru/politics/2019/04/22/zelenskiy-obladaet-zlym-darom-vybor-komika-porazhenie-revolyucii-dostoinstva.html
Юрий Афанасьев-Широков
23.09.2020 13:39
Ленинградцу - 21.09.2020 9:33
В начале реплика по поводу:
... А как же ВОСТОЧНЫЙ (древнекитайский) взгляд ИНЬ и ЯНЬ?...
О двуцивилизационности Русского мира:
Отталкиваюсь от своих размышлений... Явление это есть субъективно-историческое ("так сложилось в определённой исторической конкретности XVII-XVIII вв. в Русском мире"). Вовсе не застывшее "в своём совершенстве", а трансформирующееся, как в "-", так и в "+". Двуцивилизационность как принцип может ещё состояться (моё "рабочее" предположение, гипотеза!) в латиноамериканской общности. в чернокоже-африканской, в посткочевых (монгольской, казахской, киргизской), в погранично-исламских (турецкой, египетской, алжирской). ...Одним словом, двуцивилизационность как принцип не является эксклюзивным свойством только феномена русской двуцивилизационности (М.б.?).
2) //Вам же хотелось бы погружаться в статус-кво как в нирвану, любоваться гранями двуцивилизационности, законсервировав чудесный кристалл на вечные времена...// Ни в коей мере! Ибо это противоречит научному аналитическому подходу. ... Диалектическому! ... А //любоваться гранями// - это от восприятия религиозного.
3) //суть диалектического подхода// без идеализма Канта и Гегеля внерелигиозна ... Но принцип познания вне религиозного начала есть неправда! Т.к. диалектический метод есть основа для РАЦИОнального познания, то как быть с ИРРАЦИОнальным (прежде всего, - религиозным), которое ДЕЙСТВУЕТ уже многие тысячелетия?
Ленинградец
21.09.2020 9:33
(на Ваш ответ Александру Мясникяну, исх. 14:01 от 18.09.2020)
Правильно ли я понимаю, что диалектичность подхода некоторых читателей (в т.ч. и меня) к ряду исторических явлений, в т. числе и к двуцивилизационности Русского мира, вызывает Ваше внутреннее активное несогласие (скажем так)?
Давно и долго думал о сути диалектического подхода. Склоняюсь к мысли, что это (бинарность мира, сведение пространства параметров явления к двум разнонаправленным векторам) как раз и является рецидивом западного взгляда на бытие. Запад жаждет действия, ищет спусковой крючок. И находит его во внутреннем напряжении картины мироздания, срывающейся с места при случайной разбалансировке сил.
Вам же хотелось бы погружаться в статус-кво как в нирвану, любоваться гранями двуцивилизационности, законсервировав чудесный кристалл на вечные времена... Не так ли?
---
Как пел поэт:
- Крошка, это - западная мода!
Наш-то, что имеет - то и рад...
Александр Мясникян
18.09.2020 17:27
Расколот на Украине славянский, русский мир оказался....Этого никак нельзя было допускать
Ленинградец
18.09.2020 11:57
Юрий Евгеньевич, ленинскую национальную политику я воспринимаю как якорь, позволивший спасти Россию в дни цивилизационного шторма.
Знаете, чем якорь отличается от причальной стенки? Стенка исполняет свою защитную функцию в непосредственном контакте (иначе волнение разобьёт судно о неё), а якорь - исключительно на удалении. Чтобы сняться с якоря, нужно просто подтянуться к нему по цепи поближе, и он выйдет из зацепления. Стенка "работает" в штиль, облегчая грузо-пассажирский обмен. Когда же штормит, следует забыть об удобствах и спасать корабль.
В 20-е годы якорь национальной политики был заброшен с опережением. Национальный вопрос ещё только ГРОЗИЛ поняться, и расцвести махровым цветом. Именно эта удалённость от точки зацепления и позволила удержать страну от неминуемой гибели.
А беловежская "троица" решила подтянуть цепь...
---
Юрий Евгеньевич, нам - сегодняшним - видны многие последствия решений, принятых в точке революционной бифуркации. Не только положительные, но и... Более того, наш "судейский" взгляд замылен на положительные последствия и заточен на "но и..." Давайте всё-таки, при вынесении вердикта по этой "точке", не забывать:
а) ЧТО это была за "точка", и
б) что любое действие разворачивается не по баллистической, а по УПРАВЛЯЕМОЙ траектории, и что рычаги эти передаются из поколения в поколение, проходя - в том числе - и через наши с Вами руки.
---
Ильичу "на всё - про всё" было отпущено судьбой 6 (шесть!) лет. Вы с Вами барахтаемся уже четвёртый десяток. Давайте всё-таки простим ему, что он тогда - 100 лет назад! - не разобрался в НАШИХ СЕГОДНЯШНИХ проблемах!
Ленинградец
17.09.2020 15:00
Юрий Евгеньевич, я в целом принимаю Вашу концепцию двуцивилизационности. Не ныряю с головой, как окружающие нас "новообращённые" адепты (на идеологическом безрыбье - чего только не заглотишь!), а включаю в общую картину, как ЕЩЁ одну грань Русского мира. Согласитесь, если грань - единственная, то и картина - плоская...
Культурологически я представляю себе Россию, как цивилизацию ПОЛИ-культурализма. Восток, в моём представлении, погружён во внутренний абсолют, выводя внешний мир из поля активного зрения и рассматривая его как зону финального упокоения (эго-культурализм, только что придумал). Художественный образ Востока - акварель.
Запад - зона мульти-культурализма, царство локальной заточенности и функциональности, идеология атомизирУЮЩей индивидуальности ("индивид" = "неделимый"). Его идеал - перегородчатая эмаль.
Мы же рисуем картину мироздания - маслом...
.
Погружение во внутренний мир тормозит технологическое развитие Востока. Внутренняя красота, не подкреплённая силовой оболочкой, не спасает, а - обезоруживает общество, которое не может защитить своих членов в изменчивых условиях окружающей среды. Человек, как носитель цивилизационной Идеи, вымирает, цивилизационное поле - тает...
Функциональная заточенность Запада создаёт иллюзию универсального могущества. Запад - царство Науки; наука знает "как", но не знает "куда". Цели бытия - растворяются, цели развития - замещаются маркерами пути. Индивид - благоденствует, но общество - теряет норму и вектор. Образ будущего замещается взглядом в прошлое (все маркеры стоят на ПРОЙДЕННОМ пути...) Цивилизационный ансамбль рассыпается на броуновские телодвижения. ОбесЦЕЛенное общество рассыпается, погребая под своими обломками вчерашних "героев"...
Соединяя в себе эти два начала, Русский мир может обессмертить себя, конвергировав их доминантные стороны. А может - разорваться, купившись на рецессив. Поэтому нам крайне остро - как ни там, ни там - необходимо сформировать идеологию своего Мира. А мы, вместо этого, ...
Юрий Афанасьев-Широков
17.09.2020 14:21
Ленинградцу - 17.09.2020 13:15
//Мазепа, как историческая личность, не был представителем никакой национальной идеи//. Абсолютно согласен с классиком! ... Но, позволю себе "ухглубить и расширить" т.зр. небожителя! ... ЕСТЕСТВЕННАЯ национальная (т.е. в перспективе - государственническая) идея рождается из более масштабной величинности - из ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ЕДИНСТВА. А на всех Украинах - "единство" только по одному межцивилизационному срезу (социальному - сельская ментальность, хотя культурно и весьма отличающихся друг от друга хуторянств-селянств: скажем, галичане-западэнцы и полтавские малороссы). А т.к. на Украинах наличествует тяготение к 2-м разнополюсным цивилизационным началам, то и ЕСТЕСТВЕННАЯ тяга к цивилизационно-единой государственности отсутствует. ... То, что 100 лет назад предложила лабораторно-выведенная "идэя" "соборного" свидомого едино-украинства (М.Грушевским, С.Петлюрой, С.Бандерой, Д.Донцовым) до сего дня пребывает в состоянии "родовой травмы". Мучается и верещит. Трудно отрицать, что фатальную поддержку рождающемуся "гомункулу" оказали в своё время своими действиями В.Ленин, И.Сталин, Н.Хрущёв и даже М.Горбачёв с Б.Ельциным. ... Сегодняшнее галичанское в Нэзалэжной воспринимает идеологическое свидомое едино-украинство ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО как господство своего галичанского начала в масштабе всех Украин. Откуда такое тотальное обалванивание населения свидомостью.
Ленинградец
17.09.2020 13:15
"у молодого М.Грушевского тяжкое как для украинского патриота признание, что..."
..
Возвращаясь к Н. Ульянову: он указал на схожее признание и у Костомарова.
.
"Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представителем никакой национальной идеи. Это был эгoист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приёмам жизни, он перешёл в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями. Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была вoплoщённая лoжь. Он лгaл перед всеми, всех обманывал - и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности"
/Н. И. Костомаров - "Мазепа". Историч. монография. М. 1883, стр. 446/
---
"А если сливки плохи, то - что же молоко?"
Юрий Афанасьев-Широков
16.09.2020 18:35
Ленинградцу - 16.09.2020 15:14
"От печки..." Для начала задумайтесь/зайдите от противного:
1) ... Можно ли считать Русскую общность / Русский мир частью Западной цивилизации? (Вопреки мнению - ангажированных одним лишь научным прозрением - О.Шпенглера, А.Тойнби, С.Хантингтона, др.?)
2) А если не часть Запада, то - какая? ... Самостоятельная? ... Допустим.
3) ... Столь же самобытно-самостоятельная как китайская (ханьская), индийская (индостанская), межконтинентальная исламская? ... Тоже нельзя так сказать!
4) Т.е. мы физически, ментально ощущаем в Русской евразийской общности присутствие двух культурных (цивилизационных) начал: европейской (последние 3,5 столетия русской истории с массой подтверждений!) и изначальной, "почвеннической" (этнически в основе которой - славяне-угро-финны-балты-тюрки, а духовно - православие, прежде всего, старого, адаптированного "почвой", обряда).
5) Но можно ли сказать, что в Русской общности европейское ("немчура"), образованное живёт отдельно, а - почвенническое (трансформировавшееся, народное, где-то крестьянское, в чём-то православное) - тоже отдельно? ... Пожалуй, нет. Так за столетия всё переплелось.
6) Значит, - симбиоз? Нераздельность? Взаимополезное сосуществование? Или (чтобы одним словом) - ДВУЦИВИЛИЗАЦИОННОСТЬ в одной общности? ... Я отстаиваю именно эту т.зр. При этом предлагаю увидеть культурологическую феноменальность данного явления, которому в истории человечества уже 350 лет (начало положено Никонианской реформой).
7) Есть ли в совр. истории подобные явления? ... Скажем, Япония, подвергшаяся вестернизации после Революции Мэйдзи? ... Всё же, нет. Ибо Япония продолжает "сохранять своё японское лицо" при всём теснейшем контакте с западными ценностями.
8) Безболезненной ли оказалась русская двуцивилизационность? Когда на верху господствовала проевропейская элита, а низы (до 80-90%) были тождественны "почве"? ... Не скажите! Разин, дыба Петровских реформ, Пугачёв, революция 1917-22 гг.
Ленинградец
16.09.2020 15:14
Спасибо, я обязательно подумаю, как это я умудрился очутиться на "немецкой" стороне. И как мне оттуда слезть, не ободрав и не перекрасившись. Признаться, я уже ходил где-то по кромке такого ответа. Но, как крыловская мартышка, старался отвернуться от зеркала...
---
Из "классического" же наследия меня интересует не то, что НЕ получилось, а... Как дед - деду: покупаешь внуку игрушку, он с ней играет и ломает. И дорогущее изделие летит в помойку. Так что же, не покупать было? Или - купить и тут же выбросить, чтоб после не расстраиваться?
За эти 70 с копейками лет мы прошли гигантский цивилизационный путь. Чтоб проникнуться масштабом, достаточно взглянуть - к примеру - на австралопитеков. Их обществу - миллионы лет! И?... А мы?...
Что в Красном проекте резонировало с внутренними цивилизационными установками? Не резонировало бы - пожало бы общество плечами, да и прошло мимо. Что из этих "резонансов" нам - сегодняшним! - представляется важным, что - бесценным, а что - омерзительным? Что за эту эпоху развилось, что - отмерло, что - зародилось? Хотим ли мы этого нового, умрём ли мы без этого старого? Хотим/умрём - как население или как цивилизация?
Вот что надо обсуждать на историко-патриотическом форуме! А не формы "революционных" носов!
Или обсуждение носов - это и есть квинтэссенция российской патриотической мысли?...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 133 найденных.

Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
28.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее военной формы открылась выставка военно-исторической миниатюры.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».